Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Статья "Воспитание нравственно- волевых качеств у детей дошкольного возраста через трудовую деятельность" | Косареа Наталья Игоревна. Работа №209259

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Косареа Наталья Игоревна
описание трудовой деятельности детей в детском саду; в соответствии с возрастом детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Воспитание нравственно-волевых качеств у детей дошкольного возраста через трудовую деятельность»

 

 

 

 

 

 

 

 

подготовила воспитатель МБДОУ дскв «Кирпичики»

Косарева Наталья Игоревна

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Асбест

 

 

 

 

«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребёнок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распознается богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребёнок не чувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалась на трудовом успехе».

В.А. Сухомлинский

Наше времяэто время перемен. Сейчас в России нужны люди, способные самостоятельно принимать нестандартные решения, умеющие организовать, спланировать свою работу и при этом обладать такими важными качествами как настойчивость, целеустремлённость, ответственность, дисциплинированность, чувство долга.

Значение труда для развития личности подчёркивал Л.С. Рубинштейн, говоря, что человек доподлинно владеет лишь тем, что сам добывает собственным трудом.

Формирование нравственно-волевой сферы важное условие всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Нравственно-волевые качества начинают формироваться у детей в дошкольном возрасте. Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания нравственных качеств через различные виды труда. Ребёнка в этом возрасте отличает внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, безграничное доверие взрослому, подражание ему во всех поступках. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребёнка, остаются в памяти на всю жизнь. К ним относятся, прежде всего, формирование нравственных чувств и качеств детей на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Благодаря проведенным исследованиям в педагогической науке, накоплены определённые научные выводы об эффективности процесса воспитания нравственно-волевых качеств у детей дошкольного возраста и формирование положительного отношения к труду.

Труд является важнейшим средством воспитания, начиная с дошкольного возраста, в процессе труда формируется личность ребёнка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, её талантов.

Выявляя состояние трудового воспитания в дошкольных учреждениях, беседуя с дошкольными работниками, постоянно сталкиваешься с фактами, когда труд организуется, дети систематически принимают участие в разных его видах, имеют разные навыки трудовой деятельности, однако приобретение нравственных качеств не происходит. Прежде всего, не складывается правильное отношение детей к труду, желание трудиться. Одно лишь участие ребёнка в труде не является решающим для его нравственного воспитания. Приобретение трудовых умений и навыков, необходимых для той или иной деятельности, недостаточно для воспитания трудолюбия, формирования эмоционально-положительного отношения к труду. Приобретение трудовых умений и навыков составляет важную и необходимую основу нравственно-трудового воспитания детей.

В то же время, изучение и анализ работы детских садов позволил вычленить ряд нерешённых вопросов, связанных с воспитанием нравственно-волевых качеств у детей дошкольного возраста через трудовые действия. Прежде всего, следует отметить недостаточное понимание педагогов и родителей проблеме воспитания детей, представления их о путях воспитания, критерия оценок, отсутствие системы в работе по данному направлению воспитательной деятельности детских садов.

В настоящее время, когда нравственность, ответственность, подражание взрослым родителям зачастую нельзя брать как пример, и необходимо, прежде всего, заниматься «перевоспитанием» родителей детей, возникла такая проблема, что является актуальным.

 

Учитывая актуальную значимость проблемы, определим идею нашей работы: сформировать у детей дошкольного возраста нравственно-волевые качества через трудовые действия, чтобы воспитать трудолюбивых и полезных для общества людей.

 

Цель работы заключается в раскрытии и воспитании нравственно-волевых качеств у детей дошкольного возраста (терпение, выдержку, умение договариваться, распределять между собой обязанности, работать сообща, оказывать взаимопомощь, желание охотно принимать поставленную цель и доводить начатое до конца, испытывать радость от самого процесса труда) через трудовые действия.

 

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:

Приобщать детей к выполнению различных трудовых действий, поручений с желанием.

Формировать у детей положительное отношение к труду, аккуратности, бережного отношения к вещам.

Сформировать желание охотно принимать поставленную цель и достигать результата, испытывая радость от самого процесса.

Воспитывать и совершенствовать духовный мир ребёнка.

Формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми и одновременно требовательного отношения детей при выполнении общественно-полезного дела.

