Театрально-игровая деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста. ☼
Автор: Хабарова Елена Васильевна
Театрально-игровая деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Хабарова Елена Васильевна
МАДОУ №117
воспитатель
Кемерово 2016
Содержание
Введение……………………………………………………………………… | 3 |
1. Понятие и виды театрально-игровой деятельности…………………….. | 5 |
2. Возможности театрально-игровой деятельности как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста……………………. |
8 |
3. Анализ педагогического опыта использования театрально-игровой деятельности как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………. |
13 |
Заключение…………………………………………………………………. | 16 |
Список литературы ………………………………………………………... | 17 |
Введение
Современный этап развития общества требует от человека овладения коммуникативными способностями, умение общаться, сотрудничать, посредством речи устанавливать контакты между людьми, владеть связной стороной речи.
Отечественная система дошкольного образования является первым звеном в системе образования ребёнка. В российских дошкольных учреждениях ребёнку обеспечивают не только уход и присмотр, но и интеллектуальное развитие. Воспитание, направленное на становление личности ребёнка занимает значительное место в работе педагогов. Приоритетным звеном в работе воспитателей является решение задач на развитие речи детей дошкольного возраста, так как успешно подготовленным к школе может быть тот ребёнок, который овладел навыками речевого общения.
Дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, - М. Монтессори, Ф. Фребель. Но в исследованиях отечественных учёных: А.П. Усовой, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддъякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребёнок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, и отражать их через речевое общение с окружающими.[6, c. 34]
Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. В психологической, педагогической, методической литературе рассматривались вопросы развития речи детей дошкольного возраста, описывались разнообразные средства, которые могут использоваться в решении задач речевого развития ребёнка, но при этом проблема связной речи через театрально-игровую деятельность освещалось недостаточно.
В свою очередь, известный учёный А.Н. Леонтьев относил театрально-игровую деятельность к своеобразной «предэстетической деятельности» ребёнка. В основе деятельности лежит система движений и предметных действий. Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности.
Выше изложенное позволило определить сложившиеся противоречия между:
- необходимостью развития связной речи и использование театрально-игровой деятельности как средство её развития;
- пониманием педагогами-практиками важности развития связной речи детьми дошкольного возраста и их недостаточной в применении театрально-игровой деятельности направленных на развитие речи;
- значимости театрально-игровой деятельности в развитии связной речи и недостаточностью имеющегося методического обеспечения, технологических программ по их применению в работе с детьми дошкольного возраста.[6, c. 41]
Важность существующих противоречий позволяет сделать вывод об актуальности выбранной мною темы.
Цель: показать значимость театрально-игровой деятельности в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую, методическую литературу,
посвящённую этой проблеме;
- изучить характер воздействия театрально-игровой деятельности на развитие связной речи детей;
- проанализировать формы и методы руководства театрально-игровой деятельности;
- выявить их значимость при развитии личности ребёнка.
1. Понятие и виды театрально-игровой деятельности
Исследуя теорию вопроса нами было установлено, что развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста происходит под непосредственным руководством педагога, который побуждает детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности, как невербальных – умению строить диалог, используя мимику, жесты, разнообразные позы, телодвижения, так и вербальных – тембровой окраске голоса, темпа речи, силы голоса и т.д.
Большую роль в развитии связной речи детей 5 – 6 лет играют такие средства, как использование этюдов, игр-упражнений, игры-драматизации с элементами импровизаций на сюжеты сказок, праздники, досуг и развлечения на основе театрализованной деятельности.[5, c. 45]
Этюды – эмоционально-игровые ситуации, в которых ребёнок по предложенной теме создаёт определённые художественные образы («Расцветают цветы», «Котята просыпаются»). Игры-упражнения служат для оттачивания какого-либо навыка. Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц – лубяную. В сказке об этом говорится всего в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем проиграть.
Значимую роль этюды и игры-упражнения могут оказывать педагогам при решении задач развития связной речи детей: умение составлять описание, рассуждение, повествование; умение развивать сюжетную линию в серии картин, соединять части высказываний разными видами связей; грамматическая правильность построения предложений (простых и сложных); разнообразие лексических средств использования разных частей речи, образных выражений-определений, сравнений, синонимов, анонимов.
Игра-драматизация занимает особое место при решении задач художественного воспитания и развития связной речи детей дошкольного возраста.[5, c. 48]
Игра-драматизация имеет сходство и различия игровой драматизации и сюжетно-ролевой игры. И в той и другой игре играющие берут на себя определённые роли и действуют в соответствии с тем, как развёртывается содержание игры. Но в сюжетно-ролевых играх дети отражают впечатления, полученные непосредственно от окружающей действительности, а в играх-драматизациях – впечатления от литературного произведения, отражая жизнь в художественных образах.
Драматизировать – значит разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нём эпизодов и передавая характеры его персонажей.
Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. В играх- драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи ребёнка, её интонационный строй. Произносимые реплики, ставят его перед необходимостью, грамотно изъяснятся. Улучшаются диалогическая речь, её грамматический строй.[5, c. 51]
В игре-драматизации образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, представить его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать действия.
