Статья Технологическая карта урока литературного чтения. Автор: Насонова Наталья Алексеевна

Автор: Насонова Наталья Алексеевна
В предложеном документе представлена технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе на тему "Раздел "Родина". Никитин Иван Саввич "Русь". Данный конспект урока является авторским и поможет реализовать учебный процесс в полном объеме. 


Автор: Насонова Наталья Алексеевна
ГБПОУ Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского
Технологическая карта по литературному чтениюдля 4 В классана тему: Раздел Родина. И.С. Никитин Русь
Выполнила: студентка группы Ш-32 специальности 44.02.02Преподавание в начальных классахНасонова Наталья Алексеева
Проверили:
Учитель: Лобанова Ирина Евгеньевна _________
(ФИО) (Подпись)
Преподаватель колледжа: Прягаева Елена Алексеевна _________
(ФИО) Подпись)
Отметка: ___ (_________________)
Соликамск, 2019г.
Технологическая карта урока по литературному чтению
Тема урока
И.С. Никитин Русь
УМК
Школа России
Цели деятельности педагога
Знакомство с разделом Родина и с творчеством писателя И.С. Никитина и его поэтическим произведением Русь; воспитание чувства патриотизма за свою Родину; формирование навыков осознанного и выразительного чтения и правильной речи учащихся.
Тип урока
Изучение нового материала
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: познакомиться с творчеством писателя и его поэтическим произведением Русь и умения анализировать лирический текст, находить опорные слова; уметь пользоваться словарем; воспринимать на слух поэтическое произведение в исполнении учителя, учащихся; умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, умения прогнозировать содержание текста, видеть языковые средства, использованные автором; работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения.
Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; определять и формулировать тему, цель и задачи деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные: воспитывать любовь и интерес к языку, аккуратность, доброжелательность, патриотизм; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; умение оперировать понятиями любовь к Родине, к родному краю, гордость за свою страну.
Методы и формы обучения
Методы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Основные понятия и термины
Родина, Россия, Русь, риторический вопрос
Образовательные ресурсы
Учебник литературного чтения, 4 класс, 2 часть, УМК Школа России
Наглядно-демонстрационный материал
Презентационный материал, карточки с опорными словами, карточки с фамилией автора и названием произведения, карточки с лексическими значениями слов, ватман с российским флагом, карточки для рефлексии
Оборудование
Аудио и мультимедиа
Организационная структура урока литературного чтения
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации совзаимодей-
ствия
Универсальные учебные действия
Промежу-
точный
контроль
1. Орг. момент
- Доброе утро, Ребята! Меня зовут Наталья Алексеевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
- Проверьте все ли у вас готово для работы на уроке, на столе должны лежать учебник по литературному чтению, пенал, дневник, раздаточный материал (показываю какой), а так же проверьте порядок на вашем рабочем столе, все лишнее уберите с парты с портфель. 1 СЛАЙД
- Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Фронтальная.
Регулятивные: настрой на урок.
Зрительный контакт.
2. Сообщение темы и целей.
2.1. Формулирование название раздела
- Наш урок я бы хотела начать со стихотворения Михаи́л Спарта́ковича Пляцко́вского (портрет автора на слайде), с помощью которого вы должны определить название нового раздела, который мы начинаем изучать сегодня. Это стихотворение нам прочитает… (выход ребенка к доске, чтение наизусть), слушаем внимательно: 2 СЛАЙД
Слышишь песенку ручья?
Это — Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это — Родина твоя.
Руки матери твоей,
Звон дождей, и шум ветвей,
И в лесу смородина —
Это тоже родина. (ребенок присаживается)
- Ребята, как вы думаете, как будет называться наш новый раздел? (спросить несколько вариантов детей)
- А какие чувства у вас вызывает слово Родина, когда вы его слышите? (вывешиваю опорные слова на доску)
- У всех нас, слово Родина должно вызывать такие чувства как: гордость, восхищение, величие, непобедимость, самоотверженность.