Сформировать нравственные нормы поведения, упражнять в их выполнении, видеть жизненную необходимость нравственных норм.

Теоретическая часть

Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.

Иногда ошибочно считают, что если дети участвуют в трудовой деятельности, то само по себе уже происходит нравственное воспитание.

Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, её талантов.

Основой является именно труд. Но что такое труд? Это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд делает человека богатым духовно.

Труд развивает человека физически, и, наконец, труд должен приносить радость и доставлять счастье, благополучие. Еще можно сказать, что труд, это проявление заботы людей друг о друге.

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Л.Н.Толстой, М. Горький, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, в своих работах часто затрагивали эту тему.

«Надо сделать так, чтобы труд был интересен и посилен, и в то же время, чтобы это был творческий труд, а не только механический» Н.К. Крупская.

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал, что труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает гражданское чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Мысли К.Д. Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Он утверждает, что материальные плоды трудов составляют человеческое достояние, но только внутренняя духовная животворённая сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем нравственности и счастья.

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младшей группе, оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста в этот труд не требуются такие усилия, для детей это становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленную на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.

Рассмотрим некоторые виды труда.

Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность делать для этого всё необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдения гигиенического правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и в семье. Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место, формирует у детей самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствие.

Труд детей в природе – создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом виде труда, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.

Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые этим занимаются.

Труд в природе помогает воспитывать любовь к ней. Через содержание труда в природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей в радостных эстетических эмоциях, осуществляется также эстетическое воспитание детей.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справляться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на практике усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов. Так, обучаясь, изготовлению полезных предметов из бумаги, дети узнают, что её можно складывать, резать, склеивать.

Дерево можно строгать, пилить, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путём наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом (листьями, желудями, соломой, корой, и т. д.) дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразными качествами (цветом, формой, твёрдостью).

В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно – бытовой труд. Необходимость в данном труде в детском саду и дома возникает постоянно, он сопровождает любую деятельность. В быту постоянно возникает необходимость потрудиться: кто-то испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, вытереть, подобрать. Таким образом, создаётся возможность для воспитания у детей готовности к труду, привычки к трудовому усилию.

Этот труд, как никакой другой, даёт возможность воспитывать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, как правило, формируется бережное отношение к вещам и одежде, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помочь товарищу. Дети активно включаются в различные виды хозяйственно-бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценить результаты труда своего и товарищей.

Содержание этого вида труда в старшем дошкольном возрасте значительно разнообразнее, чем в младшем. Если взрослые не разделяют труд пяти – шести летних детей на мужской и женский, то и дети не будут этого делать. У мальчиков, в частности, начнёт формироваться привычка принимать активное участие в домашней работе, столь необходимой для будущей семейной жизни.

Особенность хозяйственно-бытового труда обусловлена тем, что результаты его иногда незаметны, как и в других видах труда. Он наглядно ощутим, лишь непродолжительное время: протёрли пыль, а она на завтра опять появилась. И ничто не напоминает детям о затраченных усилиях, о доведённого начатого дела до конца.

Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной однообразной, но жизненно необходимой работе важно создавать оптимальные условия. Надо продумать расположение всего инвентаря. Так, если в шкафу лежат один в другой несколько тазиков для стирки кукольного белья, рядом мыло в мыльницах, ведёрки для стирки кукольного белья, верёвка, и т.д., детям будет легче приготовиться к работе. Здесь же повесить небольшие полотенца, которыми дети вытирают тазики; тряпочки, чтобы вытирать со столов, вытирать фартуки. Удобное расположение приучает детей к определенному порядку в работе и её организации.

Участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано, примерно на втором году жизни. Даже ограниченные физические и духовные возможности ребёнка дают ему возможность проявить самостоятельность, активность при выполнении трудовых поручений. В младших группах труд детей организуется в форме индивидуальных поручений. Это объясняется тем, что младшие дошкольники нуждаются в постоянном контроле. Дети действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывают материал для занятий, поливают растения. В данном случае, взрослый берёт на себя более трудную работу, ребёнку остаётся работа посильная. Участие взрослого очень радует ребёнка, так как ребёнок чувствует себя наравне с взрослым. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладеть необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.

