« Сюжетно-ролевая игра как средство формирования познавательной функции речи дошкольников»

Автор: Данкина Наталья Ивановна

     Дошкольное детство - самый важный период становления личности. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.

Социальный  характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком – могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.

         Разные виды игр по – разному воздействуют на познавательно – речевое развитие детей: сюжетно – ролевые  расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения.

         В процессе участия в сюжетно-ролевых играх ребенок приобретает первоначальные представления об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. 

         Многие отечественные и зарубежные психологи считают, что никто не разовьет творческие способности ребенка лучше, чем он сам. Поэтому, прежде всего ребенку нужно создать условия для спонтанной творческой игры.

         Сюжетно – ролевая игра имеет неоценимое значение  и для интеллектуального  развития дошкольника. В ней ребенок впервые начинает  различать реальность и фантазию. Взяв на себя определенную роль, дошкольник создает  особую действительность, в  которой он является социально  значимым лицом. При этом  развивается   способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей,  координировать их.

         Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Игры могут отражать лишь внешнюю сторону поведения человека - только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих  ребенка, от полноты  представлений детей об окружающем.

         В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п. ).

         У старших дошкольников игра зависит от интерпретации роли, выстраивания ролевого поведения участников игры, разработки конкретной игровой ситуации, установленных правил, направленности ролевых действий.

         Содержание игры определяется возрастными особенностями детей. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

         Наблюдения за сюжетно–ролевыми играми старших дошкольников показали, что дети в основном играют в игры, отображающие реальную жизнь: “Дом”, “Магазин”, “Детский сад”. Иначе и быть не может: игра основывается на жизненном опыте детей. В ней дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В играх на бытовые сюжеты большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают социальный опыт семьи, передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

         В процессе игры формируются предпосылки коммуникативных универсальных действий,  обеспечивающие социальную компетентность и сознательную ориентацию на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог,  строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Познавая систему человеческих отношений,  начинают осознавать свое место в ней. В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других, что способствует развитию произвольного поведения ребенка.

         Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, внимания и мышления ребенка, создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

         Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

         Важным педагогическим условием развития познавательной активности детей является предварительное получение детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми перспективных, т.е. связанных общим содержанием, конкретных и общих знаний о той или иной стороне окружающей  действительности.

 

         При планировании игровой деятельности детей предусматривается план развития сюжетно – ролевой игры, предварительная работа по обогащению представлений детей по теме игры. Нужно помнить, что желание играть у дошкольников вызывает совместная  подготовка с воспитателем интересной игры. Например, если предполагается  игра  «открытие новой поликлиники», то ребятам задается  вопрос: «Что нам понадобится для работы в больнице?» Они отвечают: карточки, медицинский инвентарь, спецодежда, талоны, компьютеры, оборудование...   Врачи, каких специальностей работают в детской поликлинике? В процессе совместной деятельности нужно учитывать пожелания детей, как участников педагогического процесса, так как в них очень часто проявляются игровые интересы и предпочтения.

Так в процессе подготовки к сюжетно-ролевой игре «Библиотека» была проведена целенаправленная образовательная деятельность: организована экскурсия  в  библиотеку, читали художественную литературу, рассматривали иллюстрации, беседовали по содержанию прочитанных и любимых детских произведений, подготовили книги к игре. Для того чтобы можно было быстро найти нужную книгу, было предложено детям сделать разделители с картинками по темам. Затем расставили книги в соответствии с тематикой. Вместо полок использовали корзинки под книги. Были изготовлены карточки-формуляры  на каждого ребенка. Был организован читальный зал, книги в нем были новые. Все дети включились в  игру с удовольствием, играли долго и увлеченно. Мальчики рассматривали, а некоторые читали познавательную литературу: детские энциклопедии, книги о технике, животных, активно обсуждали прочитанное, часто обращались с вопросами. Девочки отдавали предпочтение сказкам, рассказам о животных. Тем самым в процессе игры дети обогатили свои знания, приобрели практический опыт поведения и деятельности в библиотеке, освоили алгоритм ведения диалога в библиотеке (беседа с библиотекарем, сверстниками).

         Подготовка  к сюжетно-ролевой игре «Магазин» предусматривает  беседу по теме, дети отвечали на вопросы:  Какие магазины есть в нашем городе? Какие товары продают в магазине? В какие магазины вы ходили с родителями? Что вы покупали? Откуда в магазине появляются товары? Кто работает в магазине? Какие обязанности выполняет заведующий магазином, продавец, кассир, шофёр? Какую пользу приносит людям их труд? И т.д.

         В результате беседы определились, что в нашем магазине будет несколько отделов: продукты, фрукты, овощи, игрушки, книги. Дети принимали активное участие в обогащении пространственной предметно - развивающей среды: изготавливали из теста овощи, фрукты, хлебобулочные изделия, приносили из дома атрибуты для игры.

         Открытие магазина доставило детям много радости, они придумывали новые разнообразные сюжеты игры, согласовывали игровые замыслы друг с другом, увлеченно играли, продолжая игру на протяжении нескольких недель, постепенно развивая ее.

 

         Как результат образовательной деятельности - активная и содержательная игровая и познавательная деятельность детей. Появление длительной перспективы игры свидетельствует о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение  изо дня в день одной и той же темы, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.

         Таким образом, в процессе подготовки к игре, а в дальнейшем и в игре актуализируется личный опыт детей, появляются новые вопросы, желание найти на них ответы в детских энциклопедиях, познавательной литературе. У детей возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением.

 



 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга

Подпишитесь на последние новости сайта!

Пожалуйста, подождите.
x