Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Стимульный контроль. Подсказка. Стимул «до» и «после» по методике АВА(Applied behavior analysis). | Преснякова Наталья Александровна. Работа №238900

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Преснякова Наталья Александровна
В статье рассказывается об использовании стимулов и подсказок по методике АВА для обучения детей с РАС.

Стимульный контроль. Подсказка. Стимул «до» и «после» по методике АВА(Applied behavior analysis).

Для ребенка с диагнозом РАС (расстройство аутистического спектра), придя в школу, начинает новый этап жизни, которая требует от него освоение новых правил и инструкций.

Первое время, задача педагога заключается в том, чтоб не начинать форсировать учебный процесс, а создать комфортные и приятные условия в школе и закреплять правильное поведение. У ребенка должно сформироваться четкие инструкции поведения: в классе, на уроках, с педагогом и одноклассниками.

Учитывая особенности детей с РАС (ассоциальность, некоммуникабельность, частое отсутствие непродуктивной речи, сенсомоторные нарушения…) АВА (прикладной анализ поведения) предлагает использовать систему дискриминативных стимулов Sd.

Дискриминативный стимул - это стимул, который «контролирует» определенное поведение.

(Н-р: прозвенел звонок (дискриминативный стимул), дети убирают игрушки и готовятся к уроку (это реакция), дети готовы к уроку (результат).

Все дискриминативные стимулы должны быть знакомы и понятны для детей. Поэтому, мы сначала должны ознакомить ребенка с этой инструкцией, а затем требовать ее выполнения. Иначе инструкции будут не эффективны и будут восприниматься ребенком как «белый шум».

Но нужно понимать, что сформировать цепочку (Инструкция-реакция-результат), для детей с РАС не всегда просто, и часто требует много времени для ее понимания и больших энергозатрат, тем самым приводя ребенка к истощаемости, поэтому АВА предлагает нам использовать подсказки, как «стимул-помощник».

Подсказка – это дополнительный промежуточный стимул, с помощью которого мы получим быстрый результат.

Существуют разные виды подсказок, такие как: физическая помощь, моделирование, словесная/визуальная/жестовая помощь, подсказка модератор, позиционная подсказка.

Давайте более подробно ознакомимся с каждым видом подсказок.

Физическая помощьэто предоставление учителем физического контакта для того, чтобы направлять действия учащегося на протяжении всей целевой деятельности. Например, учитель сначала просит учащегося: «Поднять руки вверх». Затем учитель дает учащемуся подсказку, держа его руки в своих руках и управляя руками учащегося на протяжении всего процесса поднятия рук вверх.

Физическая помощь бывает частичная и полная.

Частичная помощь - это «направлять руку ребенка», при этом, действие ребенок выполняет самостоятельно. Например, учитель просит учащегося: «Поднять руки вверх». Затем он предоставляет ребенку подсказку, слегка прикасаясь к обеим рукам учащегося и подталкивая руки учащегося по направлению вверх.
Полная – это полностью выполнять действие вместе с ребенком.

Моделирование – это демонстрация желаемого поведения. То есть показываем ученику, делая это сами, что именно надо делать. Например, учитель поднимает руки вверх, показывая учащимся, что надо сделать, а дети демонстрируют движения за учителем, поднимая руки вверх.

Визуальные подсказки - это видео, фотографии или рисунки на бумаге, доске или электронном устройстве. Например, учитель просит ученика: «Подними руки вверх», а затем предоставляет ему подсказку, включив видео, на котором человек поднимает руки вверх».

Словесные (вербальная) подсказки - это, когда учитель дает учащемуся полный устный ответ на только что заданный вопрос. Например, учитель спрашивает учащегося: «Какое сейчас время года? », а затем дает ребенку подсказку, отвечая: «Весна». Это полная вербальная подсказка.
Так же бывает частичная вербальная подсказка. Это когда учитель предоставляет учащемуся часть ответа на заданный вопрос или же просто произносит первую «фонему» или звук». Например, учитель спрашивает ребенка: «Какое сейчас время года?», а затем дает ребенку подсказку, сказав: «Ве…».

Двигательные сигналы (указывание, постукивание, прикосновение, направленный взгляд). Например, когда учитель показывает ученику карточки с цифрами один, два, три, а затем спрашивает: «Покажи мне цифру два» и в это время постукивает по карточке с цифрой два или указывает на нее.

Позиционные подсказки. Данный тип подсказки предполагает, что учитель размещает объект для правильной реакции ближе к учащемуся. Например, учитель показывает ребенку три объекта – ручка, учебник и тетрадь – а затем просит учащегося: «Покажи, чем из этого ты пишешь, при этом
размещая ручку ближе всего к учащемуся.

Подсказки-медиаторы. Например: чрезмерно большой предмет, ярко красный предмет

Всегда используйте наименьшее количество подсказок, необходимых для выполнения поставленной задачи. Это важно для того, чтобы ребенок не стал зависимым от подсказок, то есть, излишне не полагался на них. Когда такое происходит, подсказки становятся контрпродуктивными, поскольку в данной ситуации они снижают уровень самостоятельности учащегося, который реагирует только в присутствии подсказок. Например, если вы чувствуете, что ребенок знает целевое слово, но нуждается в небольшой помощи, используйте фонематическую подсказку вместо полной вербальной подсказки.

Так же нужно убедиться в том, что если подсказки уже не нужны ребенку, то стоит их устранять. Например, если вы просите своего ученика поднять руки, и он нуждается в полной физической подсказке, в следующий раз, когда вы попросите его поднять руки, сделайте это с частичной физической подсказкой. Если все будет сделано корректно, через время вам вообще не понадобится использовать подсказки. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, вам потребуется разное количество времени для постепенного устранения подсказок, но важно помнить об основном правиле: ваша цель всегда заключается в том, чтобы уменьшить и, в конце концов, устранить потребность ребенка в подсказках.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×