Тема патриотизма в музыке русских композиторов

Автор: ШеШепелева Нина михайловна

 

Тема патриотизма

в музыке

 русских композиторов

 

 

 

 

 

 

МБОУ «Средняя школа №17»

Учитель музыки  Шепелева Н.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели урока:

·         Образовательные:

o    усвоить термины: «кантата», «контраст», «музыкальная живопись», «живописная музыка», «выразительность и изобразительность», «музыкальный образ»;

o    оценить  значение творчества великого русского композитора С. Прокофьева в  воплощении целостного образа русского народа как защитника Родины;

o    провести анализ музыкальной формы,  используя выразительные средства музыки: темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика. 

·         Развивающие:

o    формировать умения и творческие навыки каждого ученика;

o    прививать бережное отношение к истории своего народа;

o    показать многомерность и гармоничность различных видов искусства  для создания образов Александра Невского, Михаила Кутузова, Ивана Сусанина.

·         Воспитательные:

o    пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества;

o    воспитывать чувство взаимовыручки и ответственности среди учащихся.

Тип урока: обобщающий интегрированный урок.

Средства обучения:

·         Музыкальный центр

·         Телевизор, DVD, CD.

·         Репродукции картин русских художников

Виды деятельности на уроке:

1.Пение
2. Прослушивание музыки
3. Анализ фрагментов музыкального произведения
4.Показ картин
5. Просмотр видеофильма
6. Закрепление ключевых понятий
7. Работа с музыкальными терминами

8.Доклады учащихся

9 Результаты исследовательской работы

10.Рефлексия

 

      .
Дети:

Под большим шатром

Голубых небес-

Вижу-даль степей

Зеленеется…

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася…

(сопровождается слайдами : поле, мост через Волгу, город Ульяновск)

 

Учитель: Вы любите свои город?

Д: да.

У: тогда вы патриоты.

Что же такое патриотизм?(ответы детей)

 

Ребята, а вы  догадались о чем пойдет сегодня речь на нашем обобщающем уроке?

Д: о патриотизме.

У: Правильно. ( сообщение темы) «Тема патриотизма в музыке русских композиторов»

Я предлагаю исполнить песню «Святая Россия»    ( исполнение)

 

Показ портрета Александра Невского. (Корин)

У: чей портрет вы видите?

Д: А.Невский

У: с каким историческим событием связан этот герой?

Д: Невская битва, победа над шведами 1240-1242 г.г.

У: в каком музыкальном произведении отражено это событие?

Д: кантата «Александр Невский»

У: что такое кантата?

Д: произведение для хора, солистов и симфонического оркестра.

У: 13 век. Русь угнетенная, величавая,  скорбная. Давайте прослушаем фрагмент 4 части

« Вставайте, люди русские»

Вопросы:

-какой характер и настроение передает музыка?

- образ какой Руси возникает в вашем сознании?

- какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для создания этого образа?

 

               Хор. «Вставайте, люди русские»- слушание.

Анализ музыкального произведения.

Д: - музыка встревоженная, это призыв к бою за русскую землю.

      - средства  музыкальной выразительности : - мелодия отрывистая

                                                                               - интонация призывная

                                                                               - темп быстрый

                                                                               - лад минорный

                                                                               - динамика громкая

                                                                               - тембр- смешанный хор, симфонический оркестр

Слайд из к/ф «Александр Невский».  Музыка создает героический образ, Русь встает перед нами героическая.

 

Слайд «Иван Сусанин в лесу».

У: в каком произведении  русского композитора воспевается красота подвига костромского крестьянина во имя Родины, проявление силы и благородства?

Д: Глинка, опера  «Иван Сусанин» .

У: с каким событиями связана эта опера?

Д: польско-шведская интервенция 1613 г.

У: давайте послушаем «арию Сусанина».

Вопросы:

- что такое ария?

- какой образ создает музыка?

- какой характер и настроения?

- каким средствами музыкальной выразительности рисует Глинка образ Сусанина, защитника Родины?

Слушание- ария Сусанина.

