Название статьи:
«Традиционные и инновационные методы развития творческих способностей школьников младших классов на занятиях в детском фольклорном ансамбле» | Орехова Наталья Анатольевна. Работа №206886
Дата публикации:
15.03.2019
Автор:
Орехова Наталья Анатольевна
Описание:
Автор: Орехова Наталья Анатольевна
Как организовать учебный процесс, какие инновационные методы использовать, чтоб народное творчество стало близким и интересным современным городским детям? Практика показывает, что на занятиях в фольклорном ансамбле необходимо сочетать образно-игровое начало с конкретными задачами каждого навыка творческой деятельности: дыхания, работы над дикцией, координацией движения и пения.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Самарский государственный институт культуры
Тема реферата:
Традиционные и инновационные методы развития творческих способностей школьников младших классов на занятиях в детском фольклорном ансамбле
Автор: Орехова Наталья Анатольевна
г. Самара 2016 год
Содержание
1. Вступление ………………………………………………………….. 3
2. Развитие творческих способностей и нравственно-психологическое становление личности детей младших классов на занятиях в фольклорном ансамбле ………………………………………………………………….4
3. Основные задачи на начальном этапе обучения пению ……………7
4. Обучение детей певческому дыханию ……………………………….8
5. Работа над дикцией и выразительностью разговорной речи ………9
6. Распевание и подготовка голосового аппарата к пению ……..........11
7.Концертно-исполнительская деятельность детского коллектива…..12
8. Заключение …………………………………………………………….13
9. Литература ……………………………………………………………..14
Вступление
Музыкальный фольклор – благодатная почва для обучения детей, он с огромной силой воздействует на психику ребёнка, воспитывает его эстетические чувства. Учащиеся вводятся в мир народной игры, учатся координировать пение и разговорную речь, пение и движение, осваивают народный танец, игру на инструментах, при этом маленькие певцы познают науку о дыхании, осваивают упражнения для работы диафрагмы. Без органичного сочетания традиционных и инновационных методов невозможно организовать вокальную работу на занятиях в детских фольклорных ансамблях. Выезжая в экспедиции, восстанавливая и озвучивая нотные образцы, изучая обряды, преподаватели-фольклористы доносят этот материал до детей. Фольклорные ансамбли стали маленькими очагами народного творчества, которые не только изучают, но и пропагандируют русскую песенную культуру.
В течение многих лет ведётся дискуссия о возможных путях обучения народно-певческому искусству:
1 – по возможности точное сохранение аутентичных манер русского народного пения, т.е. традиции;
2 - профессиональная постановка голоса в общерусской манере народного пения, т.е. введение новых методов работы.
Соответственно этим двум направлениям сложились две системы вокальной работы с народными голосами, каждая из которых имеет свои задачи и методы: в первом случае – это стремление сохранить бытовые образцы диалектных манер народного пения. А во втором – создание новой школы, обобщающей все виды народного пения, поставленного в сценические условия. В детских учебных заведениях открылись специальные отделения по музыкальному фольклору, с целью, на его основе эстетически воспитывать молодое поколение россиян. Учащиеся, наряду с предметами музыкального цикла, изучают фольклор своего народа, прикладное творчество, народную хореографию, а также учатся играть на музыкальных и шумовых народных инструментах. Самарская область отличается тем, что состав населения её очень разнообразен – русские, мордва, чуваши, татары, башкиры, марийцы и др. Эти особенности определили характер педагогической работы и вокального воспитания детей. Возник самый важный вопрос – как организовать учебный процесс, какие инновационные методы использовать, чтоб народное творчество стало близким и интересным современным городским детям? Практика показала, что на занятиях в фольклорном ансамбле необходимо сочетать образно-игровое начало с конкретными задачами каждого навыка творческой деятельности: дыхания, работы над дикцией, координацией движения и пения. Детский фольклор является сокровищницей удовольствия и радости общения, в игре дети забывают обо всём. На живом и интересном уроке остаются острыми внимание и память, весь организм ребёнка находится в состоянии творческой свободы. Сама собой снимается одна из острейших проблем современной музыкальной педагогики – эмоциональная зажатость, скованность, и как следствие, неубедительное боязливое исполнение в сценических условиях.
