Стратегии критического обучения и их место в системе формирования читателя-исследователя

Автор: Моисеева Ульяна Николаевна

Современное течение жизни с ее скоростью и лавиной информации предъявляет высокие требования к подрастающему поколению. Надо быть умным, много знать, быстро и качественно работать. Не менее необходимым элементом является исследовательская деятельность на уроках, ценность которой возрастает по мере вхождения в информационное пространство, где производится и потребляется интеллект. В этой ситуации обучающие возможности художественной литературы не уменьшаются, а увеличиваются. Поиск, понимание, умение увидеть главное, точно выразить, правильно воспроизвести – все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими урока литературы.

От вдумчивого чтения текста к его анализу, сопоставлению, самостоятельному поиску ответов на вопросы, работе с дополнительной литературой – вот вектор, который берется за основу работы по исследовательской деятельности на уроках литературы.

«Приучать ребят мыслить, самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы, работать с дополнительным материалом необходимо с самых первых уроков. Учащимся необходимо понять, что в литературной творческой деятельности не существует готовых ответов и раз и навсегда данных шаблонов. Ответ нужно искать самому, только тогда ты увидишь результат своей работы».

Перед учителем встают вопросы: Как реализовать этот процесс на уроке? Как научить ученика мыслить, размышлять, делать самостоятельные выводы, научить пользоваться своими знаниями? Ответить на эти и многие другие вопросы помогают стратегии развития критического мышления. Эти методы развивают именно исследовательские навыки, столь необходимые в современном динамичном образовательном пространстве. Однако формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Чтобы подготовить школьников к поисковой деятельности, необходимо продумывать каждый урок так, чтобы с первой минуты зажечь огонек интереса в глазах учеников, понимать, что иначе урок пройдет впустую, не затронув ума, не пробудив эмоционального отклика. В основе исследования, организуемого на уроках, лежит идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Далее намечается ее поэтапная реализация, имеющая следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план действия, результаты, рефлексия. Такая организация для учащихся – переход в иное психологическое состояние, другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя – дает возможность развивать свои творческие способности, реально оценивать роль знаний, видеть их практическое применение. Мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые необходимо решить. Поэтому важным этапом урока является побуждение к деятельности, в ходе которого учащиеся стараются сами определить цели и задачи урока, в соответствии со значимостью, жизненным опытом и уровнем своей компетентности. Все начинается с создания проблемной ситуации на уроке, поэтому в процессе обучения используются такие ситуации, которые побуждают учеников задавать вопросы, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний.

«Методы побуждения могут быть самые разнообразные, например, стратегия «эссе» в начале урока, или «размышления по поводу…». Это и есть начало той исследовательской цепочки, которая выстраивается самими учениками в процессе освоения новых знаний».

Так, в начале урока по изучению повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» ребятам может быть предложено поразмышлять над фразой: «Человек есть тайна». Размышления над высказыванием помогают сформулировать проблемный вопрос урока: «Как добропорядочный молодой человек стал преступником?». Последующая работа на уроке – поиск ответа на этот проблемный вопрос. Конечно, учащихся необходимо правильно направлять, поэтому неявная роль учителя на уроке велика. Получив толчок к деятельности, учащиеся с интересом исследуют проблему, делая собственные открытия. Тем более беседа начинается с вопросов, на которые они могут ответить, опираясь на свой (хоть и небольшой) жизненный опыт. Так, урок по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно начать с беседы (стратегия «Аквариум»): Можно ли определить характер человека с первого взгляда на него? Когда узнается человек, проявляется его характер? С какими людьми вам легко в общении? Среди ваших друзей и знакомых есть люди противоречивые, поступки которых порой трудно объяснить? Пытались ли вы понять и объяснить их поведение? Учащиеся отвечают на вопросы, которые они порой задают себе – актуальность темы становится очевидной. Теперь они с большим интересом решают проблему урока: Почему характер Печорина так противоречив? Как объяснить его поведение? Побуждение возможно и через стратегию «трехуровневое интервью». На уроке «Гибель души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» можно предложить трем ученикам сыграть роль журналистов. Примерные вопросы: О чем вы мечтаете? Чего вы хотите достичь в жизни? Как вы будете реализовывать свои цели? Что влияет на ваши жизненные планы? Учащиеся следят за ходом интервью, делают записи об основных проблемах. Затем логично звучат вопросы, требующие разрешения на уроке: О чем же мечтает герой? Смог ли он реализовать свои цели? В чем смысл названия темы урока? Итак, «подлинный познавательный интерес характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. Поэтому на последующих этапах урока учащиеся с большей заинтересованностью читают и анализируют тексты, делают самостоятельные выводы, определяют актуальность проблем, затронутых в произведениях, что делает его живым, а героев узнаваемыми и близкими современному читателю».

Учащиеся постепенно погружаются в творческий мир писателя, осознают его богатство и многообразие. На уроке нельзя давать готового ответа, навязывать свою точку зрения, понимая, что только так можно организовать процесс поиска, в результате которого ученики придут к своему (полноценному) знанию. В этом смысле удивительно точно высказывание       Ю. М. Лотмана: «Художественный текст обладает свойством выдавать различным читателям различную информацию – каждому в меру его понимания, именно ту, в которой он нуждается и к восприятию которой он подготовлен».

Важна не только событийная сторона, но и глубокий смысл, заложенный автором. Стратегии развития критического мышления помогают учащимся не только понять этот смысл, но и способствует творческому поиску ответов на собственные вопросы. Для формирования стратегий, способствующих решению в ходе урока проблемных вопросов, весьма эффективна работа над созданием проектов, причем учащимся предлагается выбрать форму представления проектов самостоятельно. Поражает разнообразие форм, которые находят учащиеся. Например, на уроке «Мир купечества в драме Островского «Гроза» могут быть представлены проекты по основным образам в виде монолога героя, компьютерной презентации, интервью с героем, мини-спектакля. При работе над проблемным вопросом «Как раскрывается образ Онегина в романе Пушкина «Евгений Онегин»?» может быть использована стратегия «ролевая игра» и «метод проектов». Группы биографов, художников, лингвистов, психологов работают над текстом в соответствии со своими ролями, а затем, исходя из задач по заданной роли, выбирают из текста информацию о герое. Возвратившись в исходные группы, объединяют материал и составляют проект. Подобная работа способствует не только развитию речи и умению выстраивать связное высказывание, но и воспитывает чувство ответственности, самостоятельность мышления и развивает умение работать в команде.

На последнем исследовательском этапе урока – рефлексии – учащиеся самостоятельно могут оценить свой путь от представления к пониманию. Они пишут эссе, письма к героям, заметки в газету, выступления от имени героя произведения, которые оценивает весь класс, слушая чтение работ на авторском стуле.

 

Итак, эффективность используемых стратегий несомненна, поскольку учащиеся уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее; учатся грамотно задавать вопросы; вдумчиво читают, расширяют свой кругозор; развивают коммуникативные навыки. Важно понять, что нужно не уставать дарить детям постоянную радость открытия, самому находиться в постоянном поиске, тогда каждый урок будет познавательным, а знания учащихся – прочными.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x