Статья Технологии развивающих игр в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Автор: Тарасова Мария Сергеевна

Автор: Тарасова Мария Сергеевна
В последнее десятилетие возникли тревожащие тенденции. В образовательной работе детских садов стали использоваться школьные формы и методы обучения, что не соответствует возрастным особенностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышение требований к детям, сдерживание темпов развития одних и невнимание к затруднениям других. Дети вовлекаются в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы. Чувствуя большие потенциальные возможности дошкольника, взрослые нередко начинают форсировать изучение детьми математики. Казалось бы, готовые знания ребенок должен только запомнить и использовать в нужное время и в нужном месте. Однако этого не происходит, и такие знания воспринимаются детьми формально. При этом, как считает Н.Н.Поддьяков, нарушается закон развития мышления, искажается суть изучаемого.


Автор: Тарасова Мария Сергеевна

Технологии развивающих игр в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В последнее десятилетие возникли тревожащие тенденции. В образовательной работе детских садов стали использоваться школьные формы и методы обучения, что не соответствует возрастным особенностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышение требований к детям, сдерживание темпов развития одних и невнимание к затруднениям других. Дети вовлекаются в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы. Чувствуя большие потенциальные возможности дошкольника, взрослые нередко начинают форсировать изучение детьми математики. Казалось бы, готовые знания ребенок должен только запомнить и использовать в нужное время и в нужном месте. Однако этого не происходит, и такие знания воспринимаются детьми формально. При этом, как считает Н.Н.Поддьяков, нарушается закон развития мышления, искажается суть изучаемого.

У детей дошкольного возраста интерес к новому и непознанному неисчерпаем. Дети не боятся трудного и непонятного, стараются все узнать и всего достичь. Порой им не хватает внимания взрослых, их поддержки, своевременной помощи или подсказки в сложных, с детской точки зрения, ситуациях. Поэтому, ребёнок теряет интерес к предмету. Связано это с тем, что у каждого дошкольника свой интеллектуальный и психофизический потенциал для усвоения знаний. И чтобы интересно было для каждого, необходимо использовать дифференцированный подход к детям [4, с.10]

Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений. Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели (А.Маркушевич)

Для формирования математических способностей детей необходимо:

выявить уровень математического развития детей дошкольного возраста;

использовать разнообразные игры для развития математических способностей;

создать условия для объединения усилий семьи и педагогов детского сада, способствующие успешному развитию математических способностей.

Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным (Б.Паскаль)

Каково же развитие математических представлений в историческом аспекте?

Совершенно новые, на первый взгляд, представления, понятия, оригинальные идеи имеют свою историю. Эта история отражена в различных литературных источниках.

Значительный интерес в этом отношении представляют историко-математические сведения. Они позволяют проследить зависимость развития математики от потребностей человеческого общества, её взаимосвязь со смежными науками и техникой. В работах по истории математики, психологии, педагогики, методике обучения математике разработан историко-генетический подход к развитию тех или иных представлений и понятий у детей дошкольного возраста (Л.С.Выготский, Г.С.Костюк, А.М. Леушина, Ж.Пиаже, А.А. Столяр и др.).

За частной проблемой обучения детей основам математики просматривается глобальная философская проблема общности людей, имеющих общие «истоки» во всем, в том числе и в становлении математических знаний. В этом смысле математика может быть образно названа «международным» языком общения, так как даже на элементарном уровне коммуникации наиболее доступными знаками, символами для общения оказываются «пальцевой счет», показ цифр, времени на часах, ориентировка на различные геометрические фигуры т. п. Эти эталоны оказываются понятными и на невербальном уровне общения.

В современной методике формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста используется генетический принцип. Он базируется на изучении развития математики, начиная с древних времен (Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, В.П. Новикова, Л.Н. Павлова…).

Ведь умение мыслить математически – одна из благороднейших способностей человека (Б.Шоу)

Одна из основных задач дошкольного образования - интеллектуальное развитие ребенка. Оно не только сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, но развивать способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами. Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека (около 60% способностей к переработке информации формируется уже к 5-11 годам). Математика развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям при обучении в школе. Математика – наука молодых. Иначе и не может быть. Занятия математикой – это гимнастика ума, для которой нужны вся гибкость и вся выносливость человека (Н.Випер).

