Толерантность

Автор: Мордвова Елена Петровна

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ДОРОГА К МИРУ

«Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику». Эмерсон У.

Введение. «Воспитание – великое дело: им решается участь человека».Эти известные слова В.Г.Белинского не только не теряют своей актуальности, но приобретают ещё большую значимость в наше тревожное и нестабильное время. В последнее десятилетие в системе образования России усилиями учёных и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе. Принятая  Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.  Что значит сопровождать? Это значит, идти рядом, следовать одной дорогой. Дети занимаются в группах психологического развития, кружках, факультативах. Работа с родителями проводится на родительских собраниях и в режиме групповых индивидуальных консультаций. Приоритетной целью модернизации является обеспечение высокого качества российского образования, которое сводится не только к обученности  учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «толерантность»,  «социальное благополучие», «самореализация», «защищённость». В образовательном пространстве и образовательных учреждениях создаются условия для разностороннего личностного развития детей, подростков и юношества, раскрытия и обогащения их творческого потенциала, воспитание гражданственности, стимулирования социальной активности. В нашей республике сложилась определённая система патриотического, духовно – нравственного, культурно – эстетического и физического воспитания детей. Согласно концепции Н.Е. Щурковой «Формирование образа жизни, достойной человека» нами разработана  программа по духовно – нравственному воспитанию -  «Толерантность – дорога к миру».  Ценностно-смысловым ядром воспитательной программы  является творчество в пространстве народной культуры на основе приобщения к ее ценностям. Мы рассматриваем значение слов «нравственный» и «духовный» с позиции народной педагогики, которая направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Воспитать в детях лучшие личностные качества гражданина и патриота – приоритетная задача нашей программы.

Проблема: анализ жизнедеятельности класса показал, что обширная информация (телевидение, радио, газеты, компьютерные программы) оказывают в большей степени негативное воздействие на духовное и психическое развитие детей, что и отодвинуло на задний план формирование у учеников нравственных начал: в среде учащихся проявляются неуважительное, недоброжелательное отношение друг к другу, нежелание считаться с интересами окружающих. У некоторых из них слабо развита нравственная саморегуляция: отсутствует самокритичность, чувство долга и ответственность.

Гипотеза: если в воспитании детей в классе свести негативное воздействие на духовное и психическое развитие детей к общей основе, то воспитание толерантной личности достигается через развитие сотрудничества в коллективе.

Цель:  Создание воспитательного пространства, в котором ребенок, сохраняя свою индивидуальность, мог бы вступать во взаимодействие с окружающим миром, быть терпимым и открытым к контактам, принимать решения и осознавать их последствия.

Задачи:  1. Развитие классной системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребёнка, вхождение его в мир культуры со знанием истории своего народа. 2. Ориентация в социальной, политической и культурной жизни общества – формирование убеждений, мировоззрения; определение интересов и склонностей к конкретным видам деятельности.

3.Совершенствование психических процессов – самонаблюдение, самопознание, самовоспитание, саморегуляция чувств, эмоций; нравственных качеств личности, умения пользоваться полученными знаниями в межличностном общении. 4. Использование  всех возможных  средств для  воспитания  у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества, сформированного на основе духовных  ценностей русской и национальной культуры.

Сроки и этапы реализации Программы: 1 этап. Информационно-аналитический, январь – май 2011 (1 класс): анализ воспитательной деятельности класса; выявление проблем; определение приоритетных направлений развития. 2 этап. Проектировочный, июнь – сентябрь 2011 (2 класс): разработка Концепции  «Толерантность – дорога к миру»; разработка проекта Программы воспитания. 3 этап. Внедренческий, октябрь 2011 – май 2014 (2,3,4 классы): внедрение и комплексное использование в воспитательном  процессе современных технологий; реализация воспитательных и комплексно-целевых программ и проектов, подпрограмма «К истокам духовности»; совершенствование воспитательного пространства и содержания воспитания; сбор данных мониторинга воспитательного процесса. 4 этап.  Корректировочный, 2011 – 2014 (2,3,4 классы): анализ данных мониторинга; корректировка тактических задач по каждому из приоритетных направлений; внесение изменений в содержание программ, проектов. 5 этап. Аналитико-обобщающий, 2014 год ( 4 класс): анализ результатов реализации Программы «Толерантность – дорога к миру»; систематизация полученных данных; формулирование проблем и перспектив дальнейшего развития учеников класса.

