Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технология "Развитие и воспитание чувства юмора у детей младшего школьного возраста" | Ольга Геннадьевна Егорова. Работа №239702

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ольга Геннадьевна Егорова
Способность замечать смешное в окружающей действительности и  соответственно  реагировать  на него является одной  из важнейших сторон  полноценного  психического  развития  личности,  предпосылкой  её  жизнерадостности,  оптимистической  жизненной  позиции, одним  из  средств  мобилизации  сил  в  борьбе  с  трудностями,  неспецифическим  условием   адаптации,  предупреждением  проявлений  некоммуникабельности,  замкнутости,  тревожности  ребёнка. Чувство  юмора  является  необходимым  условием полноценного  общения  ребёнка  с  окружающими  его  людьми.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 155
Технология
Развитие и воспитание чувства юмора
у детей младшего школьного возраста
Автор: Егорова Ольга Геннадьевна
Учитель начальных классов
2
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования чувства юмора
1.1. Обзор литературы по проблеме формирования чувства юмора у детей
младшего школьного возраста
1.2. Чувство юмора как этико-философская категория
1.3. Чувство юмора как психологическая категория
1.4. Чувство юмора как характерологическая черта личности
1.5. Возрастные особенности развития чувства юмора
Глава 2. Работа учителя по формированию чувства юмора у детей младшего школьного возраста
2.1. Задачи, формы работы по формированию чувства юмора у детей
2.2. Система работы учителя по формированию чувства юмора у детей
младшего школьного возраста на уроках математики
2.3. Роль школы и школьных учителей в развитии чувства юмора у детей
младшего школьного возраста
2.4. Использование учителем смеховых ситуаций для решения педагогических
проблем
2.5. Система игр, направленных на развитие чувства юмора у детей в
различных видах деятельности
Заключение
Библиография
Приложение 1. Дневник наблюдений
Анкета Я и юмор
Приложение 2. Примерный материал к совместной деятельности по
экспериментированию
Приложение 3. Конспект комплексного занятия по развитию речи и
изобразительной деятельности
Приложение 4. Советы родителям:
Развивайте чувство юмора в семье,
Юмор, как средство борьбы с дурными привычками
Приложение 5. Творческие работы детей
3
Введение
Способность замечать смешное в окружающей действительности и соответственно реагировать на него является одной из важнейших сторон полноценного психического развития личности, предпосылкой её жизнерадостности, оптимистической жизненной позиции, одним из средств мобилизации сил в борьбе с трудностями, неспецифическим условием адаптации, предупреждением проявлений некоммуникабельности, замкнутости, тревожности ребёнка. Чувство юмора является необходимым условием полноценного общения ребёнка с окружающими его людьми.
К сожалению, чувство юмора как ценнейшее качество человеческой личности при спонтанном развитии не всегда у детей формируется полноценно.
Неразработанность данной проблемы в теории педагогики вызывает определённые трудности в работе педагогов, вынужденных сегодня руководствоваться при выборе методики работы с младшими школьниками преимущественно опытом интуитивного характера. Необходимость развития чувства юмора в практической деятельности редко осознаётся педагогами, в связи, с чем целенаправленно как педагогическая задача далеко не всегда реализуется.
Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы и её практическая значимость определила актуальность данной работы и подтвердили необходимость исследования темы Развитие и воспитание чувства юмора у детей младшего школьного возраста.
При разработке технологии объектом исследования стал процесс развития и воспитания чувства юмора у младших школьников, предметом исследования – методика развития чувства юмора у детей.
Данное исследование ограничено изучением проблемы в педагогической работе с детьми младшего школьного возраста прежде всего потому, что именно в этом возрасте ребёнок начинает оценивать ситуации, в которых оказался сам, поступки сверстников и, кроме того, ряд психофизиологических особенностей детей данного возраста обуславливает работу по развитию у них чувства юмора: достаточно развиты мышление, внимание, речь, восприятие, воображение.
Целью работы является обобщение теоретических предпосылок и на их основе разработка системы развития и воспитания чувства юмора а младших школьников. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить характер развития чувства юмора в историко-философском,
психолого-педагогическом, возрастных аспектах.
2. Теоретически обосновать необходимость формирования чувства юмора
как свойства личности.
3. Разработать систему работы по формированию чувства юмора у детей
младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: целенаправленная систематическая работа по формированию чувства юмора способствует не только воспитанию таких черт характера, как доброжелательность, коммуникабельность, значительному
4
повышению социометрического статуса ребёнка в детском обществе, но и облегчению процесса познания, а, как следствие, повышению эффективности обучения.
Глава 1. Теоретические основы формирования чувства юмора.
1.1. Обзор литературы по проблеме формирования чувства юмора у
детей.
Длительное время проблема формирования и развития чувства юмора являлась предметом рассмотрения различных областей знаний. Идея взаимосвязи чувства юмора и человеческого общения нашла отражение в работах по философии Платона, Гиппократа, Гоббса, А.Н.Лука (22,23)*, М.Н.Начевника, Ж.Ж.Руссо, Дж..Локка, Г.Гегеля.
В области эстетики проблеме развития чувства юмора уделяли внимание А.Бергсон, Р. Декарт, И. Кант, Ю. Борев (8), А.П.Московский, Т.А. Репина.
Проблемой развития чувства юмора в области психологии занимались А.Розов, К. Чапек (37).
В области возрастной и педагогической психологии вопросу развития и воспитания чувства юмора в формировании личности уделяли внимание А. Бергсон, К.Е. Изард (15), Я. Пропп (30), С.Л. Рубинштейн (32), Р.А.Садыкова (33).
В какой-то мере проблема развития чувства юмора нашла отражение в следующей литературе:
1. Восприятие комического дошкольниками Е.А.Бондаренко (7)
2. Весёлые ваши друзья С.Сивоконь (34)
3. Забавная арифметика Н.Н.Аменицкий (1)
4. Дети смеются Б.А.Бегак (5)
5. Праздник числа В,В. Волина (10)
Но анализ литературы показал, что данная проблема остаётся одной из самых малоизученных в психологии и педагогике. Авторами не освещена теория развития чувства юмора, не отражена система работы по формированию чувства юмора у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Нам наиболее близка точка зрения М.М. Бахтина, Д.С.Лихачёва, А.Н. Лука, В.Я. Проппа, С.Л.Рубинштейна, которые утверждают, что смех и чувство юмора, обладающие многими позитивными функциями, при систематическом и целенаправленном использовании благотворно влияют как на самих детей, так и на весь процесс обучения и воспитания.