Особая роль в развитии элементарных математических представлений принадлежит игровым технологиям. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых подвижных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к математике. Как писал М,Ломоносов: «Математику затем учить надо, что она в порядок ум приводит». Система увлекательных математических игр и упражнений поможет нам педагогам подготовить детей к школе и позволит усвоить программу дошкольного образования:

формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;

овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);

развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей;

формированию умения понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;

формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;

развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;

развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Программа по ФЭМП направлена на развитие логико-математических представлений и умений в игровой форме. Знакомство детей с новыми материалами осуществляется на основе деятельного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Особую роль при этом отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания [6, c. 78].

В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний дошкольника. [8,c.13]

Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:

игры с цифрами и числами;

игры путешествие во времени;

игры на ориентировки в пространстве;

игры с геометрическими фигурами;

игры на логическое мышление.

Современные логические и математические игры разнообразны. В них ребёнок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, развивается мышление.

К ним относятся:

НОД по ФЭМП («Необыкновенные приключения в городе Математических Загадок», «В гости к гному - часовщику», «Петрушкины игрушки», «Космическое путешествие»);

математические турниры («Умники и умницы», «Что, где, когда?»);

викторины, конкурсы («Путешествие в страну Чудес», «В гостях у феи Математики», «Задания для Незнайки»).

Загадки математического содержания: «У кого одна нога, да и та без башмака?»; «Сто один брат, все в один ряд, одним кушаком подпоясаны»; «Годовой кусточек каждый день роняет листочек, Год пройдёт – весь лист опадёт» [2, c.15].

Настольно-печатные игры: «Цвет и форма», «Математическое лото», «Наша игротека», «Волшебная мозайка», «Пазлы».

Схематические и моделирующие игры: «Логические таблицы», «Подбери детали», «Найти ошибки», «Куб - хамелеон», «Счетные палочки».

Игры - головоломки на плоскостное моделирование: «Танграм», «Пифагор», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Пентамино».

Игры на объёмное моделирование: «Кубики Никитина», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, «Тетрис», «Шар», «Геометрический конструктор».

Игры – забавы, лабиринты, математические кроссворды, шарады, головоломки: «Чайный сервиз», «Кубики для всех», «Составь слоника», «Мельница» [3,c.12].

Задачи - шутки (сущность задачи замаскировано внешними условиями): «Может ли дождь идти два дня подряд?» (нет). «У какой фигуры нет ни начала ни конца?» (у кольца). «У трёх братьев по одной сестре. Сколько детей в семье?» (4).»Как можно сорвать ветку не спугнув на ней птички?» (нельзя, улетит)

Развивающие игры по математике: «Какую пуговицу потерял Рассеянный?», «Кто, где живёт?», «Сколько пар ботинок?» (задача детей, назвать пропущенные числа).

Игры в шашки, шахматы.
Шашки – незаменимый «тренажёр» для тех, кто желает поумнеть и научиться мыслить логически. Можно использовать игры: «Волк и овцы», «Лиса и гуси», «Квартет», «Леопард и зайцы».

Игры с мотивационной ситуацией: «Путешествие по комнате», «Будь внимательным», «Разложи по коробкам» [5, c. 65].

Для эффективной организации математической деятельности, для развития математических способностей детей в группе должна быть организована предметно-развивающая среда, созданы уголки математики и экспериментирования в соответствии с возрастом детей. В уголок математики можно поместить:

наглядно - демонстрационный математический материал;

познавательные книги для детей;

настольно – печатные игры;

дидактические, развивающие игры;

шашки, шахматы;

палочки Кюизенера, блоки Дьенеша;

кубики с цифрами, знаками;

счетные палочки;

разнообразный занимательный математический материал.

Материал находится в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически обновляется. Своевременная смена пособий поддерживает внимание детей к уголку и привлекает их к выполнению разнообразных заданий, способствует усвоению материала. К нему обеспечивается свободный доступ детей [7, c. 120]

Внедрение развивающей «Игровой технологии» осуществляется в соответствии с принципом «от простого - к сложному» и личностно - ориентированной моделью обучения. «Игровая технология» должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе детского сада. Игра или элементы игры придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра – одно из замечательных явлений жизни. Деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьёзной и трудной проблемой для научной мысли. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Обучение математики в форме игры может и должно быть интересным, разнообразным, занимательным, но не развлекательным [1,с.82] Математическое развитие ребенка – это процесс трудоемкий и длительный, а результат зависит от системности и планомерности занятий с ребенком. Развивающие игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики в увлекательной форме, предупреждать интеллектуальную пассивность, сформировать настойчивость и целеустремленность. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний и способностей дошкольника.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». «Просвещение» 1989г. – 127стр.

