Статья Технологическая карта урока "Лоскутное шитьё". Автор: Мойся Елена Николаевна

Автор: Мойся Елена Николаевна
История лоскутной техники. Технология выполнения изделия из лоскутов. Технологическая карта урока


Автор: Мойся Елена Николаевна

 

 

 

Тема урока: «Лоскутное шитье»

5 класс

 

 

 

Учитель технологии

высшей квалификационной категории

МОБУ СОШ №24

Мойся Е.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сочи 2017

 

 

 

 

 

Класс: 5 (2часа)

Предмет: технология

Тема. Лоскутное шитье

Тип урока: Комбинированный

Цель: Познакомить учащихся с техникой лоскутного шитья.

Задачи:

с

форм

ировать понятия о процессе изготовления

лоскутного изделия

;

раз

вивать эстетический вкус

;

расшири

ть представления о

б

истории

возникновения и

развития лоскутного шитья;

научить выполнять лоскутное шитьё по шаблонам;

в

оспитывать внимательность

и аккуратность в работе

.

Оборудование: учебник технологии для 5 класса §28-29, мультимедийный проектор, презентация, модели-аналоги лоскутных работ, эскизы, бумага для построения, таблицы.

 

 

Планируемые результаты обучения:

 

 

предметные

метапредметные

личностные

иметь представление о технологии изготовления изделий в технике лоскутного шитья, выполнять основные приемы соединения лоскутов в изделие.

 

Познавательные УУД :

освоить правила безопасной при выполнении изделий; научиться находить необходимую информацию; уметь применять в работе правила соединения деталей, применять навыки работы для изготовления изделий и выполнения отделочных работ.

 

Регулятивные УУД:

Освоить приемы работы с тканью. Выполнить работу на основе представленных в учебнике теоретических и практических сведений. Осуществлять действие по образцу или эталону. Корректировать навыки и умения с использованием цвета в работе.

 

Коммуникативные УУД:

выражать свои мысли, объяснять свой выбор, отвечать на вопросы, умение работать в группах.

иметь представление о причинах успеха и неуспеха в предметно – практической деятельности.

 

План урока

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

 

Организация начала занятия

 

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности, организация внимания. Психологический настрой детей на урок.

 

Подготовка рабочего места

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

 

Мотивация к учебной деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

1.Актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности ( «надо» )

2. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность по установке тематических рамок ( «могу» )

3. Установить технологические рамки

( «хочу» ).

 

Слайд 1-2.

Посмотрите презентацию и работы, которые лежат у вас на столе. Сформулируйте тему урока.

Как вы думаете, зачем нужна техника лоскутного шитья? Какое отношение к этой теме имеет Олимпиада 2014? Вы хотите научиться выполнять изделия в лоскутной технике?

Учащиеся смотрят презентацию, думают, делают выводы и обосновывают ответы.

 

Самоопределение (Л);

сопоставление ( П);

сотрудничество с учителем и сверстником (К)

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном учебном действии

Задача этапа:

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к самостоятельным учебным действиям

1.Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

2. Мотивация к пробному учебному действию «надо» - «могу»- «хочу» и способам его осуществления.

3.Организация самостоятельного выполнения пробного учебного действия.

4. Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия.

 

Сообщение познавательных сведений.

Слайд 3 - 5.

Познавательные сведения:

Знакомство учащихся с историей развития лоскутного шитья.

 

ПРОБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

Задание: Подумайте, какое изделие в лоскутной технике вам бы хотелось изготовить, воспользуйтесь банком идей. Слайд 6 - 8. Нарисуйте эскиз придуманного лоскутного изделия.

У кого какие результаты? Кому удалось, а кому нет справится с заданием?

Подумайте

Слайд 9 – 10.

Учащиеся смотрят видеоролик. Анализируют и обсуждают в группах полученные новые знания. Работают со справочными материалами.

Учатся выполнять эскиз по замыслу, видеть, читать и анализировать информацию.

Ответственный комментирует работу группы.

Анализ, синтез, обобщение (П); планирование процесса и выполнение пробного учебного действия (Р);

фиксирование затруднений в пробном учебном действии (Р);

учет разных мнений (К)

 

 

 

Выявление места и причины затруднения и постановка цели

Задача этапа:

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

1.Востановить выполненные операции и зафиксировать (вирбально и знаково) место где возникло затруднение.

2.Соотнести свои действия с используемым способом действия и выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднений, те конкретные знания, которых недостает для выполнения поставленной задачи.

 

В каком месте испытали затруднения и почему?

Давайте вместе попробуем проанализировать эти затруднения.

Давайте познакомимся с основами цветовой грамоты для того чтобы в дальнейшем правильно составлять орнамент изделия.

Слайд 11 – 14.

 

ЗАТРУДНЕНИЕ

Я не знаю сочетание цветов и форм.

С использованием образцов и учебника дети корректируют свою работу.

 

Учащиеся думают, высказывают различные мнения, анализируют.

 

Учащиеся работают с использованием материала учебника.

 

Самоопределение - почему не получилось (Л);

анализ, синтез, поиск и обобщение затруднений (П);

постановка и формулирование проблемы (П);

структурирование знаний (П);

коррекция и прогнозирование результата (Р);

выражение своих мыслей (К)

 

Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме в команде обдумывают проект будущих учебных действий, ставят цель и строят план достижения цели и определяют средства, алгоритм и технологическую последовательность.

Учитель наблюдает за ходом обсуждения в группах учащихся, делает собственные заметки.

Предлагает ребятам выполнить музыкальную физкультминутку для глаз «Мы весёлые матрёшки».

Слайд 15 16.

Учащиеся обдумывают поэтапный план будущих учебных действий.

