Статья Тест на человечность. Автор: нуреева луиза хамитовна

Автор: нуреева луиза хамитовна
 на съезде поднимались и обсуждались и такие  первоочередные  задачи как [1,с.4]:                                                                                                                                                                                      - дистанционные возможности работы с особыми детьми;                                    - оценка и контроль качества в сфере образования с учетом внедрения ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ и ФГОС образования для лиц с интеллектуальными нарушениями;                                                                                     - развитие доступной образовательной среды;                                                                      - эффективность трудоустройства молодёжи с ОВЗ, их приобщение к разным профессиям;                                                                                                                                - мотивирование представителей сферы бизнеса и общественных организаций к участию в судьбе детей с ОВЗ;                                                                - индивидуализация образования в общеобразовательной школе и обеспечение вариативности образования детей с ОВЗ;                                          -  создание мощной системы консультационной помощи и поддержки родителей особых детей(семьецентрированное консультирование);                                                                                                                


Автор: нуреева луиза хамитовна

 

«Аномальное развитие –

не дефектное, а своеобразное развитие,

не ограничивающееся

отрицательными признаками, а

имеющее целый ряд положительных,

возникающих в силу

приспособления ребенка

с дефектом к миру».

Л. С. Выготский.

 

Тест на человечность… Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание. Как точно и глубоко определил А. Г. Асмолов, автор статьи «Тест на человечность: особые дети в обществе», актуальность консолидации усилий семьи, общества и государства в создании условий для позитивной социализации и самореализации детей с ограниченными возможностями в современном социуме [ 1, с. 1 ]. Не скрою, что в буднях педагогической деятельности, подробно не ознакомился с тезисами I Всероссийского съезда дефектологов, который состоялся в октябре 2015 года. Поэтому с интересом изучил содержание статьи и хочу представить личное мнение по некоторым позициям автора статьи (А.Г. Асмолов). Как отмечал Н. Плавинский «Нравственные человеческие качества во все времена являлись неотъемлемой частью жизни каждого человека. Это норма морали в жизни, которые отстаивают интересы каждого человека. Они регулируют общение и поведение людей, контролируя единство общественных и личных интересов»[ 3]. Но по отношению к детям с ограниченными возможностями эти нормы не всегда применяются. На сегодня в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации», особые дети учатся в общеобразовательных школах. И нельзя сказать, что все обучающиеся положительно это расценивают. Я работаю учителем в общеобразовательной школе и вижу, как от детей с ограниченными возможностями здоровья многие отворачиваются и не хотят иметь с ними дела, не хотят учиться с ними в одном классе, школе, стараются избегать общения, а кто-то постоянно жалеет, и все потому, что считают их не своими. Поэтому я согласен с автором (А. Г. Асмолов), что в числе вопросов, которые предстоит обсуждать на съезде - это формирование толерантности к особым детям через образование, культуру и средства массовой коммуникации [ 1 с.4]. Цитата автора (А. Г. Асмолов): «Сумеем ли мы преодолеть негативные стереотипы и предрассудки, нередко бытующие в массовом сознании по отношению к Иным, непохожим на нас людям, прежде всего, к особым детям. Именно эти негативные стереотипы и выступают как социальные и психологические барьеры, превращающие порой детей и людей с ограниченными возможностями здоровья в социальных изгоев, гонимых и отверженных» [1, с.4] как нельзя лучше показывает актуальность и необходимость решения данной проблемы. По моему мнению, нормальное современное общество должно соблюдать нормы морали по отношению ко всем людям одинаково, иметь правильное и адекватное восприятие особых детей, помогать им. Особые дети - это полноправные члены общества, к которым нужно относиться с уважением. Я считаю, что нужно проводить работу не только с детьми, но и одновременно и с их родителями, оказывать комплексную помощь семье. У меня вызывает гордость те родители, которые воспитывают особого ребенка. Они не отказались от него, не стесняются его, не прячут, а ведь в противном случае ребенку это причиняло бы душевную боль. Так как каждому ребенку, а тем более особому ребенку всегда сложно самостоятельно справляться с внутренним «Я», им необходима поддержка взрослых, прежде всего родителей, и конечно, комплексная профессиональная помощь. Поэтому в числе вопросов, которые предстояло обсуждать на съезде - это: - социальная и психологическая поддержка родителей и семей с особыми детьми[1, c.4]; - деятельность государственных учреждений по улучшению положения детейс ограниченными возможностями здоровья и их семей [1, c.4]. А также, в дополнение к вышеизложенному, считаю, что необходимо доступно освещать данную проблему в СМИ (печатные издания, интернет, телевидение) и ненавязчиво привлекать общественное мнение к решению проблем особых детей. Как отметил автор статьи (А. Г. Асмолов ) «В сетевом обществе наиболее мощным каналом социального и психологического воздействия на массовое сознание являются средства массовой коммуникации, интернет, телевидение. В процессе развития личности трудно переоценить роль изменения социальных установок по отношению к особым детям в обществе, которые несут различные художественные фильмы» [1, c. 5]. Далеко не все знают, что скоро 2 апреля 2018 года - ежегодный Всемирный День распространения информации о проблеме аутизма. И в программе мероприятий нашей школы, например, посвященных данной дате - просмотр фильма «Меркурий в опасности» (о девятилетнем мальчике Саймон, страдающий аутизмом). А также документальный фильм «Знакомство. Часть 3 ».(2013 год, автор Игорь Шадхан). Фильм стал первым портретом человека с умственными особенностями на российском телевидении. Как точно выразился автор статьи! ( А. Г. Асмолов) Художественные и документальные фильмы об особых детях « Это тест на человечность не только по отношению к особым детям, но и на гуманистический потенциал того общества, в котором все мы с вами живем» [1,c. 5].

