Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технологическая карта урока на тему «Строение вещества» | Заболоцкая Мария Еремеевна . Работа №336243

Дата публикации:
Автор:
Описание:

ФИО разработчика

Заболоцкая Мария Еремеевна

Место работы 

МОБУ СОШ №3, ГО г. Якутск

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

7 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Тематический блок, тема

Основное содержание

Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) 

Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества (5ч)

2.1 Строение вещества

Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры. Опыты, доказывающие дискретное строение вещества

Наблюдение и интерпретация опытов, свидетельствующих об атомно-молекулярном строении вещества: опыты с растворением различных веществ в воде. Оценка размеров атомов и молекул с использованием фотографий, полученных на атомном силовом микроскопе (АСМ) – лабораторная работа по теме: «Оценка диаметра атома методом рядов (с использованием фотографий)». Определение размеров малых тел

 

Тема урока

Строение вещества

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

ü  ☐ урок освоения новых знаний и умений

 

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные 

проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;

ценностное отношение к достижениям российских учёных­ физиков;

осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры; 

развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности;

 

Метапредметные 

Познавательные:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); 

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи; 

анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

Коммуникативные

в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;

Регулятивные

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

Предметные

различать явления (диффузия, тепловое движение частиц вещества, равномерное движение, неравномерное движение, инерция, взаимодействие тел, равновесие твёрдых тел с закреплённой осью вращения, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, превращения механической энергии) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Атом, молекула, тепловое расширение, изменение объема, тело, вещество, нагревание, охлаждение, температура, образование пара, вода, частица.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Урок по физике для 7 класса по теме «Строение вещества»; Урок освоения новых знаний. На уроке предусмотрено использование следующих материалов и оборудования: 

Оборудования: штатив с кольцом, металлический шарик который свободно проходит сквозь кольцо, спиртовка (свеча), вода, марганцовка (краска), три одинаковых мерных стаканов, сосуд с чистой водой, колба, пробка с капиллярной трубкой, штатив с муфтой и лапкой.

Демонстрация уменьшения окраски раствора при добавлении чистой воды

Демонстрация теплового расширения твердого тела.

Демонстрация изменения объема жидкости при нагревании

Актуализация опорных знаний

Мультимедийная презентация (используется мультимедиа проектор)

Проверка первичного усвоения нового материалы: устные задачи-вопросы, занимательные задачи по строению вещества

Занимательные задачи (смешные задачи) от Григория Остера на строение вещества

Разработка технологической карты урока

 

 

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Заболоцкая Мария Еремеевна

Место работы

МОБУ СОШ №3, ГО г. Якутск

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

7 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

 

Тема урока

Строение вещества

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

 

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;

ценностное отношение к достижениям российских учёных

физиков;

осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;

развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности;

 

Метапредметные

Познавательные:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;

анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

Коммуникативные

в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;

Регулятивные

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

Предметные

различать явления (диффузия, тепловое движение частиц вещества, равномерное движение, неравномерное движение, инерция, взаимодействие тел, равновесие твёрдых тел с закреплённой осью вращения, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, превращения механической энергии) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Атом, молекула, тепловое расширение, изменение объема, тело, вещество, нагревание, охлаждение, температура, образование пара, вода, частица.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Урок по физике для 7 класса по теме «Строение вещества»; Урок освоения новых знаний. На уроке предусмотрено использование следующих материалов и оборудования:

Оборудования: штатив с кольцом, металлический шарик который свободно проходит сквозь кольцо, спиртовка (свеча), вода, марганцовка (краска), три одинаковых мерных стаканов, сосуд с чистой водой, колба, пробка с капиллярной трубкой, штатив с муфтой и лапкой.

Демонстрация уменьшения окраски раствора при добавлении чистой воды

Демонстрация теплового расширения твердого тела.

