«Толерантная личность» ☼
Автор: Казанцева Светлана Юрьевна
Дискуссия «Толерантная личность»
Цель: вовлечение участников дискуссии в активное обсуждение проблемы воспитания толерантной личности.
Задачи:
Ø ознакомить участников с особенностями ведения диалоговой дискуссии как толерантной формы работы с педагогами;
Ø установить необходимость воспитания толерантной личности как основу для существования в современном обществе;
Ø обучить педагогов конструктивным поведенческим реакциям в ходе проведения диалоговой дискуссии.
Одной из активных форм работы с педагогами является дискуссия.
Дискуссия – это публичное обсуждение какой-либо проблемы, в результате чего участники должны прийти к единому мнению или пониманию обсуждаемой проблемы.
Для того, чтобы дискуссия имела качественный результат, необходимо соблюдать правила ведения дискуссии:
1. Ведущий направляет обсуждение, оставаясь нейтральным.
2. Никто не доминирует в беседе, каждый имеет возможность высказаться.
3. Учитываются все предложенные мнения и подходы к проблеме.
4. Мы слушаем и слышим друг друга.
Существуют различные формы проведения дискуссии, наиболее распространёнными являются диалог и дебаты.
По характеру проведения эти формы являются альтернативными.
Отличия диалоговой формы дискуссии от дискуссии – дебатов:
1. В диалоге одна сторона выслушивает другую с целью понимания, нахождения значения и принятия соглашения, а в дебатах одна сторона слушает другую с целью найти изъяны и оппонировать своими аргументами.
2. Диалог расширяет и, возможно, изменяет точку зрения участника, а дебаты укрепляют собственную точку зрения участника.
3. Если диалог вызывает самоанализ собственной позиции, то дебаты вызывают критику противоположной стороны.
4. Диалог призывает к временному воздержанию от личных убеждений, а дебаты призывают к решительному отстаиванию собственных убеждений.
5. В диалоге ищут основы соглашения, а в дебатах ищут явные различия.
6. В диалоге каждая сторона ищет сильные моменты в позиции другой, а в дебатах каждая сторона ищет изъяны и слабые моменты другой.
7. Диалог предусматривает реальную заботу о другом человеке и ищет пути не оттолкнуть и не обидеть, а дебаты предусматривают парирование противоположной позиции без внимания к чувствам или отношениям и часто унижают или осуждают человека.
Какая форма дискуссии, по вашему мнению, психологически более комфортна?
Таким образом, мы будем работать в формате диалоговой дискуссии. Именно такая форма способствует освоению навыков толерантного поведения.
Итак, что же такое толерантность?
Как вы это понимаете?
Работа в группах.
Официальные языки ООН определяют толерантность по-разному:
Tolerancia (исп.) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
Tolerance (фр.) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
Tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительность.
Tolerate (англ. терпеть) – допускать, разрешать (осуществление практики, действия, поведения), предоставлять возможность (личности, религиозной секте, мнению) существовать, не вмешиваясь в их дела и не ущемляя их … признавать различия в религиозных воззрениях и при этом не допускать дискриминации.
Kuan rong (кит.) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
Tasamul (араб.) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение … расположенность к другим.
Толерантность, терпимость (рус.) – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо/кого-либо), т.е. допускать, принимать существование чего-то/кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
Что отличает каждое определение?
В каждом определении делаются различные акценты, в них обнаруживается различие культур, исторического опыта.
Есть ли что-то, что объединяет такие разные определения толерантности?
Все они выражают сущность толерантности:
толерантность – не пассивное неестественное покорение мнению, взглядам или действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция позитивного взаимодействия между этносами, разными социальными группами.
Толерантность стала кросскультурным понятием. Сегодня мы от этого отойдём и рассмотрим педагогическую толерантность.
Существует ли вообще такое понятие?
Существует, так как учителя постоянно взаимодействуют с учениками, родителями друг с другом и т.д.
Но всё-таки основной объект нашего взаимодействия – это ученик.
Первоклассник ------------(обучениеобразованиевоспитание)-----------Выпускник.
На мировом уровне уже давно образование соотносится с толерантностью.
Имеет ли какие-то преимущества толерантный выпускник?
Обозначим этот вопрос как проблему для обсуждения.
Составим «Портрет толерантной личности»
Деление людей на толерантных и интолерантных – условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки.
Склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.
Каковы же черты толерантной личности?
Работа в группах.
Задача каждой группы состоит в том, чтобы создать словесный портрет толерантной личности, выделив её характерные черты.
Примерные черты толерантной личности:
1. Расположенность к другим.
2. Снисходительность.
3. Терпение.
4. Чувство юмора.
5. Чуткость.
6. Доверие.
7. Альтруизм.
8. Терпимость к различиям.
9. Умение владеть собой.
10. Доброжелательность.
11. Умение не осуждать других.
12. Гуманизм.
13. Умение слушать.
14. Любознательность.
15. Способность к сопереживанию.
А. Каждый участник оценивает собственную толерантность: выделяет знаком + 5 черт, которые у него наиболее выражены.
В. Каждый участник определяет знаком + 5 черт, которые наиболее выражены у толерантной личности.
Подведение итогов: на доске выписываются черты, которые совпали у трёх групп участников дискуссии. Данные черты будут являться ядром толерантной личности с точки зрения данного коллектива.
Теперь необходимо сравнить свои + (А) с чертами толерантной личности + (В).
Таким образом, участники определяют насколько они толерантны.
Сейчас будет несложно составить портрет интолерантной личности: необходимо назвать слова противоположные по значению выписанным на доске словам, характеризующим черты толерантной личности.
Развитие личности имеет два пути: толерантный и интолерантный.
Каков будет результат развития личности по этим двум путям?
Работа в группах.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между «своими» и «чужими»
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.
Толерантный путь Интолерантный путь
созидающий разрушающий
личность и мир в целом
Школа – один из основных социальных институтов, призванных воспитывать личность.
Подведение итогов работы:
Ответьте на вопрос, который мы обозначили как проблему «В чём преимущество толерантного выпускника?»
Современный выпускник должен уметь максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые он попадает после окончания школы и в дальнейшей жизни.
Толерантному ученику это проще, так как он обладает способностью позитивной коммуникации, а это определяет его успешность.