Статья Теоретическое обоснование эстетического воспитания детей. Автор: Лаптева Ирина Владимировна

Автор: Лаптева Ирина Владимировна
Теоретическое обоснование эстетического воспитания дошкольников


Автор: Лаптева Ирина Владимировна

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

1.1 Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте

Потребность поиска элементов, способствующих «сглаживанию» противоречий и конфликтов реальной жизни привела к возникновению понятия «терпимость».

В греческой философии требование меры в удовольствиях и поведении стало одной из основных нормативных установок античной этики, связанной тесно с идеей равенства людей. Гераклит и софисты делают вывод о произвольно характере человеческих суждений и оценок, с одной стороны, а с другой – об объективности человеческого знания.

В исследования В.М. Золотухина, посвященных генезису понятия «терпимость», мы можем проследить историю возникновения и развития понятия «толерантность».

С момента обоснования Протагором того, что «человек есть мера всех вещей», изменяется взгляд на человека, т.е. доминирующим становится самосовершенствование человека, определяющего его жизнедеятельность и выработку норм собственного поведения. Протагор также подчеркивает, что людям не хватает «умения жить обществом», которое возможно только при условии введения среди людей «стыда» и «дружественных связей», обуславливающих основу объединения людей.

Демокрит особо акцентирует внимание на то, что «стыд» и «долг» определяют внутренние ограничители действий человека и различает право и мораль. Платон в своем диалоге «Горгий» воспроизводит идеи Сократа и формулирует понятие «терпение», связанное с интеллектуальным аскетизмом, вписывающимся в человекоутверждающее мировосприятие и являющимся предпосылкой духовного и социального сплочения.

В практической направленности этики Аристотеля, где основой добродетели является «середина», Золотухин находит обоснование «терпимости» как безотносительного понятия к чему-либо, предполагающее возможность равноценного существования различных вещей, а, в сфере нравственности, определяющее моральное поведение человека и его соотнесенность с другими людьми. Отождествляясь с воздержанностью, «терпимость» способствует достижению «высшего блага» и выступает как один из моральных принципов.

Представитель позднего стоицизма Сенека рассматривает «терпимость» как основу для мужества, ибо в ней есть разумность, упорство и относится к тем благам и желаниям, исполнение и прославление которых осуществляется не «толпой поздравителей», а благоговением коленопреклоненных.

Тертуллиан, представитель ранней патристики, в своем трактате «О терпении» отводит терпимости первостепенную роль. Общезначимость и практическая ценность «терпения» для него несомненны. Оно существует виде Божественного, определяющего смирение и аскетизм.

Наряду с единообразием в душе, «терпимости» свойственно и многообразие, находящееся в образе телесной добродетели, где принимает формы «жертвенного самоуничтожения» и «телесного воздержания».

Христианская концепция «терпимости» складывалась в результате реализации потребности человека в гуманности и достижении равенства между людьми. Основанное на «любви», «смирении» и «всепрощении», терпение находится под охраной суровой стыдливости, которая способствует воспитанию христиан как добродетельных и послушных граждан по отношению к тем, кого Бог поставил над ними.

В эпоху Просвещения происходит актуализация «терпимости».

Дж. Локк связывает «терпимость» с проявлением насилия, для которого необходимо определить предел существования. «Терпимость» связывается с обеспечение и сохранение справедливости, а в случае её нарушения, государство имеет право подавлять эти попытки путем допустимого «принципом терпимости» наказания.

А. Шопенгауэр и А. Гален определяли «терпимость» как отношение «Я» к самому себе, к другим - «Ты», «Он», «Мы».

Терпимость, для И. Канта, противопоставлена ненависти, характеризует достоинство и честь человека и воспитывается как обязанность, проявляемая через дисциплину.

И.В. Гёте, а в последующем Шиллинг и Гегель, эстетический характер добра ставит исходным пунктом критики общества, где мораль предохраняет человека от деградирования, чему в немалой степени способствует толерантность.

Ч. Дарвин, опираясь на то, что нравственное чувство основано на «общественных инстинктах» где «нравственная совесть» заставляет рефлексировать собственное «Я», подчеркивает самоопределение, выражающееся у человека в форме стыда, сожаления, раскаяния или жестокого упрека и, в конечном итоге, способствует развитию «терпимости» как к самому себе, так и к другим, особенно к тем, к кому человек питает чувство симпатии. Терпимость приобретается в зависимости от условий усложнения инфраструктуры общества.

