Театральный кружок как средство развития творческих способностей младших школьников.

Автор: Рудомёткина Ирина Геннадьевна

Российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирует на формирование социально компетентной личности как представителя определенной культуры, способного адекватно ориентироваться в современной социокультурной ситуации.  Во ФГОС НОО придается важное значение развитию индивидуальных творческих способностей обучающихся и интереса к занятиям художественным творчеством в контексте культуротворческого и эстетического воспитания школьников. Особо отмечена необходимость создания условий для развития творческих интересов детей во внеклассной деятельности в части включения их в художественную, творческую и другую деятельность. Младший школьный возраст имеет особое значение в процессе развития творческих способностей. Именно в данный возрастной период закладываются основы культуры, так как дети обладают высокой эмоциональной отзывчивостью и наиболее расположены к восприятию мира, искусства, что выступает основой творческой деятельности. В контексте ФГОС актуализируется проблема формирования творческих способностей школьников на этапе начального общего образования.

В этой связи одной из современных тенденций в деятельности общеобразовательных учреждений является значительное расширение системы внеурочной деятельности, реализующей требования ФГОС НОО.

          По мнению Е.Л. Яковлевой, понимающей образование  как воспроизведение духовного потенциала человека, художественно-театральная деятельность как вид внеурочной деятельности школьников выступает пространством формирования творческой социально активной личности. 

По мнению Л.С. Выготского, театральные постановки или драматизации, наряду со словесным творчеством, представляют собой самый частый и распространенный вид детского творчества. Ученый указывал на ценность детского театрального творчества, отмечая стимулирование творческого воображения,  близость импровизационных форм педагогической работы детской деятельности, участие вспомогательных видов творчества [8, с. 35].

             И.А. Генераловой, А.П. Ершовой, Н.Ф. Сорокиной, Э.Г. Чуриловой, А.В. Щеткиным раскрыты методика организации театральной деятельности детей, систематизированы методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воспитания.

         Как показал анализ литературы, проблема развития творческих способностей учащихся средствами театральной деятельности изучена в достаточной степени. Однако на сегодняшний день недостаточно разработаны педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в театральной кружковой  деятельности в условиях внеклассной деятельности.

Отсюда выявляется противоречие между объективными потребностями практики в развитии творческих способностей и отсутствием обоснованных педагогических условий развития творческих способностей у младших школьников посредством театрального кружка. Таким образом, актуальность проблемы обусловила выбор нашей темы.

С учётом выявленного противоречия была определена проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников посредством театрального кружка.

Эта проблема и определила цель исследования – определить педагогические условия развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрального кружка.

Объект исследования – процесс развития творческих способностей младших школьников. 

Предмет исследования – театральный кружок как средство  развития творческих способностей младших школьников.

Задачи исследования:

1)                на основе изучения и анализа психолого-педагогической, методической и исторической литературы раскрыть сущность понятий «творческие способности», «кружковая работа», охарактеризовать критерии развития творческих способностей младших школьников;

2)                рассмотреть организацию театрального кружка  как направление внеурочной педагогической деятельности;

3)                выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в театральной кружковой внеклассной деятельности;

4)                 разработать программу экспериментальной работы и проверить её эффективность на практике.

Гипотеза исследования: театральный кружок  будет эффективным средством развития творческих способностей младших школьников при соблюдении следующих педагогических условий:

1)                реализация в деятельности театрального кружка системы специальных занятий по театральному искусству с опорой на методику Э.Г. Чуриловой;

2)                деятельность театрального кружка будет направлена на развитие творческого мышления младших школьников, а именно таких его показателей, как  беглость, гибкость и оригинальность.

Для решения поставленных задач использовались методы исследования:

?   теоретические: изучение и анализ учебной, научной и методической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и систематизация;

? эмпирические: тестирование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;

         ? количественные: регистрация, ранжирование.

Теоретическая значимость исследования состоит: в раскрытии сущности театрального кружка  как средства развития творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста; в определении педагогических условий успешного использования театрального  кружка  в развитии творческих способностей у детей данного возраста; в определении критериев и показателей уровня развития творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста.

Практическая значимость работы состоит: в разработке на основе теоретических положений рабочей программы «Мир театра», направленной на развитие творческих способностей у младших школьников.