_____________________________________________________________________
*(22) – номер по порядку из библиографического списка
5
1.2. Чувство юмора как эстетико-философская категория.
Юмор в эстетике определяется как особый вид комического, специфическое переживание противоречивости воспринимаемого объекта, в эстетической оценке которого сочетается серьёзное и смешное при преобладании позитивного момента в смешном. Как форма эстетического переживания юмор, в отличии от иронии и остроумия, интеллектуальных по своей природе, относится ко всему душевному строю человека, выступает как свойство характера.
Своеобразие юмора связано с тем, что в противоположность другим формам комического, исходящим из интеллектуально постигаемого несоответствия между притязаниями кого-либо на значительность и его действительной ничтожной сущностью, юмор предполагает умение увидеть возвышенное в ограниченном и малом, значительное в смешном и несовершенном. Юмор раскрывает серьёзность и значительность того, что кажется смешным.
В истории эстетики отмечался субъективный характер юмора, его личностная обусловленность, когда смеющийся не отделяет себя от смешного как чего-то чуждого и враждебного (в этом смысле юмор противостоит иронии, сатире и т. д.).
Внутреннее участие в том, что представляется смешным – специфика юмора. Высшим выражением юмора является скорее улыбка, чем собственно смех. Это примиряющая улыбка, часто улыбка сквозь слёзы, выражающая внутреннее принятие, несмотря на всё его несовершенство.
В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. Английский писатель Дж. Мередит прямо определяет юмор как способность смеяться над тем, что любишь.
Первую из дошедших до нас попыток разобраться в причинах смеха предпринял Платон. По его мнению, смех включает в себя одновременно боль и удовольствие.
Цицерон утверждал, что смеются обычно над безобразным, при условии, однако, что внимание к нему привлекается не постыдным, не безобразным образом.
Другим источником философии смеха была знаменитая формула Аристотеля: из всех живых существ только человеку свойственен смех. Подчеркнём, что для ренессанской теории смеха характерно именно признание за смех положительного, возрождающего, творческого значения. (22)
Для Гоббса смех был, прежде всего, психологической проблемой. Он писал, что смех всегда радость, повторяя Спинозу: смех… есть радость, а потому сам по себе благо.
Знаменитый врач Лоран Жубер выпустил в 16 веке специальный трактат о смехе.
Значение философско-эстетической категории юмор получил
в 18 веке.Теория юмора была подробно разработана в эстетике романтизма, прежде всего Жан Полем, который видел в юморе специфически романтическую форму смешного. Согласно Жан Полю, юмор - это
6
возвышенное наизнанку, он соразмеряет и связывает бесконечное с малым, в юмористическом смехе содержится и скорбь, и величие. Юмор универсален, это взгляд на мир в целом, а не на отдельные его явления; и субъективен, это рефлексия субъекта, способного поставить себя на место комического объекта и приложить к себе мерку идеала.
К.В.Зольгер рассматривает юмор как двойственное чувство величия и несовершенства бытия, отмечая взаимную связь трагического и комического в юморе.
В эстетике Гегеля юмор связывался с заключительной стадией художественного развития: субъективный юмор как произвольная ассоциативная игра художественной фантазии, по существу, отождествляется Гегелем с критикуемой им романтической иронией.
Суммируя эти и другие трактовки и определения юмора, мы можем их выразить в краткой формуле: юмор- это субъективная копия объективного комизма. Как форма эстетического чувства, духовнаяспособность человека понимать комическое, в нетеоретической форме схватывать противоречия бытия, юмор предполагает эстетические идеалы, иначе он теряет свой очищающий эффект, превращаясь в цинизм, пошлость. Неслучайно классики мирового искусства – В. Шекспир, Ч. Диккенс ,А.П. Чехов и другие - нередко использовали свойственный юмору дружелюбный смех для выражения сущности положительных героев, раскрытия за внешней комедийностью прекрасного гуманистического начала в человеке. (40)
1.3. Чувство юмора как психологическая категория
( основные понятия в аспекте проблемы)
Чувство юмора, смех не являются психологическими понятиями как таковыми. Найти определение этих понятий не удалось ни в одном Психологическом словаре, ни в учебниках по психологии под редакцией В.А. Крутецкого, В.С. Мухиной, ни в учебных пособиях А.А.Любинской, Е.А. Панько. (13)
Вероятно, поэтому явления смеха понимаются по-разному.
Одно из определения смеха дано в Словаре русского языка С.И. Ожегова: Выражающие полноту удовольствия, радости, веселья или иных чувств характерные звуки, сопровождающиеся короткими и сильными выдыхательными движениями. Это определение рассматривает смех как физиологический процесс. Смеховая реакция, описанная в словаре Ожегова, может не иметь отношения к эстетическим явлениям, а иметь чисто физиологический характер, например, нервный, истерический смех.
Физиологический смех может быть реакцией на щекотку, следствием болезни, чрезмерного перенапряжения и т.д.
В определении, которое дали П.Ершов и П.Симонов (14), смех определяется как проявление особого класса положительных эмоций.
Положительные эмоции, к которым относится радость, наиболее благоприятны для жизни и деятельности, они служат фактором здоровья и долголетия. Установлено, что радость и другие положительные эмоции стимулируют работу сердечной мышцы, улучшают пищеварение, мышечная активность. Источником положительных эмоций, удовольствия служат успешно осуществляющиеся процессы восприятия, решения задач, действий. (17)
12
1.4. Чувство юмора как характерологическая черта личности.
Характер (36) – устойчивое сочетание индивидуальных психических качеств или психических свойств личности. Характер, как психическое образование определяет, как будет вести себя человек в определённых жизненных обстоятельствах.
Со стороны своего жизненного содержания каждая черта характера представляет собой определённые отношения личности к окружающей действительности, к жизненным условиям своего развития. Но далеко не всякое отношение становится чертой характера. Ею является или становится лишь существенное отношение к собственным действиям и обстоятельствам жизни. Трудолюбие, жизнерадостность, доброта, честность и многие другие черты характера представляют укоренившиеся в личности отношения к окружающей действительности, обществу, труду, другим людям и самому себе.(3)
Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей в раннем возрасте, например, у дошкольников.
