Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Театрализованные занятия с детьми как средство выразительной речи у детей с ОВЗ | Елена Викторовна Дикалова. Работа №239747

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Елена Викторовна Дикалова
 В статье описано как по срествам театрализованной деятельности можно развивать выразительность речи. Описаны методы и приемы, условия выразительной речи.

Театрализованные занятия с детьми как средство выразительной речи у детей с ОВЗ

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, активизируют его мышление, тренируют память и образное восприятие, развивают воображение и фантазию, совершенствуют речь. Переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям - осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения,- невозможно. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам.

Поэтому, из многочисленных методов моей работы была выбрана театрализованная деятельность, как средство выразительной речи в условиях детского сада. Для развития выразительной речи у детей с ОВЗ, я ставлю перед собой следующие задачи:

- создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

- поощрять исполнительское творчество;

- развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении;

- побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации;

- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Для того чтобы речь ребенка стала выразительной, нужно работать над техникой речи. Так я включаю работу над дыханием, дикцией, постановкой голоса. В ходе занятия провожу игры и упражнения на развитие правильного речевого дыхания: учу делать бесшумный вдох через нос, и плавный выдох через рот, а именно провожу такие игры как

1) «игры со свечой», »мыльные пузыри», «сдуй бабочку с цветка», « остуди чай»,

2) упражнения на три вида дыхания со звуковой гимнастикой:

«заводим самолет» (руки вверх - вдох, вниз-произносим ТР.), «самолет» (долгий выдох- кто дальше долетит), «насос» (приседаем – на выдохе произносим С-С-С). Разным видам речи соответствуют три вида выдоха. Спокойную плавную речь обслуживает один вид выдыхания - воздух как бы сам «вытекает » (свистит ветер- с-с-с-с, шумят деревья- ш-ш-ш-ш, летит пчела- ж-ж-ж, звенит комар – з-з-з); волевая, но сдержанная речь-воздух с силой выгоняется (работает насос- ссс-ссс-ссс, метет метель- шшш-шшш-шшш, сверлит дрель- ззз-ззз-ззз); эмоциональная речь в быстром темпе- воздух рывками выталкивается (кошка сердится- ф-ф-ф-ф, пилит пила- с-с-с-с, заводится мотор- р-р-р-р).

Дети с удовольствием выполняют данные упражнения, читают стихи на разные виды выдоха, но легче и проще им читать стихи со спокойной и плавной речью. Чтобы сделать речь детей звучной, красивой легкой необходимо обратить внимание на работу по постановке голоса - проговаривать скороговорки с различной громкостью (тихо, вполголоса, громко). Одна из задач театрализованной деятельности - развитие четкой дикции, ясное проговаривание звуков. Упражнения по работе над дикцией проводятся индивидуально и в хоровом исполнении в игровой форме. («Жонглеры» - пи! пэ! па!по!; «Бросаем снежки»- ба! бо! би! бэ!).

Богатым материалом для развития речи являются скороговорки. Они развивают дикцию, темп речи, интонацию. Варианты игр со скороговорками могут быть различны: «испорченный телефон», «ручной мяч», «фраза по кругу»(с разной интонацией), логоритмика (со скакалкой, с мячом, ходьба по кругу). При обучении детей средствам речевой выразительности используются знакомые детям сказки « У страха глаза велики», «Заяц - хвастунишка», «Теремок» и другие. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

В процессе работы использую фрагменты из сказок как упражнения. Например, сказка «Теремок»: детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь. Можно усложнить задание, предложив ребенку разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого. Из сказки «Волк и семеро козлят» исполнить песенку козы то от лица волка, то от лица козы. Так дети ненавязчиво и непринужденно учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми.

Для развития интонационной выразительности использую также следующие упражнения: детям предлагается произнести с разной интонацией самые привычные слова: возьми, принеси, помоги, здравствуй (приветливо, небрежно, просящее, требовательно); или произнести фразу «Оторвали мишке лапу», «Побежал еж по комнате»- так, чтобы каждый раз, благодаря изменению ударного слога, менялась по смыслу и вся фраза.

Выполнение таких упражнений приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.). Без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность речи. Решению этой задачи применяю карточки- пиктограммы , например, «Угадай эмоцию», «Маски», »Азбука настроений», »Театр настроений»; чтение и обсуждение произведений, где ярко отражены различные состояния (С. Маршак «Котята», Н. Носов «Живая шляпа», И. Токмаковой «Мне грустно» и др.), упражнения типа «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…». Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность способствует совершенствованию речи детей. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованные занятия помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, развивают привычку к выразительной публичной речи путем привлечения к выступлениям перед аудиторией.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×