Статья Техническое моделирование в лицее . Автор: Тихонов Станислав Егорович

Автор: Тихонов Станислав Егорович
Показываю ,расказываю технологию проектирования и создания материальных обьектов,основные элементы творческого проекта ,алгоритм выполнения ,составляем банк идей. Демонстрирую образцы проектных  изделий учащихся

Прошлых лет.

Определяем выбор темы и обоснование проекта.Определяем в потребности  проекта,темы и формулировку  обоснования.Выполняем эскиз проекта.

 

Исследуем проект.Исследование эволюционного развития ,проблем и поиск путей

Их решения проектируемого обьекта.

Конструирование проекта .Поиск альтернативных вариантов.Анализируем и обоснуем выбор  наиболее рационального проекта.Выполняем чертеж проекта.

2.Технологический этап

Технология изготовления проекта.Выбор материала, инструментов и приспособлений .Напоминаем о конструктивных материалах и их свойствах.

Составляем технологическую карту  на изготовление проектного изделия

Помогаем выборе материалов.

 Расчет себестоимости проекта.Расчет материальных затрат,оплатытруда,ебестоимости изделия.

Изготовление проекта.Технология изготовления проекта.Контролируем соблюдение технологической последовательности и технику безопасности.

Проводим инструктаж.

3.Заключительный этап

Конкурс проектов.Оцениваемпроекты.Обьясняем критерий оценивания. Подводим итоги.Защитапроектов.Устный,письменныйотчет.Демонстрация изделия.

Представляют : Техническую документацию,презентациюпроекта.Демонстрирует

Изделие.Излагает суть найденного решения проблемы,соправождая аргументацию

Позиции слайдами, видеофильмом.

Отвечает на вопросы.

 

 

 

 

При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Специфика нашего предмета такова, что ученик должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Мы касаемся этих предметов при изучении различных блоков.

Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить её чертёж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению.

Изучая раздел “Материаловедение”, вплотную приближаемся к химии, “машиноведение” – к физике.

При подсчете предварительной и полной себестоимости изделия мы касаемся экономических знаний; делая экологическое обоснование, соприкасаемся с экологией; разрабатывая рекламу, проводим маркетинговые исследования.

Таким образом, межпредметные связи играют важную роль в образовательной области “Технология” и, в частности, при выполнении творческого проекта.

Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите.

1.                  Учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта,

2.                  Представляют наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению).

3.                  Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя.

4.                  Подводится итог обсуждению и ставится оценка.

В старших классах проходит этап формирования, углубления и развития способностей учащихся, а также их профессиональное самоопределение. Формируются новые принципы организации образовательного пространства:

•     индивидуализированные формы учебной деятельности:  работа по профильным  программам;

•     выработка проектно-исследовательских навыков (использование проектных технологий);

•    Работа с  учащимися предоставляет им возможность проявить свои способности на  олимпиадах по технологии,  выставках, конференциях, конкурсах,соревнованиях.

. Не столкнутся с трудностью представить себя и свою работу на публике, смогут ставить цели и задачи, находить пути их решения, а также делать выводы и отстаивать свою точку зрения.

 

 В заключении  хочу сказатьcегодня каждый преподаватель должен понять, что включая детей в подготовку проектных работ, учащиеся овладевают практическими умениями и навыками. На  протяжении многих лет  занимаюсь  проектной деятельностью подготовкой учащихся к различным конкурсам и олимпиадам,НПКа,выставкам. Ребята становятся победителями и призёрами олимпиады по технологии, НПК «Шаг в будущее» различного уровня, от муниципального до Республиканского. По результатам этих конкурсов можно поступить на бюджетное обучение в ВУЗы Российской Федерации. Учащиеся представляли свои проектные работы на улусной, Республиканской олимпиаде по технологии, также показывали при выполнении практической части олимпиады знание технологического процесса, умение использовать технологическую карту и правила техники безопасности, а также и знания теоретической подготовки по всем разделам программы по технологии.Моиученики  ежегодно становятся победителями и призерами  на Республиканских технических выставках,олимпиадах,НПК.". Современный рынок труда как раз требует творческих специалистов по техническим специальностям. Ведь будущее России - в руках тружеников. Мы, учителя технологии, можем многое сделать, чтобы эти руки стали умелые, мы должны воспитать творческого, активного человека. Это подтверждается высказыванием В.А. Сухомлинского "Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Ум ребенка - на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладевает рука, тем умнее ребенок, подросток, юноша".


