Название статьи:
Статья | Луценко Галина Илларионовна. Работа №206580. Номер работы: №206580
Дата публикации:
13.03.2019
Автор:
Луценко Галина Илларионовна
Описание:
Автор: Луценко Галина Илларионовна
Статья о системе подготовки к ЕГЭ с использованием системно-деятельностного подхода.
Луценко Галина Илларионовна
МБОУ Лицей имени Г.Ф. Атякшева
628260 г.Югорск,Хмао-Югра
Мира,18/3,кв.55
Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку ( из опыта работы учителя русского языка и литературы Луценко Галины Илларионовны МБОУ Лицей имени Г.Ф . Атякшева г. Югорска).
Знание только тогда становится знанием
когда оно приобретено усилиями своей мысли.
Л. Н. Толстой
Единый государственный экзамен – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь. Одним из существенных факторов успеха Единого государственного экзамена является создание условий для качественного преподавания и организации эффективной системы подготовки к сдаче ЕГЭ.
Перед каждым педагогом стоит очень важная задача расстановки приоритетов в организации этой системы . Что? Как? Почему? Исходя из этого ,возникает ряд задач , по которым выстраивается определенный план работы.
Создать картину о знаниях ,умениях и навыках учащихся , с которыми придется работать . Отсюда возникает необходимость стартовой диагностики.
Проанализировать результаты диагностики с целью дифференциации подготовки к ЕГЭ .Определить ,исходя из результатов диагностики уровневые группы. Создать маршрутные листы для фиксации результатов развития каждого ученика.
Спланировать траекторию работы с каждым учеником, объединив их по типичным пробелам.
Создать теоретическую ,практическую и методическую базу как в бумажном, так и электронном варианте для работы по подготовке к ЕГЭ.
Создать тетрадь – справочник в процессе подготовки к ЕГЭ.
Организовать ряд промежуточных, пробных и итоговых контрольных в формате ЕГЭ с целью отслеживания достижений ученика и учителя.
Организовать мониторинг по критериям оценки ЕГЭ для создания мотивации учащихся на конечный результат.
При всем этом беру за основу требования современного образования.
Новый стандарт предполагает поворот от знаниевой парадигмы к деятельностной. Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания Поэтому в основу подготовки к ЕГЭ необходимо включить не только повторение необходимых знаний , но и создание способов деятельности по применению этих знаний. Выполнение каждого задания ЕГЭ предполагает определенный алгоритм .По опыту своей работы подготовку к этому важному этапу в жизни каждого выпускника я стараюсь начинать с 5 класса ,если создается такая возможность . На уроках делаю акцент на материал, который входит в ЕГЭ( это отражено и в рабочей программе).Стараюсь строить преподавание таким образом , чтобы в сотрудничестве с детьми создавались эти способы деятельности по применению знаний по отдельным темам , а потом превращались на уроках обобщения и систематизации в способ по блоку и записывались в тетради – справочнике , материал которой постоянно пополняется в процессе работы. Эта тетрадь является продуктом систематизации следующего материала: таблиц, схем ,способов, алгоритмов, самостоятельно созданного дидактического материала по темам. Например, материалы ЕГЭ предусматривают способ деятельности по теме: Не с разными частями речи. По программе к этому способу мы приходим постепенно , начиная с темы Не с существительными и заканчивая Не с местоимениями. В результате получается универсальный способ деятельности. Мы его можем представить по – разному: пошаговый способ, способ-цепочка, способ-алгоритм, способ-схема в зависимости от темы и индивидуальных возможностей учащихся. Например, при изучении темы Не с существительными даю следующий материал для наблюдения.
- Неряха , ненастье.
-Неприятель(= враг) Почему?
-Не приятель ,а враг
При этом осуществляется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в получении знаний в процессе умственных усилий. Дети формулируют правило ,опираясь на эту запись. Затем создают способ деятельности ,который может выглядеть так:
1.Употребляется ли слово без не ?
2.Нет- пишу слитно(неряха , ненастье.).
3.Да. Определяю наличие противопоставления однородных существительных с союзом А.
Если есть-пишу раздельно (не приятель ,а враг)
4. Если нет противопоставления однородных существительных с союзом А,то
произвожу замену синонимом и пишу слитно (неприятель= враг) .
В случае затруднения в составлении способа, алгоритма возможен вариант составления такой таблицы ,как рекомендуют психологи для таких детей.