- Как называется та Родина, которая для всех одна, то есть ваша Родина? 3 СЛАЙД
- Есть вещи, которые человек не может выбрать сам. Он появляется на свет. Растет. А потом узнает, что его Родина называется Россией. Наша Родина самая большая страна в мире. Это страна с древней историей. С первых дней жизни нас окружают родные люди. Потом появляются друзья, одноклассники...
- Обратите внимание на слайд – шоу и скажите , как вы понимаете, что же такое Родина? (спросить несколько вариантов детей + СЛАЙД – ШОУ) 4 СЛАЙД
(Предполагаемые ответы детей: Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
Наша Родина – это бескрайние просторы лесов, полей, морей и рек.
Это земля, на которой жили, трудились наши бабушки и дедушки.
Земля, которую наши прадеды защищали от врагов.
Родина – это наш край, наше село.
Родина – это место, где живу я и мои родные.
Это место, где стоит наша школа.
Это место, по которому люди скучают, находясь в чужой стороне).
- А вот, например, существуют такие определения слова Родина в словарях Сергея Ива́новиач жегова и Сергя Алексндровича Кузнецва:
1. Прочитайте данное определение про себя. Вслух прочитает… Родина – это место рождения, происхождения кого нибудь или чего-нибудь.
- Это определение принадлежит толковому словарю Сергея Ива́новиач жегова (портрет, обложка словаря и определение на слайде) 5 СЛАЙД
2. Прочитайте данное определение про себя. Вслух прочитает… Родина – это страна, в которой человек родился и гражданином которой является.
Это определение принадлежит толковому словарю Сергю Алексндровичу Кузнецву (портрет, обложка словаря и определение на слайде)
- Таким образом можно сделать вывод о том, у каждого человека понятие Родины своё. Для меня Родина - это
то место, куда человека тянет всей душой и сердцем, куда бы ему хотелось возвратиться, не взирая ни на какие преграды и обстоятельства; то место, за которое он стоит горой и стремится защитить, сохранить и сберечь его. - Ребята, как вы думаете, от какого слова образовалось слово Родина, что является его основой? Выделите корень данного слова.
- Верно! Это слово имеет очень древнее и глубокое происхождение. Основой его является род. То есть то, что было и силой, и любовью для людей. Род означал не просто надежное окружение и поддержку. Это было символом возможности жить, не подвергаясь постоянному риску исчезновения от враждебных сил.
- Как мы выяснили, наш раздел называется Родина, это название имеет не только глубокое значение, но и происхождение. Давайте убедимся в том, будет ли иметь важность данный раздел в литературном чтении.
- Для этого откройте страницу сто двадцать седьмую (127) в своих учебниках или же вы можете обратиться к слайду.
7 СЛАЙД- Прочитайте про себя с чем мы будем знакомиться в данном разделе. Вслух прочитает…
- Как вы думаете, чему мы научимся, изучая этот раздел?
- Прочитайте про себя, чему мы будем учиться в данном разделе? Вслух прочитает…
- Прочитайте про себя чему мы будет учиться в этом разделе? Вслух прочитает…
- ВЫВОД: В данном разделе мы познакомиться с произведениями различных авторов, которые выражают в них гордость и восхищение своей Родиной, которые пытаются достучаться до слушателей и найти отклик.
2.2. Формулирование темы, цели и задач.
- Чтобы узнать автора и названия произведения, которое мы будем изучать сегодня, вам необходимо выполнить задание: - У вас на столе лежат вот такие карточки (показ). Прочитайте в строке только русские буквы, и вы узнаете фамилию автора, произведение, которого мы сегодня будем изучать.
RНWNИGКDLИZТLИNYНG – автор произведения (фамилия)- DРJУWСZЬF – название произведения (карточки на каждой парте + на слайде) - На выполнение задания даю 20 секунд (включение таймера) 8 СЛАЙД
- Проверка: Что у вас получилось? Какая фамилия поэта? Какое название произведения? 9 СЛАЙД
- Верно! Сегодня мы познакомимся с произведением Русь великого русского поэта Ники́тина Ива́на Са́ввича.
