«Танцевально-игровые этюды» | Наконечная Светлана Михайловна. Работа №210537
Автор: Наконечная Светлана Михайловна
Конспект занятия для детей дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества города Белово»
Открытое занятие
по теме: «Танцевально-игровые этюды»
по дополнительной общеразвивающей программе
«Ритмическая мозаика»
1 год обучения
2018 г.
Открытое занятие
Тема: Танцевально-игровые этюды.
Цель: формирование творческих способностей учащихся, средствами музыки, игры и ритмических движений.
Задачи:
I. Обучающие:
формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку
;
научить детей творчески интерпретировать знакомые движения в новой попевке, согласовывать движения с музыкой и словами песни
;
м
отивировать учащихся к
совершенствованию
точности исполнения движения, силы, ловкости, гибкости, всего двигательного аппарата.
II. Развивающие:
с
одействовать развитию
чувств
а
ритма, памяти, внимания
;
развивать навыки активности, воображения,
выразительности, образности в исполнении танцевальных движений.
III. Воспитательные.
воспитывать музыкальный вкус, трудолюбие путем творческих заданий на создание образа
;
с
одействовать воспитанию художественно-эстетических и ку
льтурных навыков, артистичности.
Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма занятия: интегрированная.
Методы обучения: практический, словесный, наглядный.
Регламент занятия: 30 минут.
Оборудование:
Аппаратура для музыкального оформления занятия;
Элементы костюма (колпачки
).
Карточки с названием остановки.
Карточки с изображением музыкальных ладов.
Карточки с изображением Геометрических фигур.
Структура занятия:
I Организационный момент.
Вход детей в зал, построение, поклон. (
2
минуты
)
II Ознакомление с новой темой. (1 минута)
III Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Разминка:
По кругу
-
шаги, бег, прыжки.
(
2
минуты
)
На середине зала
- движения
головы, шеи, плеч, рук, наклоны корпусом, приседания, повороты.
(
5 минут)
Пластический этюд.
(
2 минуты)
IV Изучение новой темы.
Азбука музыкального движения.
(5 минут)
Упражнения на ориентировку в пространстве.
(
4
минут
ы
)
Танцевально-игровые этюды.
(
5 минут
)
Музыкальная игра.
(
2 минуты
)
VI Заключительная часть.
Упражнение на восстановление
дыхания.
(
1 минута
)
VI I Подведение итогов. (2 минуты)
Ход занятия:
Дети заходят и строятся в зале в две линии.
Педагог: В мире музыки и танца, движенья, ритм и тон. Мы начнем занятие и сделаем поклон.
Дети выполняют поклон.
I Организационный момент.
Педагог: Ребята, мне очень приятно видеть ваши добрые лица. Давайте друг другу улыбнемся, что бы в нашем зале было больше тепла и света и хорошего настроения.
Дети улыбаются.
Педагог: И теперь, в теплой дружеской обстановке и с хорошим настроением, мы начнем наше занятие, тема которого «Танцевально-игровые этюды».
II Ознакомление с новой темой.
Педагог: Ребята я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в мир музыки и танца в страну, которая называется «Ритмика». Вы познакомитесь с жителями этой страны, которые научат вас ритмично двигаться и танцевать веселые игровые этюды. Для того чтобы нам хватило сил пройти через всю страну, нужно быть подготовленными, а поможет нам в этом веселая разминка.
III Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Педагог:
Звучит музыка, дети выполняют движения под музыку.
Разминка:
По кругу
-
шаги, бег, прыжки
.
На середине зала
- движения
головы, шеи, плеч, рук, наклоны корпусом, приседания, повороты.
Педагог: День начинается с рассвета. Мы пробуждаемся, А что происходит с природой?
Ответ детей: с нами пробуждается природа. И сейчас мы с вами покажем, как встречают рассвет птицы, бабочки и растения (закрепление пройденного материала).
Звучит музыка, дети выполняют движения под музыку, повторяя за педагогом:
Пластический этюд:
К солнышку тянемся -
поднимание на
полупальцы
, одновременно руки выполняют круговые вращения из центра корпуса верх, в сторону, затем вниз, поочередно, затем обе руки вместе;
Ветерок качает деревцо –
покачивание с ноги на ногу, руки подняты вверх, так же выполняют покачивание в такт с ногами и корпусом;
Летит маленькая птичка -
руки подняты вверх, соединены запястьями крест
на крест
, имитируют движения крыльев птиц;
Летит
средняя
птица -
руки соединены в локтях, имитируют движения крыльев птиц;
Летит большая птица –
руки в стороны,
имитируют движения крыльев птиц;
Дождик пошел
– Медленно приседаем, пальчиками показываем капельки;
Цветочек растет и распустился
– медленно поднимаемся на носочках.
Бабочка летит -
руки соединены запястьями, поднимаются вверх, ладошками имитируем движения крыльев бабочки;
Поймали бабочку -
взмах руками, ладошки соединить;
Отпустили бабочку -
раскрыть ладошки перед лицом, дунуть, поднять руки ввер
х, отпустить через стороны вниз.
