Технологическая карта НОД «Путешествие в Страну слов» ☼
Автор: Голикова Юлия Владимировна
Технологическая карта НОД «Путешествие в Страну слов»
Тема НОД: «Путешествие в Страну слов»
Возрастная группа: старшая
Образовательная область: «Коммуникация»
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание «Формирование целостной картины мира», «Чтение художественной литературы», «Здоровье»
Цель: закрепление и обобщение полученных знаний, совершенствование речевых умений
Задачи: Обучающие задачи. Расширять представления детей о многообразии слов. Расширять словарный запас через словесно-речевые игры. Упражнять в подборе прилагательных к существительным, существительных к прилагательным, совершенствовать синтаксические навыки. Продолжать формировать умение составлять короткие сюжетные рассказы на предложенную тему. Упражнять детей в умении делать звуковой анализ слова, делить слова на слоги, составлять предложения из заданных слов.
Развивающие задачи. Развивать диалогическую и связную монологическую речь. Развивать умение четко произносить слова, сочетая их с движениями. Развивать мимико-жестовую речь, мелкую моторику рук. Совершенствовать интонационную и звуковую выразительность речи, речевое дыхание, фонематическое восприятие, умение регулировать темп речи.
Воспитательные задачи. Продолжать формировать интерес к словам, играм с ними. Воспитывать речевую активность, самостоятельность, уверенность в себе. Формировать доброжелательное отношение к окружающим, потребность оказать им помощь.
Планируемые результаты: познавательные: используют разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания; разнообразные синтаксические конструкции (распространенные простые, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения); проявляют словотворчество, самостоятельно выполняют звуковой анализ слов;
коммуникативные: Имеют сформированный активный словарь; умеют участвовать в беседе, понимают вопросы и отвечают на них; используют средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи)
личностные: доброжелательны в общении со сверстниками в совместной деятельности; проявляют интерес к разным видам деятельности, активно участвуют в них. Стремятся к самовыражению в деятельности, имеют навыки самоконтроля и самооценки.
Средства реализации:
Учебно-методический комплект:
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами
Колесникова Е.В. развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно-игровые занятия. – М., 2001
Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М., 2014
Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи
Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет
Этапы | Время | Деятельность педагога | Деятельность детей | Технологии, методы, приемы деятельности |
Вводно- организационный | 1-2 мин. | ? Собрались ребята в круг – я твой друг, и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку. ? Ребята, весь год вы добросовестно трудились, учились правильно произносить звуки, красиво строить предложения, сочинять интересные рассказы. Покажем нашим гостям, чему мы с вами научились? ? Не высоко, не низко, не далеко не близко, а прямо рядом с нами находится волшебная Страна слов. Там можно встретиться со многими словами и не только с ними, прочитать веселые стихи, поиграть в игры. Хотите там побывать? | Дети стоят около стульев, выполняют движение соответственно тексту, здороваются с гостями, садятся
Ответы детей | упражнение на развитие коммуникативности
создание ситуации занимательности |
Продуктивная деятельность | 20 мин. | ? Тогда, друзья, поторопитесь, Начинается игра. Слово нужное скажите, Поезд отправлять пора. Речевая игра «Цепочка слов» ? Какими бывают слова? Дети: Длинными, короткими, вежливыми, добрыми, холодными… ? Что еще бывает холодным? Каким еще бывает…? Что еще бывает…? ? Очень хорошо! Поезд готов к отправлению. Осталось только произнести волшебные слова в разном темпе: сначала медленно, затем быстрее и быстрее. ? Поезд едет, едет, едет Мимо елок и берез. Далеко уехал поезд, Еле слышен стук колес. ? Вот мы и прибыли в Страну слов. Здесь слова живут везде – И на небе, и в воде, На полу, на потолке, На носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Сыграем в слово. Игра «Найди слово» ? Посмотрите на картину, найдите слово на дереве и прохлопайте его. Теперь найдите слово в воде, на земле. ? Какие интересные слова вы нашли. А сейчас предлагаю выйти на полянку и поиграть. |
Дети подбирают слова: составляют «поезд», где слова-вагончики соединяются друг с другом по теме, обозначенной в вопросе
Дети проговаривают: Поезд едет, едет, едет Мимо елок и берез. Далеко уехал поезд, Еле слышен стук колес.