Употребляется ли слово без не?
Слитно Раздельно
Нет (неряха , ненастье). Да
= синониму без НЕ Противопоставление однородных существительных с союзом А.
(неприятель= враг) (не приятель ,а враг)
Данный материал легко перевести в способ.
Алгоритм по данной теме может иметь такой вид:
Алгоритм слитного и раздельного написания не с именами существительными.
Определить употребляется ли слово
без НЕ
Да Нет
Возможна ли имеется (или Написать
замена сино- подразумевается) слитно(часть корня)
нимом без НЕ противопоставление
Да Да
Написать слитно (приставка) Написать раздельно( частица)
Но материалы ЕГЭ требуют способ, алгоритм как по одной теме ,так и по целому блоку.
Таблица по блоку может выглядеть так:
НЕ с разными частями речи.
Употребляется ли слово без НЕ?
1.
Сущ., прил., нареч. (на –о,-е)
Раздельно:
1. не….., а……
Не яркая, а тусклая
2. совсем не…,
ничуть не …,
нисколько не….,
совершенно не….,
абсолютно не…,
вовсе не….,
отнюдь не….
Совсем не яркая
Слитно:
1. Одиночное (синоним без не)
Неяркая зелень
(=тусклая)
2.Без не не употребл.
2.
Глаг., деепр.
ВСЕГДА
РАЗДЕЛЬНО
не был
не таясь
Кроме тех,которые без не не употребл.
негодовая
(годовая)
3.
Причастия
(от глаг. прилаг.)
Раздельно:
1. Есть завис. Слово
(прич. оборот)
не открытые человеком земли
Хотя:
Неоткрытые земли
2. ….,а….
3. Краткая форма:
земли не открыты
Слитно:
1. Одиночное
(полное,нет
…,а…,нет
завис. слов)
неоткрытые земли
2. Без не не употребляется
4.
Местоимения
(отрицат. И неопределенн.)
Раздельно:
Есть предлог в середине
не с кем
Слитно:
Нет предлога
В середине
некем
ВСЕГДА СЛИТНО
Неряха
(ряха)
Она может быть составлена как продукт домашней групповой работы (слабых и средних учеников по разным частям речи и целиком учащимися сильной группы). Уже в этом виде ее можно использовать в качестве способа.
По данной таблице можно составить следующий алгоритм:
Определить, употребляются ли слово без НЕ
Да Нет
Определить, возможна ли замена Слитно
синонимом без НЕ
Да Нет
Написать слитно
Определить, имеется (или подразумевается)
противопоставление
Да Нет
Написать Определить, есть ли
Раздельно Слитно Нет Да Раздельно зависимые слова
Применение способа деятельности , схемы , алгоритма далее идет как по разным дидактическим материалам ,тренажерам ,так и по материалам ЕГЭ .
Варианты дидактического материала можно представить таким образом по каждой теме.
(имя, фамилия)__________________________________ (класс)_______________________
Правописание "О" или "Ё" после шипящих:
Капюш..н, грош..вый, колпач..к, реш..тка, ноч..вка, ш..фер, деш..вый, ч..тный, руч..нка, суш..ный, верблюж..нок, калач..м, ч..рствый, добряч..к, копч..ный, развлеч..шься, огорч..нный, щ..голь, камыш..вый, ему все нипоч..м, зрач..к, приш..л, галч..нок, раздраж..н, ш..пот, реч..нка, горяч.. спорить, ш..рох, куриная печ..нка, девч..нка, трещ..тка, башмач..к, толч..ные орехи, машина с кирпич..м, тяж..лая кош..лка, короткая рубаш..нка, ч..порный англичанин, ш..рты, уч..ба, парч..вый, ч..лка, туш..нка, кипяч..ный, много княж..н, (дочерей князя), ш..в, смущ..нный, сгущ..нка, сильный ож..г, волч..нок, ж...лоб, мелкая душ..нка, ч..каться, боч..нок, возмущ..нный, спелая груш..вка, увитый плющ..м, рассказ смеш..н, ж..кей, чеч..тка, ж..лудь, собач..нка, пч..лка, ж..сткий, стереж..т, ж..рдочка, трущ..ба, печ..ный, алыч..вка, пощ..чина, сверч..к, стаж..р, холщ..вый, молодож..ны, монтаж..р, гаш..ная известь, пиж..н, изж..ванный, ш..лковый, вещ..вой, ни о ч..м не тревожась, толч..к, смыч..к, размеж..вка, двигаться неуклюж.., дириж..рский, казач..к, прож..рливый, был приглаш..н, лавч..нка, чуж..й, смещ..н с должности, пастуш..нок, плюш..вый, бирж..вой, было свеж.., порож..к, измельч..нный, обреч..нность, пила-нож..вка, громким плач..м, подж..г город.
