Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Тема: «Хитрый звук играет в прятки» ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Толшина Марина Владимировна

 

                                                   Факультативное занятие по курсу «Тайны звуков и букв»

                    Тема: «Хитрый звук играет в прятки»

                                             2 «А» класс

                                           Учитель: Толшина М.В.                  

                                           2010 – 2011 уч.год

Тема: «Хитрый звук играет в прятки»

Цели: организовать деятельность учащихся по применению знаний по теме « Обозначение мягкости согласных  с помощью мягкого знака»;организовать деятельность учащихся по умению определять в словах, когда звук [й'] обозначается  буквой, а когда «прячется» в буквах е,ё,ю,я; способствовать познавательной активности учащихся, интересу к русскому языку.

Оборудование: карточки с текстом, рисунки на тему «Цирк», иллюстрации, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе.

                                  Ход занятия

1.Организационный  момент

    Мне в сердце запали уроки,

    Когда я впервые постиг

   Зовущий, как мир , и широкий

   Чарующий русский язык.

- А мы с вами будем знакомиться с тайнами русского языка, чтобы также наслаждаться красотой и уникальностью .

2. Игровой момент.  Актуализация  ранее изученного материала.

- Сегодня у нас в гостях Незнайка. Он приготовил много разных заданий , в которых сам не смог разобраться.

[э] [д'] [н']        [а] [п'] [т']        [э] [м'] [с']

- Составьте из звуков слова. Какая буква обозначает мягкость согласных звуков, а сама звука не имеет? Какое слово лишнее? Можно ли переносить эти слова? Придумайте ещё слова с мягким знаком на конце слова.

( олень, лебедь,тень,лень,восемь, девять, лошадь, медведь, конь, огонь, руль, путь)

                Он очень вежлив, Мягкий знак,

                Не любит споров он и драк.

               Он в слове мать и в слове дочь,  

               И в тихом лунном слове ночь.

               Чтоб никого не огорчить,

               Он всё старается смягчить:

              Исправь – исправьте!

             Оставь – оставьте!

              Так мягко просит Мягкий знак,

             Что отказать нельзя никак.

На доске записаны слова: лошадь, лебедь, мальчики, пальчики,друзья.

- Посчитайте звуки и буквы. Объясните,  почему количество не совпадает.  Найдите слово, где все согласные звуки мягкие. Какие гласные этому способствуют?

3. Проблемная ситуация.

- Какое слово на ваш взгляд лишнее, почему? Игра «Помоги Незнайке». Незнайка в словах так посчитал звуки и буквы:

 Вьюга – 5 б. 5 зв.   Пояс – 4 б. 4 зв.    Ель – 3б. 3 зв.

- В чём он ошибся? Определите тему нашего занятия.

4. Ознакомление  учащихся с полезной информацией о звуке [й']

- В русском  языке есть хитрющий звук. Он выделяется среди всех звуков. Главное отличие его в том, что на письме он может обозначаться разными буквами. В некоторых случаях он обозначается буквой й .Тогда его хорошо видно, например: майка, лейка, мой.

 Но чаще всего он скрыт в буквах е, ё,ю,я  и иногда в букве и. Чтобы его найти , приходится внимательно вслушиваться в слово, например: ёрш - [й'о]рш,  читают - чита[ й'у] т. Когда буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова, в середине слова после гласных , тогда в них прячется звук [й'] и они обозначают по два звука.

Являясь согласным , звук  [й'] не может стоять после согласных. Как только [й']  оказывается после согласных, то на письме появляются разделительный знак – либо ъ, либо ь, который подсказыает, что в буквах е, ё,ю,я   «прячется» звук   [й'].

Мини - исследование

- Этого не знал наш Незнайка, давайте поучим его находить этот звук в словах.

Не давали буквам дело.

Им безделье надоело,

Надоело им скучать

 И пошли озорничать.

Определите , в каких словах озорничает звук [й']?

                          5.Музыкальная минутка.

6.  Этап  закрепления.

Самостоятельная работа. Карточки с напечатанным текстом.

- Найдите в этом тексте и подчеркните слова с «хитрющим» звуком [й'].

         Илья и Петя любят ходить в цирк. На арене выступает обезьянка. На ней нарядное платье. Мартышка прыгнула на лошадь. В зале смех и веселье.

Запишите эти слова в тетрадь.

Беседа по иллюстрациям на тему «Цирк».- Как называется площадка для выступлений в  цирке? Как называют артиста работающего с животными?  Каких животных вы видели в цирке? Кто такой иллюзионист? Какой артист цирка поднимает настроение публике и заполняет паузы? Как называется перерыв ?Каких ещё артистов вы цирка вы знаете?Проверка выполнения работы. Составление предложений с выражениями. Разыгрывание ситуаций с использованием в речи этих выражений.

8. Рефлексия

                 9. Итог занятия.- Какой звук часто «прячется»? Как его обнаружить в словах? Какие буквы подскажут нам о его нахождении в слове? С каким настроением вы уходите ?

Пожалуйста, подождите.
x
×