Развитие творческих способностей и нравственно-психологическое становление личности детей младших классов на занятиях в фольклорном ансамбле
Городская жизнь всё больше приводит к пространственной и психологической разобщённости родителей и детей. Мамы не знают колыбельных песен, дети не умеют и не имеют возможности играть в наших современных дворах. Восприятие и интерес к игровому фольклору у современных детишек большой, так как трудно найти другой материал столь близкий им по духу. В народном творчестве кроется огромное количество разнообразных форм работы, содержащих столько воспитательно-обучающих возможностей, а также приобщающих подрастающее поколение к миру прекрасного. С погружения ребёнка в мир фольклора закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Здесь лежат истоки того, что мы называем этническим самосознанием, национальным характером. Национальное же формирует фундамент культуры (Шамина Л.В. Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорно-певческих коллективах Метод.пособие –М.:ВНМЦ, 1984).
Рассматривая методы развития творческих способностей у детей полезно обратиться к опыту психологов, исследующих специфику детского мировосприятия, т.к. детство есть накопление жизненных представлений и ощущений, разворачивающихся на протяжении всей взрослой жизни. Природа человека так устроена, что каждый год, каждый этап становления ребёнка оказывается подготовительным к ней. Причём, каждый период нацелен на запечатление определённых действий и явлений, происходящих в мире, которые ребёнок воспроизводит в своей взрослой жизни. Что же такое возраст 7 – 10 лет? Вот так характеризует этот возраст А.Ц.Гармаев, - педагог-психолог, изучающий возрастные особенности нравственного становления детей: Удивительно, что этот период детства, когда мир схватывается целостно, не членится на математику, музыку, литературу. Внутренне ребёнок открыт на целостное и сущностное восприятие мира ( Гармаев А.Ц. Этапы нравственного становления ребёнка, М.,1991г.,с.39)
В 7 – 10 лет ребята начинают осознанно относиться к удивительному миру природы. Детское состояние открытости является ведущим фактором мировосприятия. Очень важно в какую среду воспитания ребёнок попадает, в нём формируется либо расчленённый внешний план, либо, наоборот, целостный план сути происходящего в мире.
На преподавателя ложится очень важная миссия введения ребёнка в мир народной музыки. Будет иметь огромное значение станут ли его занятия желанными для детей или разочаруют их, не вызовут интереса. Если есть контакт, учащиеся приходят на занятия с радостью, раскрываются в своей неповторимости.
Детский фольклор представляет собой обширную и оригинальную область традиционного народного творчества. Он включает календарно-обрядовые песни, заклички, приговорки, потешки, игры. Усваивая музыкальный фольклор с детства, учащиеся постигают народно – попевочный словарь, лежащий в основе всего народного песенного творчества. Кроме того, развивается музыкальный слух и память, укрепляется физическое здоровье – лёгкие и голосовой аппарат, так как большинство закличек, песен поются полным голосом, на свободном грудном резонировании.
Детское музыкально – поэтическое творчество имеет функциональное, утилитарное значение. Оно будит творческую фантазию, помогает организовать и интереснее провести игру. Песенки, припевки иллюстрируют действие, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту.
В наше время невозможно возродить старый уклад, быт, да и не нужно. Мы не можем детей воспитывать и обучать изолированно от телевидения, компьютеров, современной музыки, стремительных темпов жизни, поэтому преподавателям надо искать инновационные методы работы с детьми и такие формы приобщения к фольклору, которые помогли бы сделать традиционную народную культуру духовной необходимостью для современного человека. Нужна целенаправленная работа, основанная на понимании важности и ответственности этого дела перед современным обществом.
Основные задачи на начальном этапе обучения пению.
Голосовой аппарат ребёнка очень хрупкий, он требует особого внимания и бережного отношения, поэтому правильный певческий режим – это необходимое условие для нормального развития детского голоса. Занятия у детей младшего школьного возраста проводятся два раза в неделю по 40 минут. Но приобретение певческих навыков в области фольклора невозможно мыслить без освоения хореографии, приёмов выразительной речи, игре на инструментах, то само занятие включает несколько разделов:
1. Дыхательные упражнения.
2. Работа над чёткой артикуляцией и выразительностью речи на дыхательной опоре.
3. Пение попевок на одном звуке, а также на секундовых, терцовых и квартовых звукосочетаниях.
4. Игры – попевки с движениями.
5. Разучивание новых песен, вокальная и постановочная работа.
6. Освоение шумовых инструментов, разучивание типовых ритмических формул.
7. Знакомство с элементами народной хореографии.
8. Репетиции концертных номеров, повторение и закрепление песен.
Начинающим певцам свойственна быстрая утомляемость голоса, поэтому каждый преподаватель строит свой урок с учётом этой особенности. Но так как в предложенном плане разделов много, а освоение навыков требует регулярного включения их в занятия, очень трудно уложиться во время урока. Поэтому, если есть возможность, такие предметы как народный танец, игра на музыкальных инструментах, народное творчество ввести отдельными часами.
