Статья Статья. Автор: Потапова Юлия Николаевна

Автор: Потапова Юлия Николаевна
Опыт работы


Автор: Потапова Юлия Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 11
Опыт работы
по теме
Развитие мелкой моторики через нетрадиционные
техники рисования
Выполнила
Потапова Ю.Н.
Воспитатель
Коркино
2019
Все дети любят рисовать. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Р исование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Актуальность
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физическогоразвития ребенка.
Цель работы:создание условий для развития мелкой моторики у детей 2-3 лет через нетрадиционные техники рисования.
Основные задачи:
-Развитие и укрепление мелкой моторики.
-Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
-Обучение приёмам нетрадиционных техник рисования.
-Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности.
-Подведение детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
Ожидаемые результаты:
Динамика развития мелкой моторики. Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
Пополнение центра изобразительной деятельности различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому в деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к дальнейшим действиям при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основнымвидом деятельностидетей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение;
- яркая, хорошо продуманная наглядность и др.
В своей работе использовала накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
- рисование пальчиками;
- рисование ладошками;
- рисование ватными палочками;
- рисование на манной крупе;
- рисование губкой.
Внедрение в практику:
1.Изучение и анализ методической литературы.
2. Разработка перспективного плана на октябрь-апрель по нетрадиционной технике рисования в 1 младшей группе.
3. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.
4. Выставки детских рисунков для родителей.
5. Составление конспектов занятий по нетрадиционному рисованию.
Работа с родителями предусматривает: оформление консультаций по теме развития мелкой моторики и использованию нетрадиционных техник рисования, папок - передвижек, показ открытых мероприятий по теме, совместное оснащение центра искусства бросовым материалом, выставки детского творчества и др.
План работы
Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем, постепенно, вводила новые техники: рисование ватными палочками, рисование на манной крупе, рисование губкой. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты (В лесу родилась елочка, Сшили Тане сарафан и т. д.).
В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.
Перспективный план
Работа по развитию мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования предусматривалась не только на занятиях, но и в процессе игр, бесед, развлечений. Для закрепления знаний проводились различные игры: дидактические, словесные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые. Реализация программы осуществлялась в соответствии с разработанными планами, с учетом основных принципов планирования, возрастных и психологических особенностей детей.
Проанализировав, я отобрала для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребенку раннего возраста:
Рисование ладошками
Рисование пальчиками
Рисование ватными палочками
Рисование на манке.
Рисование губкой.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошками.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ватными палочками.
Средства выразительности: пятно, фактурность окраски, цвет.
Материалы: половина альбомного листа с изображением контура предмета, ватные палочки, гуашь.
Способ получения изображения: на кончик ватной палочки набираем гуашь определенного цвета и рисуем по контуру силуэта предмета, чтобы получались точки. Для каждого нового цвета используйте новую палочку. Из точек составляем различные узоры: цветы, разноцветные полоски, геометрические формы.
Рисование на манке
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: подносы с различным цветом дна, манка.
Способ получения изображения: Нужно равномерно рассыпать на подносе манку и продемонстрировать ребенку, как можно рисовать на ней пальцем, изображая волнистые линии, прямые, либо геометрические фигуры. Возьмите палец ребенка и проведите им по крупе. В результате получится контрастная линия. Предоставьте возможность малышу самостоятельно ознакомиться с техникой рисования манкой на подносе. Пусть он нарисует несколько хаотических линий. Затем можно попробовать вместе изобразить определенный предмет. К примеру, волны, забор, дождик, солнце.
Рисование губкой
Средства выразительности: пятно, фактурность окраски, цвет.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, , салфетки, губка.
Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а нетрадиционные техники помогают этому. Во многом результат работы ребенка зависит от заинтересованности, поэтому важно привлечь внимание детей. Для этого использую игровые приемы обучения.
Техники нетрадиционного рисования использую как в непосредственной образовательной деятельности, так и в режимных моментах, рисуя с детьми индивидуально и подгруппами. Поставив перед собой цель, задачи, выбрав формы, методы и приёмы обучения, отобрала соответствующий материал, оформила игротеку "Пальчиковая гимнастика".
Оформила художественный уголок, с разными дидактическими играми, предметами и материалами для рисования шаблоны, фломастеры, гуашь, печатки, поролон, мелки и многое другое.
Для родителей провела консультацию: Значение рисования нетрадиционными способами, Нетрадиционные техники рисования, оформила папку-передвижку Рисуем ладошками, Советы по рисованию для дошкольников
Заключение: Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет, важное, значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
К концу года дети стали увереннее держать в руке кисточку и карандаш, проводить различные линии волнистые, вертикальные и горизонтальные, рисовать округлые формы. Они очень любят играть вразвивающие игры, где требуется работа пальчиков: игры со шнуровками и застежками, собери бусы, Закрой окошечко, Продень веревочку и т. д.
Таким образом, можно сказать, что у детей улучшилась моторика пальцев рук - пальчики стали более ловкими. Дети стали лучше разговаривать.
Технику нетрадиционного рисования я использовала не только в непосредственно -образовательной деятельности, но и при планировании самостоятельной деятельности детей. Дети с большим удовольствием рисуют, экспериментируют с красками и бросовым материалом.
Наш центр изобразительной деятельности пополнился нетрадиционным материалом. Помимо традиционных карандашей, красок и кисточек появились ватные палочки, поролоновые палочки, трафареты, штампы, печатки, пробки из разного материала, краски для пальчиков, баночки и мисочки разного размера, маркеры и фломастеры, бумага различной фактуры т. д.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x