Техническое творчество студентов как средство повышения качества их профессиональной подготовки»

Автор: Дорошенко Ирина Викторовна

Техническое творчество студентов как средство повышения качества их профессиональной подготовки»,.

 

Сейчас мы находимся на новом этапе развития потребностей общества. Информационный бум, формирование рыночных отношений в мире труда, сложные экономические условия требуют подготовки человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, среди которых выбор образовательной траектории, выбор наиболее целесообразного для будущего трудоустройства содержания подготовки, способность самостоятельно ориентироваться в мире информации, быстро восполнять пробелы в знаниях.

Основными целями, которые стоят передо мной, как преподавателем специальных дисциплин колледджа, являются: подготовка специалиста, свободно владеющего приемами работы с использованием новейших технологий; создание условий для раскрытия и реализации творческих способностей каждого студента.

Я занимаюсь с ребятами в форме практических занятий, уроков производственного обучения, мастер-класс. В результате этого студенты на производстве участвуют в опытно-экспериментальной, конструкторской, изобретательской и творческой работе. Это помогает студентам колледжа более осознано и углубленно изучать учебные предметы, а после окончания обучения быстрее включиться в трудовую деятельность.

Главной задачей, на решение которой направлены мои усилия, является формирование профессиональных умений студентов. С моей точки зрения, профессиональное умение представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняемых специальных действий, реализуемых в определенной последовательности для оптимального выполнения профессионально-трудовой деятельности на различных уровнях сложности – от элементарно-операционного до опытно-экспериментального (творческого).

При подборе учебно-производственных работ, выполняемых на занятиях, мною  учитываются следующие основные требования:

·      изделия (работы) должны отвечать учебным задачам, т.е. при их изготовлении студенты должны освоить приемы и способы работы, предусмотренные соответствующими темами учебных программ;

·      изделия (работы) должны, как правило, иметь производственную ценность;

·      работы должны быть посильными по степени сложности, точности, физическим усилиям и объему технических знаний для выполнения их студентами на соответствующей стадии обучения;

·      работы должны постоянно усложняться как в пределах одной темы, так и при переходе от одной темы к другой;

·      изделия (работы) должны быть разнообразными, из разных материалов, с разными техническими требованиями к их изготовлению, что создает условия для применения разнообразных приемов работы, способов установки, выверки, проверки, использования специальных приспособлений, инструментов, а также передовых методов труда.

Особое направление внеклассной работы со студентами - техническое творчество. Общественно полезная направленность технического творчества выражается в создании материальных ценностей для нужд техникума (оснащение мастерских и кабинетов наглядными пособиями, ТСО, оборудование рабочих мест мастеров, преподавателей, студентов в соответствии с требованиями НОТ); в разработке и изготовлении приспособлений и технических новшеств, облегчающих труд, повышающих его производительность, качество продукции, развивающих эстетические вкусы студентов.

Так, например, в рамках кружка «Сварщик» силами студентов 2 и3 курса были разработаны и изготовлены следующие изделия:

·      приспособление для плазменной резки листового металла – предназначено для резки заготовок металла толщиной 1-4 мм с достаточно большой точностью, быстро и экономя электроэнергию;

·      приспособление для сварки образцов из листового металла - предназначено для отработки навыков сварки образцов во всех пространственных положениях;

·      приспособление для сварки образцов из труб - предназначено для отработки навыков сварки поворотных и неповоротных стыков на образцах из труб ф57 мм;

·      приспособление для сварки цветочной подставки - предназначено для быстрой сборки и сварки изделий, облегчая выверку и экономя время изготовления.

 

Таким образом, работа кружка «Сварщик» в нашем колледже построена в тесной связи с задачами повышения качества профессиональной подготовки учащихся. Основу работы кружка составляет не столько изготовление трудоемких выставочных экспонатов (хотя и это тоже нужно), сколько конструирование и изготовление высокопроизводительных инструментов, приспособлений, оснастки, оригинальных средств обучения и т.п., используемых в техникуме. Кроме того, участники кружка не только исполнители, но и творцы нового замысла, идеи, конструкции. В работе кружка рационально сочетается исполнительская и творческая деятельность всех его участников.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x