- Давайте поставим цели на урок: - Мы познакомимся с … (спрашиваю несколько вариантов)- Продолжим учиться … (спрашиваю несколько вариантов)
- Молодцы, ребята!
- Поставьте задачи на урок?
- ВЫВОД: Молодцы, ребята! Мы с вами определили название нового раздела, его важность, тему урока, поставили цель и задачи на урок. - РЕФЛЕКСИЯ: У кого не возникло трудностей с выполнением заданий, похлопайте себе в ладоши. Кто справился не до конца, будьте внимательнее! Мне помогали…так же активно работают… остальные ребята включайтесь в работу.
- Слушают стихотворение
- Родина
- Ответы детей
- Россия
- Ответы детей
- Читают определения из разных источников, представленных на слайде
- Основой слова Родина является слово род, корень род.
- Открывают учебники, читают про себя, вслух, отвечают на вопросы
- Фамилия автора НИКИТИН
- Название произведения РУСЬ
- С творчеством И.С. Никитина и его стихотворением Русь
- Выразительно и осознанно читать стихотворение
- Наша задача сегодня на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян, что значит Родина для поэта И.С.Никитина, мы должны понять, почувствовать, что мы сами – россияне.
Фронтальная
Коммуникативные: Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения. Познавательные: Развивать умение читать вслух и про себя. Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за свою Родину, ее историю.
Регулятивные:
умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
работать по предложенному учителем плану.
Правильные ответы на вопросы, зрительный контакт
3. Подготовка к чтению
3.1. Краткая биографическая справка:
- Перед тем как мы начнем читать стихотворение Ивана Саввича Никитина я познакомлю вас с его биографией.
- Посмотрите на портрет поэта (портрет на слайде)- Иван Саввич Никитин родился в Воронеже. Учился в Воронежском духовном училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение на своем собственном заводе, и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб.
Отец мечтал, что сын станет ученым лекарем, но этой мечте не суждено было сбыться. Все свободное время он отдавал чтению. А стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать и показать другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина оказалось Русь. Оно принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, который вы можете видеть на слайде. 10 СЛАЙД (иллюстрация сборника на слайде) На вырученные средства, впоследствии открыл книжный магазин и библиотеку. В родном город ему поставлен памятник. 11 СЛАЙД (иллюстрация памятника на слайде) На слова Никитина написано более 60 романсов и песен.
3.2. Выставка книг:
- Иван Саввич писал поэмы и стихи на различные темы. Им написаны стихотворения на темы любви, времени года, разлуки, природы и т.д. Но нас с вами сегодня интересует тема Родины. Некоторые стихи на данную тему представлены на слайде, прочитайте их про себя, вслух читает названия по цепочке со второго ряда первой парты…: Война за веру, Тяжкий крест несём мы, братья…, Новая борьба, Отъезд, Уличная встреча, Уж и есть за что и еще существует множество других стихов. (названия стихов представлены на слайде) 12 СЛАЙД
- Ребята, посмотрите еще раз внимательно на названия стихотворений и скажите, удивило ли вас что – то?
- В своем творчестве Никитин часто обращается к теме России, к ее истории и настоящему, заглядывает и в будущее, отражает глубину произведения в их названиях, отражает единство русского народа.
- С данными произведениями вы можете познакомиться, взяв их в школьной библиотеке или библиотеке города.
3.3. Словарная работа 13 СЛАЙД:
- Перед тем как начать читать нужно, разобрать незнакомые для вас слова, которые встретятся в стихотворении (слова подготовлены с ударением на слайде с триггерами на иллюстрации + определения) 14 СЛАЙД – 28 СЛАЙД
- Прочитайте данные слова про себя. Даю 30 секунд.1. Шатёр - высокая крыша.