Карточки могут минимизироваться, быть обобщающего характера по разделам языка. Сейчас очень много создано такого дидактического материала в разных видах. У каждого учителя ,несомненно, создана своя база материала как теоретического , так и практического. Для меня интересна база таблиц, схем , алгоритмов , способов,презентаций и тренажеров, тестового дидактического материала.
Не забываю и о дифференцированном подходе в процессе подготовки к итоговой аттестации. Поэтому ,чтобы увидеть, какой базой знаний , умений и навыков владеет каждый ученик и какими механизмами можно добиться наилучшего результата, чтобы эффективно реализовать эту задачу, я провожу стартовую диагностику за курс 5-9 классов , исходя из результатов которой простраиваю индивидуальную образовательную траекторию обучающихся.
Решать данную задачу в современной дидактике предлагается двумя способами, каждый из которых, тем не менее, именуется индивидуальным подходом. Первый способ – дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предполагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый материал по степени сложности, направленности. Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается каждым учеником применительно к изучаемому материалу. Создается лист мониторинга индивидуального маршрута, в который заносятся результаты каждой работы для создания картины продвижения обучающегося. . От четкого и правильного анализа состояния уровня обученности учащегося зависит составление его индивидуального маршрута подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
В основе системы мониторинга Критерии оценивания работы ЕГЭ по русскому языку. Механизм мониторинга прост: ученику нужно выполнить несколько тестовых заданий части А и В, выявить явные пробелы по предмету, занести в свой маршрутный лист допущенные ошибки, составить вместе с учителем дальнейший индивидуальный маршрут. Такую работу провожу несколько раз в течение учебного года с целью выявления динамики развития.
Для каждого учащегося я предлагаю картину его успехов и пробелов (после диагностической работы), предлагаю способы устранения этих пробелов либо самостоятельно, либо индивидуально с учителем, либо в группе. Ученик, разобравшись в теоретическом материале, выстроив способ их применения , тренируется в выполнении разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не перейдут в устойчивый навык. Контрольные задания по разделу или теме позволяют мне определить качество его усвоения. Промежуточная диагностика, как правило, показывает ученику его продвижение вперёд относительно самого себя, что внушает ему уверенность в своих силах и стимулирует к дальнейшей работе по ликвидации пробелов. В своей работе практикую мониториг и по методике Фоминой. Этот вид мониторинга дает наиболее полное представление о достижениях каждого ученика. Таким образом, мониторинг является основой для управления процессом повышения качества подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
В процессе обучения использую различные формы : групповую,парную,индивидуальную и индивидуализированную , что обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, организует познавательную деятельность, продуктивное общение, обмен способами действия и взаимное обогащение учащихся. Групповая работа активизирует учебно-познавательные процессы и способствует самооценке и коррекции собственных знаний и учебных действий. Приёмы дифференцированного обучения особенно необходимы на уроках, когда каждый ученик преодолевает небольшой участок собственной образовательной траектории. При этом необходимо выявление личного опыта ученика, раскрытие его особенностей и возможностей, определение индивидуальной зоны ближайшего развития.
Контроль и оценка знаний и умений выявляет не только результат обучения, но и на сам процесс учения. При этом систематически фиксируются изменения, которые происходят с учениками, усваивающими учебный материал.
Пример результатов диагностики ученика.
Виды и сроки диагностик.
Результат в баллах.
Часть А
Номера заданий с ошибками.
Часть А
Номера заданий с ошибками.
Часть В.
Критерии оценивания части С, требующие отработки навыка.