Волина В.В. «Загадки, ребусы, игры» «Дрофа» 2003г. – 32стр.

Волина В.В. «Весёлые цифры» «Дрофа» 2002г. 32стр.

Ерофеева Т.И. «Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов». – М.: Просвещение, 2006. – 112 с.

Зайцев В.В. «Математика для детей дошкольного возраста». Гуманит. Изд. Центр «Владос» - 64 стр.

Колесникова Е.В. «Развитие математического мышления у детей 5-7 лет» – М: «Гном-Пресс», «Новая школа» 1998г. 128 стр.

Г.П. Попова, В.И. Усачёва; «Занимательная математика» Волгоград: Учитель. 2006г. – 141 стр.

Шевелёв К.В. «Дошкольная математика в играх» «Мозаика – Синтез» 2004г. – 80 стр.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, которая связана с развитием мыслительных процессов детей — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в области Познавательного развития предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; направляет нас на использование в образовательной деятельности игровой, познавательно- исследовательской деятельности воспитанников. Поэтому использование развивающей игры в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений соответствует современным требованиям.

В основной образовательной программе ДОУ, построенной на основе комплексной программы Детство под редакцией В. И Логиновой, Т. И Бабаевой, задачи познавательно- исследовательской деятельности решаются в том числе за счет использования блоков Дьенеша.

Для этого имеется необходимое методическое обеспечение. Оно представлено на слайде, в методическом кабинете имеются комплекты блоков Дьенеша на группу детей.

Развивающая игра блоки Дьенеша способствуют развитию логических, аналитических способностей детей. Вводятся такие первичные понятия, как логические действия, кодирование информации, структура и алгоритмы выполнения действий.

Вспомним что представляют собой блоки Дьенеша?

Логические блоки Золтана Дьенеша представляют собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой – (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, цветом – (красные, синие, желтые, размером – (большие и маленькие, толщиной – (толстые и тонкие).

Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями.

Так как блоки Дьенеша относятся к развивающим играм, то игра имеет классическую структуру.

1. Задача (задачи).

2. Дидактический материал (собственно блоки, таблицы, схемы).

3. Правила (знаки, схемы, словесные инструкция).

4. Действие, в основном, по предложенному правилу - описание, модель, таблица, схема.

5. Результат - обязательно сверяемый с поставленной задачей.

Блоки Дьенеша позволяют решать задачи образовательные, развивающие, воспитательные. Они представлены на слайде.

Образовательные:

Формировать умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их;

Формировать умение обобщать объекты по одному, двум, трм, свойствам с учтом наличия или отсутствия каждого, сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания);

Развивающие:

развивать сенсорные эталоны (цвет, размер) и сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, высоте);

развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения;

развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

Воспитательные:

воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца;

воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

В каких же разделах формирования элементарных математических представлений можно использовать логические блоки Дьенеша:

В разделе «количество и счет» - в работе по выявлению общих свойств отдельных предметов и групп предметов, выделению из множества отдельных его частей, по совершенствованию навыков счета и отсчета в пределах 10, по усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше; в упражнениях на закрепление знаний о составе числа из единиц в пределах десяти и из двух меньших чисел. Также блоки помогут усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, научить детейсоставлять арифметические задачи в одно действие.

В разделе «величина» - сравнение предметов по размеру (большие, маленькие, по толщине (толстые, тонкие) путем непосредственного соизмерения и сравнения на глаз.

В разделе «форма» блоки помогут углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов. В этом разделе хорошо использоватьв работе с детьми карточки-символы.

«Ориентировка в пространстве». Обучая детей ориентироваться на плоскости (умение раскладывать определенное количество фигур в указанном направлении в верхней, нижней части, слева, справа, в середине, в левом верхнем (левом нижнем, в правом верхнем (правом нижнем) углу) и так далее.

Система работы по использованию блоков Дьенеша строится поэтапно: в образовательной деятельности, осуществляемой в непосредственно образовательной, так и в совместной деятельности в режимных моментах.

