Тема: «Детское экспериментирование» Экспериментальная деятельность у детей старшей группы

Автор: Бушуева Евгения Владимировна

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение  

детский сад №10 «Ручеёк» комбинированного вида 

города Искитима Новосибирской области

 

 

 

 

 

 Тема: «Детское экспериментирование»

 

Экспериментальная деятельность у детей

 старшей группы 

№2 «Радуга».

 

Воспитатель: Бушуева Евгения Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

2015 год

 

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- познакомить детей с экспериментальной деятельностью;

Развивающие задачи:

- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

- развитие познавательного развития интереса детей в процессе экспериментирования.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

- вызывать радость открытий полученных из эксперимента;

- воспитывать умение работать в коллективе.

 

 

Ход:

В: Здравствуйте ребята. Я рада вас всех видеть. 

Ребята, скажите, пожалуйста, а вы знаете передачу, которая называется «Галилео»? 

Д: (ответы детей).

В:  Это научно-развлекательная программа, которая состоит из самых разных вопросов на научно-популярные темы. «Галилео» не боится никаких запутанных вопросов. Благодаря этой программе отвечать на бесконечные детские вопросы не составляет труда.  Ребята, эта программа стала очень популярной и ее ведущий не успевает отвечать на все детские вопросы. Я решила помочь. Созвонившись с этой передачей, я предложила свою помощь, ответить на несколько вопросов. Сотрудники передачи приняли мою помощь, и дали мне несколько писем.

Ребята, так как мы с вами уже целый год занимаемся экспериментированием,  я предлагаю вам вместе со мной помочь найти ответы на вопросы детей. Согласны?

Д: Да.

В: Хорошо, тогда я предлагаю всем вам  пройти в нашу лабораторию, где мы и найдем ответы не вопросы. 

Д: (ответы детей)

В: В лаборатории происходит много интересных, загадочных, увлекательных  экспериментов. И сегодня мы свами в этом убедимся. Ребята, скажите, пожалуйста, кто работает в научных лабораториях?

Д: Профессора.

В: Правильно, но у каждого профессора есть помощники, кто помни, как их называют.

Д: Лаборанты.

В: Правильно ребята,  я буду профессором, а вы мои помощники

лаборанты.  Ну что ребята, готовы начать нашу работу в лаборатории? Для начала надо надеть форму, без неё в лабораторию входить нельзя. 

 

 (Дети надевают фартуки и проходят в лабораторию, где приготовлены интересные эксперименты).

 

 

 

 

В: Зачитываем первое письмо с вопросом.

 

«Уважаемая передача «Галилео», у меня такой вопрос, я очень люблю выращивать живые цветы, и мне нравится делать цветы из бумаги, но они не распускаются, что надо сделать с цветами, чтобы они распустились»?

 

В: Ну что ребята нам предстоит найти ответ на первый вопрос. Я предлагаю вам, выбрать к какому столу надо подайте, что поможет нам найти ответ.

 

(Дети выбирают стол, на котором стоит таз, наполнен водой).

 

Опыт 1:

 

Описание опыта: Вырежете  из бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутить лепестки к центру, чтобы получился бутон. 

 

В: Ребята, почему вы выбрали этот стол?

Д: На столе стоит ваза с водой, и лежат цветы.

В: Выберите себе по одному цветку.  Посмотрите, из чего сделаны цветы? 

Д: Из бумаги.

В: А если цветы из бумаги, то они какие?

Д: Бумажные.

В: Ребята, а сейчас давайте подумаем, что мы можем сделать, чтобы цветы распустились. Что нам для этого может помочь? 

Д: (Дети выполняют разные действия,  пробуют аккуратно опустить цветы на воду).

В: Что происходит? 

Д: Лепестки цветов начинают распускаться.

В: А как вы думаете, почему лепестки цветов распускаются?

Вывод:  Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки распускаются.

В: Ребята, какой ответ мы с вами напишем в письме на первый вопрос?

Д: (ответы детей).

В: Ну вот, уважаемые коллеги, с первым вопросом мы справились. Прочитаем второе письмо?

 

«Дорогая передача «Галилео», мне очень нравится вас смотреть потому, что я узнаю много нового и интересного, я очень люблю рассматривать звездное небо, мне нравятся звезды. У меня к вам вопрос, можете ли вы научить меня сделать звезду»?

 

В: Ну что ребята нам предстоит найти ответ на второй вопрос. Я предлагаю вам, выбрать к какому столу надо подайте, что поможет нам найти ответ.

 

(Дети выбирают стол, на котором лежат зубочистки деревянные, пипетки и контейнер с водой).