Сензитивным периодом жизни для становления характера психологи считают возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются с окружающими людьми, родителями и сверстниками. В этот период дети наиболее открыты для воздействия со стороны, с готовностью принимают всё, подражая всем и во всём. Добрая, ласковая улыбка, как и весёлый жизнерадостный смех, должны сопутствовать человеку всю жизнь. Но для этого необходимо, чтобы человек с ранних лет научился радоваться жизни, понимать смешное.
Неистребимая жажда смешного придаёт огромную силу влияния. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребёнка, имеют возможность влиять на него словом, поступком и действием.
Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, отзывчивость, общительность, в их формировании чувство юмора играет значительную роль. Одновременно начинают проявляться противоположные им качества: эгоистичность, чёрствость, безразличие к людям, бороться с которыми возможно с помощью чувства юмора.
В начальных классах школы формируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения с окружающими за счёт множества школьных друзей, учителей.
Нетрудно заметить, что дети, обладающие чувством юмора, добродушны: они, как правило, мягки и доброжелательны в отношениях с окружающими, пользуются симпатией сверстников, учителей. Несмеющиеся дети обычно менее общительны, нередко замкнуты. Чаще – это обидчивые, стеснительные, робкие и плаксивые дети.
На связь социометрического статуса ребёнка с развитым чувством юмора, умением подмечать смешное в окружающем и в самом себе, смеяться шуткам и веселить других указывала в своём исследовании Р.А.Садыкова (33). Поэтому формирование умения видеть смешное, развитие чувства юмора является необходимым условием для разностороннего общения ребёнка с окружающими, средством преодоления замкнутости ребёнка. Чувство юмора способствует формированию характерологических черт личности: готовности прощать человеческую слабость, доброты, чуткости, справедливости и других.
12/1
Если то, что ребёнок как личность приобрёл в домашних условиях, получает поддержку в детском саду и школе, то соответствующие черты характера закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками, воспитателями, учителями и другими взрослыми не подтверждает как правильные те характерные формы поведения, которые ребёнок приобрёл дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребёнка дома, и тем, что от него требуют в детском саду, школе.
16
Но первая улыбка, смех – это ещё не проявление чувства юмора, простого весёлого настроения, выражение радости, как писал Ч.Дарвин: Это природный смех, выражающий органическое удовольствие. Такой смех есть у слепоглухонемых и умственно отсталых.
Ребёнок может смеяться, когда он превосходно себя чувствует, когда рад кому-нибудь или чему-нибудь, а также при ожидании, предчувствии приятного, например, перед прогулкой, праздником.
Смех, вызванный удовольствием от восприятия таких объектов, которые вызывают чувство радости, отличается от смеха, возникающего при обнаружении в окружающей жизни необычного, нелепого. Здесь ребёнок проявляет чувство юмора как эмоциональную реакцию на нарушение реального, которое проявляется перед ребёнком в новом, необычном виде ( человек вместо шляпы надел сковороду …)
По данным исследований Е.А.Бондаренко (7), О.И.Никифоровой (27), ситуации воспринимаются детьми дошкольного возраста как смешные, ещё довольно просты, В первую очередь, это несоответствие обстоятельству действия: что-то ставят не на своё место, кто-то упал или что-то упало. На все перечисленные ситуации дети четвёртого года жизни реагируют улыбкой и смехом.
С возрастом знания детей об окружающем мире расширяются. У детей пятого года жизни наблюдается гораздо больше случаев, вызывающих смех. Это может быть несоответствие действий человека и животных, перенос действий животных на человека, необычный вид предмета, человека и т. д. Дети старших и подготовительных к школе групп уже могут не только воспринимать различные несовпадения, неуместность действий, внешнего вида и др., но хорошо зная, как должно быть, как поступать нельзя, обращают внимание на значительно более сложные случаи отклонения от правильного, привычного.
Таким образом, в сферу восприятия смешного включаются не только предметы и действия людей и животных, но и отношения, существующие между дюдьми и понятные ребёнку.
Младшие школьники, овладев достаточно правильной речью, уже смеются и над грамматическими ошибками, а также над смешной ситуацией, описанной словом, потешками, скороговорками.
Изменяются с возрастом и формы проявления чувства юмора. Если у дошкольников при восприятии комичной ситуации чувство юмора проявляется не только в смехе, но и в действиях, мимике, то у школьников выражение чувства юмора чаще связывается со словом. Смех и улыбка ребёнка сопровождается нередко шуткой, эмоциональной репликой, пояснением.
С возрастом расширяется опыт восприятия смешного, осознание тех ситуаций, которые вызывают смех у окружающих. Ребёнок сначала подражает, а затем все более сознательно пользуется своим опытом. Он начинает создавать смешные ситуации, смешить других, используя различные средства.
Младшие школьники, овладев в основном богатством словаря, хорошо сознают значение слова, понимают шутки. Они не только с интересом ищут и находят их в путаницах, небылицах, но и очень любят сочинять их сами.. Отлично понимая, что правильно, а что нет, дети радуются возможности внести что-то необычное в хорошо знакомые слова. описание ситуаций, фактов, весело смеются над своим нацеленным на смешной эффект произведением.
17
Наблюдения и данные Р.А.Садыковой показывают, что с возрастом изменяется и характер социальной ситуации, наиболее благоприятной для возникновения чувства юмора у ребёнка. В процессе выработки у ребёнка представлений о комическом формируется способность объяснять причины своего смеха, приобщать других детей к своим чувствам, активно создавать смешное (в детском понимании). Восприятие смешного становится более ярким и эмоциональным при контактах ребёнка не только с взрослыми, но и с коллективом детей. Именно в коллективе чувство юмора возникает у старших дошкольников и младших школьников легче, проявляется более длительно и непосредственно. Достаточно одному сказать что-нибудь смешное, как остальные дружно смеются и стараются сказать тоже что-нибудь смешное, создать смешную ситуацию, рассчитывая на всю детскую публику, прилагая усилия к тому, чтобы как можно больше детей (и взрослых) присоединились к его шуткам, увидели ситуацию его глазами. Однако, с возрастом наряду с увеличением случаев, когда ребёнок намеренно смешит других, наблюдается и другая тенденция, связанная с формированием чувства самолюбия у детей. Если дошкольники почти также охотно смеются над собой, как и над другими, то младшие школьники, оказавшись объектом смеха, всё чаще обижаются и даже плачут. Эти факты свидетельствуют о сложной связи чувства юмора с формирующимися моральными чувствами ребёнка, уровнем развития его самосознания.
