"Технология воспитания звуковой культуры речи у старших дошкольников с ФНР и ОНР" | Мергасова Ольга Владимировна. Работа №359489
Теоретические и правктические материалы использования приемов работы по звуковой культуре речи со старшими дошкольниками. Представлен перечень игр и упражнеий для эффективного обучения грамоте, а так же игры на формирование фонетико -фонематического внимания и восприятия. Игры на развитие лексико-грамматического строя речи, а также игры с буквами - варианты игры.
Технология воспитания звуковой культуры речи у старших дошкольников с ФФНР и ОНР.
Составитель:
учитель – логопед
МБДОУ № 18
Мергасова О.В.
Нарушения речи у детей многообразны. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа.
Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи.
Дети с ОНР – основной контингент логопедических групп дошкольного образования. Они составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения.
Рассматривая речь как структуру взаимосвязанных компонентов разных уровней формирования и функционирования, мы постарались построить поэтапную систему преодоления фонетико-фонематических нарушений, возникающих у детей при различных речевых дефектах органического и функционального генеза.
При разработке этой системы мы ориентировались на ряд общепринятых теоретических положений и идей, которые, на мой взгляд, выступают в качестве методологической основы: методики Н.С. Жуковой, Г.А. Каше, Е.В. Колесниковой, Е.М. Косиновой, Е.М. Мастюковой, О.Г. Молчановой, Т.Б. Филичевой, использовали различные методы и приемы.
Мы рассматривали процесс фонетико-фонематического восприятия как систему языковых операций, включающую фонематические представления, анализ и синтез (Н.И. Жикин, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, В.К. Орфинская и др.).
Эта система языковых операций формируется при условии развития механизмов интеллектуальной деятельности, познавательной активности ребенка. Они же, в свою очередь, формируются в зависимости от его общего развития, в частности, от состояния сенсомоторного развития слухового восприятия, артикуляционных особенностей, возможностей усвоения общего ритмико-интонационного звукового окружения.
Еще одни фактор, который мы постарались учесть в предлагаемой системе обучения – обеспечение широкого и четкого диапазона звуков окружающей действительности как основы для формирования приемов умственных действий по их анализу и синтезу. Речь идет о развитии у ребенка механизмов отработки неречевых и речевых звуков, сигналов; формировании на начальных этапах обучения умения воспринимать эти звуки, ориентироваться на зрительно-слуховые, слухопроизносительные, слуховые характеристики.
В основе работы по воспитанию звуковой культуры речи лежит последовательное, поэтапное изучение всех звуков родного языка.
Цель: развитие фонематического восприятия.
Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать положительный интерес к занятиям. 3. Формировать основы слухового и зрительного внимания, полноценную фонетическую сторону языка: совершенствовать артикуляционные навыки, фонематический слух, звукопроизношение и слоговую структуру слов. 4. Развивать элементарные навыки звукового анализа и синтеза. 5. Обеспечивать овладение элементами грамоты. 6. Формировать графические умения, укреплять мелкую моторику рук пальцев.
Содержание работы: 1. Формирование умения воспринимать речевые и неречевые звуки. 2. Ознакомление с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласные звуки», «согласные звуки», символами звуков, гласными звуками: [а], [у], [и], [о], [ы]. 3. Дифференциация согласных звуков. 4. Ознакомление с простыми по артикуляции согласными звуками: [м], [н], [м]-[н], [х], [к], [к]-[х], [т], [п], [т]-[п], [п]-[т]-[к], [в], [г], [б], [д], [ф], [т]-[д], [п]-[б], [к]-[г], [в]-[ф]. 5. Нахождение картинки на заданный звук. 6. Формирование умения выделять заданный звук из слова (начало, середина и конец). 7. Соотнесение звука с буквой. 8. Развитие графических навыков. 9. Деление слов на части (слоги). 10. Формирование умения различать слова, похожие по звучанию. 11. Составление предложений и схем, указание порядка слов в предложении. 12. Ознакомление с простыми предлогами.
Приемы педагогического воздействия
Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности.
В работе с детьми используются различные приемы: точное название – обозначение предмета, соотнесение названного слова с предметом; объяснение; связь слова с действием; показ нового слова в сочетании с другими словами, уже знакомыми, изменение этого слова в роде, числе, падеже; описание предмета; составление загадок, рассказов; сравнений предметов.
Для ознакомлениями с терминами «речевые звуки» и «неречевые звуки» используются игры: «Что звучит вокруг нас?», «Играет – не играет», «Найди лишнюю», «Поставь по порядку», «Узнай по звуку», «У куклы болит горло», «Кто с тобой поздоровался?», «Кто как голос подает?», «Кто молчал?».
В целях ознакомления с терминами «слово», «звук» проводятся игры: «Подскажи Петрушке звук», «Какой звук потерялся?», «Что же здесь не так?», «Слова длинные и короткие», «Кто найдет короткое слово», «Слово можно прошагать».
Звуковой анализ слова осуществляется с помощью игр: «Поймай звук», «Подбери картинку на заданный звук», «Определи место звука в слове», «Дорога домой», «Отгадай слово по первым звукам», «Найди для каждого слова свой домик», «Подбери схему».
Ознакомиться со слоговым строением слова помогают игры: «Мы слова на слоги делим», «Помоги друзьям», «Угадай слово», «Игра с прищепками», «Разрезные картинки», «Кто в каком домике живет», «Помоги Буратино», «Слоговой поезд».
Осуществляется также работа над предложением в играх: «Ознакомление с простыми предлогами», «Составление предложения по двум картинкам», «Составление предложения по картинкам с предлогом», «Составление предложения по сюжетной картине», «Распространение простого предложения», «Подбери нужный предлог», «Составь схему предложения».
Для ознакомления с буквами используют игры: «На что похожа буква», «Собери букву», «Найди букву», «Выложи букву из любого материала» и т.д.
Таким образом, данная технология помогает нормализировать процесс фонемообразования и подготавливает детей к усвоению грамоты.
Список литературы
1. Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. — М.: Айрис пресс, 2006.
2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи/ А. Н. Гвоздев. — СПб.: «Детство- Пресс», 2007. — 472 с.
3. Давыдович Л. Правильно ли говорит ваш ребёнок// Дошкольное воспитание. 2003.
4. Епифанцева Т. Б., Киселенко Т. Е., Могилева И. А., Соловьева И. Г., Титков Т. В. Настольная книга педагога-дефектолога. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005.