Статья статья. Автор: Матвеева Светлана Анатольевна

Автор: Матвеева Светлана Анатольевна
рисование в детском саду направлено на обучение художественно – творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста. Мы учим детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею пользоваться, при решении любой изобразительной задачи и наиболее полно выражать в своем рисунке свои впечатления об окружающем мире.


Автор: Матвеева Светлана Анатольевна

 

 

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РИСОВАНИЮ

В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Аннотация: рисование в детском саду направлено на обучение художественно – творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста. Мы учим детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею пользоваться, при решении любой изобразительной задачи и наиболее полно выражать в своем рисунке свои впечатления об окружающем мире.

Ключевые слова: методика, рисование, техника, показ, задачи, приемы.

Одна из главных задач в области народного образования – эстетическое воспитание подрастающего поколения. Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает изобразительная деятельность (рисование). Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности, которое может идти разными путями. Рисование в детском саду направлено на обучение художественно – творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста.

Рисование – интересный и полезный вид деятельности. Это одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Дошкольник под руководством педагога овладевает процессом создания изображения.

Рисование тесно связано с развитием наглядно – действенного и наглядно – образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения и т.п. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять внешние особенности предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, учится оперировать понятиями, рассуждать, делать выводы.

Наблюдения, впечатления окружающей действительности, образы сказок служат содержанием детских работ. В рисовании сюжет раскрывается в определенной композиции на плоскости листа в двухмерном измерении (дошкольник не может передать глубины пространства).

В рисунке ребенок прибегает к игровым способам действия, когда он не осознает необходимости изобразительного воплощения образа или считает это не главным.

При помощи зрения ребенок воспринимает цвет, форму, величину, положение предмета в пространстве. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школе. Дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук; регулировать наклон карандаша, кисти, размах, темп движений, силу нажима; учатся слушать и запоминать задание, выполнять его по определенному плану.

Мы учим детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею пользоваться, при решении любой изобразительной задачи и наиболее полно выражать в своем рисунке свои впечатления об окружающем мире. Нужно сразу формировать у детей правильную технику в рисовании, чтобы потом их не переучивать. Показ взрослого выступает перед ребенком, как образец действий, которым нужно следовать и усвоить которые дети могут благодаря обучению. Организуя показ того или иного движения, нужно одновременно объяснить способ действия.

В краткой форме рассмотрим вопрос о том, какие задачи стоят перед педагогом в разных возрастных группах и чему учится ребенок в данном возрасте.

Если в первой младшей группе занятия проводятся по подгруппам и перед педагогом стоят такие задачи, как: привить детям интерес к рисованию; познакомить воспитанников с материалами и принадлежностями, научить правильно держать карандаш, не брать его в рот, следить за движением руки и регулировать силу нажима; набирать краску на весь ворс кисти, лишнюю отжимать и промывать кисть в воде; научить различать и запоминать цвета (красный, синий, желтый, зеленый), научить рассказывать о том, что ребенок нарисовал сам. В этом возрасте дети рисуют зернышки для птичек, дождик, травку для зайчика. Педагог учит рисовать детей горизонтальные и вертикальные линии слева направо, сверху вниз, пересекать их, закруглять линии кистью и карандашом (ручейки, волны, столбики, заборчик, палочки, дорожки, ленточки, окно, клеточки, клубки ниток, шарики, мячи, солнышко и т.д.

То во второй младшей группе перед педагогом стоят более сложные задачи: тренировать внимание, наблюдательность, воспитывать эстетическое отношение к действительности. Дети должны учиться пользоваться карандашом и кисточкой. Педагог знакомит детей со свойствами красок, учит их рисовать красками двух – трех цветов, учит различать, назвать и использовать в работе цвета (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый) и использовать их оттенки (розовый, голубой, серый). Педагог учит композиционно правильно размещать рисунок на листе бумаги, рисовать прямые линии сверху вниз, слева на право, пересекать их, проводить кривые линии, соединять прямые и кривые, а также замыкать их; учит детей изображать предметы круглой, прямоугольной и треугольной форм (столбики, дождик, ленты, дорожки, клетчатый платок, лестница, елочка, мячи, бублики, шары, снежная баба, дом, одуванчик в траве, игрушечная тележка и т.д.).

В средней группе, конечно же, задачи усложняются. Педагог должен развивать у детей наблюдательность, внимание, память, чувство цвета, ритма, формы; научить детей изображать простые по форме предметы и выделять их основные части. Дети в этой группе должны учиться рисовать по памяти, творчески выполнять задания и грамотно размещать изображение на листе бумаги, а также передавать пропорциональное соотношение двух предметов по величине (большой – маленький, высокий – низкий); научиться передавать в рисунках впечатление от осенних, зимних, весенних, летних явлений природы, праздников, новогодней елки; ребята должны самостоятельно складывать и убирать материалы, правильно анализировать и оценивать свою работу и рисунки других детей. В средней группе рисование продолжает быть игрой и все игровые приемы работают. Темами занятий для данного возраста должны стать: фрукты, овощи, цветы, осенние и весенние деревья, разноцветные шары, дом, украшенный флажками, дом с забором, дерево возле дома, новогодняя елка, снегурочка, кукла, птичка, явления природы и т.д.

В старших группах перед педагогом стоят задачи: развивать у детей наблюдательность, воображение, инициативность, самостоятельность, умение описывать предмет, его форму; сравнивать предметы по цвету и форме. Учить рисовать по замыслу и по памяти, а также продумывать и планировать работу заранее. Дети данного возраста уже умеют рисовать по памяти цветущие деревья, кусты, цветы, рыбок в аквариуме, двухэтажные дома, грузовые автомобили, самолет, пароход, детскую игровую площадку, изображают природу в разное время года, фигуру человека в профиль, животных из уголка живой природы, разлив рек, цветение садов и парков и т.д. педагог знакомит детей с произведениями декоративно – прикладного искусства, народными промыслами; учит их различать, называть и подбирать цвета, различать и создавать оттенки, добавляя к цветной гуаши белила, а к акварели воду.

Воспитатель должен помнить, что у детей разный уровень общего развития и способностей к рисованию, поэтому в каждом конкретном случае сложность выполнения рисунка определяется в соответствии с возможностями ребенка.

Существуют различные приемы обучения детей рисованию: поэтапное объяснение и демонстрация изображения; объяснение в целом; частичная и полная демонстрация изображения; словесные указания; индивидуальная работа; дорисовывание предмета (воспитатель начинает, а дети дорисовывают); нацеливание ребенка на рисование; игровые приемы; показ педагога; художественное слово и другие.

 

Используемая литература:

Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» М-.2000г.

Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» М. «Просвещение»-1985г.

Шайдурова

Н.В. «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста» М. -2008г.

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x