Демонстрация изменения объема жидкости при нагревании

Актуализация опорных знаний

Мультимедийная презентация (используется мультимедиа проектор)

Проверка первичного усвоения

нового материалы

: устные задачи

-вопросы, занимательные задачи по строению вещества

Занимательные задачи (смешные задачи) от Григория

Остера

на строение вещества

 

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

 

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Учитель: Наверно вы иногда задумывались из чего состоит то или иное тело. Как мы знаем тела бывают разной формы и размеров. А что такое тело давайте вспомним? (Дети отвечают) Правильно, это каждое из окружающих нас предметов. Например, представим, что у вас есть одно целое яблоко, и вы должны поделиться с мамой или другом, что вы сделаете? Конечно, вы разрежете его пополам.

 

А как вы думаете до каких пор можно дробить одно целое яблоко?

 

Планируемые результаты.

Личностные. Готовность к активному участию в обсуждении общественно-значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;

потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;

Предметные.

Использовать

понятия: физические и химические явления, наблюдение, эксперимент, модель, гипотеза, единицы физических величин, атом, молекула

Метапредметные

.

Познавательные. Выявлять

причинно

-

следственные связи при изучении физических явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин; самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).

П

рименять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи; анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

 

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Устные ответы на вопросы:

Перечислите физические явления?

Что такое физическое тело?

Что такое вещество?

Источники физических знаний?

Какие физические величины вам известны и их единицы измерения?

Что такое цена деления и как ее определить?

Что

означает

погрешность в физике?

 

 

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

 

Ты узнаешь:

О том, кто впервые

предложил гипотезу о строении тел

Как устроено вещество

Почему могут меняться объемы тел

Почему тела кажутся нам сплошными

Какие размеры имеют частицы

Та научишься:

Исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства тел

Доказывать,

что вещества состоят из маленьких частиц

 

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

 

Новый материал: «Строение вещества»

Учитель: Ребята начертите в тетради таблицу «Строение вещества»

Вы сегодня будете «свидетелями» демонстрационных опытов, которые являются доказательствами и подтверждающими фактами, о том что тела состоят из маленьких частиц, и будете в ходе урока заполнять эту таблицу.

Цель: развивать навыки исследований, постановки гипотез, умения обобщать и выдвигать свою точку зрения и мнение.

 

 

1.

Демонстрация уменьшения окраски раствора при добавлении чистой воды

Утверждение: Опыт доказывающий о том что все тела состоят из мельчайших частиц.

2.

Демонстрация теплового расширения твердого тела.

Утверждение: Все вещества состоят из отдельных частиц, между которыми имеются промежутки. Если частицы удаляются друг от друга, то объём тела увеличивается. Когда частицы сближаются, объём тела уменьшается

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Демонстрация изменения объема жидкости при нагревании

Утверждение: При нагревании изменяются в объеме не только твердые тела, но и жидкости

 

 

 

 

 

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда) /Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Проверка первичного усвоения нового материалы: устные задачи-вопросы, занимательные задачи по строению вещества (смешные задачи) от

Григория

Остера

на строение вещества

:

Ha

cкoлькo

чeлoвeк

caмый

щeдpый

мaльчик

cмoжeт

paздeлить

oдну

шoкoлaдку

?

 

Ответ: Шoкoлaдкa, кaк и любaя мaтepия, cocтoит из мнoжecтвa мeльчaйшиx чacтиц, пoэтoму oдну шoкoлaдку мoжнo paздeлить нa вce нaceлeниe Зeмнoгo Шapa. Ee xвaтит вceм, нo caмoму щeдpoму мaльчику пpи тaкoй дeлeжкe, кoнeчнo, дocтaнeтcя кpaйнe мaлo.

C

paзныx

кoнцoв

мeднoгo

пpoвoдa

длинoй

в

тыcячу

килoмeтpoв

пapoчкa

физикoв

oткoлупнулa

пo

oднoй

мoлeкулe

мeди

.

Чeм

oтличaютcя

эти

мoлeкулы

?

Oтвeт. Bы нe пoвepитe — ничeм. Физики тoжe дoлгo нe вepили, взвeшивaли мoлeкулы, мepили им xвocты, пepecчитывaли лaпки и ушки, пpиклaдывaли нocaми дpуг к дpужкe. B кoнцe кoнцoв eжeднeвныe и тpудныe oпыты убeдили пapoчку физикoв, чтo мoлeкулы oднoгo и тoгo жe вeщecтвa — cecтpы-близнeцы.