Большое впечатление на детей оказывают праздники, досуг и развлечения. Яркие впечатления, бурные чувства и переживания толкают детей, как на немедленное, так и отсроченное во времени воплощение в игре увиденного. Дети обыгрывают прозвучавшие на празднике песни, поставленные сценки, проведённые игры. В самостоятельных детских играх дети отражают персонажей и сюжеты, взволновавшие их, что способствует развитию связной речи детей.
2. Возможности театрально-игровой деятельности как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Огромная роль в развитии связной речи детей дошкольного возраста принадлежит театрально-игровой деятельности. В основе деятельности лежит система движений и предметных явлений.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремлённости проявлению интеллекта, эмоций при разыгрывании ролей. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют развитию связной речи, дети учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично; реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки.[7, c. 61]
Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.
Воспитательные возможности театрально-игровой деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, строить диалог с партнёром на заданную тему, тем самым, развивая связную речь. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Игра – наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражений эмоций, впечатлений.
Театрально-игровая деятельность – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит развитие связной речи.[7, c. 34]
Детям интересно основывать игру на литературных произведениях, раскрывать в ней чувства, воплощать мечты, совершать желаемые поступки, разыгрывать фантастические сюжеты, придумывать истории.
Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, способность действовать в воображаемых обстоятельствах, понимать внутренний мир персонажей. Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, - умении соотносить себя с положительными и отрицательными персонажами. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам.
Развитие у ребёнка способности к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрально-игровой деятельности происходит за счёт умения увидеть, проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиции разных персонажей, выделить свойства и условия разрешения.
Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно придумывать замысел, содержание игры, отбирать изобразительно-выразительные средства, организовывать игру. В театрально-игровой деятельности ребёнок проявляет себя как артист, разыгрывающий сюжет, и как сценарист, выстраивающий его канву, и как декоратор, обустраивающий место для игры, и как конструктор, воплощающий технический проект.
Методика руководства театрально-игровой деятельности.[8, c. 42]
Организация педагогической работы может осуществляться с использованием разнообразных видов совместной театрально-игровой деятельности детей и взрослых:
- театрализованные занятия, спектакли;
- драматизация, арт-терапия;
- музей кукол, музей театра;
- совместная театрализованная деятельность детей и взрослых;
- самостоятельная театрально-художественная деятельность;
посещение драматических и музыкальных театров;
- мини-игры на других занятиях;
- театрализованные игры в повседневной жизни;
- музыкальные театрализации, музыкально-игровое творчество;
- театрализованные игры на праздниках, развлечениях;
- изготовление атрибутов к спектаклю, рисование по сюжету драматизаций.
Театрализованные игры в дошкольном возрасте основаны на разыгрывании сказок. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствии слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.[8, c. 48]
Очень важно внимательно выслушивать ответы и предложения детей; при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; спросить, у кого, получилось, похоже и почему, а не у кого лучше; в заключении различными способами вызвать у детей радость.
Изучены требования к организации театрально-игровой деятельности в детском саду:
- содержание и разнообразие тематики;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает его таким же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевая игра;
- максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр;
- сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры;
- подготовленность и заинтересованность педагогов. Все игры и упражнения на занятии подобранны в сочетании с движениями, речью, мимикой, пантомимой в различных вариациях.[7, c. 23]
В основе руководства театрально-игровой деятельности лежит работа над текстом литературного произведения. Текст произведения необходимо преподносить выразительно, художественно, при повторном чтении вовлекать детей в анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.
Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщена с целью, пробудить интерес к предстоящей работе. Выбирая материал для инсценировки воспитателю необходимо отталкиваться от возрастных возможностей детей, их знаний и умений, обогащая их жизненный опят, пробуждая интерес к новым знаниям, расширяя их творческий потенциал. Десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем:
- выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми;
- деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;
- работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
- поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов;
- переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
- работа над связной речью; выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
- репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, музыкальным оформлением; репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций; уточнения темпоритма спектакля; назначение ответственных за смену декораций и реквизит;
- премьера спектакля; обсуждение со зрителями и детьми;
- повторные показы спектакля; подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.
Укреплению интереса к театрально-игровой деятельности способствует участие в оформлении спектакля, в творческой работе по изготовлению театральных игрушек, сочинению инсценировок.
Раз в год, желательно в зале дошкольного учреждения развернуть выставку: поместить изготовленные руками педагогов, детей, членов их семей оборудование, игрушки, костюмы; подготовить стенды с фотографиями, отражающими театрально-игровую деятельность воспитанников. Хорошим дополнением к выставке будет показ спектакля с участием детей и взрослых.[7, c. 35]
3. Анализ педагогического опыта использования театрально-игровой деятельности как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
В детских садах особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. По определению российского психолога Л.С. Выготского связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Формирование связной речи, изменение её функций является следствием усыпляющийся деятельности дошкольника и зависит от содержания, условий, форм общения ребёнка с окружающим.
Мыслительная деятельность невозможна без речи. Владея речью, ребёнок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатлёнными в соответствующих словах.[2, c.36] При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя и вслух, а говорить – значит думать.
