Технология развития креативного мышления на уроках естественных дисциплин | Петелина Юлия Владимировна. Работа №207149
Автор: Петелина Юлия Владимировна
В статье раскрываются актуальные аспекты преподавания биологии и химии, ориентированных на развитие креативных способностей учащихся, повышающих их творческий потенциал. Предлагается подход к решению данной проблемы на основе внедрения методов креативной педагогики на всех этапах образовательного процесса.
Петелина Юлия Владимировна
Учитель химии и биологии МБОУ «СОШ №24», город Ангарск
Развитие креативной сферы личности на уроках естественных дисциплин
Аннотация. В статье раскрываются актуальные аспекты преподавания биологии, ориентированной на развитие креативных способностей учащихся, повышающих их творческий потенциал. Предлагается подход к решению данной проблемы на основе внедрения методов креативной педагогики на всех этапах образовательного процесса.
Abstract. The article describes the topical issues of teaching of biology focused on the development of creative abilities of students, enhance their creative potential. We propose an approach to solving this problem through the introduction of creative pedagogy at all stages of the educational process.
Ключевые слова: эвристика, креативность, методы креативной педагогики, креативная личность, креативные задания, эмпатия, творческий потенциал.
Key words: heuristics, creativity, methods of creative pedagogy, creative personality, creative challenges, empathy, creativity.
Огромное количество изменений, которые происходят в жизни нашего общества требуют от учителей и учащихся адекватно на них реагировать, уметь меняться в окружающее мире, сохраняя при этом свою индивидуальность и неповторимость. Технологический прогресс ведет нас к тому, что от человека ожидается совсем другое – умение придумывать и создавать новое. Для этого необходимо активизировать свой творческий потенциал, проявляя свою собственную уникальность. Поэтому обучение творчеству очень важный социальный аспект. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Для этого необходимы совершенно другие методы и приёмы, одним из актуальных среди которых является использование креативных заданий - именно такие задания развивают фантазию, воображение, ассоциативность мышления, т.к. предполагают создание школьником собственного продукта: идеи, рисунка, эссе. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Задатки творческих способностей присущи любому ребенку, только нужно суметь раскрыть и развить их. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся посредством эвристического метода обучения является одной из наиболее актуальных. Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) - методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. Креативность (от англ. create - создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. В работе были предложены творческие задания по биологии в соответствии с методами креативной педагогики:
Метод
эмпатии
(вживания).
Представьте себе, что вы –
инфузория туфелька
. Опишите свои ощущения.
Ответ Сухаревой Дарьи, уч-ся 5 Г класса: Меня зовут Инфузория Туфелька, я действительно своей формой напоминаю туфельку и состою всего лишь из одной клетки. Живу я в пресной воде и даже умею передвигаться. Всё моё тело покрыто тысячами ресничек, которые работают как вёсла у лодки. Мне нравится взмахивать своими ресничками и плыть, ведь я ищу себе пищу. Я люблю кушать бактерии и водоросли…
Метод эвристического исследования.
Почему мы так говорим:
как с гуся вода
Верно ли это с биологической точки зрения?
Ответ учащейся: С перьев любой водоплавающей птицы сбегает вода, так как их оперенье покрыто жировой смазкой. Вода не смачивает перья, она стекает по жиру. Поэтому гусь всегда выходит сухой из воды.
Метод эвристических вопросов.
Составьте вопросы о классе «Птицы», которые будут начинаться словами: Сравните…, "Какие условия нужны, чтобы…?" Докажите…, Почему…»
Ответы учащихся:
Какие условия нужны, чтобы птицы взлетели?
Почему страусы не летают?
Сравните водоплавающих птиц и
птиц открытых пространств
.
Докажите, что ворон – это не муж вороны.
5. Метод ошибок. В одной из газет были приведены следующие факты:
а) людям, страдающим малокровием, рекомендуется пить железо;
б) в соке антоновских яблок содержится много железа.
Какие неточности можно отметить в приведенных высказываниях? Сформулируйте утверждения а) и б) более корректно.
Ответы учащихся: а) людям, страдающим малокровием, рекомендуется пить лекарственные препараты, содержащие соли железа; Или а) людям, страдающим малокровием, рекомендуется есть продукты, содержащие соли железа; б) в соке антоновских яблок содержится много веществ, содержащих микроэлемент железо.
6. Метод прогнозирования. Как вы думаете, что случится, если исчезнет озоновый экран?
Ответ уч-ся: Если озоновый экран исчезнет, то Солнце может фактически спалить всё живое на планете, так как ультрафиолетовые лучи Солнца достигнут поверхности Земли и довольно быстро уничтожат все живое на планете. Жизнь, возможно, сохранится только глубоко под водой в Мировом океане или под землёй. На поверхности планеты всё живое будет уничтожено. Это и будет конец света…
Творческую ориентацию заявляют не так много учебных заведений, хотя некоторые учителя все же пытаются работать по эвристическим технологиям и методикам, но уровень творчества, конечно, еще низок. Причиной этого в школах является гонка за требованиями, которые диктуют вузы и сдача ОГЭ и ЕГЭ. В результате более необходимым для учителей является "натаскивание" учеников под определённые, отнюдь не творческие требования.
В работе представлена попытка показать, как можно развивать творческие способности учащихся, используя богатейший информативный материал такой комплексной науки как биология. И напоследок, хочется привести высказывание: «Говорят, что в каждом ребенке — солнце.
А чтобы оно светило, необходима долгая и творческая работа.
Найти в ребенке искру Божью, помочь ему себя познать - это наша задача»