      Способности личности являются центральным моментом в ее индивидуальных особеннос­тях, именно способ­ности определяют ее становление и обусловливают степень ее индивидуальности. Среди разных видов способностей отдельно выделяются творческие способности.

Рассмотрим понятие «творческие способности».

В психолого-педагогическом аспекте творчество рассматривается как процесс созидательной деятельности, высшая форма активности человека, оцениваемая по ее социальной значимости и оригинальности (новизне). Так, Е.Л. Яковлева определяет творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности [62, с.43]. С точки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы [5, с. 136]. Иными словами, творчество следует рассматривать как процесс создания чего-либо качественно нового, ценного для общества, с помощью чего личность может реализоваться, развивая собственные способности. Для ребенка творчество следует характеризовать как процесс по созданию субъективно нового в его опыте освоения окружающего мира, предполагающий получение новых образов или действий. Успешность в творческих видах деятельности, т.е. в таких, в которых создаются новые материальные и духовные ценности, обеспечивается творческими способностями.

Большинство исследователей среди структурных компонентов творческих способностей личности центральное место отводят особенностям мышления, рассматривая творческие (креативные) способности в структуре интеллекта. Так, по мнению Дж. Гилфорда, творческое мышление отличается от стандартного мышления дивергентным (расходящимся) характером, то есть вариативным поиском решения проблемы [11, с. 436]. Е. Торренс считал ключевой составляющей креативных свойств дивергентный способ мышления, предполагающий общую способность личности к преодолению внешне навязываемых стандартов в условиях дефицита информации, недостатка знаний.  Исследователь выделял четыре основных параметра креативности: легкость как быстроту выполнения тестовых заданий; гибкость, т.е. число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов; оригинальность как минимальную частоту данного ответа к одной группе; точность выполнения заданий [39, с. 116].

Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития творческих способностей, что обусловливает необходимость организации педагогических условий по включению младших школьников в творческую деятельность, способствующую их творческому развитию.    

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, позволяющей в полной мере реализовать требования ФГОС. Согласно ФГОС НОО, внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время  для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Кружок выступает формой внеурочной деятельности учащихся как обязательного компонента педагогической деятельности школы. По мнению Т.Н. Калечиц, кружок – это свободное объединение детей в группу на основе общности интересов для определенного вида деятельности под руководством педагога.

Театральный кружок как направление внеурочной педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО представляет форму осуществления  общекультурного направления развития личности, связанную с использованием средств театрального искусства в условиях общеобразовательной школы.

Как форма организации внеурочной деятельности учащихся, театральный кружок характеризуется особенностями, присущими внеурочной воспитательной работе.

Во-первых, добровольность выбора, означающая, прежде всего, свободный выбор учащимися видов внеклассных занятий. Во-вторых, гибкость содержания кружковой работы ввиду отсутствия жесткой регламентации, возможность максимально полно опираться на инициативу самих детей, свобода выбора содержания, форм, средств и методов ведения воспитательной работы. В-третьих, разновозрастность состава участников в рамках одного кружка, что способствует сплочению общешкольного коллектива.

Охарактеризуем подробнее некоторые особенности организации театрального кружка как направления внеурочной педагогической деятельности.

По мнению О.В. Акуловой, система работы по развитию театрализованной деятельности де­лится на три этапа: 1) художественное восприятие литературных и фольклорных произведений; 2) освоение специальных умений для становления основных позиций актера, режиссера, и дополнительных ролей, например, оформителя, костюмера; 3) самостоятельная творческая деятельность.

Развитие творческих способностей младших школьников в театральном кружке опирается на условия организации театральной деятельности. Работа театрального кружка позволяет создать единое пространство познания и индивидуального развития учащихся.

Специалистами детского театрального творчества (И.А. Генералова, Э.Г. Чурилова) разработаны методики занятий театральной деятельностью дошкольников и младших школьников, направленных на формирование их художественно-творческих способностей [9, 58]. Так, программа Э.Г. Чуриловой «Арт-фантазия»  позволяет стимулировать способность к образному, свободному, творческому восприятию окружающего мира в процессе сотворчества педагогов и детей, и рассчитана на реализацию в течение двух лет [58, с. 17].  Программа И.А. Генераловой «Театр» ориентирована на воспитание и развитие умного, воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую художественным вкусом, собственным мнением, и рассчитана на три года занятий в начальной школе [9, с. 23].