Во второй младшей группе в поручениях, направленных на выполнение уже хорошо знакомых действий, могут принимать участие три-четыре ребёнка одновременно. Каждый из них выполняет своё задание, действует в темпе, соответствующем своим индивидуальным особенностям и уровню умений, и по окончании работы получает оценку педагога. Это труд рядом. Педагог имеет возможность установить контакт с каждым ребенком с учетом его особенностей, например, один нуждается в постоянном контроле, другой – в дополнительном показе и разъяснении действий, а третьему необходима помощь и т. д. Чтобы привлечение детей к труду носило систематический характер, необходимо вести учет, кто какие поручения выполнял, насколько овладел навыком.

Известно, что в младшем дошкольном возрасте труд как самостоятельная деятельность ещё не сформировался ни в сознании, ни в поведении детей. Часто включение их в трудовой процесс не отличается от их поведения в игре. Лишь в редких случаях малыши называют некоторые трудовые процессы, действия, имеющие отношение к труду. Важно пронаблюдать и поведение младшего дошкольника во время выполнения поручений. Активно принимая поставленную взрослым задачу, малыши не могут ещё действовать целенаправленно. Труд для них притягательный и желанный благодаря новизне, необычности действий, тому, что можно подражать взрослым: стирать как мама, накрывать на стол как мама и т. д. Однако увлечение процессом «деланья» часто превращает труд малышей в игру, а игру в труд. Порой эти два вида деятельности настолько слиты, что их трудно разграничить.

Необходимо учить детей находить посильные задачи, используя любые возможности. Ребёнку надо дать понять, что такое поведение одобряется. Например, малыш видит, что книги на полке лежат в беспорядке, он аккуратно их складывает в стопку; кто-то забыл убрать строительный материал на место – другой начинает убирать его. Воспитатель должен обязательно похвалить ребенка.

Умение самостоятельно ставить перед собой цель формируется постепенно, на основе достижения ребенком целей, которые ставит первоначально педагог. Взрослый учит ребёнка, где и в чем он может проявить свою инициативу.

На первых порах дети овладевают некоторыми результативными трудовыми действиями, входящими в тот или иной трудовой процесс, а говорить об овладении этими и другими действиями можно в том случае, если ребенок достигает результата: платье аккуратно повешено на спинку стула; на столе разложены ложки; для занятия расставлены стулья и т. д.

Прежде всего, участие детей в труде должно осуществляться в условиях доброжелательной атмосферы, внимания к каждому ребёнку, постоянной занятости самого воспитателя и няни. Поэтому важно при детях затевать дела, чтобы привлечь их внимание. Здесь уместен такой прием, как «разговор с самим собой», который ведётся взрослым по ходу работы.

Важно вызвать у малышей интерес к труду, используя игровые приемы. Первый этап, предшествующий включению ребёнка в общий труд с взрослым, очень важен. Именно здесь создается эмоционально-положительная, благоприятная основа для овладения детьми трудовыми действиями. Самостоятельное включение ребёнка в деятельность или вовлечение его путем игровых приемов, а не путём принуждения со стороны взрослого облегчает обучение навыкам работы, выполнение нужных действий.

Чтобы у ребёнка не пропадал интерес к совершаемым действиям, а активность не снижалась, воспитатель по ходу работы обращается к оценке. Положительные оценки вселяют в ребенка уверенность в том, что у него всё получится.

Эффективной формой организации трудового обучения малышей являются дидактические игры. В ходе дидактических игр дети в занимательной форме упражняются в совершении действий, соблюдении их последовательности, учатся достигать результата. Игры типа: «Танечка проснулась», «Угостим Таню чаем», «научим куклу убирать кубики» и т. д. Совершая ряд последовательных действий, объединенных одной ситуацией, они осваивают и некоторые трудовые процессы.

Таким образом, воспитанники младшей группы активно овладевают умением трудиться, т. е. осваивают целый ряд действий, которые позволяют осуществлять различные трудовые процессы. Вместе с навыками у малышей появляется определённая независимость от взрослого, стремление подражать ему, быть на него похожим, желание делать то, что требуется, и этим доставлять окружающим большую радость.

 

В средней группе перед воспитателем стоит ответственная задача – формирование привычки к трудовому усилию. Успешное выполнение этой задачи возможно только при увеличении количества трудовых поручений, систематическом вовлечении в труд всех детей.

