Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Тестопластика в детском саду. "Опыт. фантазия, творчество" | Щеброва Елена Александровна. Работа №144808

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Щеброва Елена Александровна
В статье  говориться о лепке в технике-тестопластика.Обобщается опыт по работе с детьми ОНР по тестопластике.

 

Тестопластика в детском саду.

«Опыт, фантазия, творчество».

Тестопластика – одна из самых популярных техник среди мастеров народных промыслов. Из теста издавна выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Фигурки из соленого теста, связанные с мифологией и разными праздниками, были найдены археологами в жилищах древних римлян. В Китае с XVII века делали марионеток из теста. В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки.

Соленое тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечно. Мука, соль, вода и капелька масла – всё, что понадобится для создания шедевра. Замешал тесто и лепи, сколько хочешь! Потом "налепленное" раскрашивается красками, украшается всяческими блестками, бусинками, тряпочками. Тесто можно окрасить любой краской – гуашь, акрил, акварель и т.д.

Соленое тесто – это замечательный материал для поделок с детьми. Его можно даже съесть, лепить могут даже самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.

Забавные композиции, сделанные своими руками, украсят ваш дом или станут прекрасными подарками. Оно обладает целым рядом преимуществ: оно не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый, натуральный материал, не вызывающий аллергию. Можно сушить как в духовке, так и просто на воздухе. Если покрыть лаком, то изделие прослужит долгое время. Тесто приготовить – занятие трудоемкое, даже для взрослого. Чуть перельешь воды – и тесто будет расползаться, а фигурки терять очертание. Не дольешь – тесто будет крошиться под пальцами, а фигурки трескаться. Необходим определенный навык. Детям 6-7 лет это уже по силам. Методом проб и ошибок они постепенно учатся получать тесто нужной плотности, руки приобретают “чутье”. Естественное любопытство детей полностью удовлетворяется.

На занятиях я знакомлю и обучаю детей следующим технологиям:

смешивание цветов и составление своей палитры

;

соединению деталей;

изготовлению плоских фигур;

изготовлению объемных фигур с помощью фольги.

А также сочетанию изделий из теста с другими материалами:

тканью;

деревом;

картоном;

природный материал: шишки, семена и плоды различных растений, камушки, ореховые скорлупки, веточки, сухоцветы.

 

На занятиях мы лепим: фрукты, цветы, фигурки животных, насекомых, делаем различные аппликации...

 

 

В работе с детьми я учитываю их желание, настроение, возможности, интересы. Занятия проводятся в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что способствует релаксации и снятию усталости.

Перед Новым годом царит особая атмосфера приближающегося праздника. Мы делали с детьми новогоднюю елочку из теста и символ нового года - свинку . Вот какие новогодние сувениры у нас получились:

Детские работы я выставляю на выставках, ими можно украсить группу, их можно подарить. Ребенок учится получать удовольствие от сделанного своими руками. Даже после одного занятия он видит конечный результат своего труда. Домой дети уходят довольные и удовлетворенные.

Тестопластика – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Дети лепят много и охотно, именно поэтому возраст 5-7 лет считают “золотым веком” детского творчества. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его.

Я убедилась, чтобы получить от детей какой-то результат необходимо использовать игровые технологии, через них развивать интерес к тестопластике. Наличие интереса побуждает к творчеству, приносит радость.

Постепенно, видя, как радуется ребенок, вылепив игрушку или украшение, в которую он вложил свой труд, выдумку, как начинает ощущать удовольствие и гордость от результатов своей деятельности, становится более уверен в своих возможностях – пришло понимание о более широком влиянии тестопластики на развитие творческого потенциала.

Ко мне на кружок ходят дети и старшей и подготовительной группы. Дети все с разными возможностями Есть дети пассивные, неуверенные, часто отвлекающиеся – их работы примитивны, не яркие цвета. А есть дети, которые любознательны, стремятся выполнить работу самостоятельно, интересуются оценкой своего труда. Мои наблюдения показали, сколь различна и предметная направленность интереса. Одни дети интересуются рисованием, другие лепкой, третьи аппликацией, четвертые сразу несколькими видами деятельности. Поэтому невозможно добиться хороших и одинаковых результатов от всех детей сразу. Чтобы научить ребенка лепить недостаточно дать ему одного кусочка теста. Важно показать, как это сделать. Именно поэтому воспитателю самому необходимо уметь рисовать, лепить, мастерить, давая детям возможность наблюдать за процессом созидания изделия. Эти наблюдения вызывают у детей интерес к данному виду деятельности, стремление подражать взрослому, наконец, совершенствовать свои навыки.

