театр в детском саду

Автор: Денисова Тамара Михайловна

В гостях у сказки

(проект)

(Старшая группа)

 

Проблема

 

Программа эстетического воспитания детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. С развитием педагогики, психологии, а также с потребностью усиления эстетического воспитания посредством искусства – актуальным встал вопрос об активном приобщении детей к театру с самого раннего возраста.

Как сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.

Музыка и театр в дошкольном учреждении – источник особой  детской  радости. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, сказки, театра, их волшебные силы, а в сочетании этих видов деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.

Театр воспитывает своими, лишь ему присущими средствами. Только выявив специфическое своеобразие театрального искусства, можно раскрыть его воспитательные возможности, представить, как, какими путями протекает тонкий и сложный процесс его нравственного и эстетического воздействия, его влияния на формирование чувств и способностей детей.

Театр, как вид искусства, представляет особые требования к восприятию, предлагает некоторый предварительный настрой  внимания, воображения, чувств.

Детский спектакль – это сплав, синтез многих искусств, объединённых в гармоническое целое. Синтез искусств оказывает многостороннее воздействие на сознание и чувства детей. К тому же, художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь.

Учитывая эти воспитательные возможности театральной деятельности детей, возникла необходимость в разработке данного проекта.

Сегодня, когда по-иному широко и фундаментально решается проблема образования и воспитания, и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольного учреждения, актуальной остаётся идея приобщения детей к творческой театрализованной деятельности. Включение ребёнка в театральную деятельность по народной и авторской сказке – наиболее эффективный путь развития его творческих способностей, эмоционально-чувственной сферы, обогащение словарного запаса, обучение новым формам игровой деятельности.

Разработанный проект ориентирован на интеграцию разных видов деятельности (танцевальной, певческой, игровой, речевой и познавательной), в процессе сценического воплощения. Вся деятельность базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника.

Отсюда, основной  целью проекта «В гостях у сказки», является:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрального искусства.

 

Задачи проекта:

·        Развивать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности, к литературе, театру;

·        Способствовать развитию коммуникативных качеств  личности (обучение вербальным и невербальным видам общения), произвольного поведения и внимания, творческой самостоятельности;

·        Обогатить жизненный опыт ребёнка яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения;

·        Знакомить с доступными приёмами сценического искусства, представлять детям право выбора средств для импровизации и самовыражения.

          Проект реализуется через разные виды деятельности:

·        Театрально – игровую;

·        Художественно – речевую;

·        Музыкальную;

·        Творческую

·        Изобразительную

Формы, методы и средства, реализуемые в проекте: экскурсии в местный драматический театр «Жёлтое окошко», встреча с его руководителем, актёрами, рассказы, беседы, просмотры видеофильмов, слайдов, слушание музыки, фольклорные праздники, развлечения, театрализованные представления и др.

В процессе реализации проекта дети получают практические представления о разных видах театра, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии и др.

 

Тип проекта

По времени – среднесрочный (на квартал).

По доминирующей в проекте деятельности – творческий.

По характеру контактов –в контакте с семьёй.

По количеству участников – коллективный.

 

Театрально-игровая деятельность

 

п/п

Тема

Цель

Содержание

1

Введение

Развитие интереса к игровой деятельности. Знакомство детей с разными видами театра.

Беседа, рассказ педагога о театре.

Просмотр видеозаписи спектакля в исполнении детей –выпускников д/с

2

Мы идём в театр

(Экскурсия)

Посещение народного театра «Жёлтое окошко» г.Мариинска.

Просмотр спектакля «Зайка-зазнайка» в исполнении актёров театра.

3

Беседа о театре

Встреча с актёрами театра, его руководителем.

Знакомство детей с элементами актёрского мастерства, терминологией (актёр,ширма,занавес, сцена…)

Рассказ о том, что помогает актёрам театра рассказать о событиях, передать переживания, их чувства (об особенностях мимики, жестов, движений)

4

Работа над сказкой «Снегурочка»

Знакомство с содержанием сказки

«Снегурочка»

Обыгрывание сказки по ролям.

