Технологическая карта НОД «Путешествие в Страну слов»

Автор: Голикова Юлия Владимировна

Технологическая карта НОД «Путешествие в Страну слов»

Тема НОД: «Путешествие в Страну слов»

Возрастная группа: старшая

Образовательная область: «Коммуникация»

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание «Формирование целостной картины мира», «Чтение художественной литературы», «Здоровье»

Цель: закрепление и обобщение полученных знаний, совершенствование речевых умений

Задачи: Обучающие задачи. Расширять представления детей о многообразии слов. Расширять словарный запас через словесно-речевые игры. Упражнять в подборе прилагательных к существительным, существительных к прилагательным, совершенствовать синтаксические навыки. Продолжать формировать умение составлять короткие сюжетные рассказы на предложенную тему. Упражнять детей в умении делать звуковой анализ слова, делить слова на слоги, составлять предложения из заданных слов.

Развивающие задачи. Развивать диалогическую и связную монологическую речь. Развивать умение четко произносить слова, сочетая их с движениями. Развивать мимико-жестовую речь, мелкую моторику рук. Совершенствовать интонационную и звуковую выразительность речи, речевое дыхание, фонематическое восприятие, умение регулировать темп речи.

Воспитательные задачи. Продолжать формировать интерес к словам, играм с ними. Воспитывать речевую активность, самостоятельность, уверенность в себе. Формировать доброжелательное отношение к окружающим, потребность оказать им помощь.

Планируемые результаты: познавательные: используют разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания; разнообразные синтаксические конструкции (распространенные простые, сложносочиненные, сложноподчиненные  предложения); проявляют словотворчество, самостоятельно выполняют звуковой анализ слов;

коммуникативные: Имеют сформированный активный словарь; умеют участвовать в беседе, понимают вопросы и отвечают на них; используют средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи)

личностные: доброжелательны в общении со сверстниками в совместной деятельности; проявляют интерес к разным видам деятельности, активно участвуют в них. Стремятся к самовыражению в деятельности, имеют навыки самоконтроля и самооценки.

Средства реализации:

Учебно-методический комплект:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами

  2. Колесникова Е.В. развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно-игровые занятия. – М., 2001

  3. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя

  4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М., 2014

  5. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи

  6. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет

 

 

Этапы

Время

Деятельность педагога

Деятельность детей

Технологии, методы,

приемы деятельности

Вводно-

организационный

1-2 мин.

? Собрались ребята в круг – я твой друг, и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку.

? Ребята, весь год вы добросовестно трудились, учились правильно произносить звуки, красиво строить предложения, сочинять интересные рассказы. Покажем нашим гостям, чему мы с вами научились?

? Не высоко, не низко, не далеко не близко, а прямо рядом с нами находится волшебная Страна слов. Там можно встретиться со многими словами и не только с ними, прочитать веселые стихи, поиграть в игры. Хотите там побывать?

Дети стоят около стульев, выполняют движение соответственно тексту, здороваются с гостями, садятся

 

 

Ответы детей

упражнение на развитие коммуникативности

 

 

 

 

создание ситуации

занимательности

Продуктивная деятельность

20 мин.

? Тогда, друзья, поторопитесь,

Начинается игра.

Слово нужное скажите,

Поезд отправлять пора.

Речевая игра «Цепочка слов»

? Какими бывают слова?

Дети: Длинными, короткими, вежливыми, добрыми, холодными…

? Что еще бывает холодным? Каким еще бывает…? Что еще бывает…?

? Очень хорошо! Поезд готов к отправлению. Осталось только произнести волшебные слова в разном темпе: сначала медленно, затем быстрее и быстрее.

? Поезд едет, едет, едет

Мимо елок и берез.

Далеко уехал поезд,

Еле слышен стук колес.

? Вот мы и прибыли в Страну слов.

Здесь слова живут везде –

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Сыграем в слово.

Игра «Найди слово»

? Посмотрите на картину, найдите слово на дереве и прохлопайте его. Теперь найдите слово в воде, на земле.

? Какие интересные слова вы нашли. А сейчас предлагаю выйти на полянку и поиграть.

 

 

 

 

 

Дети подбирают слова: составляют «поезд», где слова-вагончики соединяются друг с другом по теме, обозначенной в вопросе

 

 

Дети проговаривают:

Поезд едет, едет, едет

Мимо елок и берез.