Я составила перспективный план работы по тестопластике с детьми старшего дошкольного возраста, где постаралась разнообразить темы и средства изготовления их на занятиях, в совместной деятельности, в играх.

Чтобы заинтересовать детей, я применяю различные игровые технологии – обыгрывание поделок, “оживление” их различными способами, с ними можно разговаривать, советоваться, играть и т.д.

У старших детей эффективны игровые ситуации со знакомыми любимыми игрушками, так как с ними связаны эмоциональные переживания.

Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослыми. Сочетание знакомого с новым вызывает у них более устойчивый и глубокий интерес и желание более искусно выполнить работу. Я провела несколько занятий с забавной игрушкой Незнайкой. На занятии “Покажем Незнайке наш город” приходит письмо от Незнайки, который везде путешествует, ему дарят разнообразные подарки. На другом занятии “Приглашение на праздник”, дети помогают Незнайке изготовить новогодние игрушки.

Рассказываю детям различные приключения, показываю сказки. Обыгрывание помогает привлечь внимание к изображаемому, мотивировать, обосновывать задание, заинтересовать предстоящей работой, объяснить приемы изготовления.

Полученное изображение используется при этом как своеобразная игрушка. Здесь содержание игровых действий зависит от содержания изображения. Если это птица, то она может “летать”, “клевать”, “говорить”, “хвастаться друг перед другом”.

В руководстве изобразительной деятельностью возможны игровые приемы с элементами ролевого поведения и ролевой речи. Проводя занятия по тестопластике – дети превращались в “художников”, “мастеров” при помощи различных слов типа: “крибли-крабле-бумс”, “три раза повернись, в художников превратись”, с помощью волшебной палочки и т.д.

Мои занятия, основанные на игровых приемах и творческой фантазии, интересны тем, что работы у всех детей получаются разными. Они предлагают ребенку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то свое, необычное.

Различные игры с красками, тестом, бумагой, новые живописные техники с ними – развивают творческую фантазию, изобретательские способности, доставляют детям радость познания и удовольствия от сделанного.

Такие игры особенно полезны закомплексованным детям, они помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научиться видеть мир в цвете.

 

Дети универсальны по своей природе. Они могут многое, если им интересно. А интересно им там, где присутствуют элементы игры, новизна, условия для самовыражения.

В своей работе широко использую выставки. Выставка – очень важный момент – малыш сравнивает свои работы с чужими. Здесь ребенок видит, что у других получается иначе. Он лучше видит свои успехи и упущения, недостатки и сравнивает свою работу с другими. Выставка помогает самоутверждению и поддержанию интереса к творчеству.

Все занятия по изобразительному искусству помогают сформировать творческую личность, мыслить смело и свободно, приобщить к красоте, воспитывать эстетический вкус, развивают речь, ум и руку ребенка.

Особым вниманием у меня пользуется такой раздел – как развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известно – если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, что очень актуально для детей с ОНР.

Все развивающие упражнения провожу в игровой форме. Для массажа рук с помощью предметов я предлагаю мелкие мячики, эспандеры, “бассейны” наполненные бобами, фасолью и мелкими геометрическими телами: шариками, кубиками, цилиндрами, призмочками и конусами. Чтобы наши упражнения не превратились в монотонные пощипывания, поглаживания, перебирания предметов, ладошки превращаются в утюжки и пилы, искателей сокровищ, мы пальчики и ладошки “греем”, “будим”, “дразним”. Массу возможностей непосредственно представляет и сама тестопластика: разнообразные приемы лепки разрабатывают кисть руки, кончики пальцев становятся более чувствительными, а используемые в качестве дополнений к лепным изделиям пуговицы, бусинки, бисер, семена различных растений и многое другое улучшает координацию и точность движений. Это наглядно отражается в дельнейшем на качестве выполненных изделий, более свободном, полноценном речевом общении.

Итак, начав с развития моторики, я постепенно выстроила для себя стройную систему применения тестопластики в работе с детьми ОНР и обозначила круг задач, которые она помогает решить:

развитие воображения;

развитие мелкой моторики;

развитие психических функций;

массаж кистей рук;

речевое общение;

развитие конструктивных способностей;

развитие художественного вкуса.

Несформированность речи тесно связано с физическим и психическим развитием ребенка, его эмоциональным состоянием. Работая в тесном контакте с учителем-логопедом, наряду с общепринятыми способами и методами коррекции речи я стала применять тестопластику, реализуя через нее современные педагогические технологии. Речевое развитие – одна из главных задач, решаемая в нашей группе. Поэтому, я не выпускаю ее из виду во всех видах деятельности, включая и занятия тестопластикой. Стараюсь не оставлять без внимания даже случайно брошенное слово.

