Статья ☼ | Пьянкова Анна Сергеевна . Работа №210689. Номер работы: №210689
Автор: Пьянкова Анна Сергеевна
Развитие когнитивного мышления у обучающихся в начальных классах с умственной отсталостью посредством применения конструкторов LEGO в образовательном процессе
РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ КОНСТРУКТОРОВ LEGO В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Пьянкова Анна Сергеевна
Научный руководитель – Корчагина Галина Викторовна
ГБПОУ «Пермский профессионально-педагогический колледж»
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) говорится, что одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования является использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа [2;23].
Сегодня широкое распространение получили конструкторы LEGO. Использовать их можно не только во внеклассной деятельности, но и во время уроков. Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с учащимися разного возраста и на разных уроках (от искусств и окружающего мира до математики и русского языка). LEGO-конструирование – это современное средство обучения детей.
Большую значимость конструкторы LEGO имеют в коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью (УО). Работа с LEGO делает коррекционно-развивающий процесс более результативным, так как дети воспринимают занятия, как игру, которая не вызывает у них негативных эмоций. Это помогает обучающимся лучше усваивать школьный материал.
У обучающихся в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования (НК КиКРО) с УО когнитивное мышление развито слабо. У них возникают трудности с такими мыслительными процессами как память, воображение, логика, восприятие и формирование понятий, а также со счётом, ориентацией, чтением и письмом [1;58]. Всё это помогает людям в социализации, а это важно для обучающихся с УО. Они должны уметь взаимодействовать с окружающим миром. Помочь восполнить недостатки может что-то новое, креативное, интересное, а лучше – сделанное собственными руками. В настоящее время этими помощниками могут стать конструкторы LEGO, которые на самом деле являются не просто игрушкой, а средством развития детей.
Проблема исследования – развитие когнитивного мышления у обучающихся в начальных классах с УО посредством применения конструкторов LEGO в образовательном процессе.
Цель исследования – изучение особенностей развития когнитивного мышления у обучающихся в начальных классах с УО посредством применения конструкторов LEGO в образовательном процессе.
Задачи исследования:
1). Изучить психолого-педагогические особенности развития когнитивного мышления у обучающихся в начальных классах с умственной отсталостью;
2). Проанализировать образовательный процесс с применением конструкторов LEGO;
3). Создать модель образовательного процесса с применением конструкторов LEGO для развития когнитивного мышления у обучающихся в начальных классах с умственной отсталостью;
Объект исследования – развитие когнитивного мышления у обучающихся в начальных классах с умственной отсталостью.
Предмет исследования – конструкторы LEGO в образовательном процессе.
Методологическую основу данной научной статьи составляют различные методы, с помощью которых решались поставленные задачи. В данном случае использовались эмпирические методы (изучение литературы, документов) и теоретические методы (теоретический анализ, синтез, индукция, дедукция).
Научная статья состоит из введения, в котором обуславливается проблема, её актуальность в настоящие время; модели образовательного процесса с применением конструкторов LEGO; источников и заключения, в котором делаются выводы по данной проблеме.
Модель образовательного процесса с применением конструкторов LEGO для развития когнитивного мышления у обучающихся в начальных классах с умственной отсталостью
Перед реализацией уроков с LEGO конструкторами я проведу диагностику обучающихся с УО на уровень развития их когнитивного мышления. Для этого во время различных уроков будут введены задания, позволяющие оценить когнитивные способности детей. В процессе ученики приобретают знания об объектах и предметах окружающего мира. Примеры заданий [3]:
Память. Работа с изображениями. Педагог раскладывает их на столе, отсчитывает несколько секунд, а затем убирает. Ученик по памяти называет увиденные картинки.
Восприятие. Ученикам предлагаются 3-5 контурных изображений предметов, наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.
Воображение. Ученикам даётся лист с изображением простых геометрических фигур и линий. Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.
Внимание. Ученикам предлагается для сравнения две картинки. Их задача – найти 12 отличий.
Мыслительные операции.
Упражнение № 1: «Анаграмма» - составить слова, переставив буквы:
АЛИГ - …
ЕОСЛ - …
ОТЛЕ - …
Упражнение № 2: Ученику предлагается рисунок с изображением шести рыбок, среди которых две одинаковые; требуется их найти, показать и объяснить, в чём схожесть этих двух предметов [4].
Речь.
Упражнение № 1 (для развития письменной речи): Даны предложения. Задача обучающихся – составить, записать и озаглавить связный текст.
Упражнение № 2 (для развития устной речи): Ученикам предлагается с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной) произнести одно и то же предложение.
После проведения диагностических заданий в образовательный процесс вводится конструкторы LEGO. Конструктор будет использоваться на различных уроках (примерно на 30). Примеры использования конструкторов LEGO в образовательном процессе [5]:
Можно сделать предположение, что в школьные годы недостатки развития когнитивного мышления учеников с УО лёгкой степени существенно сглаживаются под влиянием их работы с конструкторами LEGO, систематически осуществляемой в образовательном процессе. При значительных временных затратах, достаточном внимании, уделяемом ребёнку, наличии индивидуального подхода к нему можно рассчитывать на положительные результаты.
Список литературы
Специальная психология : учеб
.
п
особие для студ.
высш
.
пед
. учеб. заведений
/
[
В.И.Лубовский
, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.
]
; под ред.
В.И.Лубовского
. – 3-е изд., стер. – М.
:
Издательский центр «Академия», 2006. – 464 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/
М-во
образования и науки
Р
ос. Фе
дерации. - М.: Просвещение, 2015
. -
23
с
.
Методическая копилка развивающих игр
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://school1bar.edusite.ru/DswMedia/uprajneniyadlyarazvitiyapozprocessov.docx
.
Тренинг когнитивных способностей младших школьников
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://infourok.ru/sbornik-uprazhneniy-dlya-razvitiya-poznavatelnih-processov-trening-kognitivnih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-1038138.html
.
Учебные материалы «Учись учиться» [Электронный ресурс]
. – Режим доступа:
https://education.LEGO.com/ru-ru/support/learntolearn
.