 

Опыт 2:

 

В: Ребята, посмотрите на этом столе лежат зубочистки. Какой же эксперимент можно провести с зубочистками? 

Д: (Ответы детей)

В: Так как я профессор, я предлагаю вам, сделать звездное небо. Но как же это сделать?

Д: (Ответы детей).

В: Уважаемые коллеги для начала я предлагаю из зубочисток сделать снежинку, посмотрите, как это делается.

Для этого надо разломать зубочистки пополам, но не до конца. Складываем зубочистки сломанными концами друг к другу, получаем импровизированную снежинку. 

(показ воспитателя, дети повторяют).

В: Ребята на столе у нас стоит вода, и лежат пипетки. Как вы думаете для чего это все? 

Д: (Ответы детей)

В: А попробуйте капнуть капельку воды в центр снежинки. 

(дети выполняют задание)

В: Ребята, что происходит?

Д: Палочки начинают передвигаться, перестраиваться, снежинка превращается в звезду

В: Ребята, а как вы думаете, почему из снежинки палочки перестроились в звезду?

Д: (предположения детей)

Вывод: По всем законам сухое дерево при попадании на него воды так же разбухает и становится более упругим.

В: Ну вот, со вторым вопросом мы тоже справились. Прочитаем третье письмо?

 

 

 

«Уважаемая передача «Галилео», скажите, пожалуйста, чем отличается газированная вода от негазированной  воды»?

 

В: Ну что ребята нам предстоит найти ответ на третий вопрос. Я предлагаю вам, выбрать к какому столу надо подайте, что поможет нам найти ответ.

 

(Дети выбирают стол, на котором стоят две одинаковые бутылки, но с разной водой газированной и негазированной, две пустых баночки и изюм).

 

Опыт 3:

В: Ребята, вы выбрали стол, на котором стоит: стеклянные баночки бутылка с газированной водой, и бутылка с негазированной  водой, а рядом лежит изюм.  Что же интересного здесь? 

Д: (Ответы детей).

В: Попробуем разобраться, чем отличается газированная вода от негазированной. Что будем делать? 

(Для начала дети пробуют открыть бутылки).

В: Что происходит?

Д: Бутылка с газированной водой начинает шипеть, а с негазированной водой нет. 

(Затем наливают воду из одной и другой бутылки в баночки).

В: Хорошо, что мы видим?

Д: Газированная вода пузыриться, а негазированная вода нет.

В: Ребята, посмотрите, рядом с водой стоит тарелочка с изюмом, что мы можем увидеть и узнать интересного при помощи изюма.

Д: Попробуйте бросить изюм в воду.

 (Дети выполняют задание)

В: Что происходит? 

Д: Изюм начинает прыгать в газированной воде то вверх, то вниз. А в простои воде он опустился на дно.

В: А как вы думаете, почему это происходит?

Д: (предположения детей).

Вывод: Изюм тяжелее воды и он опускается на дно стакана. Но на него тут же начинают садиться пузырьки газа (а  пузырьки это воздух), это маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что изюм всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. И изюм снова опустится на дно. Здесь он снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Пока вода не выдохнется, изюм будет тонуть и всплывать.

В: Ну вот, с третьим  вопросом мы тоже справились. Какие вы молодцы!

Прочитаем следующее  письмо?

 

 

 

 

«Дорогая передача мы музыканты, путешествуем по разным городам и странам, играем разную музыку на музыкальных инструментах  веселую и грустную. Но нам бы хотелось узнать, можно ли играть музыку на чем-то другом, кроме музыкальных инструментах. Может ли ваша передача помочь нам»?

Опыт 4:

В: Ребята, я хочу вам показать, что музыку можно играть не только на музыкальных инструментах, а ещё очень необычным способом.

Смотрите на столах стоят бокалы, наполненные  обычной водой. Смочив края бокала и нажимая на них то сильнее, то слабее вы сможете получить звук. У  вас у всех в бокалах разное количество воды и поэтому звук тоже будет разный. Если вы выполните все правильно, то бокал будет издавать мелодичный звук.

(дети выполняют задание)

Какая красивая музыка у вас получилась.  Вы настоящие музыканты.

 

В: Ну вот, с четвертым вопросом мы тоже справились. 

Ну что уважаемые коллеги, мы с вами  ответили на вопросы из писем, помогли передаче «Галилео».  Сейчас нам надо зарисовать все проведенные опыты и отправит на передачу. 

(Дети проходят за столы, каждый ребенок выбирает тот эксперимент, который ему понравился, зарисовывает и запечатывает в конверт).

В: Большое спасибо за работу, мне очень приятно было проводить с вами эксперименты.

(Дети выходят их лаборатории снимают фартуки, делятся своими впечатлениями).

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x