Входная 10 класс сентябрь
20
3,8,10,14,15,20,22,26,27,28,30
Промежуточная10 класс декабрь
22
5,6,12,13,16,22,25,28,30
Экзаменационная работа за 10 класс
28
22, 28
Входная 11 класс. Сентябрь
26
13,22,28,30
2,3,5,6,8,
К1,К3,К4,
Промежуточная11 класс декабрь
28 (из 30)
2,8,16,19,23,24,25
4,6,8
К1,К3
Пробный экзамен (городской)
29
21
2,6
К1,К6
Данные каждой работы заносятся в таблицу, учащийся видит свои результаты по каждой теме и может сделать вывод об успешности или неуспешности усвоения материала, свою динамику, что является значительным стимулом для дальнейшей работы. Кроме того, это даёт возможность увидеть, какие разделы представляют трудность большинством учащихся , и организовать на уроках комплексное повторение с учётом этих тем и разделов.
Наряду с традиционными методами и формами проверки знаний, умений и навыков учащихся включать тестовые формы контроля, используя проверочные тесты, сравнимые с КИМами, по различной тематике заданий и включающие различные по форме задания (с выбором ответов, с краткой записью ответа, с развернутым ответом).
Работа по ликвидации пробелов может вестись по заданиям с обратной связью или пояснительным материалам. Представлю фрагмент теста.
А-15.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)по…кладка,о…бойный,на…строчный.
2)пр…встать,пр…клеить,пр…школьный.
3)на…граться,сверх…нвестиции.
4)бар…ерный,с…язвить,обез…яна.
Пояснение.
1)поДкладка,оТбойный,наДстрочный.
2)прИвстать,прИклеить,прИшкольный.
3)наИграться,сверхИнвестицииизЫскать.
4)барЬерный,сЪязвить,обезЬяна.
Одна и та же буква пропущена во всех словах, перечисленных под №2.
Пояснение можно дополнить теретическим материалом и алгоритмом применения этих знаний , чтобы ученик мог воспользоваться в случае затруднения и избежать в будущем этих ошибок.
А-2 В каком предложении вместо слова… нужно употребить слово…?
Лексические нормы: употребление слова. Важно правильно уметь определять лексическое значение слови соблюдать нормы лексической сочетаемости.
Выполняя данный тип задания, необходимо помнить о таком лексическом явлении, какПАРОНИМЫ.
Паронимы – слова, сходные по звучанию и написанию (но не одинаковые!), но различные по значению.
виноградный –виноградорский
лебединый – лебяжий
частный – частичный
Лебединая песня
Лебяжий пух
Таинственный незнакомец
Тайный сговор
Обманчивая тишина
Обманный трюк
Ветряная мельница
Ветреная девчонка
Злой человек
Злостный браконьер
Болотная трава
Болотистая местность
Спасительная ложь
Спасательная бригада
Вековая мудрость
Вечная мерзлота
Мудрёные слова
Мудрый человек
Океанская рыба
Океанический лайнер
ПОДСКАЗКА? / ПОМНИ?
1.Развести значения:
искусный– умелый, хорошо знающий своё дело
искусственный– не природный, сделанный наподобие подлинного
2.Можно объяснить значение предложенных паронимов,
подбирая к ним подходящие по смыслу слова:
искусныймастер
искусственныйцветок
РАЗБОР ЗАДАНИЯ
В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬнужноупотребить ПРЕДОСТАВИТЬ?
1.ПРЕДСТАВЬТЕ отчёт о проделанной работе
2.Нового сотрудника ПРЕДСТАВИЛИ коллегам по работе.
3.Прошу ПРЕДСТАВИТЬ мне отпуск (из заявления).
4.Героя ПРЕДСТАВИЛИ к награде.
Образец рассуждения:
1.представить– доставить, предъявить, сообщить.
предоставить– отдать в распоряжение, пользование.
2.Распорядиться можно собственным отпуском
Слабому ученику легче разобраться в своих ошибках на аналогичных примерах.
Таким образом, процесс подготовки очень кропотливый ,требующий как от учителя ,так и от ученика огромных усилий . Создать положительную мотивацию для усвоения минимума содержания на базовом уровне у всех учащихся, показывать слабым учащимся посильность задач и необходимость их выполнения –вот одна составляющая успеха. Сотрудничество учителя и ученика в достижении общей цели- это залог успеха.
Используемая литература.
1.А.Г. Нарушевич Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений.Москва Педагогический университет Первое сентября.
2.Н.А.Гырдымова, Н.В.Слаутина, Е.М.Ткаченко и др. Русский язык. Универсальный справочник,Москва Эксмо2010г.
