Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Телефонная зависимость у детей и подростков: причины возникновения и пути преодоления | Лилия Рамазановна Игликова. Работа №234850

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Лилия Рамазановна Игликова
Мобильный телефон с недавних времен стал незаменимым атрибутом повседневной жизни, которым пользуются как взрослые люди, так и дети.

Многочисленные исследования психологов показали, что на сегодняшний день чаще всего наблюдается телефонная зависимость у подростков. Благодаря устройству они общаются в соцсетях, играют в различные игры, готовятся к урокам и не только.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ ПО ТЕМЕ:
Информационная безопасность детей (Телефонная зависимость у детей и подростков: причины возникновения и пути преодоления)
Мобильный телефон с недавних времен стал незаменимым атрибутом повседневной жизни, которым пользуются как взрослые люди, так и дети.
Многочисленные исследования психологов показали, что на сегодняшний день чаще всего наблюдается телефонная зависимость у подростков. Благодаря устройству они общаются в соцсетях, играют в различные игры, готовятся к урокам и не только.
В науке даже возник термин номофобия, которым называется зависимость от мобильного телефона. Очень важно разобраться, почему возникает эта психологическая проблема, и как с ней бороться.
Современных подростков, тех, кто родился с 1995 по 2012 год, часто называютпоколением Z. У поколения Z, или как его ещё называют – поколения iGen (Internet Generation- интернет поколение) – поколение, родившееся со смартфоном в руке., много особенностей, основными из которых являются повышенная лабильность в получении и добывании информации и разница в восприятии информации (эти дети и подростки не умеют читать тексты, особенно длинные, и предпочитает короткие тексты, видеоролики и картинки).
Поколение Z – первое поколение, выросшее в эпоху онлайн трансляции, не знающее жизни без сотовых телефонов, смартфонов и прочих гаджетов. Даже компьютерная мышка для многих из них – анахронизм. iGenы не мыслят себя без Интернета.
Подростки не готовы подолгуконцентрировать вниманиена чём-либо. Средний максимальный период концентрации на одном объекте подростка из поколения Z – 8 секунд, информация потребляется маленькими порциями, как бы “перекусами”. Информация должна быть наглядной – иконки, смайлики и картинки. Зачастую наглядная информация заменяет текст. При этом нельзя говорить о том, что подростки сейчас глупее, чем раньше, – напротив, сейчас модно быть умным иразвивать свой интеллект.
Онлайн среда для подростков – это ведущее измерение реальности, потому что в Сети легче общаться и делиться информацией, проще искать информацию и удобнее покупать вещи. Но для поколения Z онлайн общение не заменяет, а дополняет общение реальное.
Современные дети не бывают одни. Мы стали намного сильнее опекать детей, и даже если никого нет рядом физически, всегда есть кто-то в онлайне.
Одиночество зачастую страшит подростков, так как нет навыков проживания жизни в одиночку. Подростки очень зависимы от оценки окружающих. Поколение Z умеет бесконфликтно взаимодействовать, не бунтуют открыто (в том числе и в семье), больше времени проводят дома.
Всё это вызвано постоянной жизнью в онлайне и навыками постоянного нахождения в контакте с кем-либо. Дети стараются следовать общепринятым нормам поведения, более реалистично смотрят на жизнь и “откладывают” своё взросление.
Чем опасна зависимость от гаджетов?
Вроде бы не всё так страшно. Да, подростки живут с гаджетами, но сейчас такое время. Так чем же опасна зависимость ребёнка от гаджетов?
Основные опасностиможно разделить на2 группы: опасностьдля здоровьяи опасностьсоциально-психологическая.
Опасность для здоровья заключается в непосредственном воздействии гаджетов на организм. Работа гаджетов меняет работу мозга и саммозг. При постоянном взаимодействии с гаджетами происходит рассосредоточенностьвнимания, снижается объёмпамяти, так как отпадает необходимость удерживать в голове постоянно большие (а иногда уже и небольшие) объёмы информации. Зачем что-то запоминать, если это можно узнать в интернете за несколько секунд?
Постоянное использование гаджетов снижает качество и общую продолжительность сна. Подростки спят со своими телефонами рядом с подушкой практически все, без исключения. Использование соцсетей, мессенджеров и прочего вызывает страх пропустить что-то “важное” или не увидеть чью-то “важную” новость. Это заставляет проверять сообщения и свои страницы в соцсетях постоянно. Исследования показали, что подавляющее большинство пользователей (около 80 %) проверяют свой телефон непосредственно перед сном и сразу после пробуждения.
Они проверяют сообщения и обновления даже ночью. Постоянное внутреннее напряжение мешает полноценному сну и не даёт возможность заснуть вовремя. Наши глаза особенно чувствительны к синему свету, который излучают экраны современных устройств. Поэтому после использования гаджетов перед сном человеку (а подростку особенно) сложно уснуть, а если он и засыпает, то сон его очень беспокойный.
Помимо всего сказанного, предпочтение мобильной связи общению со сверстниками приводит к изменению физической активности. Снижение живого общения приводит часто к ростудепрессивныхсостояний. Опрос показал, что подростки, которые проводят больше времени за экраном телефона, считают себя более несчастливыми, чем те, которые больше времени занимаются “неэкранной” деятельностью.