Пeтя

выдвинул

гипoтeзу

,

чтo

вce

eгo

oднoклaccницы

cocтoят

из

мeльчaйшиx

чacтиц

,

xoтя

и

кaжутcя

нa

пepвый

взгляд

cплoшными

.

Bepнa

ли

этa

гипoтeзa

?

Oтвeт. Bepнa. He тoлькo caми oднoклaccницы, дaжe иx бaнтики тoжe cocтoят из oчeнь мaлeнькиx cимпaтичныx чacтичeк

Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?

Ответ. Взаимное притяжение молекул семикласника мешает им расстаться навсегда и скрыться от директора.

Вовочка стащил в школе кусочек мела, принес домой, бросил в стакан с водой и дедушкиными зубами. Из мела побежали маленькие пузырьки. Откуда они взялись и чего испугались?

Ответ. Мел не сплошной — внутри между частицами мела прячется воздух. В стакане вода вытесняет воздух, и пузырьки выныривают. А дедушкины зубы тут ни при чем — пузырьки зубов не боятся.

 

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажитеформы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Моделирование молекул из пластилина и из зубочисток. Раздаются разные варианты моделей молекул. Раздаточный материал: карточки с кратким ознакомлением моделей молекул, разноцветные пластилины и зубочистки

 

 

Планируемые результаты:

Личностные: развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности

Предметные: использовать понятия: модель, атом ,молекула

Метапредметные. Коммуникативные: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

 

 

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Физика вокруг нас. Основываясь на тему урока, объясните вопросы, которые часто возникают в жизни.

Почему чай заваривается в кипячёной или горячей воде, чем в холодной?

Почему

молоко «убежало» при кипении?

Почему устанавливают кондиционеры и «воздушные» отверстия на боковых стенах около потолка, а не около пола?

Почему сахар быстро растворяется в горячем кофе, а не в холодном.

Почему когда стираете белые вещи и вместе с ними случайно постирали красные носки, белые вещи окрасились и стали немножко розовыми?

 

 

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

 

При охлаждении газа в герметично закрытом сосуде постоянного объема

 

1)  уменьшается среднее расстояние между молекулами

2)  увеличивается среднее расстояние между молекулами

3)  уменьшается средний модуль скорости движения молекул

4)  увеличивается средний модуль скорости движения молекул

Решение.

При охлаждении газа в герметично закрытом сосуде постоянного объема молекулы начинают двигаться медленнее, т. е. уменьшается средний модуль скорости движения молекул. Среднее расстояние между молекулами не уменьшается, поскольку сосуд постоянного объема. Такой процесс называется изохорным (от др. греч. изо  — постоянный, хорос  — место).

 

Правильный ответ указан под номером 3.

 

 

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

В природе встречаются три агрегатных состояний вещества, твёрдое, жидкое и газообразное. Распределите по этим состояниям следующие вещества: молоко, дерево, азот, водород, сталь, алюминий, гелий, вода, ртуть, сахар, углекислый газ.

 

 

 

 

 

 

 

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

 

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

 

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Учитель: В ходе нашего урока вы работали не покладая рук, вы много думали , писали, наблюдали опыты .Вы будущие наблюдатели, экспериментаторы и исследователи. Молодцы!

Давайте подведем итоги нашего урока:

Сегодня на уроке я узнал(а), что вещества (или тела) состоят из ,,,,,,,,(продолжить фразу)

Первые сведения о том, что тела состоят из мельчайших частиц был выдвинут,,,,,, (продолжить фразу)

Какие опыты подтверждают, что тела состоят из мелких частиц и что между ними есть промежутки? (ответить на вопрос)

Этап 5.2.Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Выполнить домашнее задание по ссылке.

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfZ2o3FR-nYanH2UIX6kpfhTSA2Tloh-LivbEfthTwoUKSCZg/viewform?usp=sf_link

 

(для ознакомления вставляю скрин онлайн тестирования, или можете перейти по ссылке)

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×