На основе вышесказанного можно заметить, что возникновение понятия «терпимость», а затем понятия «толерантность» связано, прежде всего, со стремлением человека к саморазвитию, самосовершенствованию, а так же с желанием жить в гармоничном гуманном обществе и с идеей равенства людей.

Сегодня толерантность предполагает проявление уважения к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их, что нет народа лучше или хуже других. Главное в каждом – каков он «человек», а не к какой национальности принадлежит. Достоинства и недостатки людей – их личные, а не относятся к данному народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности – признак бескультурья, невоспитанности. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности.

Терпимость вовсе не означает «всеядность» или безразличие к любым взглядам и действиям. Очевидно, аморально и преступно мириться, например, с расизмом и призывами к насилию. Но важно уважительно, спокойно, взвешенно относиться к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

Признание права на отличие – основа терпимости, в особенности, когда речь идет о правах меньшинств.

Декларация принципов толерантности, утвержденная на генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, гласит: толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Толерантность – обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии и правопорядка. Толерантность – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказ от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это так же означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

 

1.2 Формирование толерантности как педагогическая проблема

 

Данная проблема в педагогике сформировалась относительно недавно и является, на наш взгляд, следствием тенденций изменения содержания образования, таких как: гуманизация, демократизация, гуманитаризация, глобализация.

Содержание образования должно быть направлено на реализацию в системе образования прав человека, приобщение его к общечеловеческим ценностям, развитие взаимопонимания между различными народами, уважение чужих взглядов.

Сегодня стало актуальным развитие, прежде всего, нравственных основ личности, становление Я – доминантного, позволяющего личности действовать свободно за пределами собственного внутреннего мира в пространстве саморазвития другого и других, преодолевая тем самым свою ограниченность. С этого начинается воспитание демократической культуры и демократического сознания личности, терпимости и человечности, понимания и принятия другого. (Г.С. Батищев).

Гуманистическая позиция и профессиональная компетентность составляют в целом педагогическую культуру личности педагога, так как является «сущностной характеристикой личности педагога. Д.В. Зиновьев, исследуя проблему повышения педагогического мастерства, выдвинул новые требования к педагогу, его мастерству, неотъемлемой частью которого в современных условиях выступает наличие социокультурной толерантности, под которой он понимает моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической национальности, либо культурной принадлежности; терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Зиновьев выделяет структурные компоненты социокультурной толерантности, составляющие так называемую «триаду толерантности»: уважение, симпатия (эмпатия), доброта. Их реализация происходит в деятельности.

Педагогика толерантности должна предложить как общие процедуры, так и конкретные методы и приемы реакции на нетерпимость и на пути её устранения или нейтрализации, разъясняющие природу прав человека и формы проявления нетерпимости в мире. Желательно, чтобы каждый гражданин узнал как можно раньше, что означают такие понятия, как расизм, национализм, фашизм, ксенофобия, сегрегация, этнические чистки, дискриминация по полу, религиозные преследования и другие.

Люди должны принимать друг друга такими, какие они есть, быть терпимыми и не прибегать к насилию, жестокости, морально – психологическому подавлению другого человека.

Мы понимаем под термином «толерантность» - морально – нравственное качество личности, характеризующееся осознанием многомерности окружающей действительности, разнообразия форм и способов отражения её людьми, пониманием относительности точности суждений, мнений, высказываний, оценок и т.д.; знанием и уважением прав и свобод каждого человека, принятием его таким, какой он есть; терпимости в отношении любого рода «инакости», не выходя за рамки норм и правил человеческого общежития.

Мы предполагаем, что формирование толерантности у человека проходит ряд стадий и условно выделяем уровни проявления толерантности:

1) когнитивный (знаниевый) – знание ребенком или взрослым основных законов или правил человеческого общения, понятия и принципов толерантности;

2) эмоционально – оценочный – осознание того, что мир неоднороден и многообразие необходимо; признается право на отличие;

3) поведенческо – рефлексивный – устойчивое проявление толерантности в поведении при различных ситуациях, на основе уважения другого человека как личности, его прав; критическое отношение к себе, своему поведению, самооценивание, самоанализ, рефлексия.

Нам представляется, что формирование толерантности – движение по направлению к свободной гуманной личности и протекать оно должно с помощью гуманистического личностно-ориентированного подхода.