Анализ произведения. (Дети заполняют карточки с таблицей средств музыкальной выразительности в графе «Ария Сусанина»)

Д: в арии передается красота и скорбно- мужественный характер мелодии.

- передаются глубокие переживания героя

Слайд «Памятник Сусанину».

У: чем заканчивается опера?

Д: большой финальной сценой, хором «Славься!»

У: как звучит хор?

Какое настроение передает музыка?

Д:  излучает свет

- передает торжество и ликование народа

- колокольный звон придает еще большее величие подвига русского крестьянина.

Вывод: Нравственная сила подвига в том , что он превозмог страх смерти. Для него нет другого выбора. Он выбрал спасение Москвы ценою собственной жизни.

В 1967 году в г. Костроме был установлен памятник Сусанину . И земляки чтят память о нем.

У: кто из полководцев своим примером показал преданность Родине? И в какой музыкальном произведении отразилось это событие? О каком событии идет речь?

Д: война 1812 г. Опера С. Прокофьева « Война и мир».

Это герои Михаил Кутузов.

У: в какой момент он поет свою арию?

Слайд «Совет в Филях».

Д: когда было принято  решением советом в Филях оставить Москву без боев. Давайте вспомним «Арию  Кутузова».

- какое настроение передает музыка?

- какой образ она создает?

- какими средствами музыкальной выразительности рисует портрет Кутузова?

«Ария Кутузова» - слушание.

Анализ. Заполнение таблицы с.м.в. в графе «Ария Кутузова».

У: в чем различия образов Сусанина и Кутузова?

Сусанин скорбя  идет на гибель один.

Кутузов ведет войско в бой и уверен в победе над врагом.

В чем сходства этих двух образов?

Герои размышляют о судьбах Родины, спасении Москвы.

 

    Тема патриотизма была и остается актуальной во все времена. И героическому подвигу всегда есть место в жизни.

Предлагаю послушать выступление ученика о подвигах людей во время Великой Отечественной войны, об их патриотизме.(Выступление ученика)

У: давайте вспомним недавнее событие, произошедшее в Беслане 1 сентября 2004 г.

Слайд «Беслан. 1 сентября 2004 г.»

Слайд «Памятник Д.Разумовскому, командиру штурмовой группы»

Выступление ученика.

 

На предыдущих уроках мы проводили исследовательскую работу на тему «Патриотизм» и сейчас слово для озвучивания   результатов работы предоставляется члену исследовательской группы.

Справка . По результатам выяснено, что большинство учащихся считают, что патриотизм- это любовь к своей Родине, патриотами же себя считают 87% из опрошенных. 89% учащихся никогда бы не уехали из своей родной страны. В армию из мальчиков собираются 92 % и даже, возможно, из девочек 35 %. Зато защищать Россию в случае опасности готовы практически все ребята.

 Количество учеников во время исследования- 23 человека. Из них 14 девочек и 9 мальчиков.

             Действительно, когда мы вместе , мы – великая сила.

Рефлексия:

1 ряд. Сегодня на уроке я узнал…

2 ряд.  Сегодня на уроке мне понравилось…

3 ряд. Сегодня на уроке меня удивило…

( ответы детей)

На этом наш урок заканчивается и давайте исполним песню.

«Сто церквей»- исполнение.

Спасибо за урок!

 

 

 

 

                                                   Приложение

Слайды:

·         Поле

·         Мост через Волгу

·         Город Ульяновск

·         Васильки

·         А.Невский (Корин П.Д.)

·         А.Невский из к/ф

·         И.Сусанин в лесу

·         И.Сусанин. Памятник в Костроме ( В.И. Демут- Малиновский)

·         Совет в Филях (А. Кившенко)

·         Беслан.

·         Памятник Д.Разумовскому в Ульяновске (В.Кириллов)

·         Ромашки в поле

 

Тексты песен :

1.      Святая Россия (Ж.Колмагорова)

2.      Сто церквей ( В.Морозов)

 

 

 

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга

Подпишитесь на последние новости сайта!

Пожалуйста, подождите.
x