Статья Технологическая карта урока ОБЖ. Автор: Леонова Елена Владимировна

Автор: Леонова Елена Владимировна

Автор: Леонова Елена Владимировна, учитель МБОУ СОШ № 26 г. Кирова

Описание материала: урок по курсу Основы безопасности жизнедеятельности в 7 классе по теме «Режим учебы и отдыха подростка» разработан на основе технологии педагогических мастерских. В технологической карте урока представлен деятельностный подход и подход с позиции ценностей к формированию предметных и метапредметных УУД. Материал будет полезен учителям, работающим с подростками. 


Автор: Леонова Елена Владимировна

Технологическая карта урока ОБЖ

Автор: Леонова Елена Владимировна, учитель МБОУ СОШ № 26 г. Кирова

Описание материала: урок по курсу Основы безопасности жизнедеятельности в 7 классе по теме «Режим учебы и отдыха подростка» разработан на основе технологии педагогических мастерских. В технологической карте урока представлен деятельностный подход и подход с позиции ценностей к формированию предметных и метапредметных УУД. Материал будет полезен учителям, работающим с подростками.

 

Технологическая карта урока

Предмет ОБЖ

Учитель Леонова Елена Владимировна

УМК Основы безопасности жизнедеятельности. 7 кл.: учебник для ООУ/ С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков. – М.: Дрофа, 2013. – 206 с.

Тема «Режим учебы и отдыха подростка»

Тип урока Урок изучения новых знаний

Цель (ПР) создать условия для формирования у учащихся

- предметных результатов

1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности;

2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

3) понимание режима как необходимого условия здорового образа жизни;

4) формирование установки на здоровый образ жизни;

5) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности;

6) овладение приемами поддержания работоспособности и профилактики переутомления.

- личностных результатов

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

3) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни;

4) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

- метапредметных результатов

- регулятивных универсальных учебных действий,

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- коммуникативных универсальных учебных действий,

6) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- познавательных универсальных учебных действий

8) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

9) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

10) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Методы обучения: словесный, практический, наглядный, эвристический, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Средства обучения и оборудование: учебник, с. 189.- 195 , карточки с пословицами о режиме дня, карточки с текстами, памятка «Прием ИНСЕРТ», фольга для создания образов, заготовка плаката «Режим – необходимое условие здорового образа жизни».
План урока

Что такое режим, его основные компоненты.

Режим питания

Режим сна

Режим занятий

Двигательный режим

Какое значение имеет режим для человека (умственная и физическая работоспособность, достижение целей, сохранение здоровья).

Как правильно организовать режим дня для школьника (работа с памяткой ИНСЕРТ).

Практическая работа «Режим дня подростка».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, формируемые универсальные учебные действия

 

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

 

Осуществляемые действия

Формируемые умения и способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые умения и способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые умения и способы деятельности

1 этап Индуктор (наведение) – интегрированная тема урока, слово, фраза, звук, мелодия, рисунок

– все, что может разбудить чувства, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений и вопросов (5-6 мин).

Предлагает прочитать пословицы о режиме на карточках

объясняют

 

 

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи

Слушают, стараются понять, дополняют

умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

 

 

Ставят цель на урок

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

2 этап Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. 
На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.

Объявляет тему урока

Ставит проблему «Как связаны здоровье подростка и режим?»

 

Находят страницы в учебнике

Записывают в тетради тему, знакомятся с планом урока

Анализируют понятия, осознают их связь

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи

Слушают, стараются понять, дополняют

умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Рассматривают плакат на доске с образом дерева «Режим –необходимое условие здорового образа жизни»

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

3 этап Реконструкция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы.

Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. 
Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.

Задание 1. прочитайте текст ответьте на вопрос «Какие основные компоненты составляют режим дня школьника?»

Задание 2. прочитайте текст ответьте на вопрос «Для чего необходим режим дня?»

Задание 3. прочитайте текст ответьте на вопрос «Чем отличается ваш распорядок дня

Задание 4. прочитайте текст ответьте на вопрос «Как правильно организовать режим дня школьника?»