Таким образом, возможности развития творческих способностей детей в театральном кружке обусловливают развитие творческого мышления детей, а именно таких его показателей, как беглость, гибкость и оригинальность, что выступает одним из педагогических условий развития творческих способностей младших школьников посредством театрального кружка. Другим педагогическим условием является реализация в деятельности театрального кружка системы занятий по театральному искусству с опорой на методику Э.Г. Чуриловой.

Таким образом, возможности развития творческих способностей детей в театральном кружке предполагают реализацию следующих педагогических условий:  развитие беглости, гибкости и оригинальности творческого мышления младших школьников, реализацию в деятельности театрального кружка системы специальных занятий по театральному искусству с опорой на методику Э.Г. Чуриловой. Развитие творческих способностей младших школьников происходит в процессе внеурочной деятельности в рамках специально разработанных занятий, реализующих направления работы театрального кружка. Методика организации и проведения занятий театрального кружка  опирается на ряд общедидактических и частнометодических принципов по активизации творческой деятельности младших школьников и осуществляется с использованием методов развития творческого мышления и специфических форм театральной педагогики.

В соответствии с поставленной целью, проект формирующего эксперимента, направленный на развитие творческих способностей младших школьников средствами театрального кружка, включал педагогические условия, отмеченные в гипотезе. Были поставлены следующие  педагогические условия: реализация в деятельности театрального кружка системы специальных занятий по театральному искусству с опорой на методику Э.Г. Чуриловой; деятельность театрального кружка будет направлена на развитие показателей творческого мышления младших школьников, а именно беглости, гибкости и оригинальности.

В соответствии с первым из условий, а именно: реализация в деятельности театрального кружка системы специальных занятий по театральному искусству с опорой на методику Э.Г. Чуриловой, нами был разработан проект программы внеурочной кружковой деятельности «Мир театра», направленной на развитие творческих способностей у младших школьников. Проект программы театрального кружка составлен на основе методики организации театральной деятельности Э. Г. Чуриловой. В основе проекта программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать творческие способности младших школьников.

Цель проекта программы «Мир театра»: средствами театрального кружка, реализация деятельности которого осуществляется в соответствии с методикой Э.Г. Чуриловой, способствовать формированию творческих способностей младших школьников.

Задачи проекта программы:

- способствовать развитию и реализации творческих способностей каждого обучающегося в деятельности театрального кружка;

- познакомить детей с особенностями и видами театрального искусства;

- способствовать овладению учащимися выразительными средствами для создания и воплощения образа персонажа;

- совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать речевую и сценическую культуру.

Содержание деятельности театрального кружка включает реализацию основных направлений по развитию творческих способностей младших школьников. Направления проекта программы «Мир театра» предусматривают следующие разделы работы.

1) «Театральная игра».

 Раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Задачи реализации раздела: учить детей ориентироваться в пространстве сцены; строить диалог с партнерами; развивать наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

2) «Ритмопластика».

Раздел включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей детей и выразительности телодвижений.

Задачи: развивать координацию движений и умение действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; учить запоминать заданные позы, образно передавать их; развивать способность верить в воображаемую ситуацию; учить создавать образы с помощью выразительных пластических движений.

3) «Культура и техника речи».

Раздел включает игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, овладение правильной артикуляцией, дикцией, интонацией; игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию.

Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки; подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; пополнять словарный запас.

4) «Основы театральной культуры».

Раздел обеспечивает условия для овладения младшими школьниками элементарными знаниями и понятиями театрального искусства, основами актерского мастерства, культурой зрителя.

Задачи: познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

5) «Работа над спектаклем».

Раздел базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи: учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния; пополнять словарный запас, образный строй речи.

Направления работы театрального кружка реализуются посредством игр-драматизаций; упражнений на дикцию, упражнений на развитие детской пластики; упражнений на развитие выразительной мимики, элементов искусства пантомимы; театральных этюдов; подготовки (репетиции) и разыгрывания инсценировок и спектаклей; просмотра спектаклей и бесед по ним.

Содержание проекта программы «Мир театра» в соответствии с выделенными направлениями работы рассмотрено в таблице (см. таблицу 6).

Таблица 6

п/п

Направления (разделы) работы

Содержание направлений работы

1

2

3

1

2

3

1.

Театральная игра.

 

Общеразвивающие игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности.  Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды на развитие эмоций и культуру поведения. Импровизации. Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок. Игры-драматизации.

