Театрализованные игры в жизни ребенка

Автор: Сорокина Т.А.

Театрализованные игры в жизни ребенка.

 

МБДОУ «Детский сад №55»

Старший воспитатель Т.А.Сорокина

 

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций. Вся жизнь детей насыщена игрой, каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Как научить ребенка играть? Как в игре и через игру раскрыть потенциал ребенка? С нашей точки зрения, этому поможет театр. Именно в театрализованных играх наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить играя.

Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их, как активное, но ненавязчивое педагогическое средство. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, но и учится жить в это мире, строит свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимание, воображение, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики)  Одновременно театрализованные игры прививают ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру как виду искусства.

Велико и воспитательное значение театрализованных игр. Оно заключается в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии чувства коллективизма и партнерства. Исходя из особенностей психического развития детей дошкольного возраста, большинство театрализованных игр строится на материале сказок. Особенно важны для детей те нравственно-этические уроки, которые преподносятся сказками и извлекаются детьми в результате совместного анализа каждой игры. Именно в игре малыш чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.

Наш МБДОУ «Детский сад № 55» работает по приоритетному  направлению. «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Выбор данного направления был обусловлен, прежде всего, психологическими особенностями дошкольного возраста, когда игра для ребенка является основным видом деятельности.

Целью нашей работы: всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность, развитие творческих способностей детей.

При этом решаются следующие задачи:

·        Активизировать познавательный интерес.

·        Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

·        Снимать сжатость и скованность.

·        Развивать интерес к сценическому искусству.

·        Развивать чувство ритма и координацию движений.

·        Развивать двигательные способности детей, ловкость и подвижность.

·        Развивать умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.

·        Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, развивать дикцию на материале скороговорок и стихотворений.

·        Развивать художественно-творческие способности детей.

Для успешной реализации этих задач необходимо было:

·        Создать соответствующую среду;

·        Отобрать содержание работы в соответствии с программными требованиями и возрастными возможностями детей.

·        Обеспечить координацию педагогов, узких специалистов, музыкального руководителя и разных организаций социума.

·        Отобрать и апробировать показатели и критерии оценки уровня овладения навыками и умениями театрализованной деятельности детьми разных возрастных групп.

Дети - замечательные актеры, лицедеи с сотнями масок. Они любят изображать артистов, певцов, танцоров или подражать им. Любят передразнивать друг друга и даже воспитателя. Любят выступать на публике – петь, читать стихи, танцевать. Став старше, уже побаиваются ее, стесняются. Чаще всего это происходит из-за нехватки сценического опыта. Из таких детей могут вырасти люди некоммуникабельные, закомплексованные, не способные на раскованное, открытое поведение, обедненные в творческом самовыражении, страдающие дефицитом воображения.  Театрализованные игры предполагают наличие зрителей (сверстников, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жестов) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст, развивают атристические способности детей, воображение. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период.

Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для развития и творческой самореализации ребенка в театрализованной деятельности, но и помочь преодолеть возникающие у него трудности.

В каждой группе созданы условия по театрально-игровой деятельности. Широко осваивают различные виды кукольного театра (пальчиковый, бибабо, теневой, настольный плоскостной театр. театр картинок, театра на фланелеграфе.) Театрализованная деятельность в нашем ДОУ организована как в утренние, так, и вечерние часы, во всех режимных моментов, ограничено включена в различные занятия, а также запланированы  в недельном расписании в виде совместной деятельности, и проходят они   в специальном помещении – театральная гостиная. Занятия проходят непринужденно, весело, дети находятся в постоянном творческом поиске. В ходе занятий происходит частая смена видов деятельности, благодаря чему обеспечивается высокий уровень их продуктивности. Продолжительность зависит от возраста и их увлеченности. Театрализованная деятельность позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи. Через образы, краски Работа над образом заставляет их подумать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи. Этому во многом способствует работа над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний. Легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационной строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят дошкольника перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. Соответственно  улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. 

            Дети с удовольствием отражают свои впечатления от посещений театра или постановки спектакля в продуктивной деятелньости. В перспективном планировании по изодеятельности включены темы на развитие творческого воображения детей. («На что похоже», «Дорисуй предмет», «Нарисуй или вылепи несуществующее животное или птицу»). Тематика в детских рисунков стала более разнообразной и интересной, краски колоритнее, образы – выразительные. Цветовая гамма детских рисунков, по оценке педагога - психолога, говорит о хорошем настроении воспитанников, их положительных эмоциях. Анализируя уровень творческого мышления и уровень подготовленности детей к обучению в школе, педагог-психолог отмечает, что благодаря такой организации работы у детей значительно возрос творческий потенциал, а адаптация к школьному обучению проходит быстрее и без особых осложнений.

            Так, на занятиях по физической культуре вводятся задания на закрепление характерных для героев  литературных произведений, жестов, пантомимы. Один раз в месяц инструктор по физической культуре проводит с детьми сюжетное занятие по теме спектаклей. На физкультминутках часто используются театрализованные игры или упражнения.

В нашем дошкольном учреждении проводится театральный кружок, организатором и руководителем является педагог Пронина М.О.  Основные направления деятельности: создание инсценировок, работа над спектаклями, а также развития музыкального вкуса и кругозора, формирование исполнительских навыков в области пения и музицирования.

Для проверки полученных детьми в ходе театрализованной деятельности, разработали специальную диагностику. К основным показателям уровня развития театрализованной деятельности относится:

·        Выразительность движений.

·        Способность к перевоплощению, созданию театральных образов (мимика, жесты, интонационная выразительность речи).

·        Умение существовать в заданной драматургии (уровень общения в теа- рализованной игре, представлении).

·        Умение импровизировать средствами мимики, пантомимы и интонации.

·        Умение самостоятельно создавать пластический образ (животного, человека).

Успешность овладения детьми театрализованной деятельности во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогают такие лектории как «виды театра, история и его возникновения и развития, возможности создания театра в домашних условиях». Наши родители становятся не только зрителями, но, и активными участниками и партнерами. Привлекаем их к исполнению ролей в спектаклях, изготовлению декораций, костюмов. Ежегодно в ДОУ проводится «Неделя театра», которая подводит итог проделанной работы, объединяя педагогов, детей и родителей в многодневном праздничном действие.

Благодаря театрализованным играм наши воспитанники проигрывают множество ролей, проживают со своими героями множество жизней, учатся чувствовать, думать, сопереживать.

В целом результаты работы позволяют говорить о высокой эффективности как средство воспитания и развития личности ребенка и ее неисчерпаемых педагогических возможностях.  

 

Литература

1.      Л.В. Артемова  Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение,

1991 г.

2.      М.Д. Маханева Театрализованная деятельность дошкольников. М.: Сфера,

2001 г

3.      Н.Ф.Сорокина  Играем в кукольный театр. АРКТИ, 2001 г Программа

    «Театр – творчество - дети»

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x