Включение в урок нескольких разделов позволяет снимать естественную утомляемость у детей за счёт чередования различных видов деятельности. Умело спланированное занятие не утомляет детей. А наоборот, способствует хорошему настроению и желанию трудиться, что очень важно для продуктивной и творческой работы.
Обучение детей певческому дыханию
Первая и наиболее важная задача для педагога – хормейстера – это научить ребёнка правильно дышать при пении, чувствовать опору голоса.
Механика работы дыхательного аппарата у человека осуществляется за счёт эластичных движений лёгких. Которые заставляют двигаться рёбра с помощью двух межрёберных мышц, лежащих на их поверхности, а также через дно грудной полости, в которой помещаются лёгкие.
Грудная клетка образована позвоночным столбом, рёбрами с хрящами, грудной костью и снизу диафрагмой. Полость грудной клетки заполнена лёгкими и сердцем. При дыхании рёбра приводятся в движение с помощью двух лежащих на их поверхности мышц, называемых межрёберными мышцами. В момент вдоха они растягивают лёгкие таким образом, что в них образуется пуста, в каковую и устремляется воздух.
Без помощи дыхательных мышц лёгкие не могут расширяться и умение правильно дышать в значительной мере зависит от правильного пользования мышцами и контроля над ними.
А теперь рассмотрим диафрагму. Это большая разграничительная мышца, отделяющая грудную клетку и всё, что вней находится, от брюшной полости и её органов. В расслабленном состоянии диафрагма образует над большой полостью живота вогнутый свод. Иначе говоря, она со стороны брюшной полости имеет вид как бы распростёртого над землёй неба. Когда же диафрагма приходит в движение, выпуклость её вдавливается и напирает на брюшные органы, заставляя живот выдаваться вперёд.
В общих чертах механизм дыхания можно представить так: при вдохе диафрагма опускается, давит на внутренности брюшной полости, от чего живот как бы выпячивается вперёд. Выдох регулируется прессом, помогающим удерживать дыхание, т.е. сохранять на выдохе вдыхательное состояние.
Что означает выражение опора голоса у певца? В этом случае понимается непрерывное поддерживание во время пения подсвязочного давления, которое регулируется работой дыхательного аппарата, в частности – брюшным прессом. Продолжительная и эластичная опора звука достигается всего успешнее при диафрагмальном типе дыхания.
В работе с детьми нужно следить за тем, чтобы не было форсировки звука, которое является следствием переизбытка подсвязочного давления и ведёт к заболеванию голоса и даже временной потери его.
Тренировка диафрагмального дыхания – один из основных навыков, который маленькие певцы должны понять и хорошо усвоить. Для укрепления дыхательных мышц, развития звучности и силы голоса, детям можно предложить в доступной для них игровой форме упражнения: Надуй свой шарик, Понюхай цветок, Сдуваем пушинки с ладошки и т.д.
Работа над дикцией и выразительностью разговорной речи
Особенностью народное пения является подчинение звука слову, поэтому освоение народной музыкальной речи – одно из необходимых условий вокальной работы в фольклорном ансамбле. Если слушать записи народных исполнителей, песенная речь их подобна разговорной речи. Она отличается естественностью произношения слов. Недаром говорят: В песне-то слово Слово родит.
Специфика народной манеры пения заключается не только в открытом способе звукообразования, но и в особом складе вокального мышления певца. Если академист мыслит звуком. Настраивается на красивый звук, то народный певец мыслит в пении словом, оно для него является главной заботой. Звук, при этом, является как бы следствием слова, интонационным отражением его. Такая речевая установка на певческий процесс придаёт народной манере особый характер звуковедения. Певец словно сказывает песню, а не вокализирует её!
Развивая детский певческий голос, с первых занятий следует уделять внимание правильным речевым навыкам, работе над дикцией и фонетически чистым произношением гласных и согласных букв. Если родители следят за культурой речи своего ребёнка, она развивается правильно, т.е. отличается выразительностью и внятностью, осмысленным отношением к содержанию, соблюдением правил орфоэпии, чистой фонетики.
В народных песнях исполнители, стремясь сохранить традицию, употребляют диалекты, это придаёт самобытность и особый колорит. Но с диалектами надо обращаться грамотно и осторожно. Необходима уверенность в том. Что вы хорошо владеете навыками пения на диалекте. Если такой уверенности нет, лучше фольклорные песни исполнять на литературном языке.