Автор: Тихонов Станислав Егорович

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»

В. А. Сухомлинский

Статья

Тихонова Станислава Егоровича учитель технологии преподаватель спецкурса «Техническое моделирование», «Робототехники»Сунтарского политехнического лицея-интерната Сунтарского улуса (района).

Работаю в лицее 21 год,начал работулаборантом кабинета информатики. С 1994 г. - с открытия учебно-производственной мастерской – работаю в УПМ: сперва мастером производственного обучения, затем преподавателем спецкурса «Техническое моделирование». С 2006г. назначен заведующим учебно-производственной мастерской.

Из них 18 лет преподаю спецкурс «техническое моделирование». Разработал учебную документацию, создал кабинет. Задача спецкурсаазвитие любознательности, интереса к технике, формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений, освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях . В спецкурсе ежегодно занимаются в среднем по 20-25 мальчиков.

Разработал учебный план, рабочую программу по профессиональной подготовке, и в 2009 г. была получена лицензия на правоведения образовательной программы по профессии 18511 «Слесарь по ремонту автомобиля»жегодно участвую республиканских НПК. постоянно работаю над повышением своей квалификации.

. За годы работы накопился немалый опыт в преподавании технологии . Я люблю свой предмет, умею многое делать и стараюсь любовь к предмету передать своим ученикам. Работу свою строю под девизом "Уменье везде найдет примененье". Современный рынок труда как раз требует творческих специалистов по техническим специальностям. Ведь будущее России - в руках тружеников. Мы, учителя технологии, можем многое сделать, чтобы эти руки стали умелые, мы должны воспитать творческого, активного человека. Это подтверждается высказыванием В.А. Сухомлинского "Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Ум ребенка - на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладевает рука, тем умнее ребенок, подросток, юноша".

С 5-го класса стараюсь учить ребят творчески. Когда ребята приходят в 5-й класс, они приходят в наши мастерские у нас их три. Мастерские наши работают по разным направлениями дети выбирают какой спецкурс им ходить после обедао время экскурсийнаш мастерскойпредставляет собой музей лучших работ учащихся разных лет. Ученики 5-го класса с восхищением рассматривают работы учащихся разных лет и у них возникает желание научиться делать такие же работы. В рамках программы не замыкаюсь, подхожу к каждому уроку вдумчиво. Чтобы узнать что-то новое для себя, а на современном этапе невозможно без самообразования, покупаю и выписываю через "Книга-почтой» книги и журналы «Моделист-конструктор» «Юный техник» «Сделай сам» и т.д, а затем предлагаю на уроке по книгам и журналам учащимся выбирать интересное изделие и изготовить его. Чтобы проводить уроки на современном уровне с применением компьютера, окончил курсы "Пользователь ПК". Считаю, что каждый учитель должен быть профессионалом. Естественно, если он профессионально компетентен, то и уроки будут у такого учителя интересные, творческие, современные, т.е. налицо инновационная деятельность учителя.

В старших классах проходит этап формирования, углубления и развития способностей учащихся, а также их профессиональное самоопределение. Формируются новые принципы организации образовательного пространства:

• индивидуализированные формы учебной деятельности: работа по профильным программам;

• выработка проектно-исследовательских навыков (использование проектных технологий);

• самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

На занятиях спецкурса привлекаю своих воспитанников к проектно-исследовательской деятельности. Работа с учащимися предоставляет им возможность проявить свои способности на олимпиадах по технологии, выставках, конференциях, конкурсахоревнованиях.

