Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
ВКонтакте Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Тенденции развития учебных процессов в 2025 году | Жадигерова О.Ж. Косаумасова А. Работа №375945

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Учебные процессы в 2025 году претерпевают существенные трансформации под влиянием технологических и социальных факторов. В этой статье анализируются главные тенденции: интеграция генеративного ИИ, адаптивное и смешанное обучение, акцент на обучение навыкам, расширение роли мобильных и микроформатов обучения, а также универсальный дизайн обучения. Рассматриваются вызовы, возможности и рекомендации для образовательных институтов, стремящихся идти в ногу с изменениями.

 

 

Тенденции развития учебных процессов в 2025 году

Жадигерова О.Ж.

Доцент кафедры «Финансы и учет»

Косаумасова А

Докторант 1-курса по спец «Финансы»

 

Аннотация: Учебные процессы в 2025 году претерпевают существенные трансформации под влиянием технологических и социальных факторов. В этой статье анализируются главные тенденции: интеграция генеративного ИИ, адаптивное и смешанное обучение, акцент на обучение навыкам, расширение роли мобильных и микроформатов обучения, а также универсальный дизайн обучения. Рассматриваются вызовы, возможности и рекомендации для образовательных институтов, стремящихся идти в ногу с изменениями.

В современную эпоху образовательные процессы постепенно отходят от классической модели «лектор слушатель» и трансформируются в более гибкие, интерактивные и персонализированные формы. Уже к 2025 году наблюдается активное внедрение технологий и педагогических практик, способствующих более эффективному и адаптивному обучению.

Вместе с тем учебные процессы всё активнее переходят к смешанной и гибридной форме. Комбинация офлайн- и онлайн-активностей позволяет разнообразить методы обучения, дать студентам свободу выбора формата, повысить доступность. Гибридные модели способствуют устойчивости образовательной системы к внешним шокам (например, локдаунам) и позволяют адаптироваться к индивидуальным условиям учащихся.

Большое внимание уделяется адаптивному обучению: системы, способные на основе анализа пользовательских данных изменять сложность, последовательность тем, виды упражнений, скорость подачи материала. Это позволяет избегать перегрузки или скуки, поддерживать оптимальный «золотой» уровень вызова для каждого учащегося.

Также усиливается ориентация на навыки будущего: не просто передача фактов, а развитие критического мышления, решение комплексных задач, креативность, умение работать в команде, цифровая и медиа-грамотность. Учебные процессы проектируются так, чтобы учащиеся могли применять знания на практике через проекты, задания по решению реальных проблем, сотрудничество с внешними партнерами.

Микрообучение и учебные модули малой продолжительности становятся всё более популярными. Короткие видео, интерактивные задания, фрагменты для «быстрого усвоения» знаний всё это позволяет внедрять обучение в повседневную жизнь и делает его более гибким.

Мобильные технологии (m-learning) продолжают играть важную роль: возможность учиться в дороге, в ожидании, через смартфоны и планшеты расширяет границы учебного процесса.

Наконец, универсальный дизайн обучения (UDL, Universal Design for Learning) становится не просто теоретической концепцией, а практической стратегией проектирования учебных сред так, чтобы они были максимально доступны и адаптируемы к разнообразным стилям, потребностям и способностям учащихся.

Однако внедрение этих тенденций сопровождается рядом вызовов. Во-первых, цифровое неравенство: не у всех учащихся и преподавателей есть равный доступ к устройствам, качественному интернету или технической поддержке. Во-вторых, необходимость подготовки педагогов: новые технологии требуют, чтобы учителя обладали не только предметной экспертизой, но и грамотностью в сфере ИИ, данных и дизайна учебных сред. В-третьих, вопросы этики, приватности данных, авторства и ответственности за контент, созданный ИИ.

Для успешного развития учебных процессов образовательным организациям рекомендуется: создавать инфраструктуру и техническую поддержку, внедрять профессиональное развитие преподавателей, развивать культуру экспериментирования и пилотных проектов, выстраивать политику надёжности и безопасности данных.

Сочетая технологические инновации с гуманистическим и инклюзивным подходом, можно создавать учебные процессы, которые не просто отражают запросы времени, но и формируют компетенции, необходимые для жизни в быстро меняющемся мире.

 

Литература

Chan, C.K.Y., &

Tsi

, L H.Y. «The AI Revolution in Education: Will AI Replace or Assist Teachers in Higher

Education?»

(2023).

arXiv

.

arXiv

Chakraborty, S.

Generative AI in Modern Education Society

.

(2024).

arXiv

.

arXiv

OECD.

Trends Shaping Education 2025

. OECD Publishing, 2025

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×