Навыкам овладения артикуляционным аппаратом нужно научить своих маленьких певцов. Чёткость артикуляции – залог хорошей дикции. Дети, умеющие осмысленно и непринуждённо проговаривать различные словосочетания, имеющие свободный, эластичный артикуляционный аппарат смогут донести смысл исполняемой песни до слушателя.
Для выработки технической подвижности речевого аппарата благодатным материалом может служить традиционный детский фольклор – считалки, потешки, игры, пословицы, поговорки. Добиться у детей выразительной живой речи за одно и даже несколько занятий невозможно, все дикционные упражнения требуют систематической работы над ними.
Распевание и подготовка голосового аппарата к пению
Голосовые мышцы детей в младшем школьном возрасте развиты слабо. Чтобы уберечь голос от форсировки звука, от перенапряжении гортанного механизма, преподаватель –хормейстер должен на каждом занятии хорошо разогреть голосовые мышцы, психологически подготовить детей к вокальной работе. Т.е. привести весь организм певца в рабочее состояние.
Распевка – очень важная часть урока, она повышает общий тонус организма ребёнка, вызывает состояние творческой активности. Опытные хормейстеры придают этой работе огромное значение.
В попевках-упражнениях можно использовать различные жанры детского музыкально-игрового фольклора. Смешные потешки, незамысловатые напевы хорошо запоминаются и легко заучиваются. Ведь мелодические обороты отшлифованы голосами многих поколений народных певцов, поэтому очень удобны для пения и отвечают естественной природе голоса ребёнка. Несмотря на свою простоту, они обладают выразительным музыкальным смыслом и требуют осмысленного исполнения, а также дают возможность добиваться определённых вокально-технических задач. Освоение певческих навыков помогает в раскрытии содержания произведений. Так как очень важно на этих простых попевках научить малышей осмысливать в целом то, о чём они поют.
Принцип построения на распевке складывается из последовательного чередования старых и разучивания новых попевок. Это даёт возможность прочного закрепления основных певческих навыков: дыхания, координации слова и звука, овладение характерной народно-песенной речью, своеобразной системой ладового мышления, накоплением у детей необходимых слуховых впечатлений.
Концертно – исполнительская деятельность детского коллектива
Одной из форм работы детского фольклорного ансамбля являются концертные выступления. Для маленьких исполнителей каждый концерт не только огромная радость, но и возможность полной реализации своей творческой энергии, полученных на репетициях умений и навыков. Любое выступление даёт детям мощный толчок в исполнительской и творческой практике. Сцена требует организованности, смелости, а это важные воспитательные моменты. Очень не просто преодолеть свой страх перед выходом на сцену, управлять своими эмоциями и чувствами во время концерта, заставить полноценно и качественно работать сознание, голосовой аппарат. Понимание огромной ответственности не только перед зрителями, но и перед друзьями. Участниками коллектива, заставляет детей быть дисциплинированными, а также даёт осознание необходимости серьёзной сценической работы.
Предшествует выступлению большая работа в классе и на сцене. Программы фольклорных ансамблей часто представляют собой вокально-хореографическое действие, включающее разножанровые песни с танцами, декламацией и игрой на инструментах. На репетициях необходимо добиваться. Чтоб каждый ребёнок чётко знал последовательность песен и имел полное представление о программе в целом. Сцена имеет свои законы, диктует определённые требования к исполнителям – это сценическая культура поведения, быстрое и правильное реагирование на неожиданную ситуацию, поклоны, выходы, уходы. Но с каждым выходом на сцену дети чувствуют себя свободнее, комфортнее, а всё это достигается кропотливым трудом на занятиях и концертах.
Заключение
Мы испытываем трепетное чувство, слушая гармонь, народные песни, завораживают они нас своей искренностью и глубиной. К сожалению, практически не осталось песельниц, сказительниц в деревнях России, говорить о передаче песен из уст в уста мы не можем. Современные фольклорные ансамбли являются продолжателями национальных художественных традиций, маленькими очагами народного творчества. Хочется детям передать эту любовь к искусству, познакомить их с лучшими образцами творчества народа, научить любить свою Землю, своё Отечество, свой Народ. Только объединяя в своей работе современные методы обучения народному пению и традиции, заложенные в культуре народа, можно пробудить интерес, научить и приобщить детей к песенному фольклору своего народа.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Орехова Н.А. Методика работы с детским фольклорным ансамблем (учебное пособие для учащихся и студентов учебных заведений и руководителей народно-хоровых коллективов) –С.: департамент культуры мэрии г.Тольятти, 2002г.
