«Сюжетно-ролевая игра как средство эмоционального развития детей старшего возраста».

Автор: Селягина Елена Ивановна

К старшему дошкольному возрасту ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях. Существенный вклад в развитии эмоциональной сферы детей вносит ведущий вид деятельности дошкольника – игра.

Игра в дошкольном возрасте – это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С.Выготского «мнимая ситуация». Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. В игре находят выражение основные потребности ребен­ка-дошкольника. Прежде всего, как уже говорилось выше, ребенку свойственно стремление к самостоя­тельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохра­нились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятель­но, свободно выражая свои желания, представления, чувства.  В игре с одной стороны, обнаруживается уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального регулирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт [24]. Игра – по мнению отечественных психологов и педагогов – один из видов детской деятельности, культивируемой взрослыми в целях воспитания детей, приобщения их к человеческим родовым способам действий с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок зреет как личность, в игре формируются те качества его психики, которые необходимы впоследствии в учебной деятельности и в труде [8].

Общую теорию игр разработал Ж. Пиаже, который рассматривал игру как естественную по своей природе, присущую ребенку активность, в рамках которой он познает мир. Он считал, что развитие игры происходит спонтанно, в соответствии с интеллектуальным созреванием, по мере которого содержание ее все более приближается к адекватному отражению реальности. Именно благодаря достижениям Жана Пиаже в мире усилился интерес к исполнению игр в психологической и психотерапевтической практике.

Основу педагогической концепции игры важнейшего средства всестороннего воспитания детей, заложили исследования таких ученых, как Е.А.Аркин, Н.А. Аксарина, Р.И. Жуковский, Г.А. Маркова, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Д.Б. Менжрицкий. Поставленная Л.С. Выготским задача создания новой теории игры получила детализацию в работах виднейших отечественных психологов А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, в исследованиях их сотрудников и учеников.

Разделяя точку зрения Л.С. Выгодского, под игрой понимается – особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной деятельности, имеющий свое специфическое содержание и строение – особый предмет и мотивы деятельности, и особую систему действий. Одним из важнейших положений отечественной теории детской игры является подход к игре как ведущей деятельности. Основу педагогической концепции игры важнейшего средства всестороннего воспитания детей, заложили исследования таких ученых, как Е.А. Аркин, Н.А. Аксарина, Р.И. Жуковский, Г.А. Маркова, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Д.Б. Менжрицкий. Одно из основных положений психолого-педагогической концепции заключается в том, что игра ребенка имеет историческую, а не биологическую природу. Утверждение исторического подхода к проблеме происхождения игры в педагогике и психологии методологически базируется на философии исторического материализма. Это утверждали исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Невозможно точно определить исторический момент, когда впервые возникает ролевая игра. Он может быть различным у разных народов в зависимости от условий их существований и форм перехода на более высокую ступень развития. Для нас важно установить следующее. На ранних этапах развития человеческого общества, когда производительные силы находились еще на примитивном уровне и общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякой специальной подготовки включать своих детей в труд взрослых, не было ни специальных упражнений в овладении орудиями труда, ни тем более ролевой игры. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых. На более высокой ступени развития включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности требовало специальной подготовки, которая проходила на уменьшенных по своим формам орудиях. На этом этапе развития возникают одновременно два изменения в характере воспитания и процессе формирования ребенка как члена общества. Первое из них заключается в том, что выделяются некоторые общие способности, необходимые для овладения любыми орудиями (развитие зрительно-двигательных координаций, мелких и точных движений, ловкости и т.п.), и общество создает для упражнения этих качеств особые предметы. Это не деградировавшие упрощенные или потерявшие свои первоначальные функции уменьшенные орудия труда, служившие для прямой тренировки, или даже специальные предметы, изготовленные взрослыми для детей. Второе изменение заключается в появлении символической игрушки. При ее помощи дети воссоздают те сферы жизни и производства, в которые они еще не включены, но к которым стремятся.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);

- творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Игра влияет на весь строй личности ребенка, подготавливает такое ее качество, как соморегуляция своих действий с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшее достижение развития детской личности в игре – приобретение качества общественности. Это качество характеризуется не только нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальные процессы, так как в коллективной игре, как показывают исследования А.В.Запорожца, Р.И.Иванковой, Н.А.Коротковой происходит взаимодействие замыслов их движения, развитие содержания и достижение общей игровой цели [19]. Ряд педагогических работ показывает: умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Детей, оказывается, нужно учить играть. И от того, какое содержание будет заключено в процедуру отображения действительности, ее различных сторон, уровней и смыслов, зависит успех трансляции обществом своей культуры ребенку. Эта позиция в педагогике опирается на выработанную в психологии теорию присвоения ребенком культурно-исторического опыта (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Присвоение общественного опыта происходит успешно лишь при условии собственной активности ребенка, в его деятельности. Если воспитатель не учитывает активного характера присвоения, самые совершенные на первый взгляд методические приемы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели [19]. Справедливы слова Н. К. Крупской об игре как «се­рьезной форме учения». Несовпадение содержания игрового действия и составляющих его операций приводит к тому, что ребенок играет в воображаемой ситуации, порождая и стимулируя тем самым процесс воображения: Работа с образами, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления. Очень велики возможности игры в удовлетворении при­сущей ребенку потребности в общении. Играя, дети вступают в такие отноше­ния, до которых в других условиях еще «недоросли», а имен­но: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом» (А.П.Усова). Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей сте­пени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Од­ним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д.Ушинский. Он об­ратил внимание на воспитательную ценность образов во­ображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.

Проблема развития ребенка в игре широко рассмотрена как в отечественной, так и зарубежной психолого-педагогической литературе. Среди теоретиков детской игры в первою очередь должны быть названы такие педагоги как А.К. Бондаренко, Р.И. Жуковская, В.П. Залогина, А.В. Запарожец, Р.А. Иванкова, З.В. Лиштван, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Е.И. Щербакова и другие, которые своими исследованиями наметили пути активного руководства игровой деятельностью. Отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.А. Люблинская.

 

Игра влияет на весь строй личности ребенка, подготавливает такое ее качество, как саморегуляция своих действий с учетом задач коллективной деятельности. А.В. Запорожец занимался теоретическими основами воспитания дошкольников в различных видах деятельности и особенно в игре. По его словам задачи всестороннего воспитания в игре разрешимы лишь при условии сформированности деятельностной основы игры в каждом возрастном периоде дошкольного детства. Это обусловлено тем, что с развитием игры как деятельности связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка. К 5-6 годам в деятельности дошкольников основу составляет «королева» игровой деятельности - сюжетно-ролевая игра.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x