Во второй половине учебного года в средней группе детям усложняют задание, предложив одно дело пяти участникам одновременно, подведение единого результата труда. При такой форме организации дети впервые ставятся в условия коллективной деятельности. Ребёнок начинает понимать, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил своё задание каждый. В коллективном труде создаются условия для воспитания ответственности не только за себя, но и за товарищей, формируется умение распределять работу, прислушиваться к мнению сверстников. При организации общего труда необходимо равномерно распределять работу между детьми, чтобы они заканчивали её одновременно. В средней группе вводятся дежурства. Дежурство – это обязанность ребёнка.

Воспитание ответственности за порученное дело, стремления работать на пользу коллектива, формирование привычки систематически выполнять обязанности может быть успешным только при регулярном участии детей в труде и при наличии необходимого объема действий.

В среднем дошкольном возрасте трудовое обучение направлено на овладение детьми умением осуществлять целостные трудовые процессы. Работа должна вестись в двух направлениях: обучать детей действиям и последовательности их выполнения, что обеспечивает достижение результата. Во вторых, учить детей ставить цель, отбирать материалы и оборудование для труда, готовить рабочее место и всё убирать за собой.

При обучении детей способу выполнения задания важно соблюдать общедидактические правила:

Указания должны быть чёткими и краткими, объяснения немногословными, иначе дети не смогут вычленить нужные требования к способу выполнения и промежуточным результатам.

Необходимо показать детям не только то, что делать, но и как делать.

При объяснении способа действия педагог должен помочь детям увидеть связь между выполняемым действием и получаемым результатом.

Указания педагога – это рекомендации к осуществлению контроля за действиями: ребёнок должен знать, что и когда нужно проверять, как это делать, как устранять ошибки или предупреждать их появление.

При обучении детей умению планировать процесс труда можно использовать наглядность – картинки с изображением предметов труда. Сопоставляя свои действия с предметной моделью, ребёнок самостоятельно, осознанно выполняет задание. Так, у детей одновременно с формированием умения планировать процесс труда формируются самоконтроль и самооценка. Установка на самоконтроль побуждает детей быть более внимательными к выполнению задания. Сопоставление получаемых результатов с заданным образцом осуществляется поэтапно, по мере совершения ребёнком отдельных действий. Цель сопоставления – соответствие сделанного с картинкой. Практика показывает, что овладение детьми умением планировать процесс труда при опоре на наглядность осуществляется за короткое время, за незначительное количество упражнений.

Умение готовить рабочее место должно формироваться при организации любой деятельности – игровой, учебной, самостоятельной, художественной или двигательной.

Большое значение для овладения этим умением имеет оценка взрослого. Он отмечает качество организации рабочего места, умелое расположение ребёнком оборудования и материалов, подсказывает, что можно усовершенствовать. Такая оценка повышает ответственность ребенка к данному этапу трудового процесса.

Окончание работы связывается с уборкой рабочего места, с восстановления общего порядка в группе.

Так, постепенно у дошкольников формируются организационные умения, правильное отношение к предметам труда, бережное обращение с ними.

Умение планировать придаёт ребёнку уверенность в себе, что оказывает положительное влияние на отношение к совместному труду, на достижение общей цели деятельности.

 

В старших и подготовительных к школе группах применяются все три формы организации труда детей: поручения (индивидуальные и общие), дежурства, коллективный труд всей группы. Вводятся длительные индивидуальные поручения: уход за посаженными растениями, поддержание порядка в книжном уголке, на участке, и т. д. Такие поручения способствуют развитию чувства ответственности, осознанного отношения к своим обязанностям.

Общие поручения, объединяющие участников коллектива, в старшей группе становятся ведущей формой организации труда. Они требуют от детей большей самостоятельности при распределении работы, вызывают необходимость совместных действий.

Включение детей в общие поручения дает им возможность проверить на практике сложившиеся представления о нормах поведения в коллективе: оказывать помощь товарищам, предъявлять требования к тому, кто работает без достаточной тщательности или проявляет небрежность.

