статья "Земля- наш общий дом" | Уколова Елена Викторовна. Работа №209207
Автор: Уколова Елена Викторовна
Встатье говорится о томчто нужно с детства учить детей заботится о природе.
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №275 комбинированного вида «Миша»
Кировский район
г. Новосибирск, ул. Комсомольская, 17
т.: 317 18 33, 317 09 02
автор:
Уколова Елена Викторовна
Статья «Земля наш - общий дом»
Земля - это наш дом, где родилась жизнь. Сохранение биосферы, сохранение всего живого на Земле и всего человечества в целом являются основными принципами Земли.
.Земля – удивительная планета! На ее поверхности шумят зеленые леса, текут реки и ручьи, расстилаются равнины, поднимаются высокие горы.
Все знают, что Земля – огромный шар. Она вращается вокруг своей оси и вокруг солнца – самой близкой к нам звезды. Если выйти ясным вечером на улицу и посмотреть в небо, мы увидим множество звезд и верную спутницу земли – Луну, которая рассеивает темноту зеленым светом. Луна управляет приливами и отливами. Луна и месяц – это одно и то же небесное тело. Иногда солнце, земля и луна расположены так, что мы видим только часть луны, похожую на тонкую краюшку хлеба. Эту часть луны и называют месяцем. Высоко в небе мерцает Полярная звезда, переливаются созвездия Малой и Большой медведиц. Звезды так далеки от нас, что их свет идет к земле миллионы лет. Огромные звезды кажутся нам крошечными светличками.
Мы не знаем, существует ли жизнь на других планетах, а вот нашу Родную Землю Матушку населяет много живых существ: люди, животные, растения, различные микроорганизмы. Мы все живем в одном общем доме и связаны друг с другом прочными, хотя порой и невидимыми нитями.
Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Здоровье человека определяется влиянием на его организм всякого рода одноклеточных животных. В настоящее время ученые всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность на планете, полностью истреблены некоторые виды животных. Опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы. Выживут ли будущие поколения землян? Ученые не уверены в том, смогут ли дети нашего тысячелетия купаться в реке, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов, любоваться звездным небом. Вспомним факты, которые, обернулись катастрофой для человека, из за экологического невежества людей. Это кислотные дожди, радиоактивные могильники, Чернобыль, авария на Саяно-Шушенской ГЭС. ЭС.
Ребенок появился на свет! Первым своим криком он сообщает всем, что еще одно живое существо имеет право занять своё место на планете. Его принимают заботливые руки врача, он делает свой первый вздох и его ещё легкие заполняются воздухом. Каким воздухом? Чистым и свежим, без вредных для дыхания и организма примесей или загрязненным, загазованным с вредными выбросами предприятий и атомных станций. Малыш еще не знает, каким воздухом он дышит, грязным или чистым. Но это и есть его первая встреча с экологией нашей планеты, страны и места где он родился.
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. Сегодня экология становится важнейшей областью науки, которая должна привести к углубленному пониманию жизни на земле в целом. Изучать природу – это значит: изучать окружающий нас мир, камни, растения, животных, звезды, климат, водоемы, самих себя, поскольку человек является частью природы. Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: «Экологического сознание», «Экологическое мышление», «Экологическая культура», «Экологическое образование» школьников, студентов и многих других, в том числе и понятие «Экологическое воспитание дошкольников».
Ежегодно 5 июня отмечается Всемирный день окружающей среды. Для чего же нужен этот праздник? Ответ прост. Каждый из нас обязан бережно относиться к окружающей среде, от этого зависит наше светлое будущее и этот праздник пропагандирует и призывает защищать ее.
В 1994 году по инициативе ООН началась работа над созданием проекта всемирно известной Хартии Земли. Что же из себя представляет это проект, и что нового оно
должно было внести для человечества?
XXI век, это век модернизаций, новых технологий, о чем когда-то человечество еще и не задумывалось. Но вот, что странно, с каждым днем жизнь общества улучшается, даже можно сказать упрощается и все это сопровождается тем, что наносится вред окружающей среде, среде нашего обитания.
Хартия Земли и была создана для того, чтобы бороться со всеми этими последствиями, принципы которой направлены на сохранение экосистемы земли, предусматривающее использование таких технологий, которые сохраняли бы ее целостность и регенеративные возможности; уважение и стремление сохранить все живое на ней, защиту природы и прав человека, взаимозависимость и неразделимость человечества. Мне кажется самое главное в Хартии Земли ее направленность на установление Добра и Мира, ее стремление защиты и отрицание насилия.