Читают текст на с. 189-190 и текст на карточке.

Записывают в тетради.

 

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи

Обсуждают, слушают друг друга, находят варианты ответов

умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Проверяют правильность своего решения

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

4 этап Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. 
Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.

Задание для всех групп «Расположи элементы режима по порядку»

Представители от групп выполняют задание «Ошибки в режиме»

Располагают по порядку элементы режима

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи

Обсуждают, готовят часть плаката

умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Проверяют, «Человечек из фольги» - как правильный режим влияет на человека?

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

5 этап Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. 
На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

Предлагает каждой группе выступить с результатами своей работы.

Обобщают, устанавливают причинно-следственные связи

умение  определять понятия, создавать обобщения,

Рассказывают и показывают, слушают выступающих

Учебное сотрудничество

Поверяют, оценивают свою работу и работу других

Умение самоконтроля и самооценки

6 этап Разрыв – резкое приращение в знаниях.

Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).

Анкета «Мой режим дня»

Отвечают на вопросы анкеты

самоанализ

Отвечают на вопросы анкеты

самоанализ

Отвечают на вопросы анкеты

самоанализ

7 этап Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

Отметьте в тетрадях +

вашу активность на уроке

уверенность ответа на вопрос о том, что является условием ЗОЖ и почему

Отмечают + активность и уверенность

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи

Отмечают + активность и уверенность

умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Отмечают + активность и уверенность

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Итоги урока (отметки)

Дом. задание «Оформить на листе «Мой режим»

Записывают в дневник

 

Записывают в дневник

 

Записывают в дневник

 

ФГОС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/

Средства обучения» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://5fan.ru/wievjob.php?id=7693

Технология «Педагогические мастерские» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node28.html

 

Приложение1.

Анкета “Мой режим дня”

1. Выполняете ли вы утром физическую зарядку?

а) всегда; б) иногда; в) никогда.

2. Завтракаете ли вы утром?

а) всегда; б) иногда; в) никогда;

3. В какое время вы обычно учите уроки?

а) сразу, как прихожу из школы;

б) отдыхаю и только потом начинаю делать уроки;

в) обедаю и сажусь за уроки.

4. Сколько времени вы затрачиваете на приготовление домашних заданий?

а) до 1 часа; б) 1 - 2 часа; в) 2 -3 часа; г) 3 -4 часа

5. Делаете ли вы перерывы при выполнении домашнего задания?

а) всегда; б) иногда; в) никогда.

6. Вы ложитесь спать

а) в 21-22.00; б) в 22-23.00; в) после 23.00.

7.Как часто вы просыпаетесь не выспавшись?

а) всегда; б) иногда; в) никогда.

8. Сколько часов в день вы смотрите телевизор?

а) 1 - 2 часа; б) 3- 4 часа; в) все свободное время.

9. Как обычно вы проводите воскресный день?

а) смотрю телевизор, играю в компьютерные игры;

б) слоняюсь по дому;

в) гуляю, занимаюсь спортом;

г) другое (укажите что именно).

10.Как часто вы стараетесь спланировать свой день:

а) всегда; б) иногда; в) никогда.

Приложение 2.

Пословицы и поговорки о режиме дня школьника

Кто рано встает, тому Бог дает.

Кто рано встает, тот долго живет.

Где здоровье, там и красота.

В здоровом теле – здоровый дух.

Чистота – залог здоровья.

Птица крепнет в полете, а человек – в труде.

Человек неученый, что топор неточеный.

Если хочешь быть здоровым — закаляйся!

Упустишь минутку – потеряешь час.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Приложение 3.

 

Вид деятельности

Хронометраж режима дня для подростков

 

Ночной сон

Учебные занятия в школе

Спортивная активность

Занятия в кружках, секциях

Выполнение домашних заданий

Просмотр телепередач

Работа на компьютере

Пребывание на свежем воздухе

Приём пищи

Отход ко сну

8 – 9 часов

5 – 5,5 часов

2 часа

1 час

2 часа

1 час

45 минут

3 часа

4 раза в день

Не позднее 22 ч 30 м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x