5

Сцены из спектакля

 

Развитие способностей передавать чувства, переживания, характерные черты в соответствии с событиями.

Отработка мимики, жестов, движений у зеркала.

6

Композиционное построение сцен спектакля

Развитие творческих способностей детей при создании образов к сказке.

Работа над целостной постановкой спектакля.

7

Премьера сказки

«Снегурочка»

Создание положительного эмоционального состояния детей.

 

8

Представление сказки на муниципальном

 конкурсе

 

 

9

Показ спектакля

«Снегурочка» для  родителей

 

 

 

Художественно-речевая деятельность

 

п/п

Тема

Цель

Содержание

1

Сказка «Снегурочка»

 

Знакомство с сюжетом сказки. Развитие артикуляционного аппарата, интонационной выразительности речи, памяти, умения вести диалог.

Чтение сказки педагогом.

Просмотр мультфильма по русской народной сказке «Снегурочка».

Беседа по сказке.

Распределение ролей.

Разучивание скороговорок, чистоговорок, загадок, стихотворных текстов.

Пересказ сказки по ролям или близко к тексту.

Заучивание текста наизусть.

Разыгрывание отдельных сцен сказки (этюды)

 

 

Музыкальная деятельность

 

 

п/п

Тема

Цель

Содержание

1

Сказка

«Снегурочка»

Тема:

Дед

Баба

Снегурочка

Подружки

Кукушка

Эмоциональное обогащение представлений детей о персонажах сказки через музыкальный образ.

 

2

Песня «Зима, зима…»

муз

Танец “Снеговиков»

Муз

Хоровод

Заключительная песня «Сказка »

музыка

 

Развитие певческих способностей детей, активного сопереживания музыкальным образам в исполнительской деятельности.

Знакомство с фонограммой.

Разучивание текстов песен

 

 

 

Творческая деятельность

 

 

п/п

Тема

Цель

Содержание

1

Музыкально-игровая деятельность

Развитие творческих способностей детей, умений самостоятельно подбирать движения, способы действия для передачи образов (мимика, жесты, движения)

Разыгрывание этюдов для передачи музыкально-образных характеристик.

Этюды для передачи различных чувств.

2

Танцевальная деятельность

Танец «Снеговиков»

Танец

«Ручеёк»

Импровизация на тему «Снегурочки»

Хоровод.

Развитие пластики тела, естественности, непринуждённости, артистизма в театрализованном действии

Разучивание движений танцев, хороводов.

Импровизационные танцы персонажей.

     

 

Изобразительная деятельность

 

п/п

Тема

Цель

Содержание

1

Сказка «Снегурочка»

Развитие художественно-изобразительных способностей, умений рисовать, лепить по творческому замыслу, отражая свои впечатления от сказки.

Добиваться цели, используя различные материалы для выразительности образа.

Рассматривание репродукции картин, иллюстраций, близких по содержанию сюжета.

Изготовление  декораций, атрибутов для оформления зала: картин, афиш, пригласительных билетов (рисование, аппликация, оригами, художественный труд по сюжету сказки и отдельных персонажей)

 

 

 

 

 

Снегурочка

(Сценарий по мотивам русской народной сказки)

Действующие лица:

Сказочница-

Дед-

Баба-

Снегурочка-

Подружки-

Кукушка-

Картина 1

(Полянка перед домом Деда и Бабы.  На полянку выбегают дети.  Они смеются, играют в снежки, катаются с горки, лепят снеговика, затем убегают)

Сказочница:

Выпал снег, пришла зима!

Веселится детвора.

Горка,  санки, лёд, снежки,

И кругом снеговики.

(Танец Снеговиков)

Сказочница

Баба с Дедом у окошка

Вдвоём горюют понемножку.

Баба – Деду:

 Вот бы внучку нам с тобой,

Дед:

 Лучше внука, …

Баба:

 Нет! Слепим внучку мы вдвоём

И Снегуркой назовём.

 (Одеваются и выходят на улицу)

Сказочница:

 Тут работа закипела:

Старики взялись за дело.

(Катают комки, лепят)

Дед:

Ком на ком, ещё добавим

Так, глядишь,  и внучку сладим.