Опасность социально-психологическая заключается в том, что в сети вы не можете защитить своего ребёнка от нежелательных контактов, не можете проконтролировать получаемую им информацию и не знаете точно с кем именно общается подросток. В социальных сетях, на форумах подростки могут подвергаться кибербуллингу. Не все могут адекватно противостоять агрессивному воздействию и защищать себя в сети. Зачастую подростки беззащитны перед оценкой окружающих, которая выливается на их страницы и комментарии к их фото, постам, блогам, заметкам.
Подросток может подвергаться воздействию жестокой и агрессивной рекламы в интернете, рассылкам разного рода, просмотру видео, фото или получению иной информации нежелательного содержания.
Необдуманно размещённая личная фотография, необдуманный комментарий легко могут привести в шантажу автора.
Доверчивые дети и подростки могут вступать в разные группы, известные среди взрослых как “группы смерти“. В этих группах дети играют в некие “игры”, в которых им “куратор” даёт разные задания, а ребёнок их выполняет и отчитывается. Для ребёнка эта игра, которая зачастую может привести к суициду.
Как же определить зависимость от телефонов и смартфонов, иных гаджетов?
Зависимость от телефона – это непреодолимое желание человека пользоваться устройством практически все время.
У каждого из нас есть знакомый, который, даже общаясь с другим человеком, не выпускает из рук телефон. Иногда из-за гаджета он может потерять смысл разговора, т. к. практически не слышит, о чем его спрашивают. Возможно, вы сами замечали, что, забывая свой телефон дома, вы готовы пойти на все, лишь бы вернуться домой и забрать его. Если вышеуказанные признаки присущи вам, можно сделать вывод, что зависимость от гаджетов вас уже поразила. Особенно явно проявляется зависимость от гаджетов у детей и подростков, т. к. помимо связи телефон обеспечивает их играми, видеокамерой, фотоаппаратом, компьютером и т. д.
Среди основных признаков наличия мобильной зависимости у подростка можно назвать:
-тягу к новой информации;
- желание постоянного обновления источника зависимости;
- галлюцинации.
Тяга к новой информации проявляется в том, что ребенок постоянно берет в руки телефон, чтобы проверить, не позвонил ли ему кто-либо, не пришло ли новое сообщение в соцсетях или смска. Подросток желает как можно скорее ответить своему собеседнику, так мобильная связь постепенно заменяет реальные встречи.
Зависимый от телефона человек старается следовать мировым тенденциям и менять старую модель на новый, усовершенствованный аналог. Обычно для этого нет необходимости, т. к. телефон работает без перебоев. Так подростки и дети хотят выделиться из толпы и лишний раз продемонстрировать свой социальный статус.
Очередным проявлением зависимости от гаджетов является наличие галлюцинаций. У детей часто возникает ощущение, что звонит их телефон, даже если он выключен. Все эти признаки могут говорить о том, что ваш ребенок или вы сами являетесь зависимым от мобильного телефона, смартфона, айфона и т.п.
По результатам анкетирования обучающихся 5-9 классов почти 58% детей испытывают страх, нервничают и переживают, когда у них садится аккумулятор, и они не имеют возможности использовать все функции, предоставляемые телефоном.
Почти 50% призналась, что для ликвидации вероятности полной разрядки телефона они всегда носят с собой зарядку. И практически все опрошенные сказали, что они берут с собой телефон даже в туалет и ванную комнату.
На вопрос, раздражаетесь ли вы, когда не видите свой сотовый телефон, ответили: да - 15%, нет –40%, иногда 45%.
На вопрос, пытались ли вы отказаться от частого использования телефона, ответили да – 8%, нет – 92%.
Вы можете отключить телефон во время урока(не оставлять на беззвучном режиме)? Ответили да –28%, нет –72%.
На вопрос: Вы хотите, чтобы у вашего телефона был самый модный дизайн и украшения? ответили да –32%, нет – 18%. не имеет значения –50%.
На вопрос Вы можете вспомнить на память хотя бы один телефонный номер, не полагаясь на список контактов в телефонной книге? ответили
не помню –68%, только важные (родители, телефон мамы)–32%
На вопрос: Вы часто проверяете мобильник - не пропустили ли вы звонок или сообщения?, ответили да–91%, нет –9%.
О затратах на сотовую связь большинство опрошенных не имеют представления, т.к. оплачивают сотовую связь родители.
63% опрошенных отдают предпочтение сообщениям в соц.сетях и предпочитают общение через звонки 37%.
Большинство родителей, по мнению детей, негативно относятся к увлеченности детей гаджетами (ругают, запрещают, не кладут деньги на телефон) - 63%, 20% родителей не видят ничего плохого в этом, 17% обучающихся написали, что родители не одобряют занятия ребенка с телефоном.