I. Ознакомительный этап.

Дети начинали освоение материала с простого манипулирования фигурами. Для этого выкладывала перед детьми наборы и давала им вволю наиграться с деталями: они начали сразу же строить различные постройки и играть с ними. В процессе исследовательской деятельности с блоками, дети установили самостоятельно, что блоки имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Итог работы первого этапа – выявили и закрепили знание о свойствах блоков.

II этап. Освоение умений выявлять и абстрагировать свойства предметов.

На втором этапе формировала умение детей выделять в блоках одно, а потом два свойства (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.

Детям предлагались разные игровые задания и упражнения.

1. Выделить блоки по двум признакам (цвету и форме, форме и размеру).

Давала задание: Найдите все такие фигуры, как эта, по цвету и форме (форме и размеру, по цвету, форме и размеру).

Найдите такие фигуры, как эта по цвету, но другой формы (такие же по форме, но другого размера).

2. Построить длинный паровозик или «цепочку» в разных вариантах.

От произвольно выбранной фигуры постройте цепочку так, чтобы рядом не было фигур одинаковых по цвету и форме (форме и размеру).

3. Игра «Волшебный мешочек».

Все фигурки складывались в мешок. Дети на ощупь доставали все круглые блоки (все большие или все толстые). Все фигурки опять же складывались в мешок.

II. Знакомство с кодовыми карточками, обозначающими свойства блоков. На втором этапе вводится специальный код, графически изображающий данные свойства:

• цвет обозначается пятном

• величина - силуэт домика (большой, маленький).

• форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

• толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

Работа введется следующим образом: идет выделение свойств и кодирование информации, и наоборот- ее раскодирование.

Игровые упражнения проводились так: ребенку или группе детей показывала карточку и предлагала найти все такие же блоки, назвать их. Например, на карточке обозначен синий цвет, значит нужно найти все синие фигуры, если ребенку показывала жёлтое пятно и маленький дом, нужно показать жлтую, маленькую фигуру, или (отложить все жлтые, маленькие фигуры).

Детям очень нравится игра Небылица. В игре «Небылица» Дети из блоковвыкладывали животных, используя кодовые обозначения.

После освоения этих умений можно усложнить задание. Предлагаются такие игры: "Кто быстрее соберет блоки!", "Поручения", "На свое место".

Следующий этап в работе с блоками – это освоение слов и знаков, обозначающих отсутствие свойства.

Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадратной формы, значит круглой, или треугольной; не красный, значит синий, или желтый; не большой, значит маленький и т. д.). Работа в данном этапе по формированию понимания отрицания свойств проводится постепенно.

Использовала игры «Помоги фигуркам выбраться из леса». В ней сначала устанавливали, для чего на разветвлении дорог расставлены знаки.

Ориентировались в пространстве, озвучивая, куда идут – вправо или влево.

Сейчас формирую у детей умение оперировать одновременно двумя свойствами отрицания.

Например, в игре «Гирлянда» формирую умение раскладывать блоки в обручи в соответствии с указанными свойствами. В зелёный обруч не кладем не синих и не квадратных.

Вариантом логических игр для детей подготовительной группы являются игры с обручами. Ведущий кладет на пол обруч, обводит указкой то место, которое находится внутри обруча, и добавляет, что вся остальная часть пола находится вне обруча.

Игра с одним обручем

Правила игры: на полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча - все красные блоки, а вне обруча - все остальные. Детям задают вопросы: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Не красные). Верен именно такой ответ, т. к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет. Усложненный вариант – игра с двумя обручами

В совместной деятельности в режимных моментах идет закрепление умений. Ребятам очень нравится играть в игру домино, используя блоки. В этой игре одновременно может участвовать не более четырёх детей. Фигуры делятся между участниками поровну, и каждый делает по очереди свой ход. Если блок нужной формы отсутствует, ход пропускается. Ходить можно фигурами разного цвета (формы, размера) или фигурами одинакового цвета, но другого размера; такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера. Ход фигурами другого цвета, формы, размера.

Используют в сюжетно- ролевых играх: как чеки, в качестве записки, что нужно купить.

После занятий, когда блоки перемешались воспитанники любят их по коробкам. Чтобы они помнили сколько и каких нужно положить, делаю им подсказку.

Таким образом, использование блоков Дьенеша позволяет повысить уровень развития математических представлений, развивать познавательные способности воспитанников.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x