В ходе написания эссе рассмотрю также следующую актуальную проблему, которая обсуждалась на съезде и на сегодня стоит перед каждой школой - как и здоровые дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказать только специально подготовленный педагог. Каждый раз, приходя на работу, я понимаю, что на меня возложена особая и огромная ответственность за обеспечение каждому такому ребенку высокого качества образовательных услуг с учетом его индивидуальных потребностей. Данная задача в статье автора(А. Г. Асмолов) сформулирована как: « Введение профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог) и развитие компетенций педагога в работе с детьми с ОВЗ, в том числе социальной и коммуникативной компетенции» [1, c. 4]. Далее автор (А. Г. Асмолов) дополняет: «Мы говорим об интеграции особых детей в общество, стремясь избежать бездумной инклюзии. Интеграция через инклюзию должна проводиться с опорой на профессионалов, которые четко могут определить, что для этой интеграции можно и нужно сделать в каждом конкретном случае»[ 1, c. 5]. «Особенному ребенку - особый педагог» [4]- считаю, что таким может быть девиз для решения данной задачи. По - моему, профессиональная деятельность специального педагога выходит за рамки традиционной учительской деятельности. Так как она тесно взаимодействует с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, коррекционной деятельности, направленной к одной цели- помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования. Работу с особыми детьми строю на взаимодействии всех участников образовательного процесса (обучающиеся, родители, учителя, психолог, логопед, заместители по учебной и воспитательной работе). « Если наша задача – обеспечение позитивной социализации особых детей, то средства ее решения могут быть разными. Для этого можно использовать разные профессиональные наборы технологий, программ, методик, учебно-методических комплексов и развивающих мотивирующих сред, в первую очередь - сред общения»[1, c. 4] - утверждает автор статьи (А. Г. Асмолов). Это и побуждает меня искать новые и эффективные средства активизации образовательного процесса, новые формы и методы работы. Для более продуктивного использования времени работу с обучающимися стараюсь сделать познавательной и творческой, разнообразить задания, применять различные формы и новые технологии (например, применяю элементы арт-терапии). Занятия строю так, чтобы детям было интересно. Это позволяет корригировать все когнитивные процессы, способствует росту активности, формирует положительный эмоциональный фон. Особую значимость предаю социальной адаптации таких детей, ведь им еще сложней выжить в нашем непростом современном мире. Все время пытаюсь оценить, комфортно ли моим ученикам. На уроках стараюсь создать уютную, благоприятную, развивающую среду, налаживаю взаимодоверие с обучающимися, и дети отвечают мне (пусть не сразу, а через множество занятий и непременного общения) благодарностью. Считается, что нет чужих и необучаемых детей, а есть равнодушные и безразличные взрослые. «Педагогами не рождаются - ими становятся, постоянно оттачивая свое мастерство. Педагог для работы с особыми детьми - это не просто профессия, это особое предназначение, особый склад души. Он ответственен, терпелив, обладает знаниями, мастерством и творческим потенциалом» [4]. Я понимаю, что выбирая для себя эту профессию, мне будет нелегко на протяжении всего педагогического пути, так как нужно будет постоянно находиться в поиске новых форм, методов, приемов и технологий обучения и воспитания особых детей. Моя профессия особенная и не каждый может работать, наверное, по совести. Я тоже был на распутье: между желанием уйти, где «полегче морально и профессионально», или продолжать работать. Надо быть оптимистом, великодушным альтруистом, чтобы выдержать весь «накал» от особых детей и родителей. Работа с такими детьми это и аутисты, и гиперактивные, и дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), требуют от тебя, педагог, не только профессиональной компетенции, но много внимания, сил, «человечности». С моей точки зрения, сложившейся за 8 лет педагогической работы, самое главное для педагога - принять ребенка таким какой он есть! Это и есть «тест на человечность» [1]! И тогда ребенок почувствует, что вы его понимаете и пойдет прогресс, пусть медленно, но ребенок будет постигать доступные ему знания и умения, он будет меняться. Да, в моей профессии много трудностей, но, несмотря на это, в ней я могу реализовать свой творческий потенциал. Я получаю удовлетворение от работы, так как на сегодня осознаю, что недаром тратятся мои силы, моя деятельность делает детскую жизнь особого ребенка легче, интереснее, лучше.