Поймав гусеницу, раздавив муравья, сорвав красивый цветок, человек сам не желая того наносит природе вред, обрывая ниточку, связывающую все живые существа на земле.
Тепло, свет, воздух, вода – необходимы всем живым существам на земле. Человек тоже часть природы. Ему нужны: чистая вода свежий воздух, плодородная почва, растения, животные и тд.
С младшего дошкольного возраста мы уделяем экологическому воспитание большое значение.
К подготовительной группе наши дети поняли, что Земля – наш общий дом, и только они ответственные за будущее планеты.
Дорогие друзья, давайте помнить о том, что если мы сорвем цветок, то он завянет, поймаем бабочку – она умрет на ладони.
Не причиняйте вреда ни нашему общему дому, ни его обитателям!
Прикасайтесь к природе только своим любящим сердцем!!!
С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В каждой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания. Но все они сходятся в том, что начинать эту работу необходимо с регионального материала. Одно из важнейших условий формирования экологических представлений - это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детский садов, палисадниках и парках, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания.
В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos - наука, учение, понятие). Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы«вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы. Познакомить детей с растениями, научить любить и ценить их – дело не из легких. Основные задачи, которые решаются в этом направлении, следующие: дать представления о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие; сформировать познавательный интерес к миру растений; помочь направить активность и энергию детей в правильное русло; нацелить на помощь в сохранении окружающей природы; дать возможность ребенку развиваться интеллектуально и духовно, быть в курсе всех экологических событий, которые происходят сейчас не только в его городе и стране, но и во всем мире;
расширить кругозор; способствовать формированию ответственного и правильного отношения к окружающей природе и среде, ее сохранению и улучшению.
Для решения задач экологического воспитания мы опираемся на следующие программы: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Открой себя» Е. В. Релеевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, «Мы» Н. Н. Кондратьевой.
В ДОУ проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. В методическом кабинете имеется: природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.
В педагогической работе по ознакомлению дошкольников с растениями мы используем следующие формы офомление дневников наблюдения, разработка маршрутов и тем экскурсий и экологических прогулок; оформление календарей природы; организация и проведение смотров-конкурсов детских работ; огород на окне, конкурс на лучшую кармушку,экологические праздники и занятия. Однако никто не заменит ребенку тех «наглядных пособий», которыми располагает сама природа. Поэтому важно продумать такую организацию работы, при которой у детей была бы возможность наблюдать за природой, играть в природе, исследовать природу, использовать полученные знания не только на занятиях. Естественно, что такую работу необходимо проводить на прогулке. Это могут быть и наблюдения за природными объектами, проведение экскурсии, занятий не только по ознакомлению с природой, но и по математике: «Математика в природе», развитию речи: «Сказки зимнего леса», занятия эстетического цикла, а также дидактические игры: «С какой ветки детки?», подвижные игры и т. д. Полученные представления о тех или иных растениях должны закрепляться и пополняться, тем самым поддерживая познавательный интерес детей.
Занятия, построенные на интеграции, объединяются одной темой. На таких занятиях дети чувствуют себя раскрепощенно, умеют работать в сотрудничестве с детьми и взрослыми, любознательны и активны, у детей наблюдается высокий творческий потенциал. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема. Метод проектной деятельности мы используем в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его, основная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также все сотрудники ДОУ. Использование интегрированного метода обучения способствует целостному восприятию мира ребенком, развивает его самостоятельность, познавательные и творческие способности.
В ходе реализации поставленных целей и задач по экологическому воспитанию старших дошкольников нами были получены следующие результаты:
• разработана программа «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»;
• разработан краткосрочный проект «Путешествие по экологической тропинке», направление которого было на успешную социализацию детей, формирование коммуникативных умений и навыков, развитие познавательной деятельности;
• создан центр природы в групповой комнате, в котором размещены: комнатные растения, краеведческие материалы, объекты для экспериментирования, дидактические игры природоведческого содержания;
• «Волшебный сундучок», в котором хранится природный материал.
Литература:
1. «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О. А., издательство «Детство-Пресс» 2-е изд., 2006.