Планирование учебного сотрудничества в группе, распределение роли каждого учащегося (К);

коррекция и прогнозирование будущего результата (Р);

осмысление полученной информации и решение рабочих задач (П)

Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта, обсуждаются различные варианты и выбирается оптимальный.

1.Выявляление способов действий для решения исходной задачи.

2. Уточнение характера новых знаний.

3. Фиксирование раннее возникших затруднений.

Прежде чем приступить реализации построенного вами проекта, давайте подумаем, какие инструменты и материалы понадобятся в процессе выполнения практической работы.

Слайд 17.

 

 

Обучающиеся называют предполагаемое оборудование, материалы и инструменты (правильно названное оборудование, инструменты и материалы появляются на экране).

 

Самоопределение (Л);

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

учет разных мнений и предложений (К)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основной этап (40 мин.)

 

Практическая работа: «Изготовление образца лоскутного шитья»

Задача этапа:

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. 1.Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2. По результату выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Для обеспечение безопасных условий работы необходимо повторить правила техники безопасности при выполнении машинных работ.

Слайд 18- 21 .

 

 

 

Учащиеся проговаривают правила безопасного труда и сверяют их правильность с появляющимися на экране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смыслообразование (Л);

анализ, синтез, обобщение полученных знаний (П);

Формулирование мыслей, обсуждение в группах (К)

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

На данном этапе учащиеся в форме коммуникаций (в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения

 

 

 

 

 

 

 

 

Какую цель поставите перед собой на этом этапе урока?

Как мы будем открывать новые знания?

Давайте обобщим сделанные выводы, постараемся учесть предыдущие ошибки, используем полученные знания при выполнении практической работы.

Посмотрите приёмы выполнения лоскутной техники «спираль» и «изба».

Слайд 22- 27.

Учащиеся знакомятся с техникой выполнения приёмов лоскутного шитья.

Выбирают способ изготовления изделия наиболее подходящий на их взгляд.

Познавательная инициатива, выдвижение гипотез (П);

Организация учебной деятельности (Р);

Формулирование и аргументация своего мнения (К);

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:

-учащиеся самостоятельно выполняют задание нового типа,

-осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном,

-организуется исполнительская рефлексия хода реализации проекта.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха каждого ученика. Включение ученика в дальнейшую познавательную деятельность.

 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся в группах.

Слайд 28.

Перед началом практической работы давайте разомнём свои пальчики и выполним электронную физкультминутку для рук.

Слайд 29 30.

Проверка учителем самостоятельной работы учащихся.

Вспомните, как выполняется стачной шов.

Слайд 31.

Давайте подумаем вместе, как лучше выбрать ширину шва при выполнении лоскутного изделия. Как вы думаете существуют ли здесь правила? Слайд 32.

 

 

Выполняют практическую работу с основой на эталон и проговаривают каждый шаг во внешней речи

Изучают §29.

Знакомятся с практической работой стр.176 №16.

Рассматривают образцы выполненных работ.

Выбирают себе образец для работы.

Выполняют анализ и взаимопроверку под руководством учителя, планируют деятельность на уроке и определяют последовательность своих действий.

 

Познавательная инициатива (П);

Организация учебной деятельности, контроль и взаимоконтроль в процессе выполнения практической работы (Р);

Коррекция и внесение изменений в способ действия в случае расхождения выполняемого образца с эталоном (Р);

Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений и достижение договоренностей (К);

Определение и формулировка деятельности на уроке (Р)

 

 

 

Подведение итогов

 

Задача этапа:

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. 1. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

 

Подведем итог урока. Что нового вы сегодня открыли для себя. Пригодятся ли вам полученные знания?

Оцените свою работу.

Слайд 33 - 34.

Ответы учеников на поставленные учителем вопросы.

Метапредметные и предметные (УУД):

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы (Л);

Осуществлять самоконтроль;

давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками (Р);

Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли (К);

Построение логической цепи рассуждений (П)

8.

Рефлексия (5 мин.)

Задача этапа:

1.Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

2. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

 

Оцените свою работу на уроке. На полях в тетради нарисуй:

 

-Если вы поняли тему урока, возьмите этот знак:

 

- А если не поняли – такой знак

 

 

2 шага учебной деятельности (что я не знаю и сам найду способ).

Стремление к речевому самосовершенствованию (Л);

Саморегуляция (Р);

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

 

Домашнее задание

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

 

Приготовить материал для выполнения лоскутной мозаике по вашему замыслу

Слайд 35

Записывают домашнее задание

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

О.Б. Ставрова. Современный урок технологии с применением компьютера. Книга для учителя. – М.: Школьная Пресса. 2005.

Елисеева Е.В. О концепции создания цифровых образовательных ресурсов по технологии. «Школа и производство», № 7, 2007.

Коржова С.Н. Разработка цифровых образовательных ресурсов по разделу «Основы художественного проектирования изделий». «Школа и производство», № 7. 2007.

А. Драхлер. «К вопросу о презентации».

Георгий Аствацатуров. Педагогический дизайн мультимедийного урока.

С.Е.Урванцева, Н.Т.Горбунова, Н.И.Сапогова.

 

Технологии мультимедиа в образовании: возможности и направления развития.

Нагель О.И. «Художественное лоскутное шитье»: Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 96 с.

Журнал по лоскутному шитью «Чудесные мгновения». – «Агентство Дистрибьютор Прессы», № 5-6, 2002.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

http://school-collection.edu.ru/catalog/

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005-2006:

http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php

Кубышка медиа-уроков 2004

http://nsc.1september.ru/2004/05/6.htm

Методические разработки уроков с использованием Интернета

http

: //

www

.

eidos

.

ru

/

Коллекция рисунков на сайте педагогической библиотеки

http: //pedlib.ru/php/kartinki3/php

http://mquilts.blogspot.ru/2012/09/1.html

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x