3.А.А.Лыткина, А.П.Минаева, Е.Н.Чегаева Подготовка к ЕГЭ по русскому языку, Москва Чистые пруды, 2009г
4.А.В.Дудников, А.И.Арбузова,И.И.Ворожбицкая Русский язык .Москва Высшая школа,1981г
Скачать работу
МБОУ Лицей имени Г.Ф. Атякшева
628260 г.Югорск,Хмао-Югра
Мира,18/3,кв.55
Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку ( из опыта работы учителя русского языка и литературы Луценко Галины Илларионовны МБОУ Лицей имени Г.Ф . Атякшева г. Югорска).
Знание только тогда становится знанием
когда оно приобретено усилиями своей мысли.
Л. Н. Толстой
Единый государственный экзамен – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь. Одним из существенных факторов успеха Единого государственного экзамена является создание условий для качественного преподавания и организации эффективной системы подготовки к сдаче ЕГЭ.
Перед каждым педагогом стоит очень важная задача расстановки приоритетов в организации этой системы . Что? Как? Почему? Исходя из этого ,возникает ряд задач , по которым выстраивается определенный план работы.
Создать картину о знаниях ,умениях и навыках учащихся , с которыми придется работать . Отсюда возникает необходимость стартовой диагностики.
Проанализировать результаты диагностики с целью дифференциации подготовки к ЕГЭ .Определить ,исходя из результатов диагностики уровневые группы. Создать маршрутные листы для фиксации результатов развития каждого ученика.
Спланировать траекторию работы с каждым учеником, объединив их по типичным пробелам.
Создать теоретическую ,практическую и методическую базу как в бумажном, так и электронном варианте для работы по подготовке к ЕГЭ.
Создать тетрадь – справочник в процессе подготовки к ЕГЭ.
Организовать ряд промежуточных, пробных и итоговых контрольных в формате ЕГЭ с целью отслеживания достижений ученика и учителя.
Организовать мониторинг по критериям оценки ЕГЭ для создания мотивации учащихся на конечный результат.
При всем этом беру за основу требования современного образования.
Новый стандарт предполагает поворот от знаниевой парадигмы к деятельностной. Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания Поэтому в основу подготовки к ЕГЭ необходимо включить не только повторение необходимых знаний , но и создание способов деятельности по применению этих знаний. Выполнение каждого задания ЕГЭ предполагает определенный алгоритм .По опыту своей работы подготовку к этому важному этапу в жизни каждого выпускника я стараюсь начинать с 5 класса ,если создается такая возможность . На уроках делаю акцент на материал, который входит в ЕГЭ( это отражено и в рабочей программе).Стараюсь строить преподавание таким образом , чтобы в сотрудничестве с детьми создавались эти способы деятельности по применению знаний по отдельным темам , а потом превращались на уроках обобщения и систематизации в способ по блоку и записывались в тетради – справочнике , материал которой постоянно пополняется в процессе работы. Эта тетрадь является продуктом систематизации следующего материала: таблиц, схем ,способов, алгоритмов, самостоятельно созданного дидактического материала по темам. Например, материалы ЕГЭ предусматривают способ деятельности по теме: Не с разными частями речи. По программе к этому способу мы приходим постепенно , начиная с темы Не с существительными и заканчивая Не с местоимениями. В результате получается универсальный способ деятельности. Мы его можем представить по – разному: пошаговый способ, способ-цепочка, способ-алгоритм, способ-схема в зависимости от темы и индивидуальных возможностей учащихся. Например, при изучении темы Не с существительными даю следующий материал для наблюдения.
- Неряха , ненастье.
-Неприятель(= враг) Почему?
-Не приятель ,а враг
При этом осуществляется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в получении знаний в процессе умственных усилий. Дети формулируют правило ,опираясь на эту запись. Затем создают способ деятельности ,который может выглядеть так:
1.Употребляется ли слово без не ?
2.Нет- пишу слитно(неряха , ненастье.).
3.Да. Определяю наличие противопоставления однородных существительных с союзом А.
Если есть-пишу раздельно (не приятель ,а враг)
4. Если нет противопоставления однородных существительных с союзом А,то
произвожу замену синонимом и пишу слитно (неприятель= враг) .
В случае затруднения в составлении способа, алгоритма возможен вариант составления такой таблицы ,как рекомендуют психологи для таких детей.
Употребляется ли слово без не?
Слитно Раздельно
Нет (неряха , ненастье). Да
= синониму без НЕ Противопоставление однородных существительных с союзом А.