Баба:

 Глазки, носик, ручки, ножки

На ногах ещё сапожки…

Дед:

Глянь – ка, баба, вот дела,

Наша внучка ожила!

Баба:

Снег стряхнула, в дом пошла,

Будто тут всегда жила.

Сказочница:

Баба с Дедом очень рады

Вышла внучка то, что надо!

 

Картина 2

(Снегурочка в доме раздевается, берёт веник, подметает)

Снегурочка:

Деду с Бабой помогу,

Пол я чисто подмету,

Принесу водицы,

Прямо из криницы. (Несёт воду из колодца, ставит вёдра.

 Картина 3

Сказочница:

Солнца свет, пришла весна.

А Снегурке не до сна.

Бабе с Дедом невдомёк:

Снегурочка:

Мне  бы тень и холодок.

(Жалеют внучку, гладят по головке, успокаивают)

Сказочница:

Как – то тучка набежала,

Грома прогремел раскат.

И из тучки, прямо над домом,

Полетел на землю град.

А Снегурка очень рада

Будто это родной брат!

(Снегурочка  кружится, смеётся, собирает градинки.  Град  прошёл,  снова выглянуло солнце)

Снегурочка:

Солнце снова засияло,

Града,  как и не бывало.

(Снегурочка села на лавочку около дома между Дедом и Бабой  и  заплакала, они её уговаривают)

Сказочница:

Солнце светит ярким светом.

Вот и наступило лето.

Детям – воля, благодать,

В лес они идут гулять.

Они Снегурочку зовут

Подружки:

Эй, Снегурочка, мы тут.

С нами в лес скорей пойдём,

Там хороводы заведём.

Наберём грибов и ягод,

Баба с Дедом будут рады.

 Баба:

Ты с подружками иди,

На природе отдохни!

Тебе надо поиграть.

С Дедом будем тебя ждать.

 

Картина 4

 ( На поляне дети играют,   слышен голос кукушки)

Сказочница:

Очень скучно живётся кукушке,

Нет у кукушки подружки.

И гнезда своего не имеет.

И детей не растит, не лелеет.

Одиноко сидит на суку,

И года нам пророчит:

Кукушка: Ку-ку

Сказочница:

И Снегурочка спросила

Снегурочка:

Кукушка, кукушечка,

Милая птушечка,

Расскажи – ка,  птичка мала,

Сколько мне накуковала?

Кукушка:

Ку-ку! 

  (Улетает)

Снегурочка:

Что ж так мало?

(Пожимает плечами, идёт в хоровод)

Подружки:

Эй, собирай честной народ,

Все вставайте в хоровод!

 (Водят хоровод. Хоровод рассыпается, дети веселятся, играют в пятнашки)

Подружки:

Костёр давайте разжигать,

Будем через него скакать.

Сказочница:

Собрали сучья, ветки

Развели костёр под вечер.

Вспомнил кто – то из ребят:

 Как в народе говорят,

Через костёр кто прыгнет,

Всё плохое сразу гибнет.

 (Дети прыгают через костёр по очереди, зовут Снегурочку.  Она встала позади всех. Подружки  её подбадривают: «Давай, не  бойся»)

Снегурочка:

Ой, стучит, стучит сердечко,

А костёр горит как печка!

Ой, боюсь, боюсь, боюсь!

От огня я испарюсь…. (Прыгает и исчезает, на траве остаётся венок Снегурочки)

 

Подружки:

А где же Снегурка?

Снегурки не стало,

Была только тут

Была и пропала.

 Лишь вдалеке

«Ау»  прокричала.

(Подружки убегают вслед за облачком)

Сказочница:

Баба и Дед Снегурочку ждали,

Но больше её никогда не видали.

Вот так и закончилась эта потеха.

А-У – лишь стоном откликнулось эхо.

(занавес закрывается)

Сказочница выходит и говорит:

Я вам тихонько открою секрет:

Конца в этой сказке печального нет!

Вот выпадет снег,

Вновь наступит зима

Снегурка вернётся…

Вернётся она!

 

Заключительная песня

Представление артистов

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x