- Вслух прочитает первое слово… Поднимите руку тот, кто знает значение этого слова? (если дети затрудняются, помогает учитель)
2. Нива – засеянное поле.
- Хором прочитает второе слово первый ряд, 3,4. Прочитайте вслух значение данного слова, у кого на парте лежит карточка №2.
3. Мурава - молодая трава.
Хором прочитает третье слово второй ряд, 3,4. Прочитайте вслух значение данного слова, у кого на парте лежит карточка №3.
4. Зарево - отсветы в небе, красного, жёлтого или оранжевого цветов.
Хором прочитает слово третий ряд, 3,4. Прочитайте вслух значение данного слова, у кого на парте лежит карточка №4.
5. Мгла - непрозрачный воздух.
Хором прочитают пятое слово только девочки класса, 3,4. Встаньте те, кто знает значение данного слова. (если дети затрудняются, помогает учитель)
6. Державный - значит государственный. Вслух прочитает шестое слово… Обратите внимание на слайд, прочитайте значение данного слова про себя, вслух прочитает…
7. Казна - деньги, имущество, принадлежавшие государству.
Хором прочитают седьмое слово только мальчики класса, 3,4. Прочитайте вслух значение данного слова, у кого на парте лежит карточка №7.
8. Недруг – неприятель, враг.
Хором прочитает восьмое слово вторая парта третьего ряда.
Поднимите две руки вверх, кто знаком со значением этого слова (если дети затрудняются, помогает учитель)
9. Курган – холм. Вслух девятое слово прочитает…Данное слово выделено в тексте синим цветом, что это означит? (Если дети затрудняются ответить: Обратимся к началу учебника и вспомним, что значит выделение слова синим цветом, первый разворот (показ на другом учебнике))
- Теперь откройте учебники на странице двухсот восемнадцатой (218) и прочитайте лексическое значение слова про себя, вслух прочитает…
10. Полчище - огромное войско.
Хором десятое слово прочитает четвертая парта первого ряда. Прочитайте вслух значение данного слова, у кого на парте лежит карточка №10.
11. Ляхи – польские воины.
Вслух одиннадцатое слово прочитает… Данное слово выделено в тексте розовым цветом, что это означит?
(Если дети затрудняются ответить: Обратимся к началу учебника и вспомним, что значит выделение слова розовым цветом, первый разворот (показ на другом учебнике))- Я уже приготовила для вас определение данного слова из толкового словаря Ожегова, обратите внимание на слайд и прочитайте про себя, вслух прочитает…
12. Брань – война, битва.
Хором двенадцатое слово прочитает третья парта третьего ряда. Прочитайте вслух значение данного слова, у кого на парте лежит карточка №12.
13. Кишеть – шевелится.
Хором четырнадцатое слово прочитает пятая парта второго ряда. Как вы думаете, что обозначает данное слово? (если дети затрудняются, помогает учитель)
14. Православные - люди, христианской веры.
Вслух четырнадцатое слово прочитает… Прочитайте вслух значение данного слова, у кого на парте лежит карточка №14.
15. Груда - большая куча чего – либо.
Хором пятнадцатое слово прочитает вторая парта первого ряда. Прочитайте вслух значение данного слова, у кого на парте лежит карточка №15.
ВЫВОД: Мы познакомились с биографией Ивана Саввича Никитина и с незнакомыми словами, которые нам встретятся в тексте, а так же рассмотрели некоторые стихотворения.
РЕФЛЕКСИЯ: Положите правую руку на левое плечо, если вы слушали внимательно и у вас не возникло вопросов. Остальные будьте внимательнее. Мне помогали… Активно работают на уроке…
- Читают данные названия стихов по цепочке.
- Ответы детей
- Чтение слов детьми про себя.
- Дети читают вслух слова и значение этих слов, высказывают свои точки зрения.
- Обратиться к толковому словарю в учебнике
- Обратиться к толковому словарю или энциклопедии
Фронтальная, индивидуальна.