(неприятель= враг) (не приятель ,а враг)
Данный материал легко перевести в способ.
Алгоритм по данной теме может иметь такой вид:
Алгоритм слитного и раздельного написания не с именами существительными.
Определить употребляется ли слово
без НЕ
Да Нет
Возможна ли имеется (или Написать
замена сино- подразумевается) слитно(часть корня)
нимом без НЕ противопоставление
Да Да
Написать слитно (приставка) Написать раздельно( частица)
Но материалы ЕГЭ требуют способ, алгоритм как по одной теме ,так и по целому блоку.
Таблица по блоку может выглядеть так:
НЕ с разными частями речи.
Употребляется ли слово без НЕ?
1.
Сущ., прил., нареч. (на –о,-е)
Раздельно:
1. не….., а……
Не яркая, а тусклая
2. совсем не…,
ничуть не …,
нисколько не….,
совершенно не….,
абсолютно не…,
вовсе не….,
отнюдь не….
Совсем не яркая
Слитно:
1. Одиночное (синоним без не)
Неяркая зелень
(=тусклая)
2.Без не не употребл.
2.
Глаг., деепр.
ВСЕГДА
РАЗДЕЛЬНО
не был
не таясь
Кроме тех,которые без не не употребл.
негодовая
(годовая)
3.
Причастия
(от глаг. прилаг.)
Раздельно:
1. Есть завис. Слово
(прич. оборот)
не открытые человеком земли
Хотя:
Неоткрытые земли
2. ….,а….
3. Краткая форма:
земли не открыты
Слитно:
1. Одиночное
(полное,нет
…,а…,нет
завис. слов)
неоткрытые земли
2. Без не не употребляется
4.
Местоимения
(отрицат. И неопределенн.)
Раздельно:
Есть предлог в середине
не с кем
Слитно:
Нет предлога
В середине
некем
ВСЕГДА СЛИТНО
Неряха
(ряха)
Она может быть составлена как продукт домашней групповой работы (слабых и средних учеников по разным частям речи и целиком учащимися сильной группы). Уже в этом виде ее можно использовать в качестве способа.
По данной таблице можно составить следующий алгоритм:
Определить, употребляются ли слово без НЕ
Да Нет
Определить, возможна ли замена Слитно
синонимом без НЕ
Да Нет
Написать слитно
Определить, имеется (или подразумевается)
противопоставление
Да Нет
Написать Определить, есть ли
Раздельно Слитно Нет Да Раздельно зависимые слова
Применение способа деятельности , схемы , алгоритма далее идет как по разным дидактическим материалам ,тренажерам ,так и по материалам ЕГЭ .
Варианты дидактического материала можно представить таким образом по каждой теме.
(имя, фамилия)__________________________________ (класс)_______________________
Правописание "О" или "Ё" после шипящих:
Капюш..н, грош..вый, колпач..к, реш..тка, ноч..вка, ш..фер, деш..вый, ч..тный, руч..нка, суш..ный, верблюж..нок, калач..м, ч..рствый, добряч..к, копч..ный, развлеч..шься, огорч..нный, щ..голь, камыш..вый, ему все нипоч..м, зрач..к, приш..л, галч..нок, раздраж..н, ш..пот, реч..нка, горяч.. спорить, ш..рох, куриная печ..нка, девч..нка, трещ..тка, башмач..к, толч..ные орехи, машина с кирпич..м, тяж..лая кош..лка, короткая рубаш..нка, ч..порный англичанин, ш..рты, уч..ба, парч..вый, ч..лка, туш..нка, кипяч..ный, много княж..н, (дочерей князя), ш..в, смущ..нный, сгущ..нка, сильный ож..г, волч..нок, ж...лоб, мелкая душ..нка, ч..каться, боч..нок, возмущ..нный, спелая груш..вка, увитый плющ..м, рассказ смеш..н, ж..кей, чеч..тка, ж..лудь, собач..нка, пч..лка, ж..сткий, стереж..т, ж..рдочка, трущ..ба, печ..ный, алыч..вка, пощ..чина, сверч..к, стаж..р, холщ..вый, молодож..ны, монтаж..р, гаш..ная известь, пиж..н, изж..ванный, ш..лковый, вещ..вой, ни о ч..м не тревожась, толч..к, смыч..к, размеж..вка, двигаться неуклюж.., дириж..рский, казач..к, прож..рливый, был приглаш..н, лавч..нка, чуж..й, смещ..н с должности, пастуш..нок, плюш..вый, бирж..вой, было свеж.., порож..к, измельч..нный, обреч..нность, пила-нож..вка, громким плач..м, подж..г город.