Одной из особенностей нашей страны и региона является то, что наше государство складывалось как общество, состоящее из разных этносов, культур и религий. В связи с этим необходимо учитывать интересы всех народов и культур, поскольку изменения, происходящие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, привели, в свою очередь, к росту национального самосознания этносов. Изменения в образовании привели в целом к смене образовательной парадигмы, целей, содержания, и соответственно результата образования, в качестве которого в настоящее время выступает понятие «компетентность».

Компетентность - это готовность к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных ситуациях [22].

В.А. Сластёнин, выделял понятие профессиональной компетентности педагога, как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, которая характеризует его профессионализм [19].

Компетентность относится к категории многозначных терминов, следовательно, имеет множество трактовок этого понятия. Компетентность мы понимаем как качественную интегрированную характеристику личности, определяющую степень владения ее совокупностью профессиональных и социально значимых качеств, приобретаемых в процессе образования и служащих эффективным механизмом реализации индивидуальных ценностных потребностей.

Компетентный человек должен не только видеть проблему, но и уметь решать ее практически, принимать эффективные решения в соответствующей деятельности, как знание, формируемое через практику в какой-либо деятельности [19].

Особое место занимает этнокультурная компетентность, поскольку современное российское общество многонационально. И для того чтобы не возникало напряженных ситуаций во взаимоотношениях между представителями культур разных национальностей и вероисповедания, необходимо ввести понятие «этнокультурная компетентность». Данный термин не имеет однозначного объяснения, поэтому анализ литературы позволил выявить следующие определения понятия этнокультурная компетентность.

Рассмотрим трактовку понятия у Н.М. Лебедевой, этнокультурная компетентность - это совокупность знаний, о представлении иных культур, выражающиеся через навыки, установки, модели поведения, которые направлены на эффективное межэтническое взаимопонимание и взаимодействие [17].

Т.Г. Стефаненко определила этнокультурную компетентность, как умение понимать и позитивно относиться к тому, что в нашем современном обществе существуют различные этнические группы [20].

Этнокультурную компетентность как единое свойство личности, которое выражается в совокупности представлений, знаний о своей, а также об иной этнокультурах, их значимость в мировой культуре, способности к диалогу культур, рассматривает в своих работах А. Б. Афанасьева [4].

Сущность этнокультурной компетентности заключается в том, что человек, обладая данной компетентностью, является активным носителем опыта во взаимодействии и принятии этнокультур. Полученные знания и умения позволят ученику принять и правильно оценить специфику и условия взаимодействия с представителями разных культур, находить оптимальную модель поведения с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия, для достижения высокой эффективности в совместной деятельности.

Этнокультурная компетентность как объективно-субъективное явление включает в свое содержание следующую совокупность:

а) готовность и способность обучающегося чтить традиции своего народа и уважать культуру других;

б) изучать многообразие этнических культур с целью мирного существования в полиэтнической среде;

в) дифференцировать и применять полученные знания об этнокультурах для решения проблем во взаимодействии и взаимопонимании;

г) анализировать и систематизировать знаний об этнических культурах, с целью нахождения и признания в них общего и различного (специфичного);

д) готовность обучающегося включаться в межэтническое взаимодействие в виде активного сотрудничества [22].

В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности обучающихся выступают обучение, воспитание, деятельность, общение. Формирование навыков межэтнического взаимопонимания и взаимодействия может осуществляться при помощи таких средств, как тренинг, упражнения, направленные на формирование этнокультурной компетентности, а так же культурный ассимилятор, деловые и ролевые игры и другие.

Формами формирования этнокультурной компетентности являются индивидуальные и коллективные взаимодействия, которые могут быть специально организованными, то есть в ходе участия в лекциях, совместных мероприятиях, конференциях, дискуссиях, обучающиеся приобретают знания и опыт. А стихийные или частично организованные дают возможность ребёнку обрести знания в семейных отношениях, в отношениях со сверстниками, в игровой и трудовой деятельности, из средств массовой информации. Образовательные учреждения призваны воздействовать на молодое поколение, сообщать ему научные, достоверные знания, направленные на формирование позитивного отношения к своему и другим народам [4].

Общая форма критерий эффективности этнокультурной компетентности может быть выражены в степени:

• обученности, которая характеризуется полученными знаниями и представлениями в области географии, истории, фольклоре, обычаях, искусстве, традиционных ремеслах в прошлом и настоящем, устройстве быта, народных играх, нормах и ценностях собственного и другого этноса, а значит понимания (принятия) специфики традиций и обычаев; знания последствий интолерантного поведения к представителям иной национальности; умения разрешать конфликты и разногласия мирным путем;

• воспитанности, которая заключается в преодолении этноцентризма, этнической, расовой и конфессиональной предубежденности, интолерантности в общении и поведении; готовность к изменению собственного поведения и взглядов;

• адаптации ребенка, а то есть приспособления к полиэтнической среде.