К каждой теме занятий у меня подобрано художественное слово: потешки, скороговорки, чистоговорки, загадки, небольшие стихотворения. Планируя лепить ежика, накануне предлагаю детям вместе с мамой придумать, на что похож ежик. На занятии провожу грамматическую игру “На что похож еж”. Я начинаю: “Ежик на елочку очень похож… А твой?”. В данном случае решаются следующие задачи:

- учатся употреблять в речи образные сравнения;

- развивается речевая активность.

Использование вылепленных игрушек в игровой и театральной деятельности помогает развить интонационную выразительность речи, речевое дыхание, силу голоса. Игровой прием – “Волшебная линия”, где ребенок манипулирует с полоской теста, превращая ее то в одну, то в другую букву помогает освоить азы грамоты.

На физкультминутках чистоговорки в сочетании с движениями, автоматизируют звукопроизношение.

Лепим жука – применяем чистоговорки:

“Жук летит, жужжит, жужжит и усами шевелит” – автоматизируем звуки.

Лепим кота – использую потешку:

«Отворилась тихо дверь

И вошел усатый зверь,

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой» - автоматизируем

звук «С».

В ходе работы осуществляются и другие речевые задачи:

объединение вылепленных игрушек в сюжетную композицию и придумывание по ней рассказов, сказок;

придумывание описательных рассказов о своем изделии;

Все многообразие природного и бросового материала обогащает опыт ощущений и восприятия, пополняет и активизирует словарный запас.

Не так то просто вылепить красивую, прочную игрушку. Освоение технических приемов – занятие трудоемкое. Показываю способы скрепления частей фигурки, соблюдение некоторых закономерностей. Соединять части с помощью штырьков, смачивать водой соприкасаемые поверхности, либо делать их рифлеными в местах соединения. Дети методом проб и ошибок подбирают нужный вариант для каждой поделки, придумывают свои.

Объясняю некоторые закономерности расположения мелких и крупных частей фигурок. Усваивая специальные навыки и умения, дети развивают свои конструктивные способности. Итогом являются прочные, устойчивые изделия. Большое влияние тестопластика оказывает на развитие мышления ребенка. Он определяет структуру будущего изделия, способы изготовления, последовательность всей работы, подбирает соответствующее тесто и необходимый природный или бросовый материал. Если используется неокрашенное тесто, то часть работы остается на второй этап – после просушки. Это раскрашивание, дорисовка и дополнительное украшение. Выполнение поделок требует определенных усилий.

У детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределять операции, что побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность. В процессе занятий учу грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.

Ребенок ощущает удовольствие и гордость от результатов своего труда, верит в свои возможности, стремится к творческой деятельности. Чтобы это стремление не угасло, стараюсь, чтобы каждое изделие было востребованным, обрело свою собственную “жизнь”. Бусы мы подарили детям раннего возраста. Малыши учатся нанизывать их на шнурок, развивая пальчики. В “Магазине” живут всевозможные овощи, фрукты, хлебобулочные изделия: ватрушки, батоны, крендельки и тортики из соленого теста.

Заключение:

При выпуске из логопедической группы у детей повышается любознательность. Возникает интерес к экспериментированию, к изготовлению поделок. Появились группы по интересам. Развились коммуникативные навыки, которые необходимы будущим первоклассникам для адаптации в школе. Усваивая новые знания, общаясь в процессе работы, у детей обогащается словарный запас – появляются прилагательные, синонимы. Им становится легче описывать предметы. Улучшается и связная речь, становится более четкой, выразительной. Это отражается на качестве пересказов и составлении творческих рассказов, хорошо развитая устная речь необходима при обучении в школе. Улучшилось внимание, память, логическое мышление. Дети стали более усидчивыми, самостоятельными, ответственными. Улучшается качество работ по изодеятельности. (Дети получали сертификаты не только в детском саду, но и на уровне города и края.) Воспитанникам легче даются графические диктанты и рисунки по клеточкам. Это говорит о сформированности навыков тонкой ручной моторики, о готовности руки к письму. Лепка развивает ребенка эстетически. Он учится видеть , чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Занятия лепкой из соленого теста способствуют развитию качеств, необходимых для успешного обучения ребенка в школе. Положительно влияют на воспитание и развитие ребенка в целом.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×