Статья Статья . Автор: Пьянкова Анна Сергеевна

Автор: Пьянкова Анна Сергеевна
Развитие когнитивного мышления у обучающихся в начальных классах с умственной отсталостью посредством применения конструкторов LEGO в образовательном процессе


Автор: Пьянкова Анна Сергеевна

РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ КОНСТРУКТОРОВ LEGO В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Пьянкова Анна Сергеевна

Научный руководитель – Корчагина Галина Викторовна

ГБПОУ «Пермский профессионально-педагогический колледж»

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) говорится, что одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования является использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа [2;23].

Сегодня широкое распространение получили конструкторы LEGO. Использовать их можно не только во внеклассной деятельности, но и во время уроков. Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с учащимися разного возраста и на разных уроках (от искусств и окружающего мира до математики и русского языка). LEGO-конструирование – это современное средство обучения детей.

Большую значимость конструкторы LEGO имеют в коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью (УО). Работа с LEGO делает коррекционно-развивающий процесс более результативным, так как дети воспринимают занятия, как игру, которая не вызывает у них негативных эмоций. Это помогает обучающимся лучше усваивать школьный материал.

У обучающихся в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования (НК КиКРО) с УО когнитивное мышление развито слабо. У них возникают трудности с такими мыслительными процессами как память, воображение, логика, восприятие и формирование понятий, а также со счётом, ориентацией, чтением и письмом [1;58]. Всё это помогает людям в социализации, а это важно для обучающихся с УО. Они должны уметь взаимодействовать с окружающим миром. Помочь восполнить недостатки может что-то новое, креативное, интересное, а лучше – сделанное собственными руками. В настоящее время этими помощниками могут стать конструкторы LEGO, которые на самом деле являются не просто игрушкой, а средством развития детей.

Проблема исследования – развитие когнитивного мышления у обучающихся в начальных классах с УО посредством применения конструкторов LEGO в образовательном процессе.

Цель исследования – изучение особенностей развития когнитивного мышления у обучающихся в начальных классах с УО посредством применения конструкторов LEGO в образовательном процессе.

Задачи исследования:

1). Изучить психолого-педагогические особенности развития когнитивного мышления у обучающихся в начальных классах с умственной отсталостью;

2). Проанализировать образовательный процесс с применением конструкторов LEGO;

3). Создать модель образовательного процесса с применением конструкторов LEGO для развития когнитивного мышления у обучающихся в начальных классах с умственной отсталостью;

Объект исследования – развитие когнитивного мышления у обучающихся в начальных классах с умственной отсталостью.

Предмет исследования – конструкторы LEGO в образовательном процессе.

Методологическую основу данной научной статьи составляют различные методы, с помощью которых решались поставленные задачи. В данном случае использовались эмпирические методы (изучение литературы, документов) и теоретические методы (теоретический анализ, синтез, индукция, дедукция).

Научная статья состоит из введения, в котором обуславливается проблема, её актуальность в настоящие время; модели образовательного процесса с применением конструкторов LEGO; источников и заключения, в котором делаются выводы по данной проблеме.

Модель образовательного процесса с применением конструкторов LEGO для развития когнитивного мышления у обучающихся в начальных классах с умственной отсталостью

Перед реализацией уроков с LEGO конструкторами я проведу диагностику обучающихся с УО на уровень развития их когнитивного мышления. Для этого во время различных уроков будут введены задания, позволяющие оценить когнитивные способности детей. В процессе ученики приобретают знания об объектах и предметах окружающего мира. Примеры заданий [3]:

Память. Работа с изображениями. Педагог раскладывает их на столе, отсчитывает несколько секунд, а затем убирает. Ученик по памяти называет увиденные картинки.

Восприятие. Ученикам предлагаются 3-5 контурных изображений предметов, наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

Воображение. Ученикам даётся лист с изображением простых геометрических фигур и линий. Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.

Внимание. Ученикам предлагается для сравнения две картинки. Их задача – найти 12 отличий.

Мыслительные операции.

Упражнение № 1: «Анаграмма» - составить слова, переставив буквы:

АЛИГ -

ЕОСЛ -

ОТЛЕ -

Упражнение № 2: Ученику предлагается рисунок с изображением шести рыбок, среди которых две одинаковые; требуется их найти, показать и объяснить, в чём схожесть этих двух предметов [4].

 

 

Речь.

Упражнение № 1 (для развития письменной речи): Даны предложения. Задача обучающихся – составить, записать и озаглавить связный текст.

Упражнение № 2 (для развития устной речи): Ученикам предлагается с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной) произнести одно и то же предложение.

После проведения диагностических заданий в образовательный процесс вводится конструкторы LEGO. Конструктор будет использоваться на различных уроках (примерно на 30). Примеры использования конструкторов LEGO в образовательном процессе [5]:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно сделать предположение, что в школьные годы недостатки развития когнитивного мышления учеников с УО лёгкой степени существенно сглаживаются под влиянием их работы с конструкторами LEGO, систематически осуществляемой в образовательном процессе. При значительных временных затратах, достаточном внимании, уделяемом ребёнку, наличии индивидуального подхода к нему можно рассчитывать на положительные результаты.

Список литературы

Специальная психология : учеб

.

п

особие для студ.

высш

.

пед

. учеб. заведений

/

[

В.И.Лубовский

, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.

]

; под ред.

В.И.Лубовского

. – 3-е изд., стер. – М.

:

Издательский центр «Академия», 2006. – 464 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/

М-во

образования и науки

Р

ос. Фе

дерации. - М.: Просвещение, 2015

. -

23

с

Методическая копилка развивающих игр

[Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://school1bar.edusite.ru/DswMedia/uprajneniyadlyarazvitiyapozprocessov.docx

.

Тренинг когнитивных способностей младших школьников

[Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://infourok.ru/sbornik-uprazhneniy-dlya-razvitiya-poznavatelnih-processov-trening-kognitivnih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-1038138.html

.

Учебные материалы «Учись учиться» [Электронный ресурс]

. – Режим доступа:

https://education.LEGO.com/ru-ru/support/learntolearn

.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x