2. Земцовский И.И. О современном фольклоризме ( Традиционный фольклор в современной художественной жизни.) Сб. научных тр./Сост. И отв. Ред. Земцовский И.И.-ЛГИТМК, 1984.
3. Шамина Л.В. Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных коллективах: Метод. пособие /Сост. И отв. Ред. Л.В.Шамина,-М: ВНМЦ, 1984.
4. Менабени А.Г. Вокально-педагогические знания и умения -М.: Прометей, 1995г.
5. Вопросы физиологии пения и вокальной методики: Тр.ГМПИ им.Гнесиных /отв.ред. Е.Баринова Вып.25, -М:ГМПИ им.Гнесиных, 1975г.
6. Гармаев А.Ц. Этапы нравственно-психологического становления личности ребёнка.-М.1991.
7. Терентьева Л.А. Детский фольклор Самарского края: Методические рекомендации в помощь руководителям самодеятельных коллективов –Самара,: НМЦНТ,1991 г.
8. Покровский В.А. Детские игры, преимущественно русские /История, этнография, педагогика и гигиена. - Санкт-Петербург, 1994г.
9. Шамина Л.В. Школа русского народного пения -М.: Гос. фольл.центр Русская песня Всерос. Муз. Общество, 1997г.
10. Касьянова И.А. Духовное наследие народов Поволжья: Антология. Т-4 Русская свадьба Самарской губернии. –Самара, 2015г.
14
Скачать работу
Тема реферата:
Традиционные и инновационные методы развития творческих способностей школьников младших классов на занятиях в детском фольклорном ансамбле
Автор: Орехова Наталья Анатольевна
г. Самара 2016 год
Содержание
1. Вступление ………………………………………………………….. 3
2. Развитие творческих способностей и нравственно-психологическое становление личности детей младших классов на занятиях в фольклорном ансамбле ………………………………………………………………….4
3. Основные задачи на начальном этапе обучения пению ……………7
4. Обучение детей певческому дыханию ……………………………….8
5. Работа над дикцией и выразительностью разговорной речи ………9
6. Распевание и подготовка голосового аппарата к пению ……..........11
7.Концертно-исполнительская деятельность детского коллектива…..12
8. Заключение …………………………………………………………….13
9. Литература ……………………………………………………………..14
Вступление
Музыкальный фольклор – благодатная почва для обучения детей, он с огромной силой воздействует на психику ребёнка, воспитывает его эстетические чувства. Учащиеся вводятся в мир народной игры, учатся координировать пение и разговорную речь, пение и движение, осваивают народный танец, игру на инструментах, при этом маленькие певцы познают науку о дыхании, осваивают упражнения для работы диафрагмы. Без органичного сочетания традиционных и инновационных методов невозможно организовать вокальную работу на занятиях в детских фольклорных ансамблях. Выезжая в экспедиции, восстанавливая и озвучивая нотные образцы, изучая обряды, преподаватели-фольклористы доносят этот материал до детей. Фольклорные ансамбли стали маленькими очагами народного творчества, которые не только изучают, но и пропагандируют русскую песенную культуру.
В течение многих лет ведётся дискуссия о возможных путях обучения народно-певческому искусству:
1 – по возможности точное сохранение аутентичных манер русского народного пения, т.е. традиции;
2 - профессиональная постановка голоса в общерусской манере народного пения, т.е. введение новых методов работы.
Соответственно этим двум направлениям сложились две системы вокальной работы с народными голосами, каждая из которых имеет свои задачи и методы: в первом случае – это стремление сохранить бытовые образцы диалектных манер народного пения. А во втором – создание новой школы, обобщающей все виды народного пения, поставленного в сценические условия. В детских учебных заведениях открылись специальные отделения по музыкальному фольклору, с целью, на его основе эстетически воспитывать молодое поколение россиян. Учащиеся, наряду с предметами музыкального цикла, изучают фольклор своего народа, прикладное творчество, народную хореографию, а также учатся играть на музыкальных и шумовых народных инструментах. Самарская область отличается тем, что состав населения её очень разнообразен – русские, мордва, чуваши, татары, башкиры, марийцы и др. Эти особенности определили характер педагогической работы и вокального воспитания детей. Возник самый важный вопрос – как организовать учебный процесс, какие инновационные методы использовать, чтоб народное творчество стало близким и интересным современным городским детям? Практика показала, что на занятиях в фольклорном ансамбле необходимо сочетать образно-игровое начало с конкретными задачами каждого навыка творческой деятельности: дыхания, работы над дикцией, координацией движения и пения. Детский фольклор является сокровищницей удовольствия и радости общения, в игре дети забывают обо всём. На живом и интересном уроке остаются острыми внимание и память, весь организм ребёнка находится в состоянии творческой свободы. Сама собой снимается одна из острейших проблем современной музыкальной педагогики – эмоциональная зажатость, скованность, и как следствие, неубедительное боязливое исполнение в сценических условиях.