Работа с детьми трудна и многогранна, поэтому я выстраиваю работу с учащимися по индивидуальной траектории во время учебных занятий и кружковой работы. Определяющую роль в успешности индивидуальной работы играет метод проектов, который используется в лицее на протяжении многих лет. Сегодня каждый преподаватель должен понять, что включая детей в подготовку проектных работ, учащиеся овладевают практическими умениями и навыками. Уже на старшей ступени обучения они смогут определиться со своей будущей профессией. Не столкнутся с трудностью представить себя и свою работу на публике, смогут ставить цели и задачи, находить пути их решения, а также делать выводы и отстаивать свою точку зрения.

Для мотивации и повышения интереса к урокам технологии на кафедре проводятся экскурсии на предприятия села, традиционно каждый год проходят творческие недели .

Опираясь на свои личные наблюдения во время уроков и внеурочной деятельности, представленные диагностические данные, определяю круг перспективных учащихся.

В процессе привлечения учащихся с высоким уровнем интеллектуальных способностей (причем не в каждой образовательной области тот или иной ученик одарён, один успешен в точных науках, второй в гуманитарных, третий в техническом творчестве и т. д.) нам встречаются противоречия различного характера:

- по диагностическим данным учащийся обладает необходимым набором качеств и способностей, однако он ощущает неуверенность в себе, боязнь за конечный результат: «а справлюсь ли я, получится ли?»

- часто при хороших задатках отсутствует желание к выполнению творческих работ. В этом случае также необходима совместная работа психолога, классного руководителя, учителя технологии и родителей;

- часто волнение и тревогу вызывает будущая защита работы. «Как справиться с волнением? Как вести себя во время защиты работы? Как отвечать на поставленные вопросы?» и т. д. - в этих и других вопросах также нужна -педагогическая помощь.

Для устранения этих противоречий провожу разъяснительная работа с учащимися, направленная на укрепление их уверенности в себе, в свои силы и возможности. Не менее важна и работа с родителями этих учащихся — о преимуществах совместной работы педагогов и ребят, о помощи родителей детям в планировании их времени, так как школьники занимаются в различных кружках и секциях. Важным является и разъяснение родителям и выпускникам необходимости участия в олимпиадах по технологии и НПК «Шаг в будущее». На протяжении многих лет занимаюсь подготовкой учащихся к различным конкурсам и олимпиадам,НПКа,выставкам. Ребята становятся победителями и призёрами олимпиады по технологии, НПК «Шаг в будущее» различного уровня, от муниципального до Республиканского. По результатам этих конкурсов можно поступить на бюджетное обучение в ВУЗы Российской Федерации. Учащиеся представляли свои проектные работы на улусной, Республиканской олимпиаде по технологии, также показывали при выполнении практической части олимпиады знание технологического процесса, умение использовать технологическую карту и правила техники безопасности, а также и знания теоретической подготовки по всем разделам программы по технологии.Моиученики постоянно становятся победителями и призерами на Республиканских технических выставках,олимпиадах,НПК. Так например) (2009г.).:На республиканской выставкенаучно-технического творчества учащихся в секции «Промышленная техника» с работой « фрезерный станок с ЧПУ» Тихонов Миша занял 1 место и был удостоен гранта Президента РФ в рамках государственной поддержки талантливой молодежи, за подготовку лауреата я был удостоен грантом Президента РС(Я).

2010 г.Григорьев Саша стал победителем занял 1 место Республиканской олимпиады по технологии .

На улусном этапе НПК «Шаг в будущее»мои ученики. занимают призовые места (2009, 2010, 2011г.,2012г.). Попов Алеша на региональном этапе НПК «Шаг в будущее» за доклад «Использование силы рычага для поднятия дома» был награжден Дипломом 2 степени (2008г.). Он принял участие в конкурсе исследовательских работ научно-технического направления по программе «Наука. Человечество. Прогресс» и награжден Дипломом (2009 г., г. Владивосток). На XVI РНПК «Шаг в будущее – Инникигэхардыы» Алеша выступил с докладом «Усиление кузова автомобиля «УАЗ-2206» , занял 4 место и награжден Дипломом 4 степени Национального фонда «Баргарыы» (2012г.).