2.

Культура и техника речи.

Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении.  Коллективное сочинение сказок, стихов. Работа над стихотворением и басней.

3.

Ритмопластика.

Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Игры на развитие свободы и выразительности телодвижений.  Музыкально-пластические импровизации.   Упражнения,  направленные на координацию движений, равновесие, освоение пространства и создание образа.                          

4.

Основы театральной культуры.

Экскурсии в театр. Беседы, направленные на расширение представлений о театре, знакомство с театральной терминологией, видами театрального искусства, театральными профессиями и правилами поведения в театре.

5.

Работа над спектаклем.

Репетиционные занятия (коллективные, групповые, индивидуальные репетиции). Показы спектаклей  или открытых занятий зрителям.

Реализуя проект программы театрального кружка, в первую очередь необходимо формировать у учащихся готовность к творчеству, для чего следует активизировать их внимание, наблюда­тельность, воображение. Не менее важно обучить детей умению ориентироваться в окружающей обстановке, согласовывать свои действия с партнерами.

в результате реализации в деятельности театрального кружка системы специальных занятий по театральному искусству с опорой на методику Э.Г. Чуриловой как педагогического условия развития творческих способностей младших школьников, второклассники в процессе разыгрывания театральных игр, упражнений, сочинения этюдов, инсценировок овладели основами актерского мастерства, речевой и сценической культурой, научились перевоплощаться и фантазировать в условиях выдуманной сценической ситуации, что  способствовало развитию и реализации творческих способностей каждого участника театрального кружка.

Другим педагогическим условием развития творческих способностей младших школьников является направленность деятельности театрального кружка на развитие творческого мышления младших школьников, а именно таких его показателей, как  беглость, гибкость и оригинальность.

Реализация данного педагогического условия осуществлялась посредством  деятельности театрального кружка по проекту программы «Мир театра» и была направлена на формирование беглости, гибкости, оригинальности творческого мышления второклассников. Направления развития показателей творческих способностей младших школьников посредством театрального кружка представлены в таблице (см. таблицу 7).

Таблица 7

Направления реализации критериев развития творческих способностей младших школьников по проекту программы театрального кружка «Мир театра»

Название

Цель

Реализация критериев развития творческих способностей младших школьников

1

2

3

4

1.

Основы театральной культуры. Вводное занятие «Здравствуй, театр!»

Создание условий для принятия младшими школьниками значения театра в жизни людей.

Беглость – выявить фактический уровень знаний о театре и театральном искусстве.

Гибкость – развивать способность действовать по собственному плану и по плану, соответствующему театральной игре.  

Оригинальность ?  развивать способность самостоятельного выражения собственного отношения к театру.

2.

Культура и техника речи.

Создание условий для понимания младшими школьниками значения театра в развитии творческих способностей.

Беглость – развивать способность выражать свои мысли связно и образно.

Гибкость – развивать способность использовать интонацию для выражения своих чувств и настроения.

Оригинальность – развивать способности вносить свои изменения, использовать приобретенные знания в пользу развития своей личности.

 

1

2

3

4

3.

Театральная игра.

Создание условий для осмысления младшими школьниками значения театра в развитии творческих способностей.

Беглость – освоение новых ролей и новых образов позволяет ребенку накопить опыт.

Гибкость ? развивать способность действовать по собственному плану, соответствующему театральной игре. Позволяет ребенку перевоплощаться в различных театральных героев, принимать различные образы. 

Оригинальность  – в театральной игре ребенок имеет возможность вносить собственные коррективы в образ: речь, жесты, манера поведения своего героя. 

4.

Ритмопластика.

Создание условий для осмысления младшими школьниками значения театра в развитии творческих способностей.

Беглость – развивать способность осваивать новые движения, запоминать заданные позы.

Гибкость – развивать стремление к воплощению образа с помощью выразительных пластических движений.

Оригинальность – развивать способность вносить свои изменения, использовать приобретенные навыки в пользу развития своей личности в иных направлениях.

5.

Работа над спектаклем.

Создание условий для обобщения младшими школьниками значения театра в развитии творческих способностей.

Беглость – развивать навыки действий с воображаемыми предметами; передавать образ героя с помощью мимики, жестов, речевой интонации.

Гибкость – развивать способность к проявлению таланта перевоплощения; умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния.