Содержание деятельности Н.Е. Щурковой определено понятие «образ жизни, достойной человека»: это бытие человека в мире, руководствующегося отношением к миру, стремлением к Красоте, Добру и Истине. В цели такого воспитания заключено триединство творческого, разумного и духовного. Эти категории составляют основу духовно-нравственного воспитания. Основу содержания духовно-нравственного воспитания составляют общечеловеческие ценности. Мы считаем, что в процессе нашей воспитательной деятельности нам необходимо ориентироваться на фундаментальные общечеловеческие ценности, которые способны рождать в человеке добродетели, высоконравственные потребности и поступки. Человек – абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей». Личность ребенка должна стать реальной ценностью. Для этого необходимо выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания его  собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы он стал творцом самого себя. Ориентируясь на вышеперечисленные ценности для функционирования создаваемой нами воспитательной программы и в соответствии  с целями и задачами воспитательно-образовательной работы, была разработана подпрограмма духовно-нравственного воспитания «К истокам духовности». Эта подпрограмма предполагает: развитие и воспитание детей на лучших примерах традиций русского народа и национальной культуры; развитие умения делать осознанный выбор добра, прощать проступки других, противостоять злу;  воспитание христианского отношения детей к миру;  воспитание и развитие таких качеств характера, как миролюбие, доброта, правдивость, долг, скромность, смирение, великодушие, милосердие, трудолюбие. Подпрограмма «К истокам духовности» состоит из четырех взаимосвязанных тематических блоков: «Духовно-нравственная культура»; «Культура семейных отношений»; «Культура здорового образа жизни»; «Экологическая культура». Содержание блоков составляют ориентиры национальной культуры. Они дают возможность творчески планировать работу с учащимися, учитывая их возрастные, индивидуальные особенности, возможности педагогов школы, социума. Практическая реализация подпрограммы «К истокам духовности» на всех ее этапах предполагает формирование достаточно высокой духовной атмосферы класса, творческой личности педагога и ребенка. Подпрограмма подчинена гуманным целям восхождения личности человека к извечным духовным ценностям, ибо расширение сфер и способов взаимодействия с окружающей средой способствует формированию образованной и самостоятельной личности, стремящейся к Добру, Красоте и Истине. Первые шаги класса в работе по этой подпрограмме открывают широкий путь для дальнейшего исследования и достижения поставленных целей в воспитании подрастающего поколения. Подпрограмма «К истокам  духовности» открытая это позволяет ее дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать. Мы считаем, что для плодотворного решения поставленных нами задач мы обязаны сотрудничать со всеми структурами, которые могут помочь нам осветить жизнь наших детей высоким нравственным и духовным светом. Мы надеемся, что сообща мы сможем помочь духовно-нравственному оздоровлению (воспитанию или перевоспитанию) и становлению современных школьников.

Приоритетные мероприятия по: духовно-нравственной культуре:  «Не забыть нам этой даты, что покончила с войной» (1 класс); ролевая игра «Планета друзей», виртуальное путешествие «Города-герои» (2 класс);  «Жизнь, ставшая легендой» (3 класс);  круглый стол на тему: «Чем опасен терроризм»,  классный  час «Стыд и совесть»,  поездка в Чебоксары в кинотеатр (4 класс); по

культуре семейных отношений: конференция идей «Золотые правила хозяюшки»(1класс), классный час «Моя семья» (2 класс), классный час «Великая сила любви» (3 класс), классный час «Чти отца своего» (4 класс); по культуре здорового образа жизни: « Веселые старты» с родителями (1 класс), классный час «Движение – это жизнь» (2 класс), классный час «Как победить дракона, или удержись от вредной привычки» (3 класс), 

классный час «Герои российского спорта» (4 класс); по экологической культуре: инсценированная игра «Сюрпризы лесной тропинки» (1класс), классный час «И станет мачехой земля…» (2 класс), исследование на тему: «Природа не прощает ошибок» (3 класс),

классный час «На пороге экологической катастрофы» (4 класс), походы летом и осенью в каждом классе.