2012г.Республиканская выставка научно-технического творчества учащихся «Юный техник»:

Попов Айсен, Попов Миша, Федоров Алексей – ученики 10 «б» класса, занявшие 2 место, номинация «Художественное конструирование и дизайн», «Автоматика, телемеханика, программное управление, радиомеханика, робототехника»Ефимов Артур, ученик 10 «б» класса, занявший 1 место, номинация «Автоматика, телемеханика, программное управление, радиомеханика, робототехника»Попов Алексей, ученик 11 «а» класса, занявший 3 место, номинация «Автомоделирование»

Республиканский конкурс научно-исследовательских проектов среди обучающихся РС (Я):

Попов Алексей, ученик 11 «а» класса, занявший 2 место, номинация «Автомоделирование»ПоповМихаил, Попов Айсен, Федоров Алексей, ученики 10 «б» класса, занявшие 1 место, номинация «Механика, автоматика и телемеханика»Ефимов Артур, ученик 10 «б» класса, занявший 1 место, номинация «Энергетика и электротехника»

В этом году тоже заняли призовые места Республиканских НПК «Шаг в будущее»

Попов Айсен,Попов Миша ученики 11б класса удостоены Дипломом 2 степенис докладом «Зеркальный телесуфлер»,НиколаевНюргун 6 классаудостоен Дипломом 2 степени сдокладом

«Минисварка»арасова Лена,Федоров Алексей удостоены Дипломом 2 степени с докладом «Использование цеолита в быту» и рекомендованы на участие Всероссийской НПК.

 

 

 

Ежегодно готовлю команду для участия в улусном конкурсе-соревновании велосипедистов «Безопасное колесо». Его команда не раз становилась победителем улусных соревнований (2006г., 2008г., 2011г.). На XI республиканских сборах юных инспекторов движения «Малая академия дорожных наук» команда, подготовленная ., заняла 7 место (2007г.), на XIII сборах – 5 место (2009г.), на XV сборах – 3 место (2011г.). Команда Сунтарского улуса занимала призовые места, потому что дети наилучшие результаты на этапах соревнования. Так, в 2011г. Федоров Афанасий побеждал на кафедре «Стрелковая» и на этапе «Фигурное вождение велосипеда».С прошлого этого2012 года начал учить детей новому и перспективному занятию по Робототехнике и лего-конструированию .Ездили в г .Нюрбу вместе ребятами на учебу –семинар и плюс соревнование по робототехнике там Мои ученики Сергеев Саша , Семенов Боря, Григорьев Саша, Попов Алеша заняли 3 место .На Республиканских соревнованиях по робототехнике:Федоров Алеша, ученик 10 «б» класса, занял 1 место Николаев Алгыс, ученик 10 «б» класса, занял1 место

 

 


Определяющую роль в успешности индивидуальной работы играет метод проектов, который используется в лицее на протяжении многих лет .Считаю, что основная цель проектов – способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихсяуть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.

Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегосяетод проектов, с одной стороны, выступает как педагогическая технология, а с другой стороны как организация деятельности обучающихся, построенная по принципу инженерного проектирования.

Проектная деятельность интегрирует содержание всех блоков образовательной области “Технология”, показывает их взаимосвязь и даёт возможность учащимся понять роль каждого блока. Основной задачей выполнения проектов является усвоение алгоритма

Проектирования то есть принятый стандарт ,то есть последовательность проектирования.

1. Организационно подготовительный этап:

Творческий проект .Организация проектной деятельности обьясняю сущность проекта,алгоритм выполнения проекта .

 

Показываю ,расказываю технологию проектирования и создания материальных обьектов,основные элементы творческого проекта ,алгоритм выполнения ,составляем банк идей. Демонстрирую образцы проектных изделий учащихся

Прошлых лет.