Оригинальность – развивать способность самостоятельного выражения своего мнения о значении театра.

 

 

Система занятий театрального кружка способствует развитию творческой самостоятельности обучающихся и выстроена в соответствии с логикой решения творческой задачи (в нашем исследовании – принятие, понимание, осмысление и обобщение значения театрального кружка как средства развития творческого мышления младших школьников). Формы проведения занятия: фронтальная; индивидуально-фронтальная как чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; групповая; индивидуальное выполнение заданий.

Таким образом, осуществление педагогических условий, предполагающих реализацию в деятельности театрального кружка системы специальных занятий по театральному искусству с опорой на методику Э.Г. Чуриловой; направленность деятельности театрального кружка на развитие беглости, гибкости и оригинальности творческого мышления обучающихся, способствовало развитию творческих способностей младших школьников. Развитие творческих способностей у младших школьников на основе кружковой театрализованной деятельности способствует развитию беглости, гибкости и оригинальности мышления, побуждает к творческой самостоятельности и инициативе.  Театральный кружок способствует  развитию личности младших школьников, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует память и речь, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания обучающихся.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.                Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников./ Л.Н.  Азарова // Начальная школа. – 1998. – №4. – С. 80 – 81.

2.                Агапова, И. А., Давыкова, М. А. Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы для постановок / И. А. Агапова, М. А. Давыкова. – М.: Вако, 2006. –  С. 5 ? 17.

3.                Акулова, О. В. Театрализованные игры./ О. В. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 24 – 32.

4.                Богданова, О.А. Воспитательные возможности внеклассной театральной деятельности./ О.А.  Богданова // Методист. – 2006. – №1 – С.49 – 51.

5.                Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей./ Д.Б. Богоявленская. – М.: Высшее образование, 2002. – 319 с.

6.                Буренина, А. И. Театр всевозможного: От игры до спектакля./ А. И. Буренина.  – СПб.: Музыкальная палитра, 2002. – 114 с.

7.                Вульфов, Б.З. Организатор кружковой и внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятельности./ Б.З. Вульфов, М.М. Поташник. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.

8.                Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.

9.                Генералова, И.А. Структура и содержание программ общекультурной направленности на примере программы «Театр»./ И.А. Генералова // Начальная школа плюс до и после.– 2013. – №7. – С. 21 – 24.

10.           Генералова, И.А. Театр в школе: история вопроса и современная ситуация./ И.А. Генералова //Начальная школа плюс до и после. – 2008. – №5. – С. 84–87.

11.           Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта. //

Психология мышления. / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Прогресс, 1965. 

12.             Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность младших школьников: методич. рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. – М.: Вако, 2007. – 256 с.

13.           Гук, Т.А. Школьный театр «Вдохновение»./ Т.А. Гук.  // Директор школы. – 2006. – №2. – С.107 – 108.

14.           Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.

15.           Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей./Е. Б Евладова.  – М.: Владос, 2002. – 65с.

16.             Елькина, М. Путешествие в мир Театра / М. Елькина, Э. Ялымова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002. ? 224 с.

17.           Ершова, А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя./ А.П. Ершова, В.М.  Букатов. – М.: МПСИ, Флинта. 1998. – 232 с.

18.           Жукова, Р.А. Театрализованная деятельность. 1-2 классы. Разработки занятий./ Р.А.  Жукова. – Волгоград: Корифей, 2010. – 112 с.

19.           Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.

20.           Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися./  3.А. Кейлина, Т.Н. Калечиц. – М.: Просвещение, 1980. – 119 с.

21.           Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь./ Г.М. Коджаспирова, А.Ю.  Коджаспиров. – М.: Академия, 2000. – 174 с.

22.           Колесникова, Н.В. Учим созидать: Развитие творческих способностей детей в кружковой деятельности./ Н.В.  Колесникова // Народное образование. – 2002. – №4. – С.3 – 8.

23.           Колчеев, Ю. В. Театрализованные игры в школе./ Ю.В. Колчеев, Н. И.  Колчеева. – М.: Школьная пресса, 2003. – 96 с.

24.           Конобеева, Т.А. Проблемы планирования и организации внеурочной деятельности младших школьников./ Т.А. Конобеева // Начальная школа. – 2015. – №8. – С. 52 – 55.