Большинство словесных комизмов дети понимают с трудом. Комически они воспринимают звукоподражания и такие слова, как бух, плюх, и т. д. , а также отрицательные прозвища типа размазня, нюня, растяпа и прочие. Комические сравнения воздействую на них при условии сравнения действий или предметов с тем, что им хорошо известно.
К восьми годам дети становятся особенно чувствительными к комизму ситуаций (данные Херуфельд, Никифоровой (27). У детей 8-9 лет наиболее часто звучит смех над движениями, драками, смех над юмористическими моментами играет в их жизни небольшую роль, на последнем месте смех над приключениями.
Описание проказ привлекает школьников всех возрастов. Воздействие юмора и высмеивания, наоборот увеличивается, и к 14 годам начинает занимать доминирующее место.
Труднее воспринимают дети комическое в действиях, изображаемых взрослыми, возможно, потому. Что взрослый является для малышей образцом безошибочного, правильного.
У ребёнка среднего и старшего дошкольного возраста с обогащением его жизненного опыта усложняются и понятия о красивом, хорошем, весёлом. Дети смеются не только при восприятии необычных действий, внешних событий, но и над такими качествами, о которых можно узнать только понимая соотношение всех действующих лиц (например, жадность девочки, драчливость мальчика …)
Младшие школьники научаются всё более адекватно понимать язык изображённых ситуаций, в том числе действий и чувств человека, выражения лица. В репликах детей раскрывается понимание или смысл ситуаций, в их истинных внутренних связях, что является результатом возросшего нравственного и эстетического опыта ребёнка, дальнейшего овладения им речью.
18
Таким образом, у младших школьников складывается довольно отчётливое понятие о смешном, которое он уже не смешивает ни с чем другим. При этом он не только определённым образом представляет себе, что такое комичное, но и может выразить, объяснить, что именно рассмешило его в воспринимаемой картине. Несомненно, что заметное продвижение младших школьников в восприятии юмористического, реализованного в речевой форме, тесно связанно с развитием у них речи.
Проанализировав психологические возрастные аспекты чувства юмора, мы пришли к важным выводам:
1. Сензитивным периодом для становления характера является возраст от
2-3 до 9-10 лет, и мы полагаем, что это время является также
сензитивным для развития чувства юмора у детей младшего школьного
возраста.
2. Существует возрастная динамика развития чувства юмора у детей
дошкольного и младшего школьного возраста в восприятии комичных
ситуаций.
19
Глава 2. Работа учителя по формированию чувства юмора у младших
школьников.
2.1. Задачи, формы и методы работы по формированию чувства юмора у детей
Анализ традиционной Программы обучения в начальной школе показал, что задача развития чувства юмора у детей не ставится. Однако, мы, понимая ценность этого качества для развития личности ребёнка и осознавая его большой потенциал, определили для себя следующие задачи работы в данном направлении:
1. Развитие и укрепление эмоционально-волевой сферы у детей младшего
школьного возраста.
2. Формирование у детей умения видеть и понимать смешно в
окружающее действительности.
3. Развитие творческих способностей детей в различных видах
деятельности.
Для реализации этих задач используем как традиционные формы и методы (словесный, наглядный, предметно-наглядный), так и комплекс других форм (создание проблемных ситуаций, игра – драматизация). При этом развитие чувства юмора у младших школьников возможно у учебной и внеурочной деятельности, а также на специально организованных занятиях.
Действенную помощь учителю в аспекте изучаемой проблемы оказывают следующие организационные приёмы:
Самоподготовка. Составление картотеки методической литературы по проблеме исследования.
Составление картотеки детских изданий юмористического содержания с краткими аннотациями по проблеме исследования.
Составление перечня заданий, упражнений для каждого ученика класса с учётом личностных особенностей характера по изучаемой проблеме.
Организация книжных и фотовыставок, имеющих комическое содержание, для индивидуального ознакомления учащихся.
Изготовление различных атрибутов для театрализованных представлений, наглядного материала.
Нами создано методическое и дидактическое обеспечение работы по данной технологии.
2.2.Система работы учителя по формированию чувства юмора а детей
младшего школьного возраста на уроках математики.
Рассматривая возрастные особенности восприятия юмора детьми младшего школьного возраста, их специфику, а также общую методику работы учителей начальных классов на уроках математики, мы считаем возможным вести целенаправленную работу по развитию чувства юмора на уроках математики.
Занятия математикой должны быть использованы для формирования у младших школьников элементарных основ научного мировоззрения, для развития
20
познавательных способностей, для воспитания многих ценных качеств и черт личности, среди которых и чувство юмора.
Те методы и формы обучения, которые включают элементы юмора, делают процесс обучения интересным, создают бодрое рабочее настроение, снижают утомляемость, способствуют преодолению трудностей в усвоении материала, кроме того, позволяют увлечь, заставить задуматься, развивают самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучают считаться с интересами других. Именно такие формы работы, которые незаметно вовлекают всех в полезную целенаправленную деятельность, способствуют развитию у детей мышления, памяти, воображения, чувства юмора.
Да и кто сказал, что занятия математикой, а тем более с малышами, непременно должны быть строгими и сводиться лишь к овладению вычислительными навыками? Пусть уроки станут царством смекалки, фантазии, игры, творчества. В.В.Волина (10)
Этапы работы
Цель работы
Предполагаемый
дидактический материал
1.Введение считалок
Обогащение словаря, развитие памяти,
положительных эмоций
Слушание,заучивание
На лужок пришли бельчата,
Медвежата, барсучата.
На зелёный,на лужок
Приходи и ты, дружок.
Мы сейчас уху варили,
Посолить уху забыли-
Несолёны караси:
Сбегай, соли принеси.
2.Введение стихов-шуток
Средство переключения внимания, интеллектуальный отдых.
Цифра вроде буквы О –
Это 0 иль ничего.
Круглый ноль такой
Хорошенький,
Но не знает ничегошеньки!
(С.Маршак)
Плачет Ира, не унять
Очень грустно Ире
Стульев было ровно пять,
А теперь четыре
Начал младший брат считать:
Один, два, три, четыре, пять.
Не реви!- сказал малыш
Ведь на пятом ты сидишь!