IV Изучение новой темы.
Педагог: ребята вы отлично подготовились, и мы можем отправиться в путешествие. Вы готовы?
Ответы детей.
Педагог: на каком транспорте мы будем путешествовать, вы отгадаете сами.
Загадка:
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой,
Ведет всех за собой.
Ответы детей. (Поезд)
Педагог: Садимся в поезд, но не забудьте с собой взять хорошее поведение, внимание, а главное хорошее настроение.
Дети встают в паровозик и двигаются по залу под музыку, повторяют слова за педагогом.
Слова:
Чух,чух, чух,чух.
Паровоз наш лучший друг.
Мы помчимся по лесам.
По оврагам и горам.
Крепче за руки держись.
От друзей не оторвись.
Педагог: Остановка «Музыкальная». Выходим из вагончиков.
В музыкальной есть стране – два лада брата необычных.
Лад – это тональность музыки, ее настроение.
Лад «Мажор» всегда был весел:
Балагурил и шутил.
Красил дом свой ярким цветом.
С ясным солнышком дружил!
Лад «Минор» куда спокойней любит размышлять в тени.
Иногда он смотрит строго,
Иногда всерьез грустит.
Педагог: Ребята сейчас я раздам вам карточки с изображением «Минора» - грустного и спокойного музыкального лада. И «Мажора» - быстрого и веселого лада. Вы, прослушав музыку, должны определить ее настроение, и показать ту карточку, к какому ладу она относиться.
Дети слушают музыку и выполняют задание.
Педагог: Спасибо. Вы отлично справились с заданием, и мы можем продолжить наше путешествие.
Дальше мы путешествуем без транспорта. Как мы будем двигаться, нам подскажет музыка. На пути нам встретится много преград, которые необходимо преодолеть.
Звучит музыка «Марш» - дети маршируют по залу. Музыка останавливается. Педагог поднимает карточку с изображением:
«Рельсы» – дети строятся в две линии;
Звучит музыка «Полька» - дети делают подскоки по залу. Музыка останавливается. Педагог поднимает карточку с изображением:
«Озеро» – дети строятся в круг;
Звучит музыка «Плясовая» - дети бегут по залу. Музыка останавливается. Педагог поднимает карточку с изображением:
«Гора» – дети строятся в треугольник;
Звучит музыка «Вальс» - дети двигаются по залу на носочках. Музыка останавливается. Педагог поднимает карточку с изображением:
«Лес» – свободное построение в зале.
Педагог: Задание выполнено успешно, и мы можем продолжить наше путешествие на…. Послушайте загадку.
Загадка:
Ее любят все на свете,
Больше всех, наверно, дети.
Как красива и сильна,
Очень ласкова она.
Гриву надо расчесать,
Ну и сахарок подать
Ответы детей. (Лошадка)
Дети двигаются по кругу имитируют движения лошадок.
Педагог: Остановка «Подражалкино».
Давайте представим ребята, что мы с вами оказались в болоте. С помощью музыки и движений мы покажем, какие звери живут на болоте.
Дети исполняют танцевальный этюд «Крокодил».
Педагог: Скажите, а крокодил правильно поступил, что проглотил бедных лягушек?
Ответы детей.
Педагог: Конечно, ребята нельзя обижать тех, кто слабее тебя. Лягушки были очень ловкие, и смогли найти дорогу и вырваться на свободу. А мы отправляемся дальше.
Загадка:
Что-то по небу летит,
Громко очень уж гудит.
А внутри народ сидит,
И в окошечки глядит.
Ответы детей. (Самолёт)
Дети играют в игру «Самолет».
Педагог: Приземляемся, мы прилетели. Остановка «Сказкино». Посмотрите, нас встречают маленькие гномики. Они очень веселые и приглашают нас танцевать.
Дети исполняют танцевальный этюд «Гномы».
Педагог: Мы прибыли с вами на остановку «Игровая».
Звучит музыка, дети играют в игру «Двигайся, замри».
Педагог: И закончим мы наше путешествие на поезде также как и начинали. Поторопитесь занять свои места в вагонах. Отправляемся.
Дети встают в паровозик и двигаются по залу под музыку, повторяют слова за педагогом.
Слова:
Чух,чух, чух,чух.
Паровоз наш лучший друг.
Мы помчимся по лесам.
По оврагам и горам.
Крепче за руки держись.
От друзей не оторвись.
VI Заключительная часть.
Педагог: Молодцы ребятки, веселая получилась игра. Теперь нам стоит отдохнуть.
Упражнение на восстановление дыхания:
Слова:
Есть у нас игра такая.
Очень легкая простая.
Замедляются движенья
– дети медленно поднимают руки вверх – вдох;
Исчезает напряженье
-
дети
медленно опускают руки вниз
– в
ы
дох;
И становится понятно
-
дети медленно поднимают руки вверх – вдох;
Расслабление приятно –
руки свободно падают вниз, мышцы спины расслабить
наклониться вперед;
Вот и кончилась игра –
р
уки развести в стороны
, спину выпрямить;
Нам домой идти пора
–
руки положить на пояс.