25.           Косинец, Е. И. Театральная педагогика в современной школе./ Е. И. Косинец, Т.А. Климова, А.Б.  Никитина //  Газета «Искусство» ИД «Первое сентября». – 2012.  – №08. – С.2.

26.           Кочурова, Е.Э. Методика внеурочной работы./ Е.Э.  Кочурова // Начальная школа. – 2016. – №4. – С. 56 – 59.

27.           Кудрявцев, В.Т. Творческая природа психики человека./ В.Т.  Кудрявцев // Вопросы психологии. – 1990. – №3. – С. 113 – 120.

28.           Куприянов, Б.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей./ Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Академия, 2004. – 240 с.

29.           Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников: пособие для классных руководителей./ В.О.  Кутьев. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.

30.           Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. – СПб.: Речь, 2011. – 160 с.

31.           Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука, 1978. – 198 с.

32.           Матюшкин, А. М. Загадки одарённости: проблемы практической диагностики./А. М.  Матюшкин. – М.: Школа-Пресс, 1993. – 341 с.

33.           Михайлова, А.П. Театр в эстетическом воспитании младших школьников./ А.П. Михайлова.  – М.: Просвещение, 1975. – 174 с.

34.           Молчанова, А.В. Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы: основные подходы, условия и модели организации./А.В Молчанова.// Начальная школа. – 2015. – №8. – С. 46 – 51.

9.                Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество./ В. С. Мухина. – М.: Академия, 1999. –  544 с.

35.           Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 480 с.

36.           Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями./ Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 128 с.

37.           Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике./ В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 c.

38.           Пономарев, Я. А. Психология творчества./Я. А.  Пономарев. – М.: Наука, 1976. – 302 с.

39.           Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 2009. – 416 с.

40.           Развитие творческой активности школьников./Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика , 1991. – 160 стр.

41.           Рубина, Ю.И. Театральная самодеятельность школьников: Основы педагогического руководства./ Ю.И. Рубина. – М.: Просвещение, 1983. – 176 с.

42.           Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии./С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.

43.           Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. /Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1980. – 208 с.

44.           Севостьянова, И.Н. Психолого-педагогическая наука о развитии творческих способностей дошкольников./ И.Н. Севостьянова //  Начальная школа плюс до и после. – 2014. – №2. – С. 51 – 55.

45.           Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания./ В.С. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000. –  336 с.

46.           Селиванова, Е.Д. Театрально-литературные композиции в школе./ Е.Д.  Селиванова. – М.: Просвещение, 1982. – 72 с.

47.           Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192 с.

48.           Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения./М.Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 1971. – 205 с.

49.           Сорокина, Н.Ф. Программа «Театр – творчество – дети»: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства./Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович.// Дошкольное воспитание. – 1998. – №8. – С.9 – 18.

50.           Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник. / Под общ. ред. Т. А. Барышевой. – СПб.: Питер, 2008. – 296 с. 

51.           Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие для  руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А. Б. Никитиной. – М.: Владос, 2001. – 288 с.

52.           Туник Е. Е.  Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты./ Е. Е.  Туник. – СПб.: Речь, 2002. – 194 с.

53.           Уроки театра на уроках в школе. Театральное обучение школьников 1 -11 классов: Программа, методические рекомендации, сборник упражнений./ Сост. А.П. Ершова. – М.: НИИ художественного воспитания, 1990. – 73 с.

54.             Федеральный государственный стандарт общего начального образования второго поколения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. Ed/qa.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/

55.           Хрестоматия по возрастной психологии./Сост. Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.

56.           Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения./ А.В.  Хуторской. – М.: Владос,  2000. – 320 с.

57.           Чинкина, Н.Ш. Театрализованно-игровая деятельность младших школьников./ Н.Ш. Чинкина, М.Р.  Багманов // Начальная школа плюс до и после. – 2008. – №7. – С. 72–75.

58.           Чурилова, Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников./Э. Г.  Чурилова – М.: Владос, 2001. – 160 с.

59.           Шадриков, В. Д. Введение в психологию: способности человека./ В. Д.  Шадриков. – М.: Логос, 2002. – 160 с. 

60.           Шепелева, В.И. Принципы организации внеклассной работы./ В.И.  Шепелева. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. – 117 с.

61.           Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет./ А. В. Щеткин.  – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 127 с.

62.           Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. / Е.Л. Яковлева. – М.: Флинта,1997. – 368 с.

63.              Эльконин. Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин ? М.: Педагогика, 1999. ? 360 с.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x