Общие поручения иногда принимают характер совместной деятельности. Её отличительной чертой являются наличие ряда последовательных операций, каждую из которых выполняет только один участник. Например, один ребёнок берет игрушку с полки, другой её протирает от пыли, а третий ставит на место. При такой организации дети оказываются в зависимости друг от друга. Качество работы каждого становится предметом контроля со стороны товарища: при обнаружении небрежности или ошибки он может предъявить претензии к сверстнику. Такие особенности организации обеспечивают взаимосвязь участников трудовой деятельности.

Другая особенность труда – неодновременное включение детей в процесс деятельности. Например, получив задание протереть листья у комнатных растений, первый ребёнок снимает их с подоконника, второй моет листья у комнатных растений, третий ставит чистые растения на поддоны. Тот, кто выполняет последнюю операцию, вынужден ждать, пока не будет выполнена работа его товарищами. Он начинает торопить их. В данном случае целесообразно предложить этому ребёнку дополнительное задание: прежде, чем расставить вымытые растения, надо протереть подоконники.

Содержание труда детей, объединенных совместной деятельностью, должно быть заранее продумано педагогом, с тем, чтобы количество самостоятельных операций не превышало трёх-четырёх.

В этом возрасте значительную роль играют дежурства. Навыки хозяйственно-бытового труда у детей, опыт, приобретённый ими при выполнении поручений, позволяет педагогу придавать дежурству характер систематических обязанностей, ставить детей в условия, когда должно проявиться чувство ответственности перед сверстниками за качество и своевременность выполнения работы. Труд дежурных принимает характер коллективной деятельности.

В старшей группе имеет место коллективная трудовая деятельность, в которую включаются все дети: уборка групповой комнаты, оформление её к празднику, уборка участка, разбивка огорода и т. д. Для удобства группу детей можно разделить на три-четыре звена и предложить каждому звену самостоятельное задание. Состав детей может быть постоянным, а дела периодически меняются.

Основное внимание педагога во время руководства коллективным трудом направляется на координацию работы звеньев, на помощь отдельным детям или звена при возникновении спора. Следует отбирать такое содержание коллективного труда, навыками выполнения которого дети владеют в достаточной мере.

В организации коллективного труда детей выделяют три последовательных этапа: распределение работы между участниками, процесс выполнения задания, обсуждение результатов трудовой деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства.

Детям небезразлично, какую работу они выполняют. Старшие дошкольники с увлечением прилагают значительные усилия, если понимают, что результаты их труда имеют общественно полезное значение. Каждое дело должно непременно завершаться результатом, который приносит детям радость и веру в свои силы. Обучение трудовым действиям воспитатель осуществляет через выполнение реального дела, необходимого для удовлетворения интересов детей и приносящего пользу сверстникам, младшим детям, педагогам, близким в семье. Это придает труду нравственный характер.

Работа по трудовому обучению в старшей группе ведется в нескольких направлениях:

Совершенствование всех видов навыков и умений, повышение уровня их самостоятельности.

Формирование умения планировать и организовывать не только индивидуальный, но и коллективный труд.

Разъяснение детям зависимости между заданием (целью) и требованиями к его исполнителю.

Формирование новых трудовых навыков при использовании нового содержания труда.

Прежде всего, педагог формирует у дошкольников представления о качестве действий, используя пример окружающих людей.

Детей следует приучать анализировать трудовую задачу, устанавливать разнообразные связи, обосновывать выбор способа действий, решать задачу несколькими способами, находить более рациональный из них.

В старшей группе создается возможность для организации обучения в форме беседы. Это позволяет распределить работу между участниками, учесть их желания и интересы. Постепенно воспитатель начинает привлекать детей к распределению общего труда, подчеркивая необходимость соблюдать правило: делить работу между товарищами нужно справедливо. Перед коллективным трудом во время беседы с детьми вырабатывается общий план действий, обсуждается, кто какую операцию будет выполнять, в какой последовательности, какое оборудование потребуется тому или иному участнику, где он его разместит, чтобы всем было удобно работать.

Перед будущими первоклассниками стоят сложные задачи, к реализации которых он должен быть готов. В подготовительной к школе группе у детей совершенствуются все приобретенные ранее трудовые навыки, повышается ответственность за проделанную работу не только свою, но и товарищей, чувствуют значимость своего вклада в проделанную работу. Дети самостоятельно выполняют трудовые поручения, оценивая свою работу честно и справедливо.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×