Развитие творческих способностей и нравственно-психологическое становление личности детей младших классов на занятиях в фольклорном ансамбле
Городская жизнь всё больше приводит к пространственной и психологической разобщённости родителей и детей. Мамы не знают колыбельных песен, дети не умеют и не имеют возможности играть в наших современных дворах. Восприятие и интерес к игровому фольклору у современных детишек большой, так как трудно найти другой материал столь близкий им по духу. В народном творчестве кроется огромное количество разнообразных форм работы, содержащих столько воспитательно-обучающих возможностей, а также приобщающих подрастающее поколение к миру прекрасного. С погружения ребёнка в мир фольклора закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Здесь лежат истоки того, что мы называем этническим самосознанием, национальным характером. Национальное же формирует фундамент культуры (Шамина Л.В. Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорно-певческих коллективах Метод.пособие –М.:ВНМЦ, 1984).
Рассматривая методы развития творческих способностей у детей полезно обратиться к опыту психологов, исследующих специфику детского мировосприятия, т.к. детство есть накопление жизненных представлений и ощущений, разворачивающихся на протяжении всей взрослой жизни. Природа человека так устроена, что каждый год, каждый этап становления ребёнка оказывается подготовительным к ней. Причём, каждый период нацелен на запечатление определённых действий и явлений, происходящих в мире, которые ребёнок воспроизводит в своей взрослой жизни. Что же такое возраст 7 – 10 лет? Вот так характеризует этот возраст А.Ц.Гармаев, - педагог-психолог, изучающий возрастные особенности нравственного становления детей: Удивительно, что этот период детства, когда мир схватывается целостно, не членится на математику, музыку, литературу. Внутренне ребёнок открыт на целостное и сущностное восприятие мира ( Гармаев А.Ц. Этапы нравственного становления ребёнка, М.,1991г.,с.39)
В 7 – 10 лет ребята начинают осознанно относиться к удивительному миру природы. Детское состояние открытости является ведущим фактором мировосприятия. Очень важно в какую среду воспитания ребёнок попадает, в нём формируется либо расчленённый внешний план, либо, наоборот, целостный план сути происходящего в мире.
На преподавателя ложится очень важная миссия введения ребёнка в мир народной музыки. Будет иметь огромное значение станут ли его занятия желанными для детей или разочаруют их, не вызовут интереса. Если есть контакт, учащиеся приходят на занятия с радостью, раскрываются в своей неповторимости.
Детский фольклор представляет собой обширную и оригинальную область традиционного народного творчества. Он включает календарно-обрядовые песни, заклички, приговорки, потешки, игры. Усваивая музыкальный фольклор с детства, учащиеся постигают народно – попевочный словарь, лежащий в основе всего народного песенного творчества. Кроме того, развивается музыкальный слух и память, укрепляется физическое здоровье – лёгкие и голосовой аппарат, так как большинство закличек, песен поются полным голосом, на свободном грудном резонировании.
Детское музыкально – поэтическое творчество имеет функциональное, утилитарное значение. Оно будит творческую фантазию, помогает организовать и интереснее провести игру. Песенки, припевки иллюстрируют действие, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту.
В наше время невозможно возродить старый уклад, быт, да и не нужно. Мы не можем детей воспитывать и обучать изолированно от телевидения, компьютеров, современной музыки, стремительных темпов жизни, поэтому преподавателям надо искать инновационные методы работы с детьми и такие формы приобщения к фольклору, которые помогли бы сделать традиционную народную культуру духовной необходимостью для современного человека. Нужна целенаправленная работа, основанная на понимании важности и ответственности этого дела перед современным обществом.
Основные задачи на начальном этапе обучения пению.
Голосовой аппарат ребёнка очень хрупкий, он требует особого внимания и бережного отношения, поэтому правильный певческий режим – это необходимое условие для нормального развития детского голоса. Занятия у детей младшего школьного возраста проводятся два раза в неделю по 40 минут. Но приобретение певческих навыков в области фольклора невозможно мыслить без освоения хореографии, приёмов выразительной речи, игре на инструментах, то само занятие включает несколько разделов:
1. Дыхательные упражнения.