Степень сформированности этнокультурной компетентности определяется не столько объемом когнитивной и операциональной составляющих, сколько качеством этих знаний и умений [18].

Анализируя работы Н. Г. Арзамасцева, Л. Б. Зубарева, М. Л. Воловикова, можно дифференцировать понятие этнокультурной компетентности по следующим субкомпетентностям:

1) культурная, заключается в знании и понимании ценностей, установок, особенностей, характерных для той или иной этнической культуры;

2) коммуникативная представлена в виде механизмов, приемов и стратегий, которые необходимы для обеспечения эффективности межэтнического понимания и взаимодействия;

3) социальная выражена в знании и представлении о международно-правовых документах в сфере межэтнических взаимоотношений, особенностях межкультурной адаптации, а также умении включаться в совместную деятельность с представителями других культур;

4) языковая направлена на владение родным, государственным и иностранными языками [13].

Школам России, где совместно обучаются представители разных этнических групп с многообразной национальной культурой и обычаями, свойственен полиэтнический образовательный характер, так как здесь проживает более 150 наций, которые принадлежат к различным этническим семьям и группам, исповедуют разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю. Следовательно, наиболее эффективной образовательной стратегией является полиэтническое образование. Под полиэтническим образованием понимается образование, которое приобщает подрастающее поколение к этнической, национальной и мировой культуре, развивает и формирует готовность и умение жить в многонациональной среде.

Полиэтническое образование — это процесс подготовки индивида к политической, экономической и социальной реальности, в котором используются языковые и культурные ресурсы, формируется межкультурное взаимопонимание [4].

Учитывая тот факт, что мы живем в поликультурном обществе, образовательная система направлена на создание условий для формирования у личности конструктивного сотрудничества на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам [4]. В которой каждый учащийся, независимо от своей идентичности, будет иметь одинаковые со всеми возможности реализовать свой потенциал в условиях социального развития. Такое образование приводит к снижению уровня конфликтности в обществе, в развитии толерантности по отношении ко всем культурным отличиям и своеобразию, в создании условий, гарантирующих свободный выбор индивидом своей идентичности и путей ее самоактуализации.

Главная цель полиэтнического образования заключается в формировании у школьников чувствительности к культурным различиям, уважении к уникальности культуры каждого народа, терпимости к необычному поведению, готовности реагировать на изменения, а так же гибкости в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур.

Содержание поликультурного образования должно отражать идеи гуманизма, демонстрировать то общее, что позволит всем жить в мире, способствовать пониманию взаимозависимости народов в современных условиях. Кроме того, полиэтническое образовательное пространство выступает как условие формирование этнической толерантности личности, как условие сохранения разнообразия культур, этносов, религий, исторического права на отличие, непохожесть, знаковость этносов и народов.

Изучив ряд понятий полиэтнического образования, рассмотрим ее основные характерные единицы: усвоение знаний о собственной культуре и об иных этнических представителях; осмысление общего и особенного в традициях, ценностях культуры, образе жизни народа; воспитание этнической толерантности и уважения к этнокультурному многообразию; готовность и умение сотрудничать в полиэтнической среде.

Полиэтническое образование предполагает создание равных возможностей получения образования для детей разных национальностей, путем отражения в ней интересов и потребностей представителей других этнокультур, а так же учет индивидуальных особенностей детей в рамках полиэтнической образовательной среды учреждения [18].

Ознакомившись с понятием полиэтническое образование, можно выделить её цель, которая заключается в формировании этнокультурной компетентности учащихся, достижение, которой возможно в ходе решения следующих задач:

1. Формирование у детей понимания и принятия этнического многообразия.

2. Предоставление детям возможность осознать свою принадлежность к мировому сообществу.

3. Формирование у учащихся объективного представления и знаний о разных полиэтнических культурах и их особенностях.

4. Воспитание уважения ко всем народам.

5. Умение конструктивно решать конфликты, возникающие в процессе межэтнического взаимодействия [18].

В целом решение поставленных задач может помочь подготовить подрастающее поколение к конструктивной и активной жизнедеятельности в полиэтнической среде. Следовательно, можно выделить следующие особенности полиэтнического образования:

1. Отражение в учебном материале идей, содействующих взаимопониманию, диалогу двух и более культур, усилению чувства солидарности и равенства между людьми.