(Л.Пантелеев)
3. Введение задач-шуток
Приобщение детей к активной деятельности, выработка умения
21
выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несуществующими данными, нацеливание на нахождение смешных несоответствий, способствующих развитию чувства юмора.
- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц летело?
4. Введение задач в стихотворной форме
Повышение интереса к урокам математики, развитие воображения, памяти. Использование при работе с арифметическими задачами, действиями над числами.
- К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок,
Но из них лишь три сороки
Подготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок?
-Ёжик на свои иголки
Прицепил листочек тонкий,
Две лисички, два груздя
Сколько же грибов, друзья?
-Сидят рыбаки,
стерегут поплавки.
Поймал Корней- трёх окуней,
Рыбак Евсей – четырёх карасей.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки?
5. а) Введение текстовых задач юмористического содержания
б) Введение
текстовых задач, составленных учителем для работы в определённом классе, с возможным объединением в учебное пособие.
Закрепление умения решать простые задачи. Форма работы над подобными задачами:
- индивидуальная
- групповая
- классом
22
- Младенец Стёпа орёт как резанный 5 часов подряд, а спит как убитый - 4 часа. Сколько часов Стёпа радует родителей?
- В одном ящике 6 бананов, а в другом бананов нет, потому что там сидит Илюша и доедает 3 банан. Сколько всего бананов уничтожит Илюша?
- Сегодня Саша завязал бант сестрёнке Тане, отвёл в детский сад сестру Аню и четыре раза поцеловал бабушку. Сколько хороших поступков совершил Саша?
- К урокам Ярослав забыл приготовить линейку, простой карандаш, лыжи и два лыжных ботинка. Сколько нужных предметов дожидаются его дома?
Требования, предъявляемые к текстам подобных задач:
Тексты задач содержат элементы юмора, действующими лицами таких
задач являются ученики определённого класса, а, возможно, и сам учитель.
Тексты задач близки по содержанию к значимым для детей интересам,
событиям в школе, классе, дома, в которых они могли бы или желали бы
проявлять свою активность.
Тексты задач юмористического содержания дают возможность продолжить
задачу: придумать продолжение условия задачи или поставить вопрос (по
желанию).
6.Введение заданий на раскрашивание
Развитие положительных эмоций, навыка штриховки, внимания, навыков устного счёта.
Раскрась по цифрам.
Соедини точки по порядку и раскрась.
Поочерёдно реши примеры, раскрась детали, и у тебя получится красочный герой.
7. Введение логических задач и упражнений юмористического содержания
Активизация умственной деятельности детей, эмоциональной восприимчивости, развитие положительных эмоций
23
а) Логические упражнения:
* Найди пропущенную фигуру,
* Продолжи ряд фигур,
* Пройди лабиринт,
* Найди отличия.
б) Логические задачи:
* На столе лежало 4 яблока. Одно из
них разрезали пополам. Сколько
яблок на столе?
У Оли было 5 конфет. Две
конфеты она съела. Сколько
фантиков осталось у Оли?
Важную роль в решении логических задач играют красочно оформленные наглядные пособия.
Известно, что младшим школьникам свойственно наглядно-образное мышление. И как показывает опыт работы, изображение обычных предметов и явлений удерживает внимание ненадолго, а изображения сказочных героев, животных. Сюжетов юмористического содержания, наоборот. Именно картинки с элементами юмора быстро привлекают и дольше удерживают внимание детей к заданию, повышают творческую активность в его решении, выступают как одно из эффективных средств воспитания чувства юмора. Этот факт необходимо учитывать при подборе наглядных пособий вообще и для решения логических задач, в частности.
8. Введение игр
Активизация психических процессов, создание радостного настроения, облегчение процесса усвоения знаний
а) дидактические
- Удивительные фигуры (воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений)
- Волшебные палочки (составление фигур, цифр, букв и т.д. из счётных палочек произвольно и заданного количества)
б) Игры-путешествия:
- Путешествие Весёлого карандаша;
- Вини-Пух идёт в гости;
- В цирке;
- В стране мульти-пульти.
9. Введение игровых и занимательных ситуаций
Развитие положительных эмоций, усвоение способа образования чисел
- Размышлялки;
- Задачка для друга;
- Назови меня
10. Введение заданий творческого характера:
Развитие творческого воображения, фантазии, самостоятельности. Создание условий для творческого поиска.
24
а) Составление задач юмористического содержания по изученной теме.
б) Составление литературного произведения (рассказа, сказки)
- Как появилась цифра 8;
Почему снеговика лепят из шаров
-Что лучше больше или меньше?
в) Выполнение рисунков, чертежей:
- На что похож квадрат;
- Человек из цифр;
- Гном строит дом
г) Задания, направленные на создание смешных образов:
- Круглый шарик сдулся;
- Как левая рука встретилась с правой;
- Всего по два;
- Превращение математических знаков
Используя такие задания, важно осуществлять дифференцированный подход, используя задания разной степени сложности. Считаем необходимым отметить, что немаловажную роль играет коллективное обсуждение творческих работ. Тактично направляемые учителем, дети помогают друг другу обнаруживать и исправлять ошибки.
Нами разработаны рекомендации по подготовке к урокам математики для учителей начальных классов, работающих по данной технологии.
1. Самоподготовка. Составление игротеки, картотеки изданий с текстами задач и заданий юмористического содержания.
2. Организация уголка занимательной математики – специально отведённого, тематически оснащённого играми, пособиями и материалами, художественно оформленного места.
3. Изготовление различных атрибутов для проведения игр, подбор иллюстраций и наглядности к текстам задач и упражнений по теме обсуждения.
Такая работа на уроках математики формирует у младших школьников элементарные основы научного мировоззрения, облегчает процесс познания, повышает интерес к занятиям, развивает творческое воображение, память, фантазию, воспитывает многие ценные качества и черты личности, среди которых и чувство юмора.
2.3. Роль школы и школьных учителей в развитии и воспитании чувства юмора у детей младшего школьного возраста.
Анализируя различные исследования, в которых чувство юмора рассматривали как эстетико-философскую, психологическую категорию и характерологическую черту личности, мы увидели, что чувство юмора и смех обладают большим количеством позитивных функций, используя которые
25
можно в значительной степени повысить эффективность обучения и общее интеллектуальное и эстетико-нравственное развитие ребёнка в школе.
