"Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья как средство социальной адаптации"

Автор: Калашникова Галина Анатольевна

Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья как средство социальной адаптации 

            Дети, поступающие в детский сад,  совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Большинство детей поступало к нам в группу без речи или с тяжелым недоразвитием речи, где страдали все ее стороны: и смысловая, и грамматическая, и звуковая, а также отмечалась ограниченность и бедность словаря.

            Следует отметить и то, что ребята не умели вступать в контакт с детьми и взрослыми. У них не было потребности в общении, не  были сформированы слуховое внимание и восприятие. Многие дети страдали от неустойчивого внимания, испытывали трудности при ориентировке в пространстве, у всех недостаточно развита познавательная деятельность, отмечалась незрелость эмоционально-волевой сферы. Эмоциональные проявления их оставались на очень низком уровне. Часть детей была пассивна, не выражала каких-либо эмоций.  Другая, наоборот, слишком возбудима и неорганизованна. Почти у всех детей отмечались в той или иной степени выраженности аутичные черты характера.

            В процессе изучения научной литературы по теме и практической работы, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми нуждами, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей дошкольного возраста, мы пришли к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитии у них коммуникативных навыков. Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в среде детского сада. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности.

            Реализуя этот проект, мы поставили перед собой несколько задач. Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга и, выполняя одну невозможно не поставить перед собой другие.

 

1.      Первая  и  самая  главная  задача –  это  социальная  адаптация

детей с ограниченными возможностями здоровья. Все годы посещения детского сада мы стремимся научить детей самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них. Для выполнения этой задачи мы использовали разные виды деятельности:

·       Трудовая деятельность и развитие моторики.

·       Сюжетные игры («У нас гости», «Угостим кукол чаем», «Дочки-матери»)

·       Театрализованные игры с использованием разных видов театра (пальчиковый, настольный, плоскостной театр на ковролине, би-ба-бо). Проводя такие игры, мы стимулируем развитие диалогической речи у детей с ОВЗ.

·       Изобразительная деятельность.

 

2.      Развитие эмоциональной сферы детей.

·       Игра на музыкальных инструментах. Каждому ребенку в зависимости от двигательных нарушений подбирается свой инструмент.

·       Исполнение песен с использованием игрушек (кукол, мягких игрушек).

·       Танцы под яркую, эмоциональную музыку разного характера (минорную и мажорную).

3.      Повышение уровня самооценки у детей.

На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в

свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных играх, перед зрителями (родители,  дети из других групп, студенты педагогического университета,  гости), дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх.

4.      Реализация творческих возможностей каждого ребенка.

На  любом  музыкальном  празднике, в любой театрализованной

постановке, не зависимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития), каждый ребенок исполняет доступную для него роль.

5.      Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми.

Дети приобретают  опыт  разного рода во взаимоотношениях между

героями сказки или инсценировки. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми.

            Нельзя не отметить еще и такой момент. Принимая участие в разных постановках, дети устанавливают и визуальный, т.е. зрительный контакт не только с взрослыми, но и другими детьми. Следя взглядом за одним из детей или взрослым, ребенок может исполнить практически самостоятельно достаточно сложный танец или повторить какие-либо движения в игре, песне с движениями.

6.      Взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками.

В нашем детском саду контакт между детьми с ограниченными возможностями и их более здоровыми сверстниками происходит на разных уровнях:

·       В кабинете педагога-псхолога взаимодействие осуществляется сначала в диадных группах, затем в малых подгруппах.

·       Экскурсии в группы («Поход к друзьям»).

·       Совместные праздники на улице («Здравствуй, Осень золотая», «Масленица»).

·       Организация коллективных выставок работ из природного материала («Осень золотая»), бросового материала («Зимушка-зима»), поделок из бумаги (использование разных техник работы с бумагой «Весна-красна»).

·       Посещение музыкальных занятий и праздников друг друга.

·       Совместная игровая деятельность.

7.      Включение родителей детей с особыми потребностями в жизнь группы и детского сада.

·       Эмоциональная поддержка детей родителями, обсуждение роли, помощь в разучивание роли или стихов, рассказ о своих впечатлениях после праздника.

·       Присутствие родителей на музыкальных спектаклях и праздниках.

·       Изготовление родителями костюмов для детей.

·       Украшение группы и музыкального зала к праздникам, изготовление декораций для спектаклей.

·       Организация совместных праздничных чаепитий.

8.      Развитие компенсаторных возможностей у детей.

В  своей  работе мы стремимся использовать любые способности

и возможности детей. Самостоятельно не передвигающиеся дети читают стихи, поют песни, исполняют в танцах доступные им движения. Дети с тяжелым недоразвитием речи,  танцуют в группе, парами  или индивидуально. Дети с глубокими умственными нарушениями исполняют танцы совместно с взрослыми, договаривают слова в конце строчки в стихотворениях.

            Таким образом, все дети принимают активное участие в играх, песнях, танцах и инсценировках. Благодаря этому у детей стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов, системы символов (пиктограмм). Дети с выраженными двигательными нарушениями – петь, двигать ручками, ножками или головой в такт музыке. Пассивные дети преодолевали свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становились более спокойными и уравновешенными.

            Педагоги группы не делят детей по принципу сохранности интеллекта, по уровню двигательных возможностей детей, и поэтому каждый ребенок, чувствуя поддержку взрослого и других детей, испытывает радость и желание участвовать в следующих постановках.

           

            Как показывают наши наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии:

  • знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются
  • развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление
  • активизируется собственная речь
  • активнее  и успешнее формируются навыки невербального общения
  • обогащается словарный запас
  • совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений
  • развивается эмоционально-волевая сфера
  • корректируется поведение
  • формируется самостоятельность и активность

Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Н.В. Верещагина, «Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно – развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009. – 160 с.;
  2. В.А. Гончарова, Т.А. Колосова, Моторные сказки для самых маленьких: Учебно - методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2012. – 128 с.: ил.;
  3. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта – М.: «Просвещение», 2005. – 278 с.;
  4. М.Д. Махнева, Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.
  5. Театрализованные игры в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками: Учебно – методическое пособие/ Под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. – СПб.: КАРО, 2009. – 256с.: ил.;
  6. Л.М. Шипицына, Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб.: Издательство «Союз», 2004. – 336с.;

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x