Тема: «Хитрый звук играет в прятки» ☼
Автор: Толшина Марина Владимировна
Факультативное занятие по курсу «Тайны звуков и букв»
Тема: «Хитрый звук играет в прятки»
2 «А» класс
Учитель: Толшина М.В.
2010 – 2011 уч.год
Тема: «Хитрый звук играет в прятки»
Цели: организовать деятельность учащихся по применению знаний по теме « Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака»;организовать деятельность учащихся по умению определять в словах, когда звук [й'] обозначается буквой, а когда «прячется» в буквах е,ё,ю,я; способствовать познавательной активности учащихся, интересу к русскому языку.
Оборудование: карточки с текстом, рисунки на тему «Цирк», иллюстрации, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе.
Ход занятия
1.Организационный момент
Мне в сердце запали уроки,
Когда я впервые постиг
Зовущий, как мир , и широкий
Чарующий русский язык.
- А мы с вами будем знакомиться с тайнами русского языка, чтобы также наслаждаться красотой и уникальностью .
2. Игровой момент. Актуализация ранее изученного материала.
- Сегодня у нас в гостях Незнайка. Он приготовил много разных заданий , в которых сам не смог разобраться.
[э] [д'] [н'] [а] [п'] [т'] [э] [м'] [с']
- Составьте из звуков слова. Какая буква обозначает мягкость согласных звуков, а сама звука не имеет? Какое слово лишнее? Можно ли переносить эти слова? Придумайте ещё слова с мягким знаком на конце слова.
( олень, лебедь,тень,лень,восемь, девять, лошадь, медведь, конь, огонь, руль, путь)
Он очень вежлив, Мягкий знак,
Не любит споров он и драк.
Он в слове мать и в слове дочь,
И в тихом лунном слове ночь.
Чтоб никого не огорчить,
Он всё старается смягчить:
Исправь – исправьте!
Оставь – оставьте!
Так мягко просит Мягкий знак,
Что отказать нельзя никак.
На доске записаны слова: лошадь, лебедь, мальчики, пальчики,друзья.
- Посчитайте звуки и буквы. Объясните, почему количество не совпадает. Найдите слово, где все согласные звуки мягкие. Какие гласные этому способствуют?
3. Проблемная ситуация.
- Какое слово на ваш взгляд лишнее, почему? Игра «Помоги Незнайке». Незнайка в словах так посчитал звуки и буквы:
Вьюга – 5 б. 5 зв. Пояс – 4 б. 4 зв. Ель – 3б. 3 зв.
- В чём он ошибся? Определите тему нашего занятия.
4. Ознакомление учащихся с полезной информацией о звуке [й']
- В русском языке есть хитрющий звук. Он выделяется среди всех звуков. Главное отличие его в том, что на письме он может обозначаться разными буквами. В некоторых случаях он обозначается буквой й .Тогда его хорошо видно, например: майка, лейка, мой.
Но чаще всего он скрыт в буквах е, ё,ю,я и иногда в букве и. Чтобы его найти , приходится внимательно вслушиваться в слово, например: ёрш - [й'о]рш, читают - чита[ й'у] т. Когда буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова, в середине слова после гласных , тогда в них прячется звук [й'] и они обозначают по два звука.
Являясь согласным , звук [й'] не может стоять после согласных. Как только [й'] оказывается после согласных, то на письме появляются разделительный знак – либо ъ, либо ь, который подсказыает, что в буквах е, ё,ю,я «прячется» звук [й'].
Мини - исследование
- Этого не знал наш Незнайка, давайте поучим его находить этот звук в словах.
Не давали буквам дело.
Им безделье надоело,
Надоело им скучать
И пошли озорничать.
Определите , в каких словах озорничает звук [й']?
5.Музыкальная минутка.
6. Этап закрепления.
Самостоятельная работа. Карточки с напечатанным текстом.
- Найдите в этом тексте и подчеркните слова с «хитрющим» звуком [й'].
Илья и Петя любят ходить в цирк. На арене выступает обезьянка. На ней нарядное платье. Мартышка прыгнула на лошадь. В зале смех и веселье.
Запишите эти слова в тетрадь.
Беседа по иллюстрациям на тему «Цирк».- Как называется площадка для выступлений в цирке? Как называют артиста работающего с животными? Каких животных вы видели в цирке? Кто такой иллюзионист? Какой артист цирка поднимает настроение публике и заполняет паузы? Как называется перерыв ?Каких ещё артистов вы цирка вы знаете?Проверка выполнения работы. Составление предложений с выражениями. Разыгрывание ситуаций с использованием в речи этих выражений.
8. Рефлексия
9. Итог занятия.- Какой звук часто «прячется»? Как его обнаружить в словах? Какие буквы подскажут нам о его нахождении в слове? С каким настроением вы уходите ?