Многое зависит от учителя начальных классов, ибо значимость начальной ступени обучения и воспитания для человека огромна. Например, к восьми годам у ребенка закладывается 80% интеллекта взрослого человека. Дети 6-8 лет необычайно внушаемы и подражательны. Именно в этом возрасте легче всего заложить и нравственность, и духовность. Заложенное в детстве прочно и устойчиво. И здесь самое главное, чтобы учебный процесс был интересным, увлекательным, весёлым, а стиль общения уважительным, доброжелательным.
Известно, что взрослый, обладающий чувством юмора, как правило, любим детьми уже за то, что с ним весело, а все его воспитательные воздействия приобретают особую силу. Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, - для детей это аксиома. Но детские поступки бывают разными: добрыми и злыми, весёлыми и ехидными, от души и от зависти, от дела и от безделья. Помочь им с первых классов адекватно реагировать на происходящее вокруг посредством хорошего настроения, смеха, развивать у них чувство юмора – непростая задача для тех, кто с ними работает.
Учителя, обладающие чувством юмора, проще и естественнее справляются с воспитательными сложностями, разрешая напряжённые ситуации. К сожалению, как отмечал В.Я.Пропп (30) люди, не способные к смеху, часто встречаются в педагогическом мире. Это вполне можно объяснить трудностью профессии, постоянством нервного напряжения и прочим. Но причина не только в этом, и в особенностях психической организации, которая в работе педагога сказывается особенно ясно. На отсутствие у многих учителей чувства юмора указывал и Ш.А.Амонашвили. Многие педагоги вместо того, чтобы вызватьсмех, преследуют его.(2) По мере знакомства с такими высказываниями нарастает тревога за учителей и за тех детей, с которыми они работают. Ведь не может же человек, не способный смеяться, научить этому других.
Значит необходимо создать такую атмосферу школьной жизни, при которой учителя не теряли бы чувства юмора, а способствовали его развитию у детей. А для этого , необходимо, чтобы в школе полноправно звучал смех.
Ребёнок не может жить без смеха, кое-кто из учителей забывает об этом. И когда дети радостно удивлены остроумию своих товарищей, учитель бывает злится. Это одна из распространенных ошибок. Когда дети смеются, нельзя сердиться. Ненужный и не к месту смех, следует пристыдить юмором. Способность видеть в нарушении дисциплины смешное и пристыдить смешным – в этом проявляется умение проникнуть умом и сердцем в духовный мир ребёнка. Ш.А.Амонашвили (2)
Однако, добродушно-насмешливый подход к происходящему имеет свои
границы. Не может подвергаться даже лёгкой насмешке то, что является для ребёнка серьёзным. Ведь юмор или больно ранит, или лечит, поддерживает, если человеческая улыбка доброжелательна. Юмор настолько серьёзная вещь, что к воспитательному влиянию средствами юмора нужно длительное время готовить профессионально.
26
Способность смеяться – подлинно человеческая черта, внутренняя готовность смеяться, требует большого развития, игры умственных сил.
С.А.Сухомлинский считал, что развивать в ребёнке способность смеяться, утверждать чувство юмора – это вместе с тем значит укреплять его умственные силы и способности, учить тонко думать и мудро видеть мир. Кроме того, он видел большой воспитательный смысл в том, чтобы научить ребёнка смотреть на мир с жизнерадостной улыбкой, видеть смешное, радостное ….
Но нужно помнить, что способность к тонкому юмору ребёнок приобретает не сразу. Развитие чувства юмора начинается с самого раннего – двухлетнего возраста, от простейших его форм. Соответствующих уровню детского опыта, до наиболее сложных и тонких разновидностей. На пути развития ребёнка взрослые должны научить его оценивать по достоинству хорошую шутку, ощущать каламбур и весёлое звучание поговорки, дать все необходимое для удовлетворения потребности смеяться.
Первые шаги ребёнка в проявлении юмора не всегда сохраняют рамки дозволенного. Учитель должен понимать это и, не пресекая попыток к юмористическому отражению виденного, спокойно, но решительно пресекать всё то, что доставляет боль другому. Отсутствие улыбки, как ожидаемой реакции, холодный, удивленный взгляд, неодобрительная реплика в адрес неудачной шутки. Игнорирование услышанного – вот вполне достаточный арсенал воспитательного воздействия для корректирования первых упражнений детей в использовании юмора. Удачная шутка поощряется и поддерживается. Г.Н.Кудина (19)
Непременным спутником развития юмора должно быть широкое общее развитие учителя и обучающихся. Важно отметить, что учитель, идущий на урок, должен запастись хорошим настроением, оставить все мрачные переживания за порогом класса. Угрюмый учитель, не умеющий создать на уроке атмосферу вдохновения, творчества, радости, просто бесполезен. Детям нужен энергичный, деловой, весёлый учитель, а когда надо – наставник, выдумщик, заводила, умеющий с удовольствием делать своё дело. Кроме того, необходимо совместное творчество педагога и школьников. Не противостояние: с одной стороны – учитель, с другой – ученик, а их сотрудничество, не монолог, когда говорит только учитель, а диалог. Самым решительным образом необходимо изживать любые рецидивы стиля взаимоотношений с детьми, подавляющего личность. Л.В.Кузнецова (20) Наоборот, в школе должна царить атмосфера добрых отношений, что является одним из стимулов поддержания интереса к школе. Работа учителя- воспитателя с учащимися начальных классов имеет своеобразный характер. Он всецело отвечает и за учебный процесс, и за воспитательную работу с учащимися. Необходимо помнить, что только учебная деятельность, построенная на дружеских взаимоотношениях с доминированием элементов юмора, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, эмоциональным подъёмом, сменой содержания и приёмов организации, способствуют поддержанию у детей интереса к обучению. Грамотно используемые учителем элементы юмора на уроках всегда вызывают богатое своими позитивными последствиями чувство удивления, новизны, необычайности, неожиданности.
27
2.4. Использование учителем смеховых ситуаций для решения педагогических проблем.
Каждый учитель знает, что живой процесс обучения богат находками и неожиданными ситуациями. Творческие удачи и неудачи учеников, их наблюдательность и впечатлительность, неустойчивое внимание, связанные с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, требуют от учителя интенсивного поиска и усовершенствования отдельных методов обучения, в частности, практической самостоятельной работы учащихся.