VI I Подведение итогов.
Педагог: Наше небольшое путешествие в страну «Ритмика» завершилось.
Педагог проводит экспресс опрос по пройденному материалу:
На каком транспорте мы путешествовали?
Что же вам запомнилось больше всего из нашего путешествия?
Как называются остановки, и какие задания вы выполняли?
Ответы детей.
Педагог: Это всего лишь небольшая страничка нашей танцевальной истории. Впереди нас ждет еще много интересного, о чем вы узнаете на следующем занятии. До свидания!
В мире музыки и танца, движенья, ритм и тон. Мы закончили занятие и сделаем поклон.
Дети выполняют поклон и выходят из зала строем.
Самоанализ открытого занятия
педагога дополнительного образования Наконечной С.М.
Дата проведения 11.10.18
Данное занятие проведено в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Ритмическая мозаика» 1 год обучения.
В соответствии с календарно-тематическим планом, занятие разработано с учётом возрастных особенностей дошкольников. Занятие рассчитано на 30 минут.
Тема: «Танцевально-игровые этюды»
Цель: формирование творческих способностей учащихся, средствами музыки, игры и ритмических движений.
Задачи:
I. Обучающие:
формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку
;
научить детей творчески интерпретировать знакомые движения в новой
попевке
, согласовывать движения с музыкой и словами песни
;
мотивировать учащихся к
совершенствованию точности исполнения движения, силы, ловкости, гибкости, всего двигательного аппарата.
II. Развивающие:
с
одействовать развитию чувств
а
ритма, памяти, внимания
;
развивать навыки активности, воображения,
выразительности, образности в исполнении танцевальных движений.
III. Воспитательные.
в
оспитывать музыкальный вкус, трудолюбие путем творческих заданий на создание образа
;
с
одействовать воспитанию художественно-эстетических и ку
льтурных навыков, артистичности.
Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Тип деятельности: творческий
Форма занятия: Игра - путешествие.
Методы обучения: практический, словесный, наглядный.
Регламент занятия: 30 минут.
Оборудование:
Аппаратура для музыкального оформления занятия;
Элементы костюма (колпачки).
Карточки с названием остановки.
Карточки с изображением музыкальных ладов.
Карточки с изображением Геометрических фигур.
Методы:
- Игровой;
- Метод аналогий;
Репродуктивный
(составление заданий с использованием стихов, выполнение практической работы, ис
полнение танцевальных движений);
- методы убеждения: объяснение, рассказ;
- стимулирование поведения и деятельности: поощрение.
Приёмы деятельности педагога:
и
спользование
межпредметных
связей;
о
бъяснение, рассказ, индивидуальная помощь
затрудняющимся
.
Структура занятия:
I Организационный момент.
Вход детей в зал, построение, поклон. (
2
минуты
)
II Ознакомление с новой темой. (1 минута)
III Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Разминка:
На середине зала
- движения
головы, шеи, плеч, рук, наклоны корпусом, приседания, повороты.
(
5 минут)
Разминка в диагонали -
верчения, танцевальные шаги, акробатика.
5 минут.
IV Изучение новой темы.
Азбука музыкального движения.
(5 минут)
Упражнения на ориентировку в пространстве.
(
5
минут
ы
)
Танцевально-игровые этюды.
(
5 минут
)
Музыкальная игра.
(
2 минуты
)
VI Заключительная часть.
Упражнение на восстановление
дыхания.
(
1 минута
)
VI I Подведение итогов. (2 минуты).
Время занятия было использовано рационально. Ведущий тип деятельности творческий. На занятии дети закрепили ранее изученные движения с добавлением новых элементов. Научились:
самостоятельного вы согласовывать танцевальные движения с музыкой и словами песни
;
выразительно исполнять образные танцевальные движения;
различать музыкальный лад, настроение музыки;
ориентироваться в пространстве зала, строиться в предлагаемую фигуру и перестраиваться.
Каждый ребёнок показал свою индивидуальность в исполнении танцевальных этюдов. На занятии был применен прием формирования культуры толерантности у детей, пример большой крокодил проглотил маленьких лягушек. (Нельзя обижать тех, кто слабее тебя). Выполненная работа имеет практическую направленность – выученные на занятиях игровые этюды и танцевальные импровизации дети будут исполнять на праздниках и мероприятиях для родителей.
Считаю, что поставленная цель занятия, достигнута посредством выполнения всех дидактических задач.
Литература:
Гришон
А.Е. Импровизация и хореография [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:
http://www.girshon.ru/index.php/moi-stati/articles/improvizacija-i-xoreografija.html
2. З.А. Кучер «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
3. М.А Гурьянова «Метод танцевальной импровизации для развития и становления личности дошкольников» – научная статья – журнал
«Вестник Московского государственного лингвистического университета»