2. Развития творческого потенциала, расширения кругозора, обогащения опыта.

3. Сочетание мировых культур в содержании образования.

4. Воспитание толерантной личности к этнокультурному разнообразию человечества.

5. Формирование личности, осознающей себя как патриота и гражданина мира.

6. Cохранение собственной культуры с овладением знаний о культуре других народов [18].

1.3 Педагогические условия нравственного воспитания дошкольников

Создание в детском коллективе вербальной атмосферы, которая знакомит ребенка не только с правилами-ограничителями, но и с правилами-побудителями. Педагог должен довести до сознания детей социальную сущность нравственных правил. Необходимо выделять из практики общения и одобрять случаи доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым. Показывать последствия такого отношения, разъяснять социальную значимость.

Воспитание толерантности может успешно осуществляться в игре, а так же в трудовой и учебно-познавательной деятельности.

Можно выделить 3 группы методов, соответствующих задачам нравственного воспитания, а так же целям воспитания толерантности в дошкольном возрасте.

1. Методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок):

- метод беседа (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т.д.);

- художественная литература оказывает сильное влияние на сознание и чувства дошкольников. Дети стараются подражать понравившимся героям. Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других. Преимущество искусства как средства воспитания гуманности – в эмоциональной оценке действительности. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности.

- наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.

2. Методы создания у детей практического опыта социального поведения:

- метод научения ребенка положительным формам поведения, воспитание нравственных привычек;

- целенаправленное наблюдение, организованное педагогом с последующим обсуждением;

- личный пример взрослого, но он будет эффективен, только если человек обладает авторитетом.

3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей.

Поощрение положительного поведения ребенка, с целью дальнейшего закрепления данных поступков. Высказывание неодобрения отрицательных поступков. Оценивается только поступок, а не личность ребенка.

На основе выделенных нами уровней проявления толерантности, а также опираясь на положения отечественной педагогики и психологии согласно нравственного развития личности, мы выделяем в содержании воспитания толерантности в дошкольном возрасте следующие этапы:

. Основная цель – подача информации ребенку относительно основных законов и правил человеческого общежития. Знакомство ребенка с основными правами каждого человека при рассмотрении конвенции о правах ребенка. Как сказано в декларации принципов толерантности: «Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других».

Основными условиями, необходимыми для ознакомления старших дошкольников с правами человека является: наличие адаптированных текстов, владение родителей и педагогов соответствующими знаниями, изменение воспитательной среды дошкольного учреждения в соответствии с правами детей.

Особое внимание данной проблеме уделяется белорусскими педагогами. Так, Л.И. Смагина, А.С. Карнейчик, А.А. Петрикович, И.А. Царик рекомендуют проводить обучение по правам ребенка, во-первых, с использованием наиболее приемлемых для учащихся форм и методов обучения: дидактических игр, сказок, рассказов и т.д. Во-вторых, особенно важным, по их мнению, для получения желаемых результатов является создание атмосферы уважения к личности ребенка, формирование у него чувства самоценности своей личности в сочетании с признанием права окружающих на ответное уважение и доверие. В-третьих, использование различных видов продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, ручной труд и т.д., что позволяет детям наиболее полно реализовывать свои возможности и удовлетворять потребность в самоутверждении.

В своей книге «Творческое разрешение конфликтов» (1984) американский специалист в области конфликтологии Б. Крайслер пишет, что дети зачастую бывают не толерантными потому, что не знают, как воспринимать культуру различия, а не зная этого, склонны рассматривать отличие, знаковость как некую угрозу и ведут себя агрессивно. Поэтому детям необходимо видеть конкретные проявления того, как разнообразие людей может сделать их жизнь интересной.

Одной из задач на данном этапе будет выступать профилактика закладывающихся стереотипов в этом возрасте. Основная цель - дать возможность каждому ребенку на основе знаний выработать чувство уверенности в себе; развивать комфортабельные и справедливые взаимоотношения с социальным окружением во всем его многообразии; развивать критическое мышление и способность защитить себя и других перед лицом несправедливости.

Задачи воспитания и обучения: развивать у детей, независимо от их цвета кожи, чувство уверенности в себе, гордости принадлежности к своей расово-этнической группе на реальных знаниях об образе жизни, о культуре и традициях людей разных этнических групп.

