Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Театр-как средство формирования связной речи дошкольников | Аверина Елена Александровна. Работа №232469

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Аверина Елена Александровна
данная статья - консультация для педагогов. она содержит в себе методы и приемы, связанные с театральной деятельностью, которые способствуют формированию связной речи у дошкольников.

«Театр – как средство формирования связной речи дошкольников» Аверина Е.А., воспитатель 1 квалификационной категории

Театр - искусство прекрасное. Оно

облагораживает, воспитывает человека.

Тот, кто любит театр по настоящему,

всегда уносит из него запас

мудрости и доброты.

К.С. Станиславский

1 Теоретическая часть

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?» В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям прежде всего детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, невозможно. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам».

Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами; душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства. Театрализация это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности пением, движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.

Знакомство детей с «театральной куклой бибабо» и театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники, это создает радостную атмосферу. Начиная со второй младшей группы, детей последовательно знакомят с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; прививают навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами. Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности. Из многообразия средств выразительности можно рекомендовать: - во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных животных); в средней группе обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме); - в старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения; в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку. Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры- драматизации; упражнения для социально эмоционального развития детей; коррекционно-развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); задания для развития речевой интонационной выразительности; игры-прев ращен и я («учись владеть своим телом»), образные упражнения; упражнения на развитие детской пластики; ритмические минутки (логоритмика); пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения; упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы; театральные этюды; отдельные упражнения по этике во время драматизации; подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т.д. Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие литературных произведений, тем выше уровень театрального воплощения. Этому способствуют: специальное помещение со сценой и зрительным залом; костюмы и декорации; магнитофон, проигрыватель, кассеты; детские музыкальные инструменты; различные атрибуты к занятиям; наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширмы. Для того чтобы влиять на развитие артистических способностей детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого следует фиксировать результаты: диагностика (октябрь январь май); постановка кукольных спектаклей; драматизация сказок; проведение праздников (в течение года), конкурсов, концертов.

Использование в развитии связной речи средств театральной деятельности предоставляет ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности – драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, психогимнастика, создание психологических портретов героев в проблемных ситуациях, показ разных видов театров.

Театральная деятельность связана с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование собственных эмоциональных состояний.

Участие детей в театрализованных играх способствует

полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, становится основной предпосылкой успешного обучения в школе.

Театрализованная деятельность направлена на:

-развитие у ее детей ощущений, чувств, эмоций;

-развитие мышления, воображения, внимания, памяти;

Театрализованная игра помогает стимулировать активную речь за счет

расширения словарного запаса, усваивать богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.), совершенствовать артикуляционный аппарат, формировать диалогическую, эмоционально насыщенную, выразительную речь ребенка.

В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретают речевые навыки, на основе которых становится возможным построение связных высказываний, развивается мышление, память, воображение. Речь становится эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.

Педагогическую работу по развитию речи детей в театрализованной

деятельности организуют в различных формах.

2. Практическая часть

1 задание. А в каких формах, мы узнаем, составив схему «Что включает в себя театрализованная деятельность». (Педагогам предлагается с помощью карточек выложить схему на столе).

2 задание. «Ответьте на вопрос».

- Какой вид театрализованной деятельности, по вашему мнению, является самым «разговорным»? (игра - драматизация)

- Почему? (Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.)

Вывод: Театрализованная деятельность в детском саду  это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания  творческой направленности личности. Таким образом, театр помогает ребёнку развиваться всесторонне.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×