2. Работа над чёткой артикуляцией и выразительностью речи на дыхательной опоре.
3. Пение попевок на одном звуке, а также на секундовых, терцовых и квартовых звукосочетаниях.
4. Игры – попевки с движениями.
5. Разучивание новых песен, вокальная и постановочная работа.
6. Освоение шумовых инструментов, разучивание типовых ритмических формул.
7. Знакомство с элементами народной хореографии.
8. Репетиции концертных номеров, повторение и закрепление песен.
Начинающим певцам свойственна быстрая утомляемость голоса, поэтому каждый преподаватель строит свой урок с учётом этой особенности. Но так как в предложенном плане разделов много, а освоение навыков требует регулярного включения их в занятия, очень трудно уложиться во время урока. Поэтому, если есть возможность, такие предметы как народный танец, игра на музыкальных инструментах, народное творчество ввести отдельными часами.
Включение в урок нескольких разделов позволяет снимать естественную утомляемость у детей за счёт чередования различных видов деятельности. Умело спланированное занятие не утомляет детей. А наоборот, способствует хорошему настроению и желанию трудиться, что очень важно для продуктивной и творческой работы.
Обучение детей певческому дыханию
Первая и наиболее важная задача для педагога – хормейстера – это научить ребёнка правильно дышать при пении, чувствовать опору голоса.
Механика работы дыхательного аппарата у человека осуществляется за счёт эластичных движений лёгких. Которые заставляют двигаться рёбра с помощью двух межрёберных мышц, лежащих на их поверхности, а также через дно грудной полости, в которой помещаются лёгкие.
Грудная клетка образована позвоночным столбом, рёбрами с хрящами, грудной костью и снизу диафрагмой. Полость грудной клетки заполнена лёгкими и сердцем. При дыхании рёбра приводятся в движение с помощью двух лежащих на их поверхности мышц, называемых межрёберными мышцами. В момент вдоха они растягивают лёгкие таким образом, что в них образуется пуста, в каковую и устремляется воздух.
Без помощи дыхательных мышц лёгкие не могут расширяться и умение правильно дышать в значительной мере зависит от правильного пользования мышцами и контроля над ними.
А теперь рассмотрим диафрагму. Это большая разграничительная мышца, отделяющая грудную клетку и всё, что вней находится, от брюшной полости и её органов. В расслабленном состоянии диафрагма образует над большой полостью живота вогнутый свод. Иначе говоря, она со стороны брюшной полости имеет вид как бы распростёртого над землёй неба. Когда же диафрагма приходит в движение, выпуклость её вдавливается и напирает на брюшные органы, заставляя живот выдаваться вперёд.
В общих чертах механизм дыхания можно представить так: при вдохе диафрагма опускается, давит на внутренности брюшной полости, от чего живот как бы выпячивается вперёд. Выдох регулируется прессом, помогающим удерживать дыхание, т.е. сохранять на выдохе вдыхательное состояние.
Что означает выражение опора голоса у певца? В этом случае понимается непрерывное поддерживание во время пения подсвязочного давления, которое регулируется работой дыхательного аппарата, в частности – брюшным прессом. Продолжительная и эластичная опора звука достигается всего успешнее при диафрагмальном типе дыхания.
В работе с детьми нужно следить за тем, чтобы не было форсировки звука, которое является следствием переизбытка подсвязочного давления и ведёт к заболеванию голоса и даже временной потери его.
Тренировка диафрагмального дыхания – один из основных навыков, который маленькие певцы должны понять и хорошо усвоить. Для укрепления дыхательных мышц, развития звучности и силы голоса, детям можно предложить в доступной для них игровой форме упражнения: Надуй свой шарик, Понюхай цветок, Сдуваем пушинки с ладошки и т.д.
Работа над дикцией и выразительностью разговорной речи
Особенностью народное пения является подчинение звука слову, поэтому освоение народной музыкальной речи – одно из необходимых условий вокальной работы в фольклорном ансамбле. Если слушать записи народных исполнителей, песенная речь их подобна разговорной речи. Она отличается естественностью произношения слов. Недаром говорят: В песне-то слово Слово родит.
Специфика народной манеры пения заключается не только в открытом способе звукообразования, но и в особом складе вокального мышления певца. Если академист мыслит звуком. Настраивается на красивый звук, то народный певец мыслит в пении словом, оно для него является главной заботой. Звук, при этом, является как бы следствием слова, интонационным отражением его. Такая речевая установка на певческий процесс придаёт народной манере особый характер звуковедения. Певец словно сказывает песню, а не вокализирует её!