Познавательные:
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные:
развитие умения слушать и понимать речь других;
выразительно читать;
оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: Развивать умение читать вслух и про себя.
Личностные: проявление познавательного интереса к знаниям
Беседа, зрительный контакт, правильное чтение
4. Первичное чтение
- Попробуйте предположить, о чём будет стихотворение. Почему вы так думаете? А сейчас мы проверим, были ли ваши предположения верны.
- Давайте приступим к чтению стихотворение Ивана Саввича Русь. Откройте учебники на странице сто двадцать восьмой (128). 29 СЛАЙД
-Я начинаю читать. В это время вы пальчиком внимательно следите в учебнике. Поставьте пальчик на фамилию и имя автора.
- О природе России, о её бескрайних просторах, богатырях, выражение гордости за Родину
Индивидуальная
Познавательные: Развивать умение читать вслух и про себя.
Слежащее чтение детьми, зрительный контакт
5. Проверка первичного восприятия
- Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение? Какие эмоции у вас возникли после того как вы прослушали это стихотворение?
- Менялось ли у вас чувство во время прослушивания произведения? Если да, то почему? - Как вы думаете, почему это стихотворение принесло славу Никитину?
- Ответы детей
- В этом стихотворении есть восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее героический народ
Фронтальная, индивидуальная
Коммуникативные: Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения.
Зрительный контакт, выражение чувств
6. Физ.минутка
Прежде чем, приступить к повторному чтению стихотворения, давайте немного разомнемся! 30 СЛАЙД
Поезжай за моря-океаны, Дети едут.
Надо всею Землей пролети: Дети летят.
Есть на свете различные страны Разводят руки в стороны.
Но такой, как у нас, не найти. Отрицательно качают головой.
Глубоки наши светлые воды, Дети приседают.
Широка и привольна земля, Дети встают. Руки в стороны.
И гремят, не смолкая, заводы, Стучат руками перед собой.
И шумят, расцветая поля… Плавные взмахи руками, разведенными в стороны.
- Выполняют движения физ.минутки
Коллективная
Личностные: формировать и приобщаться детей к ЗОЖ.
Зрительный контакт, правильное выполнение упражнений
7. Повторное чтение
-Прочитайте стихотворение про себя.
-Теперь прочитаем по цепочке по одному четверостишию, читаем через слово достаточно. Во время чтения я буду останавливать вас, для того, чтобы акцентировать внимание на некоторых фразах.
- Тот кого я коснусь по плечу продолжает читать дальше. Начинает…
- Как вы понимаете фразу: Шатер голубых небес – бескрайнее ясное небо.
- Что значит: Грань степей – горизонт.
- Что значит: Цепи гор-великанов – стена высоких гор.
- Как вы понимаете фразу: По степям в моря реки катятся – реки впадают в моря.
- Как вы понимаете фразу: Нивы зрелые, что камыш, тихо движутся – колосья, пшеницы, ржи, ячменя от ветра склоняются.
- Что значит: Мурава лугов ковром стелется – густая
трава.
Что значит: Подымает грудь море синее – от непогоды волнуется. 31 СЛАЙД – 38 СЛАЙД
- Читают под руководством учителя, высказывают свою точку зрения
Индивидуальная
Познавательные: Развивать умение читать вслух и про себя.
Выразительное осознанное чтение текста
8. Беседа по содержаню
- По характеру стихосложения, что напоминает это произведение?
- Поэт писал его БЫЛИННЫМ СТИХОМ. А что же такое былинный стих? Былинный стих - древнейшая стихотворная форма эпического творчества русского народа (на слайде определение) 39 СЛАЙД
- Почему, для того чтобы воспеть Русь поэт выбирает былинный стих?
- Это стихотворение важное, гордое и величавое. Иван Савич Никитин выделяет три смысловые части в тексте.
Чему посвящена первая часть? С чего оно начинается?
- Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину?
- Какие уголки нашей Родины описывает поэт?
- Как вы думаете, можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?
- Почему же Никитин именно так строит описание? Какая мысль важна для него?
