Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Стиль воспитания детей, и какой родитель ты" | Пономарева Анастасия Валерьевна. Работа №275766

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Пономарева Анастасия Валерьевна
 

                                                                                                                                Если вы читаете эту статью, значит, вам не все равно, каким станет будущее вашего ребенка. А оно во многом зависит от климата в семье и вашего стиля воспитания. В статье мы расскажем о различиях в семейном воспитании и том, какую стратегию предпочтительно выбрать родителям, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя на всех этапах взросления, успешно развивался и уверенно вошел во взрослую жизнь.

Стиль воспитания и как он влияет на ребенка в будущем

Если вы читаете эту статью, значит, вам не все равно, каким станет будущее вашего ребенка. А оно во многом зависит от климата в семье и вашего стиля воспитания. В статье мы расскажем о различиях в семейном воспитании и том, какую стратегию предпочтительно выбрать родителям, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя на всех этапах взросления, успешно развивался и уверенно вошел во взрослую жизнь.

Стиль воспитания в психологии понимается, как система стандартных практик, которую родители используют при воспитании ребенка: поощрения, наказания, проявления любви, установление границ дозволенного, семейное обсуждение вопросов, восприимчивость к потребностям ребенка и многое другое в совокупности дают стиль воспитания, характерный для отдельной семьи. Классификация стилей может проводиться по различным критериям. Стройную и научно обоснованную концепцию в конце 1960 -х гг. предложила Диана Баумринд, исследовательница отношений между родителями и детьми. Она выделила три стиля семейного воспитания (затем к ним был добавлен четвертый), которые дают оценку родительскому воспитанию с точки зрения требовательности/нетребовательности (контроль действий ребенка и ограничения) и отзывчивости/неотзывчивости по отношению к потребностям ребенка. Распределение стилей выглядит следующим образом:

Авторитарный стиль. Авторитарные родители обычно жесткие и строгие. Они требуют полного послушания и предъявляют высокие требования к ребенку, но при этом не реагируют на чувства и желания самого ребенка. Родители, которые практикуют такой стиль воспитания, имеют жесткий набор правил и ожиданий, которым ребенок должен следовать неукоснительно. В авторитарных семьях могут применять телесные наказания за непослушание. Когда ребенок не понимает определенных запретов, единственным объяснением для него служит фраза: "Потому что я так сказал". Нельзя сказать, что авторитарные родители не любят своего ребенка: просто они уверены в том, что знают, что для ребенка будет лучше.
Ключевые признаки: чрезмерные требования, строгие наказания, возможная гиперопека, отсутствие интереса к ребенку.
Влияние на ребенка. Какие последствия имеет авторитарный стиль воспитания? По исследованиям Баумринд, ребенок в такой семье растет менее веселым, более капризным и склонным к стрессам. Он с детства приучен к ограничениям и к тому, что все решают родители. Поэтому в дальнейшем, даже будучи взрослым, ему трудно сделать самостоятельный выбор – выбрать профессию или устроить личную жизнь, так как он не пробовал принимать важные решения до этого.

Авторитетный стиль (гармоничный) – это подход, ориентированный на детей, задача родителей при этом - помочь ребенку вырасти и обрести самостоятельность. Стиль воспитания сочетает требовательность к ребенку с заботой и родительской отзывчивостью. Родители понимают, что чувствует ребенок, и помогают ему справляться с эмоциями на каждом этапе развития. Ограничения и правила присутствуют, но они разумны и понятны ребенку. Нарушение правил не наказывается, но обсуждается в кругу семьи, для того, чтобы ребенок смог сам осознать последствия своего поведения.
Ключевые признаки: норма, без отклонений к гиперопеке или гипоопеке, эмоциональная связь с ребенком, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей ребенка без потворствования ему.
Влияние на ребенка. Авторитетный стиль позволяет ребенку безболезненно пройти все стадии взросления, так как рядом с ним авторитетный наставник, который дает ребенку необходимую свободу для самостоятельных исследований, и при этом требует зрелости, соответствующей возрасту. В результате дети авторитетных родителей более социальны и успешны, им легче завоевать любовь окружающих, так как они имеют представления о социальных рамках. Они подготовлены к взрослой жизни и могут принимать решения самостоятельно. Считается, что этот стиль воспитания позволяет вырастить наиболее счастливых и приспособленных к жизни детей.

Либеральный (снисходительный) был выделен чуть позже. Он характеризуется высокой степенью отзывчивости по отношению к чувствам и желаниям ребенка и отсутствием родительских требований. В либеральных семьях высоко ценятся свобода и самостоятельность, родители стараются не устанавливать рамок и, в основном, при возникновении детско-родительских конфликтов полагаются на рассуждения и объяснения.
Ключевые признаки: эмоциональная связь родителя и ребенка, мягкость наказаний.
Влияние на ребенка. Дети либеральных родителей, как правило, счастливы, самостоятельны, именно при таком стиле воспитания вероятнее всего, что ребенок вырастет творческим и талантливым, умеющим мыслить нестандартно. Но существует обратная сторона медали - это возможные проблемы в социальной жизни: дети либеральных родителей показывают низкий уровень самоконтроля из-за недостатка дисциплинированности, у них могут возникать конфликты с коллективом, так как им трудно подчиняться общественным требованиям.

Попустительский стиль часто развивается тогда, когда родители эмоционально или физически отсутствуют и не интересуются воспитанием ребенка. Они не реагируют на потребности ребенка и не требовательны к поведению, их задача ограничивается обеспечением жизненных потребностей ребенка. Попустительский стиль может сформироваться или под влиянием идеи полной свободы в самореализации детей или от равнодушия к судьбе ребенка.
Ключевые признаки: гипоопека, отсутствие интереса к ребенку, недостаточные требования-обязанности, неудовлетворение духовных потребностей ребенка.
Влияние на ребенка. В результате дети без общения с родителями ощущают необходимость в покровителе, поэтому легко подпадают под чужое влияние и демонстрируют девиантное (асоциальное) поведение. Дети таких «равнодушных» родителей страдают от социальной некомпетентности, проблем успеваемости и поведения и могут иметь отклонения в психосоциальном развитии.

Другие стили
Исследователи выделяют и другие - частные стили воспитания, например, эгоцентрическое воспитание («все для ребенка»), тревожно-мнительное воспитание (постоянный страх утраты ребенка), стили воспитания определенных культур и этнических групп (староверы, мусульмане, американские индейцы и т.д.). Нам кажется важным предостеречь родителей от, так называемого, хаотического (противоречивого) воспитания. Чаще всего такой стиль формируется в семьях, где имеются противоречия между членами семьи - мамой, папой, бабушкой и т.д. Ребенок в ситуации непоследовательных решений быстро учится манипулировать интересами взрослых и добиваться желаемого. Однако в дальнейшем привычка лавировать приводит к тому, что ребенку сложно установить близкие отношения с кем бы то ни было, и недоверчивость вызывает проблемы в личной сфере.

Вы, наверняка, убедились, что наиболее гармоничный стилем воспитания можно считать авторитетный стиль. Дети вырастают самостоятельными, психически уравновешенными и социально адаптированными, что является важными слагаемыми будущей счастливой жизни.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×