Руководствуясь целью разобраться над чем смеются дети и как часто в стенах класса и школы возникает детский смех. Наблюдения за поведением младших школьников в учебной и игровой деятельности помогли зафиксировать различные ситуации, возникающие в классе. Мы проанализировали эти ситуации с точки зрения наличия комического. Ниже приводятся результаты работы.
1.) В классе часто звучал смех, который В.Я.Пропп называл жизнерадостным. Это смех радостный, совершенно беспричинный, или возникающий по любым поводам, смех жизнеутверждающий и весёлый. Такой смех чаще фиксировался на переменах в игровой деятельности.
Пример: В школу приехал кукольный театр. Спектакль ещё не начался, а дети заняли свои места в зрительном зале. От предвкушения интересного многие радовались, смеялись. На вопрос учителя Почему смеётесь?, один мальчик ответил: Так хорошо. Я сейчас всех люблю!
2.) Встречались ситуации, когда смеялся только учитель. Шёл урок по трудовому обучению. Учащиеся работали самостоятельно. Неожиданно одна ученица спросила: А что мы будем делать, когда выполним это задание?, на что учитель ответила: Сказки рассказывать. Почти все ребята вопросительно посмотрели на учителя, после чего та засмеялась. Это показывает, что дети не поняли иронии, то есть ситуации, когда насмешливым тоном говорится одно, а подразумевается противоположное. К сожалению, непонимание иронии можно встретить и среди взрослых.
3.) Часто встречались случаи, когда ребята смеялись над ошибками друг друга.
Пример: Составьте предложение из слов: у, был, красивый, Миши, белый, (иллюстрация голубя).
У голубя был красивый белый Миша.
Смех вызывает приём комического - алогизм.
Смех вызывали не найденный вовремя или ошибочный ответ и др. Такой смех может вызвать у детей , над которыми смеялись, чаще обиду и слезы. Дело в том, что для детей этого возраста, казалось бы , мелкие ошибки, являются серьёзными неудачами. А неудача, которая встречает не сочувствие, а смех окружающих, серьёзно влияет на дальнейшую уверенность ребёнка в своих силах. Заслуга учителя будет заключаться в быстром и умелом нахождении выхода из подобной ситуации, а, возможно, и их предотвращении. В таких случаях следует опасаться циничного смеха. В.Я. Пропп пишет: Чужая беда в человеке, не способном перенестись в то, что переживает другой, может вызвать циничный смех.
28
4.) Встречались случаи, когда дети смеялись над поведением и ошибками учителя, которые тот допускал нарочно, чтобы заострить внимание учеников на задании или проверить знания детей по какой-либо изучаемой теме.
Примеры:
а. На спортивных соревнованиях приглашается команда класса. Вместе с ними спортивным шагом выходит учительница. (Дети смеются)
Реплики: - Разве Вы – ребёнок?
- Какая высокая девочка в нашей команде!
Комментарии учителя:
- Я - новая ученица вашего класса.
Хочу посмотреть на ваши спортивные умения.
(Смех затихает, ребята готовятся к состязаниям)
У С.Сивоконя комизм положения.
б. Задание.
Запишите и решите выражения , где стоит знак умножения. Учитель называет выражение со знаком +.
Ученики смеются, понимая, что умная учительница делает ошибки
специально, стараясь их подловить.
Дж.Родари отмечает такой смех, как смех свысока
5.) Для того, чтобы заострить внимание детей на ошибках, учитель использовал языковые средства комизма ( языковые ошибки, комические имена)
Примеры:
а. Задание: Назовите свое имя и отчество.
Мальчик: Саша Юрович.
Учительница: Тогда я, Оля Геновна
Смех был вызван причинами:
1. Учительница перенесла ошибку ребёнка на себя.
2. Комизм слова, который представлен речевым изъяном.
б. В классе генеральная уборка. Два ученика протерли зеркало и стёкла шкафов меловой тряпкой, на что учительница воскликнула: Ну, просто, Чип и Дейл!
Смех вызвал приём языковых средств комизма – комические имена.
в.) Действие происходит на уроке. Учительница объясняет новую тему, а один ученик монотонно стучит ногой по стенке парты. Учительница сделала замечание и продолжила объяснение. Но ученик не унимался. Тогда учительница говорит: Постучи себе по лбу. (Дети засмеялись.) Вероятно, они сразу представили себе эту картинку. Несуразность, невозможность такого действия и неожиданность(ведь учительница говорила совсем о другом) вызвали смех.
Этот случай напоминает одну из форм комических преувеличений – карикатуру.
29
Кроме того, мы поставили задачу выяснить, как ведёт себя учитель в конкретной смеховой ситуации и какие педагогические задачи он решает параллельно с задачей развития чувства юмора.
Наблюдения позволили зафиксировать смеховую ситуацию, где учитель, направляя смех учеников, решал задачу формирования дисциплинированности.
Примеры:
а.) Ученик очередной раз опоздал на урок.
Учительница: Что в этот раз помешало тебе прийти вовремя?
Ученик: Ой, …там .. была .. белочка. Она так, прыгала, … убегала …, а я за ней …) (Одноклассники засмеялись).
Здесь очевиден приём посрамления воли. Смех был вызван и внешним видом рассказчика, и его тоном, и мимикой.
Учительница нашла следующий выход из сложившейся ситуации.
1. Она похвалила ученика за наблюдательность, пользуясь таким средством комического, как ирония.
2. Она дала установку на последующее поведение: В следующий раз без добычи не возвращайся.
3. Предложила ученику придумать предложение об увиденном и записать его на доске.
б.) Часто повторялась ситуация, когда на вопросы адресованный девочке Кристине, отвечал её сосед по парте. На замечания ученик не реагировал. Тогда учительница в подобных случаях стала называть мальчика Кристиной и просила ответить на поставленный вопрос ( Класс смеялся). Ученик понимал, что нужно выполнить требования учительницы, но отвечал тихим, смущенным голосом.
Постепенно мальчик отучился выкрикивать.
Природа смеха, возникающего в такой ситуации, в комическом преувеличении (гипербола).
Отметим, что нет готовых рецептов выхода из той или иной педагогической ситуации. Но существуют требования, которые должен предъявлять к себе взрослый, в том числе учитель, работающий с детьми и занимающийся проблемой формирования чувства юмора.