- Какой образ пытается создать автор для своих читателей?
- Найдите строки в стихотворении, которыми автор показывает необъятность нашей Родины.
- Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картины суровой Арктики, рисует картины южной стороны.
- Как называется это явление в природе, которое изображено на с.130? - Поэт описывает северное сияние, об этом природном явление ходят легенды, кто – то считает, что это духи, а кто – то воспринимает северное сияние за беду (иллюстрация на слайде). Но как же оно происходит?
- Заряженные частицы от Солнца сливаются с атмосферой земли и окрашивают воздух в разноцветные полоски. Этот феномен доступен только в определенное время года (с сентября по март), только в конкретных частях планеты Земля. У Земли есть два полюса, соответственно и сияние возникает только на Северном и Южном полюсах. И чтобы увидеть его, не надо даже выезжать из России. Чаще всего это явление можно увидеть в Мурманской и Архангельской областях.
- Найдите и прочитайте четверостишие, обобщающее впечатления от природы Руси.
Каким чувством пронизаны эти строки?
Что заключено в этом четверостишие?
Как надо читать эти строки, с какой интонацией?
- Какими словами автор подчеркивает величие Руси?
- Далее следует вторая часть. О чём говорится во 2 части стихотворения?
- Обратите внимание на первые четыре четверостишия этой части. Что заметили необычного? С чего начинается каждое четверостишие?
- Подумайте, кому обращены эти вопросы?
- А как вы думаете, а сам поэт знает ответы на эти вопросы?
- Такие вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них ясен и автору, и читателю, называются риторическими вопросами. Значит при выразительном чтении мы будем читать их не только вопросительно, но и утвердительно.
А дальше в этой части о чём повествует нам автор?
- О каких победах Руси напоминает поэт?
1.Нашествие татаро-монгольского ига - На Куликовом поле во главе с Дмитрием Донским русские войска одержали победу над войском ордынцев. Это был важный шаг к освобождению Руси.
2. Война с Польшей - В борьбе с иностранными захватчиками в 17 веке Россия отстояла свою независимость. Кузьма Минин и талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский, собрали народное войско и прогнали поляков из Москвы. День 4 ноября, когда Москва была окончательно освобождена от врагов, мы отмечаем как День народного единства.
3. Война с западными захватчиками - На Русь напали с запада. Но князь Александр Невский со своей дружиной разбили шведов на реке и немецких рыцарей – крестоносцев на льду Чудского озера
4. Отечественная война с французами - Французская армия во главе Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Но главнокомандующий войсками, талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов со своей армией, изгнали французское войско из России. Решительное сражение произошло на широком и просторном поле у села Бородина.
- Ребята, как вы думаете, почему всегда нападали на Русь?- А почему ее хотели захватить? (Враги стремились овладеть огромной территорией Руси, ее полями, реками, морями, хотели присвоить себе все ее богатства, напади из – за страха и зависти)
- Как автор называет врагов?
- Как в стихотворении называет битву?
- В чем видит поэт силу России?
- Итак, мы с вами видим, что русский народ неоднократно поднимался на защиту своей Родины, поднимались любого возраста, и старики и молодые люди.
- Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели врагов.
И в глухих степях …
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.
Хоронили их
Вьюги снежные
Бури севера
О них плакали!
- Что он выражает в этих строчках?
О чём говорится в третьей части?
- Поэт прославляет богатство и величие Руси, гордится Родиной своей.
В каких строчках заключается главная мысль стихотворения? (в двух последних четверостишиях)
- Как следует читать эти предложения? (торжественно, взволнованно)
С кем сравнивает поэт Русь?
- Подумайте, что хотел передать поэт своим стихотворением нам – своим потомкам? ВЫВОД: Автор хотел передать, что нужно любить и защищать свою Родину, помнить историю своей страны, гордиться защитниками нашего Отечества.
Молодцы! Мы с вами проанализировали данное произведение.