Значительными средствами развития связной речи являются:
- пересказ – первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей. Пересказ – воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи. Обучение пересказу способствует развитию логики мышления и воспитанию чувств.
- Рассказывание (с использованием игрушек, предметов, природного материала; по картине; на тему из личного опыта; по предложенным сюжетам).
- Беседа. Е.И. Тихеева в своей книге «Развитие речи детей» писала, - «Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и психике».[7,с.40].
- использование художественной литературы – чтение литературных произведений помогают воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. В каждой беседе решается задача развития связной речи.
- Театрально-игровая деятельность. Она помогает пережить и осмыслить литературное произведение, понять его образы и в дальнейшем лучше воспроизводить.[2, c. 41]
В содержание занятий по театрально-игровой деятельности могут быть включены:
- игры в кукольный театр (основы кукловождения и кукольного театра);
- театральная игра (игра-драматизация, игра спектакль);
- театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);
- занятия по основам актёрского мастерства, культуре и технике речи);
- театральная азбука (основы театральной культуры);
- самостоятельная театрально-игровая деятельность;
- работа над спектаклем.
Проведение этюдов и игр-упражнений вызвало у детей положительное эмоциональное настроение, дети активно принимали участие в их разыгрывании, с удовольствием составляли рассказы – описание, рассказы – рассуждение, грамотно и логично выстраивали предложения, делились впечатлениями из личного опыта, с сочувствием и сопереживанием относились к персонажам, старались им дать добрый совет, с интересом использовали средства театральной выразительности в разыгрывании этюдов и игр-упражнений.
Проведение игр-драматизаций показало, что спектакль детей увлекает, вызывает эмоциональный подъём, дети артистичны, способны оказать помощь сверстнику, испытывающему трудности в выборе вербальных и невербальных средств. Дети с удовольствием делились своими впечатлениями, делали свои выводы, что способствовало развитию связной речи.[10, c. 119]
При проведении праздников, досуга и развлечения мы ставили следующие задачи: обогащать детей яркими впечатлениями, создавая им радостное настроение; вызвать желание детей принимать активное участие в празднике; воспитывать умение следить за развитием действий, концентрировать внимание до окончания спектакля; привлекать к рассказыванию сказок, стихов; развивать умение сопереживать героям сказок, оценивать поступки действующих лиц, делать выводы; пополнять словарный запас детей; развивать умение самостоятельно придумывать сюжет и диалоги; совершенствовать навыки чёткого произношения; вызвать у них эмоционально положительный отклик в душе, дать пищу для ума и воображения.[10, c. 122]
Заключение
Проведённый анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу позволил заключить, что связная речь детей старшего дошкольного возраста играет решающую роль в формировании личности ребёнка.
Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Дети 5 – 6 лет смелее и разнообразнее комбинируют в игре свои знания, подчерпнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых.
Особый характер приобретает замысел в театрально-игровой деятельности, так как она помогает глубже понять литературное произведение, проблемную ситуацию, способствует развитию связной речи, выразительности речи и движений.
Театрально-игровая деятельность успешно развивает чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формирует правильное звукопроизношение и словопроизношение, связную речь. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно придумывать замысел, содержание игры, отбирать изобразительно-выразительные средства, организовывать игру. [7, c. 98]
Игра – это особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень мыслящей, творческой личности.
Список литературы
1. Арзамасцева, И. Н. Детская литература [Текст]: учебник / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – М.: Просвещение, 2010. – 461 с.
2. Белобрыкина, О. А. Речь и общение [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития., Академия К, 2009. – 169 с.
3. Буре, Р. С. Совершенствование процесса нравственного воспитания дошкольников [Текст] / Р. С. Буре // Воспитатель ДОУ. – 2011. - № 2. – С. 30-33.
4. Гриценко, З. Своеобразие читательского становления [Текст] / З. Гриценко // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 2. – С. 15-20.
5. Иванова, О. Н. Развитие речи у детей 5 – 7 лет в детском саду [Текст]: методическое пособие для воспитателей детских садов / О. Н. Иванова, Г. Н. Короткова. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 192 с.
6. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2009. – 409 с.
7. Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст]: пособие для работников в дошкольных учреждений / М. Д. Маханёва. – М.: Академкнига, 2011. – 128 с.
8. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду [Текст]: методическое пособие для воспитателей ДОУ / Е. В. Мигунова. – М.: Просвещение, 2009. – 128 с.
9. Рогов, Е. И. Настольная игра практического психолога в образовании [Текст] / Е. И. Рогов. – М.: Владос, 2012. – 186 с.
10. Степанова, О. А. Происхождение и сущность детской игры: факты, мнения, теории [Текст] / О. А. Степанов // Воспитатель ДОУ. – 2009. - № 5. – С. 118 – 129.
11. Чеснокова, Е. Н. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников [Текст] / Е. Н. Чеснокова, В. А. Маркова // Воспитатель ДОУ. – 2010. - № 9. – С. 126 – 130.
12. Шорохова, О. А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказотерапия [Текст]: учебник / О. А. Шорохова. – 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 208 с.