Ребёнок весь обращён навстречу радости, всюду ищет и старается найти её. И среди людей он ищет жизнерадостных, тянется к ним. Л.В. Кузнецова (20)
И, наоборот, недовольство, раздражение, марализаторский тон голоса учителя гасит положительные эмоции у детей, заставляет их находиться в постоянной настороженности, даже боязни. Замечания по поводу возникновения смеха, заставляют детей подавлять в себе это чувство, что может нарушать, ограничивать, а порой и парализовывать жизнь ребёнка. Недопустимы попрёки в проявлении смеха: особенно слабоуспевающих детей. Младшие школьники способны и хотят смеяться. Они щедро наделены чувством юмора, но в его проявлении ребёнок не должен чувствовать опасения.
30
Ребёнку необходимо осознавать, что смех – это благо, помогающее справляться со многими школьными трудностями, а не что-то негативное, приводящее к неодобрительной оценке учителя.
Только в том случае, если учитель поддерживает жизнерадостный смех, любое проявление чувства юмора, возможно его развитие и благотворное влияние на процесс обучения, в ходе которого решаются многие педагогические задачи.
На уроках чтения, как и на всех остальных уроках, дети нуждаются в частой смене заданий. Связующим звеном различных этапов урока и в качестве своеобразного отдыха выступает игра, в ходе которой возможно решение и учебных педагогических задач.
Для эмоционального поддержания интереса к предмету использовалась игра в кляксы. М.Чистякова (38) Сначала многие дети в разноцветных пятнах без подсказок учителя ничего не видели, но постепенно у них пробуждалось воображение. Разгадывание пятен и фантазирование по их поводу вызывало у ребят эмоции радости, интерес и смех. Ученики находили сходства фигур со знакомыми сказочными героями, животными, разнообразными предметами. Этот процесс сопровождался смехом, который возникал по разным причинам. Ученики смеялись, когда у некоторых получались похожие фигуры, бабочки, цветы. Кроме того, смех вызывали отличия, выявленные в результате сравнения похожих фигур. Другой источник смеха – подпись под фигурой-рисунком (Дети могли подрисовывать недостающие, по их мнению, детали.). Такие подписи, порой шуточные, были насыщены иронией, отмечали существенные признаки фигур. Удача определяется тем, что шутка обращена прежде всего к детской эмоции и только через эмоции – к интеллекту. (38)
Навыки, полученные в результате тренировок с кляксами, дети использовали в своих свободных и тематических рисунках.
Очень часто содержание рисунков-клякс и становилось темой для сочинений – миниатюр, придумывание историй, составления фантастических гипотез, что способствовало развитию воображения, творческого мышления.. Дж.Родари говорит: … если мы хотим научить детей думать, то прежде должны научить придумывать. Присутствие элементов юмора повышает заинтересованность и удовольствие, получаемые ребёнком в результате придумывания историй. Заметим, что на уроке чтения всегда есть возможность превратить ученика-читателя в сочинителя.
Пример. Ученики слушали сказку учителя, которую он придумал сам.
Однажды в одном очень дружном классе произошла загадочная история. Ребята сидели на перемене и разглядывали интересную книгу о животных всего мира. На каждой странице красовались птицы, звери, насекомые. Казалось, что вот-вот они сойдут со страниц книги и заполнят весь класс.
Ребятам осталось посмотреть последнюю страницу, когда они обнаружили, что она почти пуста. На ней аккуратно было написано: Только сегодня, один раз в жизни, ровно на один час вы можете превратиться в любого животного или птицу. Раз, два, три – кем родиться хочешь ты?
Учитель оборвал чтение и предложил своим ученикам побывать на месте ребят из сказки.
31
Дети представляли себя в роли различных животных, используя приём комического Человек в обличии животного, выделенный В.Я.Проппом. Смех усиливало то обстоятельство, что дети соотносили образ своего одноклассника с образом какого-то животного, с действием, описанным в продолжении сказки.
- Настя Ч. хочет стать синицей, чтобы узнать, как там – в скворечниках.
- Вова С. хочет стать тигром, чтобы узнать греет их шерсть зимой или нет.
- Лиза Р. хочет быть лисицей, потому что она красивая.
Ученики сами представляли результаты своих работ. Важным являлось и то обстоятельство, что дети выступали в роли авторов, зрителей-критиков, артистов. Они учились понимать позицию автора, которая может не совпадать с их позицией, доказывать свою точку зрения. Это способствовало развитию их художественного творчества, восприятия. Замечая смешное в произведении авторов-учеников, раскрывая комические приемы, дети параллельно влияли на развитие собственного чувства юмора. Л.С.Выготский пишет: Следует добиваться того, чтобы ребёнок мог питать своё воображение и применять его для решения соответствующих задач, закалять себя, расширять свой кругозор.
Для развития актерского мастерства, правильной речи был организован мини-театр, в котором проходили постановки тематических сценок, этюдов.
Пример: Этюды на выражение удовольствия, радости.
-Встреча с другом, которого ты не видел всё лето.
- Ты решил приготовить семье сюрприз-ужин. И у тебя получилось.
- У соседей потерялся котёнок. Его долго искали, а нашёл его ты.
Задача ученика с помощью мимики, жестов, слов, выразительных движений показать своё отношение к происходящему.
Ещё один тип заданий – сочинения-миниатюры (устные и письменные), раскрывающие темы: Кто я и зачем?
Какой я друг?
Сказочные герои в моей семье
Чем я могу помочь окружающим и др.
Подобные темы позволяют взглянуть на себя со стороны, обсудить свои поступки, понять хорошее и плохое своего я. Эта способность, сочетающаяся с самокритичностью, является одной из важных предпосылок чувства юмора.
Важно отметить, что немалую роль в обучении играет коллективное обсуждение творческих работ учащихся. В процессе обсуждения маленький автор слышит как воспринимается его сочинение другими, почему зрители смеются, задумывается, а верно ли понимают его замысел. Тактично направляемые учителем, ученики помогают друг другу обнаруживать и исправлять ошибки. Б.А.Бегак (5)
Только в том случае, когда обсуждение проходит в обстановке взаимопонимания и уважения, ребёнок, обладающий даром понимать смешное, не будет запрятывать этот дар даже тогда, когда речь зайдёт о серьёзном.
Дело в том, что именно человеческая способность оценить комичность ситуации в тех случаях, когда она не заключена в рамочку с подписью смешно! и является чувством юмора. (5)
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×