Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Теоретические аспекты использования национальных видов спорта в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста | Артеменко Елена Викторовна. Работа №239509

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Артеменко Елена Викторовна
В статье рассматриваются теоретические аспекты использования национальных видов спорта в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста. Автор особое внимание обращает на то, что национальные виды спорта влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. 

УДК 37.013

Протопопов Петр Михайлович

научный руководитель:

к.п.н. Артеменко Елена Викторовна

Чурапчинский государственный

институт физической культуры и спорта

кафедра гуманитарных дисциплин

Теоретические аспекты использования национальных видов спорта в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста

В последнее время в школах Республики Саха (Якутия) наметилась прогрессивная тенденция совершенствования педагогического процесса путем его обогащения этническими традициями, что предполагает усвоение детьми национально-культурных ценностей, воплощенных в традиционном мировоззрении этноса. «Концепция обновления и развития национальных школ в РС (Я)» отмечает, что знание родного языка, уважение культуры этноса, устного народного творчества обеспечивает процветание якутов. [3]

В настоящее время изучение национальной культуры в республике Cаха (Якутия) и в России приобретает свою актуальность. Формирование их нравственной культуры, становление каждого дошкольника духовно богатой, творчески активной, гармонически развитой, целостной личностью. В контексте происходящих сдвигов подтверждается, что якутский народ, в основном, сохранил свои традиции и национальную культуру, представляющий значительный ресурс для нравственного воспитания подрастающего поколения.

Для традиционного воспитания народная педагогика, сложившаяся исторически у разных народов и представляющих ядро, стержневую идею его мудрости, и должно стать основой создания этнопедагогики как науки о сущности народного воспитания и способа его использования в современных условиях. [4]

Национальные виды спорта народа Саха, как вид спорта, родились в процессе трудовой деятельности, и очень рано стали представлять собой объективно - существовавшие средства физического воспитания. С развитием национальной культуры народа Саха появилась потребность осуществлять свои действия в более эмоциональной форме - в форму состязания в силе, ловкости, выносливости и т.д. [2]

На формировании самобытных видов спорта большое внимание оказали также природные, климатогеографические, производственные и другие особенности, в том числе и этнические. Примером этому может служить использование в состязаниях обязательных компонентов - аркана, нарт.

Традиционный образ жизни, жизнь в гармонии с природой - это не только прошлое человечества, но в значительной его части и будущее. В многовековом опыте народов, сохранивших себя в экстремальных условиях XXI века на своем этнографическом пространстве, ученые видят выход из экономического, экологического, психологического и нравственного кризиса индустриальной и урбанистической части человечества. Коренными народами Сибири, ведущими в большей части традиционный образ жизни на природе, накоплен бесценный опыт выживания в тяжелых для существования климатических условиях. Особо значимое место в нем занимает национальная культура якутов, и в первую очередь традиционные игры и игрушки. К сожалению, многовековая народная мудрость, азы воспитания детей народа Саха остаются все еще не использованными.

Якутская народная традиция воспитания передает нормы, составляющие ценностную основу жизни людей в их отношениях друг к другу и к родной природе, которая рассматривается человеком как особая персонификация себе подобного. Это обнаруживается в: стремлении прививать молодежи такие нравственные качества, как чувство глубокого уважения к людям, особенно к родителям и старшим, бескорыстное гостеприимство; проявлении взрослыми безграничной любви и уважения к личности ребенка и, как правило, отсутствии жесткости в методах; широком использовании возможностей трудового воспитания как способа передачи детям не только производственных навыков родителей, но и развития в них общечеловеческих деловых, интеллектуальных и нравственно-эмоциональных качеств; привитие с младенчества любви, привязанности к родным местам и на этой основе - бережного, мудрого отношение к животному и растительному миру, людям. [1]

В традиционном воспитании якутов система, обычаи и традиции становятся основой самовоспитания, самосовершенствования. Объективно они есть продукт культуры и традиций этнопедагогики, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания.

Исследователи этнической этнопедагогики едины в том, что преемственная связь организационно-воспитательной работы с лучшими рациональными традициями воспитания и обучения детей придает всей педагогической деятельности, осуществляемой в школе, так за ее пределами, необходимую стабильность, обеспечивает ее эффективность. Одна из особенностей национальных видов спорта способствуют развитию морально-волевых и физических качеств, приобретению навыков, необходимых в промысловой профессии. Умение профессионально метать, прыгать, бегать по лесным овражистым или горным участкам местности - это навык, который необходим и оленеводу, и охотнику и будущему воину.