Основу нашей воспитательной системы составляют следующие принципы:Принцип духовно-нравственного диалога и сотрудничества на общую пользу или принцип сотворчества. Построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила «Уклонись от зла и сотвори благо»). Духовно-нравственный диалог служит основой взаимодействия педагога и воспитанников. Принцип личностно-ориентированного воспитания или принцип  природосообразности.  Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту. Принцип культуросообразности. Воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и особенностями, присущими своему региону. Принцип гуманистической ориентации воспитания. Отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития. Принцип успешности.  Вера в свои силы; успех – основа для расширения потенциала, заложенного на уровне актуального развития, он открывает «новую зону ближайшего развития», совместный поиск Истины.

Механизм  реализации Программы воспитания. В настоящий момент программа воспитания класса включает в себя следующие модули: базовый – обязательный образовательный компонент; воспитательный – внеурочная воспитательная деятельность классных руководителей; дополнительного образования – добровольные объединения по интересам: «Умелый мяч», «Волшебные узоры» и др. Программа воспитания класса выполняет следующие функции: проектировочная  функция  разрабатывает воспитательную деятельность класса, способствует отбору эффективных форм воспитательного взаимодействия для данного возрастного контингента учащихся в опоре на приемы и методы народной педагогики; развивающая функция направлена на постоянное стимулирование и своевременную поддержку положительных изменений, происходящих в личности ребенка, педагога, родителя и, соответственно, на обеспечение развития ученического, педагогического и родительского коллективов; интегрирующая функция  обеспечивает взаимодействие всех подразделений образовательного учреждения как единого воспитательного пространства, расширение и углубление внутриклассных и внеклассных связей; регулирующая функция служит для упорядочения педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;

корректирующая функция заключается в осуществлении педагогической коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Ресурсное обеспечение программы воспитания. Нормативно-правовое обеспечение: построение работы в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Концепцией модернизации российского образования до 2010 года» и другими документами; разработка и введение в действие локальных актов об организации опытно-экспериментальной работы, положения о деятельности центра развития школы и других документов.

Ожидаемые результаты. В течение двух лет, работая со своим классом, я достигла хороших результатов. Мои ученики раскрылись всесторонне, научились толерантно относиться к друг другу, в классе нет конфликтов, действует самоуправление, ребята посещают спортивные секции и кружки по интересам, сами планируют, готовят и проводят внеклассные мероприятия, среди них нет «маленьких начальников», они все равны, относятся к друг другу с пониманием, поддерживают друг друга в трудной ситуации, принимают одноклассников такими, какие они есть. Мои ученики с интересом и азартом соревнуются в различных конкурсах, очень любят побеждать, но и умеют проигрывать. А главное, все родители активно принимают участие в организации и проведении как КТД, так и родительских собраний, конференций, диспутов, активно работает родительский комитет. Выполнение Программы должно привести к укоренению духа толерантности, развитию у учащихся черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты и разрешить их. Предполагаемый результат педагогической деятельности – самоактуализирующаяся личность.

 

 Литература:1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. М.: Мемориал. 2001. 2. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. М.: Прогресс. 2003. 3. Декларация ЮНЕСКО о принципах толерантности.4. Лизинский В. Принципы, нормы и правила успешного воспитания. // Народное образование. - 2002 . № 4.стр 12-16. 5. Степанов П. Как воспитать толерантность? //Народное образование. 2001 № 9. стр 23-24 Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. М.: Бонфи, 2001. 6.  Об организации работы по реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) «. Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования 2001, № 20.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x