Вывод: зависимость от гаджетов и у наших детей и подростков уже имеется. Психологи сравнивают подобную зависимость с алкоголизмом, т. к. люди, страдающие ею, так же, как и алкоголики при отсутствии спиртного, начинают паниковать и искать выход из ситуации, чтобы как можно скорее привести телефон в рабочее состояние. У них в подобных ситуациях могут наблюдаться чрезмерная нервозность и возбужденность, злость при разрядке телефона, страх за то, что батарея может сесть в любой момент.
В чем причины возникновения телефонной зависимости?
Существует множество причин, по которым может возникнуть зависимость от подобных устройств. Одной из таких является страх ребенка остаться наедине без привычного общения. Смартфон, телефон является источником общения. С помощью этого аппарата подростки обмениваются новостями в соцсетях.
Еще одной причиной возникновения зависимости является стремление быть нужным. Многие подростки ведут свои каналы на ютубе и стараются заработать максимум лайков и одобрительных комментариев. Для получения всего этого необходим мобильный телефон.
Нужно ли отучать детей и подростков от гаджета?
Большинство родителей обеспокоены постоянным взаимодействием подростков и телефона. Первое действие, которое зачастую предпринимают родители для минимизации зависимости от телефонов, планшетов – это запрет на взаимодействия подростка и гаджетов. Родители лишают ребенка гаджета, при этом сами продолжают их активное использование и не предлагают подростку никакой альтернативы. Можно ли наказать подростка за чрезмерное увлечение гаджетами, отобрав у него телефон или планшет?
Путь в корненеверный. Подросток найдёт способ использования телефона (просмотр совместно с друзьями в школе, игры на гаджетах друзей, в конечном итоге, разблокировка телефонов родителей и их использование). Родители не понимают, что многие из подростков научились пользоваться смартфонами и планшетами раньше, чем научились ходить и говорить, и для них гаджет – такая же часть мира, как для их родителей, например, телевидение, радио или книги. Для ребёнка большая часть общения с внешним миром происходит именно через гаджет, и забрав его у ребёнка, вы по фактулишаете ребенка общения, изолируете его от общества.
Задача родителей, не запретить, а объяснить правила безопасного использования телефона, смартфона, планшета и любого гаджета.
Расскажите своим детям о правилах безопасности в сети, научите их безопасному взаимодействию в социальных сетях и форумах.
Для того чтобы подросток избавился от зависимости, следует убедить его задуматься о последствиях, которые могут возникнуть при частом пользовании мобильного устройства.
При участии вашего ребенка в социальных группах, группах сомнительного характера, типа групп смерти, обязательно объясните ему, что всегда нужно задавать себе вопрос –зачем мне это делать? Почему я должен это делать? Кто этот человек, который меня просит это сделать?И много-много других вопросов. Главное – научить ребенка анализировать поступающую информацию и задавать вопросы возможно, неудобные для лиц, провоцирующих вступление в подобные группы, но это поможет обезопасить ребенка.
Живое общение никогда не заменить аналогом, поэтому чаще разговаривайте с детьми.
Так можно ли избежать зависимости? Ответ, на мой взгляд, очевиден –избежатьгаджетов невозможно. А вотминимизировать возникновение зависимостиот них и их воздействие – можно.Используйте телефоны в качестве помощников! Для начала поймите, что телефон и любой другой гаджет в жизни их ребёнка -такое же естественное явление, как телевидение или радио в мире родителей. Подростки “родились со смартфонами в руках”. Исходя из этого, приходит понимание, что взаимодействовать с подростками нужно по-другому. Учить их тоже нужно по-другому. Множество проблем современной педагогики растёт из непонимания особенностей современного взаимодействия подростка и мира.
Подросткиболезненно отреагируют на запрет гаджета, но нааргументированное ограничение временииспользованиямогут пойти весьма спокойно.
В интернете вы найдёте множество игр, способных увлечь как ребёнка, так и подростка не только обычными онлайн играми, но ииграми для ума.
Также можно использовать приложения с дополненной реальностью для обучения, например, анатомии человека, животного и любого органа в виртуальной реальности.
Если вы хотите оторвать ребёнка от телефона, то вам нужно самому стать своеобразным оффлайн другом, собеседником, с которым ребенок будет общаться. Что можно предложить на замену телефона детям?
Конструкторы. Сейчас в продаже есть множество разнообразных конструкторов: от наборов робототехники и моделирования дронов до деревянных конструкторов, моделирующих механизмы.
Наборы для постройки домов, печей, замков и пр. – из кирпичей и брёвнышек. Развивают мелкую моторику и воображение.
Настольные игры. Да, да!!! Но только с увлечёнными игроками, которые заменят общение в онлайне.
Наборы для творчества. Все дети любят творить и делать что-то своими руками, а особенно, если это потом радует их родителей.
Подводя итог можно сказать: телефоны– не враги, телефоны– не друзья. Они – часть мира ваших детей.
Примите их и обратите себе на пользу. Станьте другом и собеседником своему ребёнку, и вы увидите, что общение с телефоном станет меньше.
Подростки поколения Z по-другому воспринимают информацию. Научитесь говорить с ними на одном языке, и проблемы с зависимостью от телефонов и иных гаджетов существенно снизятся или исчезнут совсем.
И помните Телефон для человека, а не человек для телефона!
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×