Конечно же на съезде поднимались и обсуждались и такие первоочередные задачи как [1,с.4]: - дистанционные возможности работы с особыми детьми; - оценка и контроль качества в сфере образования с учетом внедрения ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ и ФГОС образования для лиц с интеллектуальными нарушениями; - развитие доступной образовательной среды; - эффективность трудоустройства молодёжи с ОВЗ, их приобщение к разным профессиям; - мотивирование представителей сферы бизнеса и общественных организаций к участию в судьбе детей с ОВЗ; - индивидуализация образования в общеобразовательной школе и обеспечение вариативности образования детей с ОВЗ; - создание мощной системы консультационной помощи и поддержки родителей особых детей(семьецентрированное консультирование); - преодоление социальной стигматизации по отношению к особым детям через деятельность различных фондов и НКО, основной задачей которых является забота об особых детях. И, самое главное, все вышеперечисленные задачи обсуждались с ориентацией на практику - это один из приоритетных принципов съезда, « которая может быть передана через лаконичную формулу: «от методологии научных школ - к конструктивным программам и технологиям» [1, с.5]. Съезд собрал самые разные социальные силы общества - родителей, журналистов, дефектологов, управленцев, учителей, психологов, медиков, воспитателей, политиков, представителей бизнеса и благотворительных фондов, ибо «Миссия съезда - консолидация усилий семьи, общества и государства в создании условий для позитивной социализации и самореализации особых детей в современном мире»[15]. В завершение своего эссе мне хотелось бы обратиться к стихотворению не известного мне автора, которое и подведет итог вышесказанному.

Благославляю всех детей на свете!

Они для нас, как яркие цветы!

Но есть еще «Особенные» дети…

Они как ангелы, «Целители души»!

 

Они в наш мир не зря приходят.

Всевышний посылает ангелов-детей

«Особенных» детей, как испытанье вроде

А в самом деле, чтобы лечить людей.

 

Лечить нас от всего, что их и нас самих калечит.

От злобы черной, от бездушья темноты

Он выбирает только сильных плечи

Им можешь оказаться ты!

 

У ангелов - детей, нет крылышков конечно

Но загляните им в глаза!

Там столько доброты беспечной!

И чистая, как ангела душа!

 

«Особенные» дети, как с другой планеты

К нам присылает их господь не зря!

Они нам раскрывают душ секреты,

Он помогает нам понять себя…

И закончу свое эссе словами : «Нужно делать все возможное, чтобы особый ребенок стал равноправным членом общества. Каждый из нас может уже сейчас чем-то помочь, давайте действовать вместе» [4] .

Список литературы:

Асмолов А. Г.

Тест на человечность: особые дети в обществе

[Текст]

/,

А. Г. Асмолов

//Образовательная политика.-2015.-№ 3 (69).- с

2-5.

 

Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах, том 4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Элько

нина. - М.: «Педагогика», 2004.

- 432 с.

Плавинский.Н. Обществознание

[Текст] : карманный справочник . /

Н. Плавинский.

– М. : Эксмо , 2015. – 276 с.

 

Ресурсы удаленного доступа

Яковлева И.О. Особенному ребенку – особенный педагог [Текст]

: эссе / И.О

.

Яковлева

. – М. , 2016

. – Режим доступа

:

http

://

infourok

.

ru

.

esse

-

pedagog

-1082491.

Html

.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x