РЕФЛЕКСИЯ: Кто был внимателен, активен, участвовал со мной в диалоге, похлопайте себе. Молодцы!
- Народную песню, напевно
- Былины воспевают богатырей – защитников страны, их подвиги, исторические события
- Стихотворение начинается с описания природы.
- Ее необъятность, просторы Руси, природа
- Поэт описывает степь, горы, реки, моря - Нельзя
- Он строит так описание природы для того, чтобы показать, какую огромную территорию занимает Русь.
- Хочет создать образ необъятной Родины с красивой природой.
- Гляну к северу …
Посмотрю на юг …
- Это северное сияние
- Предположения детей
- Широка ты, Русь…
- Гордость, любовь, почитание.
- Восхищение автора величием Руси- Торжественно, гордо
- Русь державная, В красе царственной
- Об истории России
- Это вопросительные предложения.
- К Родине
- Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает и на все вопросы ответит утвердительно.
- О героическом прошлом нашей Родины.
- О нашествии татаро – монгольского ига, война с Польшей, Латвией, с французами.
- Туча тёмная, гроза, гости
- Хотели ее заполучить, захватить
- Кровавый пир
- Сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ.
- Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость, если будет необходимо, русский народ встанет на защиту своей Родины
- О богатстве родной земли, о гостеприимстве русского народа, об открытости сраны для добрых гостей, кто придёт с добром, славится Русь.
- Мать – самое дорогое, что есть у человека
- Ответы детей
Фронтальная, индивидуальная
Коммуникативные: Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения.
Правильные ответы на вопросы, зрительный контакт.
9. Подготовка к выразительному чтению
- Сейчас нам необходимо будет прочитать текст выразительно. Но для начала давайте вспомним расстановку нот выразительного чтения на примере первого четверостишия.
ПОД БОЛЬШИМ ШАТРОМ ///
ГОЛУБЫХ НЕБЕС – //
ВИЖУ –// ДАЛЬ СТЕПЕЙ //
ЗЕЛЕНЕЕТСЯ. /
(на слайде появляется через анимацию расстановка нот)
- Прочитайте про себя первые две строки.. Выразительно вслух прочитает…- Ребята как вы думаете какое слово в первой строчке главное? - Нужна ли будет пауза в конце первой строки? - Все ли слова вы будет произносить одинаково? Где повысим голос? Где понизим?
- Как вы считаете, какое слово, мы должны выделить голосом во второй строке?
- Нужна ли будет пауза в конце первой строки? Что означает тире?
- Все ли слова вы будет произносить одинаково? Где повысим голос? Где понизим?
- Будет ли темп убыстряться или наоборот замедляться? Над каким словом?
- Прочитайте первые две строки с использованием нот выразительного чтения. Вслух читает… (несколько учеников)
- Прочитайте про себя следующие две строки.. Выразительно вслух прочитает…
- Как вы думаете какое слово в третьей строчке главное? - Нужна ли будет пауза в конце третьей строки? Где еще нужна здесь пауза?
- Но помните, что ошибку в чтении допускает тот, кто интонационно присоединяет последнюю строку в четверостишии к предыдущей, третьей строке. Необходима пауза после 3 строки. Этого хотел поэт, поэтому и выделил слово зеленеется в отдельную строку.- Все ли слова вы будет произносить одинаково? Где повысим голос? Где понизим?
- Будет ли темп убыстряться или наоборот замедляться? Над каким словом?
- Как вы считаете, нужно ли выделять интонационно слово в четвертой строке?
- Нужна ли будет пауза в конце четверостишия? Что означает точка?
- С какой интонацией мы прочитаем это четверостишие? - Прочитайте четверостишие с использованием нот выразительного чтения. Вслух читает… (несколько учеников)
- Под руководством учителя расставляют ноты выразительного чтения.
- Большим
- Да, короткая пауза
-Начнем интонационно тихо, к концу строки повысим голос
- Небес
- Тире означает, что нужна средняя пауза
- Повысить голос к концу строки
- Замедлить голос перед тире
- Читают первые две строки с расстановкой нот выразительного чтения.