Карточки могут минимизироваться, быть обобщающего характера по разделам языка. Сейчас очень много создано такого дидактического материала в разных видах. У каждого учителя ,несомненно, создана своя база материала как теоретического , так и практического. Для меня интересна база таблиц, схем , алгоритмов , способов,презентаций и тренажеров, тестового дидактического материала.
Не забываю и о дифференцированном подходе в процессе подготовки к итоговой аттестации. Поэтому ,чтобы увидеть, какой базой знаний , умений и навыков владеет каждый ученик и какими механизмами можно добиться наилучшего результата, чтобы эффективно реализовать эту задачу, я провожу стартовую диагностику за курс 5-9 классов , исходя из результатов которой простраиваю индивидуальную образовательную траекторию обучающихся.
Решать данную задачу в современной дидактике предлагается двумя способами, каждый из которых, тем не менее, именуется индивидуальным подходом. Первый способ – дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предполагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый материал по степени сложности, направленности. Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается каждым учеником применительно к изучаемому материалу. Создается лист мониторинга индивидуального маршрута, в который заносятся результаты каждой работы для создания картины продвижения обучающегося. . От четкого и правильного анализа состояния уровня обученности учащегося зависит составление его индивидуального маршрута подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
В основе системы мониторинга Критерии оценивания работы ЕГЭ по русскому языку. Механизм мониторинга прост: ученику нужно выполнить несколько тестовых заданий части А и В, выявить явные пробелы по предмету, занести в свой маршрутный лист допущенные ошибки, составить вместе с учителем дальнейший индивидуальный маршрут. Такую работу провожу несколько раз в течение учебного года с целью выявления динамики развития.
Для каждого учащегося я предлагаю картину его успехов и пробелов (после диагностической работы), предлагаю способы устранения этих пробелов либо самостоятельно, либо индивидуально с учителем, либо в группе. Ученик, разобравшись в теоретическом материале, выстроив способ их применения , тренируется в выполнении разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не перейдут в устойчивый навык. Контрольные задания по разделу или теме позволяют мне определить качество его усвоения. Промежуточная диагностика, как правило, показывает ученику его продвижение вперёд относительно самого себя, что внушает ему уверенность в своих силах и стимулирует к дальнейшей работе по ликвидации пробелов. В своей работе практикую мониториг и по методике Фоминой. Этот вид мониторинга дает наиболее полное представление о достижениях каждого ученика. Таким образом, мониторинг является основой для управления процессом повышения качества подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
В процессе обучения использую различные формы : групповую,парную,индивидуальную и индивидуализированную , что обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, организует познавательную деятельность, продуктивное общение, обмен способами действия и взаимное обогащение учащихся. Групповая работа активизирует учебно-познавательные процессы и способствует самооценке и коррекции собственных знаний и учебных действий. Приёмы дифференцированного обучения особенно необходимы на уроках, когда каждый ученик преодолевает небольшой участок собственной образовательной траектории. При этом необходимо выявление личного опыта ученика, раскрытие его особенностей и возможностей, определение индивидуальной зоны ближайшего развития.
Контроль и оценка знаний и умений выявляет не только результат обучения, но и на сам процесс учения. При этом систематически фиксируются изменения, которые происходят с учениками, усваивающими учебный материал.
Пример результатов диагностики ученика.
Виды и сроки диагностик.
Результат в баллах.
Часть А
Номера заданий с ошибками.
Часть А
Номера заданий с ошибками.
Часть В.
Критерии оценивания части С, требующие отработки навыка.
Входная 10 класс сентябрь
20
3,8,10,14,15,20,22,26,27,28,30
Промежуточная10 класс декабрь
22
5,6,12,13,16,22,25,28,30
Экзаменационная работа за 10 класс
28
22, 28
Входная 11 класс. Сентябрь
26
13,22,28,30
2,3,5,6,8,
К1,К3,К4,
Промежуточная11 класс декабрь
28 (из 30)
2,8,16,19,23,24,25
4,6,8
К1,К3
Пробный экзамен (городской)
29
21
2,6
К1,К6
Данные каждой работы заносятся в таблицу, учащийся видит свои результаты по каждой теме и может сделать вывод об успешности или неуспешности усвоения материала, свою динамику, что является значительным стимулом для дальнейшей работы. Кроме того, это даёт возможность увидеть, какие разделы представляют трудность большинством учащихся , и организовать на уроках комплексное повторение с учётом этих тем и разделов.