Дети рассматривают картину, подбирают слова и прохлопывают слова по слогам |
речевая игра на расширение словаря
совместное проговаривание скороговорки в разном темпе
речевая игра на определение протяженности слов; показ картины, акцентирование |
|
|
Подвижная игра «Фома» Стучит, бренчит на улице, Фома едет на курице. Тимошка на кошке По кривой дорожке. – Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь? – Еду сено косить. – Зачем тебе сено? – Коровок кормить. – Зачем тебе коровы? – Молоко доить. – Зачем тебе молоко? – Ребяток поить. ? Продолжаем путешествие? Каждое слово живет в своем домике. Определите, где чей дом. Вы верно нашли домики слов лиса и волк. А почему слово оса не попало в свой дом? Правильно! Давайте проведем звуковой анализ. Звуковой анализ слова «оса»
Раздается резкий звук. Звуковая гимнастика «Что случилось?» Что такое? Что случилось? Где-то что-то провалилось? Где-то что-то взорвалось? Расплескалось? Растряслось? Зашипело? Зашумело? Забурлило? Заскулило? Загудело? Зарычало? И вдруг замолчало. ? Посмотрите, к нам в гости сегодня прибежал зайчик. Как-то раз зайчик переходил реку через мостик. Мостик был шаткий, и в любую минуту зайчик мог упасть. Вдруг что-то зазвенело. Звон слышался снизу, из-под моста… Как вы думаете, что зазвенело? Придумайте короткое окончание истории.
| Проговаривают слова, выполняют движения: Ходьба приставным шагом, на каждый шаг хлопок Изображают кошку
Удивляются: разводят руки в стороны, плечи приподняты «Косят», произносят «тц-тц» Удивляются Показывают рога: «му-у-у» Удивляются «Доят корову: «щ-щ-щ» Удивляются Показывают на ребят, садятся Дети подбирают слово к схеме, объясняют свой выбор
Выполняют звуковой анализ слова
Произносят звукоподражания: Бух! Бабах! Буль-буль… Тр-тр-р-р… Ш-ш-ш… А-а-а… Бл-л-л… У-у-у… У-у-у… Р-р-р…
Дети придумывают окончание сказки | здоровьесберегающие технологии: ролевая имитационная игра; использование художественного слова
создание проблемной ситуации, анализ, объяснение
здоровьесберегающие технологии: звуковая гимнастика
рассказывание |
|
| ? Слова бегали, как белки, И играли все в горелки. Завертелись, закружились, Не в том месте очутились. Помогите-ка, ребята, Слова расставить по порядку. Словесная игра «Перепутанное предложение» ? Лиза, конфеты, ест, шоколадные Вкусное, корова, дает, наша, молоко По, корабль, плывет, море, синее Сосна, у, нашего, растет, дома Я, прогулки, с, домой, вернулся ? Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебную Страну слов. А теперь закроем глазки, Открываем – мы не в сказке. |
Дети меняют порядок слов в предложении |
словесная игра на восстановление предложений |
Рефлексивный | 2-3 мин. | ? Вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания. Впереди еще много интересных занятий, а сейчас продолжите предложение: «Я запомнил…», «Я могу…», «Мне еще трудно…» ? Подумайте, хорошо ли каждый из вас сегодня занимался. Можете ли вы себя похвалить или не очень? Сейчас подойдите и выберите медаль успеха. ? Очень много слов на свете, Как снежинок у зимы. Но возьмём, к примеру, эти: Слово «Я» и слово «Мы». «Я» на свете одиноко, В «Я» не очень много прока. Одному или одной Трудно справиться с бедой. Слово «Мы» сильней чем «Я». Мы – семья, и мы – друзья. Мы – народ, и мы – едины. Вместе мы непобедимы! | Дети проводят самоанализ
Дети выбирают медаль в соответствии со своей оценкой
| самоанализ
самооценка, поощрение
использование художественного слова
|