. На втором этапе воспитания толерантности необходимо закрепить полученные ребенком знания, на основе которых должно сформироваться эмоционально-оценочное отношение к поведению людей. Здесь дети самостоятельно выделяют ситуации, в которых присутствует нарушение чьих-либо прав или примеры нетолерантного отношения, и оценивают их. Желательно проигрывать некоторые ситуации вместе с детьми с последующим разбором того, кто поступил правильно, а кто нет, или как можно было поступить, сделать по-другому. Находить вместе с детьми как можно больше альтернатив поступков в той или иной ситуации. Важная задача – воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающим. Методы: личный пример педагога, родителей; использование картинок и т.д.

. Формирование устойчивого толерантного поведения, а также самостоятельное оценивание ребенком собственных действий и поступков. Обращенность на самого себя. Детям можно предложить вспомнить, когда и в какой ситуации они поступали правильно, неправильно. Обсудить с ними - почему это происходило и как можно было поступить по-другому, как бы они поступили сейчас. Важно, чтобы дети понимали, что от поведения каждого из них зависит многое. Так же детям необходимо показать пути противостояния насилию, жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого. Встать на чью-либо сторону, защитить интересы не только свои, если возникает такая необходимость. Этот этап самый сложный и, возможно, что в дошкольном возрасте он не будет реализован полностью. Методы: игровая, практическая деятельность; поощрение в случае проявления ребенком толерантности; создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.

Ни один из этапов по воспитанию толерантности нельзя считать замкнутым, полностью освоенным.

Нам представляется, что воспитание толерантности настолько длительный процесс, что не может быть ограничен рамками дошкольного возраста. В данный возрастной период необходимо начинать воспитание толерантности, но окончание этого процесса зависит от очень многих факторов.

Работу по воспитанию толерантности педагогу необходимо проводить не только в сотрудничестве с другими специалистами, но и в тесном контакте с родителями.

То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от присутствия толерантности в их действиях, поступках, суждениях. Надо уважать в ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть. Уважать – значит понимать, поддерживать, верить.

Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право на собственное «Я», имеет право быть самим собою. В воспитании не надо становится «над ребенком», а если и придется это сделать, то только для его защиты. Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый их них научился уважать и ценить себя.

В работе с детьми допустимо использование только ненасильственного управления и изменение методов и приемов воспитания. Необходим делать так, чтобы ребенок участвовал в делах, предлагаемых воспитателем не из-за страха быть наказанным, получить неодобрение, а из-за желания добиться личного успеха, испытать удовольствие, ощутить важность этих дел для себя.

При отборе методов и приемов воспитания важно помнить следующее:

- никогда не наказывать детей;

- не сравнивать друг с другом;

- не выставлять на позор;

- не укорять;

- не жаловаться на них родителям;

- не надзирать за ними;

- не оскорблять;

- не приказывать, не требовать жестко;

- обеспечит успех во всех делах, особенно в творчестве через разумную дозу помощи;

- хвалить от души;

- верить;

- договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;

- прощать искренне.

Цели воспитания должны быть значимы для человека и в детстве, и в будущем. Надо отнести к целям воспитания каждого конкретного человека его собственные проблемы развития, которые волнуют его самого и не могут не волновать окружающих его людей.

Выводы. Изучив ряд понятий, можно сделать вывод, что этнокультурная компетентность, прежде всего, включает в себя готовность изучать многообразие культур с целью мирного существования в полиэтнической среде. Поэтому, в рамках образовательной системы России, происходит поиск эффективных моделей обучения, возрождения традиций народной педагогики, выделяют одну из важных целей, это научить подрастающее поколение понимать и уважать культуру других народов, а так же воспитывать в нем уважение ко всем народам, что в целом и есть формирование этнокультурной компетентности. Следовательно, будущему учителю необходимо научиться анализировать и систематизировать знания об этнических культурах, находить и признавать общее и специфичное.

Таким образом, «этнокультурная компетентность», как педагогическая категория является интегрированным качеством личности, которое характеризует степень усвоения теоретических и практических знаний об этнической культуре своего и иного народа, а так же представляет готовность к интеграции идей этнопедагогики и современной педагогической теории в воспитании культуры толерантного отношения в полиэтнической среде.

Итак, полиэтническое образование - это такое образование, которое формирует у человека этноориентированные знания, умения и навыки, а так же помогает ему адаптироваться в полиэтнической среде. Условием реализации полиэтнического образования является функционирование полиэтнической образовательной среды. В нашем случае под «условием» мы понимаем совокупность возможностей полиэтнической образовательной среды, способствующих решению задач полиэтнического образования.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x