- Вижу
- Да, т.к. стоит тире и в конце строки средняя пауза
- Понизим голос к концу строки
- Замедлиться темп к концу строки, т.к. нужно сделать паузу
- Нужно
- Пауза нужна
- Точка означает, что нужно остановиться, сделать длинную паузу
- Спокойно, не спеша
Фронтальная, индивидуальная
Коммуникативные: Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения.
Зрительный контакт
10. Выразительное чтение
- Сейчас мы прочитаем стихотворение Ивана Саввича Никитина Русь выразительно. После слова достаточно, вы прекращаете читать, и я спрашиваю любого другого ученика. Начнем с …. Все остальные внимательно слушают и следят.
Фронтальная, индивидуальная
Коммуникативные: слушание и понимание речи других;
Выразительное чтение детьми
11. Итог урока
- Какой раздел мы сегодня начали изучать? С каким стихотворением мы сегодня познакомились на уроке и кто его автор?
– Какова основная мысль этого произведения?
- Что значит для И.С.Никитина Русь?
(Любить природу Руси
Любить русский народ.
Знать и помнить историю своей Родины).
- Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение?
- В начале урока вы говорили про свои чувства после того, как мы проанализировали стихотворение, поменялись ваши чувства?
ОБОБЩЕНИЕ: В своем стихотворении Иван Саввич Никитин восхищается мужеством и героизмом русского народа, рассказывая об исторических событиях. Поэт выражает уверенность в Родине, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость, если будет необходимо, русский народ встанет на защиту своей Родины.
-Какую пользу мы, как настоящие россияне, можем принести Отечеству?
- Ответы детей, анализ
- Поэт пишет о Родине, о ее величии, о том, что нужно гордится ей и быть готовым всегда отстоять и защитить, как мать.
- Гордость, восторг, любовь и уважение к своей стране, русскому народу
- Ответы детей
- Хранить мир в семье. Заботиться о друзьях, так как семья-основа государства, друзья - часть Родины, когда мы едины – мы непобедимы.
Фронтальная
Коммуникативные: Формировать умение высказывать свою точку зрения.
Ответы на вопросы, зрительный контакт
12. Домашнее
задание +
инструктаж
Дом.зад. написано ЗАРАНЕЕ на доске:
- Открываем дневники, записываем д.з. (показ на доску)
с. 128 – 132 выразительное чтение.
- Поднимите руку, у кого есть вопросы по д.з. ?
- Закрываем дневники.
- Записывают д.з. в дневник, задают вопросы , если есть
Индивидуальная
Воспитательные: Воспитывать аккуратность,
Запись в дневнике
13. Рефлексия
- А сейчас я предлагаю оценить свою деятельность с помощью российского флага, представленного в виде лестницы, который имеет три цвета: красный, синий, белый. Если вы довольны своей работой на уроке, у вас не возникло трудностей и у вас хорошее настроение, то прикрепите вот такую карточку с магнитом (показ) на белый фон флага.
Если вы не совсем довольны своей работой, у вас возникли небольшие трудности, то на синий.Если вы недовольны своей работой, вы совсем ничего не поняли, вам было сложно и неинтересно – на красный.
- Выходить будем по рядам, сначала размещает первый ряд, выходите…, теперь второй… и сейчас третий ряд.
Ребята, мы все разные, но мы все вместе живем, учимся, трудимся и гордимся своей Родиной — нашим общим домом - Россией. - Активно работали…
- Красиво и правильно выражали свою мысль…
- Внимательно слушали своих одноклассников…
- Показали, какими внимательными читателями и читателями критиками могут быть…- Спасибо за урок! Я желаю вам дальнейших успехов!
- Оценивают свою деятельность на уроке.
Индивидуальная
Личностные: Формирование нормальной самооценки
Зрительный контакт
- Слушают внимательно учителя, рассматривают иллюстрации к краткой биографии
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x