Наряду с традиционными методами и формами проверки знаний, умений и навыков учащихся включать тестовые формы контроля, используя проверочные тесты, сравнимые с КИМами, по различной тематике заданий и включающие различные по форме задания (с выбором ответов, с краткой записью ответа, с развернутым ответом).
Работа по ликвидации пробелов может вестись по заданиям с обратной связью или пояснительным материалам. Представлю фрагмент теста.
А-15.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)по…кладка,о…бойный,на…строчный.
2)пр…встать,пр…клеить,пр…школьный.
3)на…граться,сверх…нвестиции.
4)бар…ерный,с…язвить,обез…яна.
Пояснение.
1)поДкладка,оТбойный,наДстрочный.
2)прИвстать,прИклеить,прИшкольный.
3)наИграться,сверхИнвестицииизЫскать.
4)барЬерный,сЪязвить,обезЬяна.
Одна и та же буква пропущена во всех словах, перечисленных под №2.
Пояснение можно дополнить теретическим материалом и алгоритмом применения этих знаний , чтобы ученик мог воспользоваться в случае затруднения и избежать в будущем этих ошибок.
А-2 В каком предложении вместо слова… нужно употребить слово…?
Лексические нормы: употребление слова. Важно правильно уметь определять лексическое значение слови соблюдать нормы лексической сочетаемости.
Выполняя данный тип задания, необходимо помнить о таком лексическом явлении, какПАРОНИМЫ.
Паронимы – слова, сходные по звучанию и написанию (но не одинаковые!), но различные по значению.
виноградный –виноградорский
лебединый – лебяжий
частный – частичный
Лебединая песня
Лебяжий пух
Таинственный незнакомец
Тайный сговор
Обманчивая тишина
Обманный трюк
Ветряная мельница
Ветреная девчонка
Злой человек
Злостный браконьер
Болотная трава
Болотистая местность
Спасительная ложь
Спасательная бригада
Вековая мудрость
Вечная мерзлота
Мудрёные слова
Мудрый человек
Океанская рыба
Океанический лайнер
ПОДСКАЗКА? / ПОМНИ?
1.Развести значения:
искусный– умелый, хорошо знающий своё дело
искусственный– не природный, сделанный наподобие подлинного
2.Можно объяснить значение предложенных паронимов,
подбирая к ним подходящие по смыслу слова:
искусныймастер
искусственныйцветок
РАЗБОР ЗАДАНИЯ
В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬнужноупотребить ПРЕДОСТАВИТЬ?
1.ПРЕДСТАВЬТЕ отчёт о проделанной работе
2.Нового сотрудника ПРЕДСТАВИЛИ коллегам по работе.
3.Прошу ПРЕДСТАВИТЬ мне отпуск (из заявления).
4.Героя ПРЕДСТАВИЛИ к награде.
Образец рассуждения:
1.представить– доставить, предъявить, сообщить.
предоставить– отдать в распоряжение, пользование.
2.Распорядиться можно собственным отпуском
Слабому ученику легче разобраться в своих ошибках на аналогичных примерах.
Таким образом, процесс подготовки очень кропотливый ,требующий как от учителя ,так и от ученика огромных усилий . Создать положительную мотивацию для усвоения минимума содержания на базовом уровне у всех учащихся, показывать слабым учащимся посильность задач и необходимость их выполнения –вот одна составляющая успеха. Сотрудничество учителя и ученика в достижении общей цели- это залог успеха.
Используемая литература.
1.А.Г. Нарушевич Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений.Москва Педагогический университет Первое сентября.
2.Н.А.Гырдымова, Н.В.Слаутина, Е.М.Ткаченко и др. Русский язык. Универсальный справочник,Москва Эксмо2010г.
3.А.А.Лыткина, А.П.Минаева, Е.Н.Чегаева Подготовка к ЕГЭ по русскому языку, Москва Чистые пруды, 2009г
4.А.В.Дудников, А.И.Арбузова,И.И.Ворожбицкая Русский язык .Москва Высшая школа,1981г