Далеко уехал поезд,

Еле слышен стук колес.

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают картину, подбирают слова и прохлопывают слова по слогам

 

 

 

 

 

речевая игра на расширение словаря

 

 

 

 

совместное проговаривание скороговорки в разном темпе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

речевая игра на определение протяженности слов; показ картины, акцентирование

 

 

 

Подвижная игра «Фома»

Стучит, бренчит на улице,

Фома едет на курице.

Тимошка на кошке

По кривой дорожке.

– Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

– Еду сено косить.

– Зачем тебе сено?

– Коровок кормить.

– Зачем тебе коровы?

– Молоко доить.

– Зачем тебе молоко?

– Ребяток поить.

? Продолжаем путешествие? Каждое слово живет в своем домике. Определите, где чей дом. Вы верно нашли домики слов лиса и волк. А почему слово оса не попало в свой дом? Правильно! Давайте проведем звуковой анализ.

Звуковой анализ слова «оса»

 

Раздается резкий звук.

Звуковая гимнастика «Что случилось?»

Что такое? Что случилось?

Где-то что-то провалилось?

Где-то что-то взорвалось?

Расплескалось?

Растряслось?

Зашипело?

Зашумело?

Забурлило?

Заскулило?

Загудело?

Зарычало?

И вдруг замолчало.

? Посмотрите, к нам в гости сегодня прибежал зайчик. Как-то раз зайчик переходил реку через мостик. Мостик был шаткий, и в любую минуту зайчик мог упасть. Вдруг что-то зазвенело. Звон слышался снизу, из-под моста… Как вы думаете, что зазвенело? Придумайте короткое окончание истории.

 

Проговаривают слова, выполняют движения:

Ходьба приставным шагом, на каждый шаг хлопок

Изображают кошку

 

Удивляются: разводят руки в стороны, плечи приподняты

«Косят», произносят «тц-тц»

Удивляются

Показывают рога: «му-у-у»

Удивляются

«Доят корову: «щ-щ-щ»

Удивляются

Показывают на ребят, садятся

Дети подбирают слово к схеме, объясняют свой выбор

 

Выполняют звуковой анализ слова

 

Произносят звукоподражания:

Бух!

Бабах!

Буль-буль…

Тр-тр-р-р…

Ш-ш-ш…

А-а-а…

Бл-л-л…

У-у-у…

У-у-у…

Р-р-р…

 

 

 

Дети придумывают окончание сказки

здоровьесберегающие технологии: ролевая имитационная игра; использование художественного слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

создание проблемной ситуации, анализ, объяснение

 

 

 

 

 

здоровьесберегающие технологии: звуковая гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рассказывание

 

 

? Слова бегали, как белки,

И играли все в горелки.

Завертелись, закружились,

Не в том месте очутились.

Помогите-ка, ребята,

Слова расставить по порядку.

Словесная игра «Перепутанное предложение»

? Лиза, конфеты, ест, шоколадные

Вкусное, корова, дает, наша, молоко

По, корабль, плывет, море, синее

Сосна, у, нашего, растет, дома

Я, прогулки, с, домой, вернулся

? Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебную Страну слов.

А теперь закроем глазки,

Открываем – мы не в сказке.

 

 

 

 

 

 

Дети меняют порядок слов в предложении

 

 

 

 

 

словесная игра на восстановление предложений

Рефлексивный

2-3 мин.

? Вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания. Впереди еще много интересных занятий, а сейчас продолжите предложение: «Я запомнил…», «Я могу…», «Мне еще трудно…»

? Подумайте, хорошо ли каждый из вас сегодня занимался. Можете ли вы себя похвалить или не очень? Сейчас подойдите и выберите медаль успеха.

? Очень много слов на свете, 

Как снежинок у зимы. 

Но возьмём, к примеру, эти: 

Слово «Я» и слово «Мы». 

«Я» на свете одиноко, 

В «Я» не очень много прока. 

Одному или одной 

Трудно справиться с бедой. 

Слово «Мы» сильней чем «Я». 

Мы – семья, и мы – друзья. 

Мы – народ, и мы – едины. 

Вместе мы непобедимы!

Дети проводят самоанализ

 

 

Дети выбирают медаль в соответствии со своей оценкой

 

самоанализ

 

 

самооценка, поощрение

 

 

 

использование художественного слова

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x