Укреплению здоровья способствует возможность круглогодично заниматься национальными видами спорта.

Система традиционного физического воспитания способствует духовному обогащению личности, если:

а) воспитание является органической частью, естественным компонентом реальной жизни и осуществляется в процессе решения жизненных задач;

б) традиции, выступая в виде принципов, норм, идеалов, правил, создающих общественное мнение, вырабатывают определенные алгоритмы поведения человека, регламентирующие его жизнедеятельность;

в) ребенку прививается любовь, привязанность к родным местам, бережное, мудрое отношение к природе, животному и растительному миру, к людям своего края, все это развивает умственные силы, наблюдательность, умение анализировать явления природы [3]

Национальные виды спорта и народные игры являются неотъемлемой частью общей культуры любого народа. Возникнув в глубине столетий, национальные виды спорта пережили длительную эволюцию и возродились в новом качестве в наше время.

Их отличительными чертами являются прикладной характер, выработанный в процессе многовековой практики, органическая связь с трудовой деятельностью. Суровая природа Севера, тяжелые условия труда при занятии оленеводством, скотоводством, рыболовством, охотой в историческом развитии коренных народов Якутии привели к созданию уникальных спортивных состязаний, физических упражнений, самобытных игр. Состязания по национальным видам, основанные на мощных глубинных корнях, являясь плотью и кровью народной культуры, всегда пользовались большой популярностью.

Важной частью национального якутского праздника Ысыах издревле считаются спортивные состязания боотуров, традиционные праздники северных народов также не обходятся без спортивных игр. Победители прославлялись в народе, становились национальными героями, рассказы о них передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

В Якутии на основе экономических, социальных и культурных преобразований физическая культура и спорт стали важными факторами всестороннего развития личности.

В 70-80-е гг. XX века развивалась национальная борьба хапсагай, популярными являлись состязания, в основе которых были беговые и прыжковые упражнения. У северных народов сохранился обычай соревноваться в гонках оленьих упряжек, популярны состязания по имитации охоты на оленя. Национальные виды спорта наряду с общераспространенными стимулировали развитие массовой физкультуры и спорта высших достижений. В этот период произошли возрождение и становление на современной основе национальных видов спорта народов Якутии. [5]

У якутов распространены такие национальные виды спорта как масс тардысыы, якутские национальные прыжки: кылыы, ыстанга и куобах, хапсагай, а также различные традиционные игры.

Деление на виды спорта в основном сводятся к делению на единоборье и многоборье. К сожалению, большинство национальных упражнений, игр и видов спорта рассчитаны на лиц мужского пола и взрослую часть населения. Однако многие упражнения и игры модернизированы, облегчены и упрощены и с успехом могут применяться среди детей, в том числе и старшего школьного возраста.

К числу подвижных игр с участием большого количества детей и подростков можно отнести групповую борьбу хапсагай. Такие баталии обычно проводят зимой на снегу, летом - на поляне. Участники делятся на равные по силе команды. Проигравшие выбывают. Разрешается атаковать одного участника по несколько человек, возможны и другие варианты. За исходом схваток следят судьи. По договоренности нескольких сильных борцов могут сражаться с большой толпой нападающих.

В старших образовательных школах в вариативную часть программы необходимо включать такие специфические игры и состязания, как "Метание аркана на хорей", "Прыжки через нарты", "Перетягивание палки", "Гонки на лодках", "Стрельба из лука в цель", "Стрельба из лука на дальность", "Городки" (национальные) и пр. Кроме того, во внеучебное время рекомендуются секции по национальным видам спорта. [3, c. 19]

Итак, национальные виды спорта влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. По-видимому, такое широкое применение народных видов спорта и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

Список использованной литературы:

Винокурова

У.А. Воспитание и образование детей народов Севера.

– 2012 – 86 с

.

Волков Г.Н.

Этнопедагогическое

осмысление процесса современного воспитания // Материалы науч. конференции. Якутск

.

2010 - 120 с

.

Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) в начале 21 века: состояние, проблемы, перспективы. / И.И. Портнягин, Н.К.

Ш

амаев

, В.П. Кочнев

ит.д

. Якутск. -

20

1

1.

- 148 с.

Шамаев

Н.К. Основы методики урочной системы физического восп

итания в школах севера. Якутск. - 200

9.

– 45 с.

Шил

и

на

Б.М. Теория и методика физическог

о воспитания. - М.: Просвещение. – 2011 – 128 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×