Определяем выбор темы и обоснование проектапределяем в потребности проекта,темы и формулировку обоснования.Выполняем эскиз проекта.

 

Исследуем проектсследование эволюционного развития ,проблем и поиск путей

Их решения проектируемого обьекта.

Конструирование проекта .Поиск альтернативных вариантовнализируем и обоснуем выбор наиболее рационального проекта.Выполняем чертеж проекта.

2.Технологический этап

Технология изготовления проектаыбор материала, инструментов и приспособлений .Напоминаем о конструктивных материалах и их свойствах.

Составляем технологическую карту на изготовление проектного изделия

Помогаем выборе материалов.

Расчет себестоимости проекта.Расчет материальных затрат,оплатытруда,ебестоимости изделия.

Изготовление проекта.Технология изготовления проекта.Контролируем соблюдение технологической последовательности и технику безопасности.

Проводим инструктаж.

3.Заключительный этап

Конкурс проектов.Оцениваемпроекты.Обьясняем критерий оценивания. Подводим итоги.Защитапроектов.Устный,письменныйотчет.Демонстрация изделия.

Представляют : Техническую документацию,презентациюпроектаемонстрирует

Изделие.Излагает суть найденного решения проблемы,соправождая аргументацию

Позиции слайдами, видеофильмом.

Отвечает на вопросы.

 

 

 

 

При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Специфика нашего предмета такова, что ученик должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Мы касаемся этих предметов при изучении различных блоков.

Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить её чертёж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению.

Изучая раздел “Материаловедение”, вплотную приближаемся к химии, “машиноведение” – к физике.

При подсчете предварительной и полной себестоимости изделия мы касаемся экономических знаний; делая экологическое обоснование, соприкасаемся с экологией; разрабатывая рекламу, проводим маркетинговые исследования.

Таким образом, межпредметные связи играют важную роль в образовательной области “Технология” и, в частности, при выполнении творческого проекта.

Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите.

1. Учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта,

2. Представляют наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению).

3. Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя.

4. Подводится итог обсуждению и ставится оценка.

В старших классах проходит этап формирования, углубления и развития способностей учащихся, а также их профессиональное самоопределение. Формируются новые принципы организации образовательного пространства:

• индивидуализированные формы учебной деятельности: работа по профильным программам;

• выработка проектно-исследовательских навыков (использование проектных технологий);

• Работа с учащимися предоставляет им возможность проявить свои способности на олимпиадах по технологии, выставках, конференциях, конкурсах,соревнованиях.

. Не столкнутся с трудностью представить себя и свою работу на публике, смогут ставить цели и задачи, находить пути их решения, а также делать выводы и отстаивать свою точку зрения.

 

В заключении хочу сказатьcегодня каждый преподаватель должен понять, что включая детей в подготовку проектных работ, учащиеся овладевают практическими умениями и навыками. На протяжении многих лет занимаюсь проектной деятельностью подготовкой учащихся к различным конкурсам и олимпиадамПКа,выставкам. Ребята становятся победителями и призёрами олимпиады по технологии, НПК «Шаг в будущее» различного уровня, от муниципального до Республиканского. По результатам этих конкурсов можно поступить на бюджетное обучение в ВУЗы Российской Федерации. Учащиеся представляли свои проектные работы на улусной, Республиканской олимпиаде по технологии, также показывали при выполнении практической части олимпиады знание технологического процесса, умение использовать технологическую карту и правила техники безопасности, а также и знания теоретической подготовки по всем разделам программы по технологии.Моиученики ежегодно становятся победителями и призерами на Республиканских технических выставках,олимпиадах,НПК.". Современный рынок труда как раз требует творческих специалистов по техническим специальностям. Ведь будущее России - в руках тружеников. Мы, учителя технологии, можем многое сделать, чтобы эти руки стали умелые, мы должны воспитать творческого, активного человека. Это подтверждается высказыванием В.А. Сухомлинского "Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Ум ребенка - на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладевает рука, тем умнее ребенок, подросток, юноша".

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
×