«Театр в жизни ДОУ» ☼
Автор: Сатучина Резида Мидхатовна
«Театр в жизни ДОУ»
Развивающий потенциал театрализованной игры огромен.
Участвуя в театрализованной деятельности, наши дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, активизируется мышление, тренируется память и образное восприятие, развивается воображение и фантазия. В игре ребенок совершенствует свою речь: осваивает богатство родного языка, его выразительные средства; использует различные интонации, старается говорить четко.
Огромны и воспитательные возможности театрализованной деятельности. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. В детских пьесах детям показываем уроки доброты, трудолюбия, желание делом помочь товарищам; в то же время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.
В процессе театрализованной деятельности у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Задачи, которые мы ставим перед собой, состоят в том, чтобы создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
При организации игр - театрализаций мы создали такие условия: уголок театра в каждой возрастной группе, оснастили его разнообразными видами кукольного театра, воспитатели владеют методикой организации и руководства данным видом деятельности, также учитываем взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ.
С помощью разнообразных видов театра: настольного, пальчикового, теневого, фланелеграфного, ложкового, конусного и многих других мы пробуждаем в детях желание быть артистами.
В младшем возрасте мы используем наиболее простой и самый интересный вид театра - пальчиковый. Параллельно с этим воспитанник успешно драматизирует знакомые стихотворения и потешки. Занимаясь с малышами, мы стремимся помочь им самостоятельно найти выразительные особенности для своих героев, используя мимику, игровые импровизации. Такая же работа продолжается и в средней группе.
В старшем дошкольном возрасте развиваем самостоятельность детей в организации театрализованных игр, учим понимать эмоциональное состояние другого человека и переживать своё. Этому помогают этюды на выражение внимания, страха, радости, удовольствия, огорчения: «Угадай, что я ем», «Отгадай где я», «Лисичка подслушивает» и др. В играх-драматизациях дети более выразительно передают образы героев, сами ставят сказки-спектакли, договариваются, распределяют роли. С большим желанием показывают спектакли малышам и родителям, среди которых: «Гуси-Лебеди», «Три поросёнка», «Красная шапочка».
Так же проводится работа с родителями: беседы: «Как привить дошкольникам интерес к театральному искусству», консультации: «Театрализованная игра, как средство развития речи дошкольников», «Игра и театр», «Театр и родители», родительские собрания «Мир дошкольного театра», конкурс «Лучший театральный уголок», «Лучшая кукла для театра», «Лучшая театральная маска». Родители проявляют живой интерес к театрализованной деятельности, оказывают помощь в изготовлении костюмов, кукол для театра, исполняют роли в совместных с ребятами постановках спектаклей.
Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём.
Наблюдая положительную динамику проводимой работы, считаем целесообразным продолжать начатую работу с детьми. В дальнейшем будем больше использовать нетрадиционные методы работы с театром, больше привлекать родителей к совместной деятельности с детьми, ведь театр будит не только наше воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями.
В этом учебном году мы использовали проектную деятельность совместно с театральной. Мы разработали проект «В гостях у сказки», целью которого является развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Этапы реализации проекта:
I этап (организационный): определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов; составление тематического планирования мероприятий;
II этап (практический): создание развивающей среды, организация цикла театральных занятий, досугов, праздников и развлечений для детей и родителей;
III этап (аналитический): мониторинг; анализ проектной деятельности и оценка полученных результатов.
Составитель: Валентина Степановна Кузина - воспитатель ИЗО
Резеда Мидхатовна Сатучина - воспитатель по ТД