Развивая детский певческий голос, с первых занятий следует уделять внимание правильным речевым навыкам, работе над дикцией и фонетически чистым произношением гласных и согласных букв. Если родители следят за культурой речи своего ребёнка, она развивается правильно, т.е. отличается выразительностью и внятностью, осмысленным отношением к содержанию, соблюдением правил орфоэпии, чистой фонетики.
В народных песнях исполнители, стремясь сохранить традицию, употребляют диалекты, это придаёт самобытность и особый колорит. Но с диалектами надо обращаться грамотно и осторожно. Необходима уверенность в том. Что вы хорошо владеете навыками пения на диалекте. Если такой уверенности нет, лучше фольклорные песни исполнять на литературном языке.
Навыкам овладения артикуляционным аппаратом нужно научить своих маленьких певцов. Чёткость артикуляции – залог хорошей дикции. Дети, умеющие осмысленно и непринуждённо проговаривать различные словосочетания, имеющие свободный, эластичный артикуляционный аппарат смогут донести смысл исполняемой песни до слушателя.
Для выработки технической подвижности речевого аппарата благодатным материалом может служить традиционный детский фольклор – считалки, потешки, игры, пословицы, поговорки. Добиться у детей выразительной живой речи за одно и даже несколько занятий невозможно, все дикционные упражнения требуют систематической работы над ними.
Распевание и подготовка голосового аппарата к пению
Голосовые мышцы детей в младшем школьном возрасте развиты слабо. Чтобы уберечь голос от форсировки звука, от перенапряжении гортанного механизма, преподаватель –хормейстер должен на каждом занятии хорошо разогреть голосовые мышцы, психологически подготовить детей к вокальной работе. Т.е. привести весь организм певца в рабочее состояние.
Распевка – очень важная часть урока, она повышает общий тонус организма ребёнка, вызывает состояние творческой активности. Опытные хормейстеры придают этой работе огромное значение.
В попевках-упражнениях можно использовать различные жанры детского музыкально-игрового фольклора. Смешные потешки, незамысловатые напевы хорошо запоминаются и легко заучиваются. Ведь мелодические обороты отшлифованы голосами многих поколений народных певцов, поэтому очень удобны для пения и отвечают естественной природе голоса ребёнка. Несмотря на свою простоту, они обладают выразительным музыкальным смыслом и требуют осмысленного исполнения, а также дают возможность добиваться определённых вокально-технических задач. Освоение певческих навыков помогает в раскрытии содержания произведений. Так как очень важно на этих простых попевках научить малышей осмысливать в целом то, о чём они поют.
Принцип построения на распевке складывается из последовательного чередования старых и разучивания новых попевок. Это даёт возможность прочного закрепления основных певческих навыков: дыхания, координации слова и звука, овладение характерной народно-песенной речью, своеобразной системой ладового мышления, накоплением у детей необходимых слуховых впечатлений.
Концертно – исполнительская деятельность детского коллектива
Одной из форм работы детского фольклорного ансамбля являются концертные выступления. Для маленьких исполнителей каждый концерт не только огромная радость, но и возможность полной реализации своей творческой энергии, полученных на репетициях умений и навыков. Любое выступление даёт детям мощный толчок в исполнительской и творческой практике. Сцена требует организованности, смелости, а это важные воспитательные моменты. Очень не просто преодолеть свой страх перед выходом на сцену, управлять своими эмоциями и чувствами во время концерта, заставить полноценно и качественно работать сознание, голосовой аппарат. Понимание огромной ответственности не только перед зрителями, но и перед друзьями. Участниками коллектива, заставляет детей быть дисциплинированными, а также даёт осознание необходимости серьёзной сценической работы.
Предшествует выступлению большая работа в классе и на сцене. Программы фольклорных ансамблей часто представляют собой вокально-хореографическое действие, включающее разножанровые песни с танцами, декламацией и игрой на инструментах. На репетициях необходимо добиваться. Чтоб каждый ребёнок чётко знал последовательность песен и имел полное представление о программе в целом. Сцена имеет свои законы, диктует определённые требования к исполнителям – это сценическая культура поведения, быстрое и правильное реагирование на неожиданную ситуацию, поклоны, выходы, уходы. Но с каждым выходом на сцену дети чувствуют себя свободнее, комфортнее, а всё это достигается кропотливым трудом на занятиях и концертах.
Заключение
Мы испытываем трепетное чувство, слушая гармонь, народные песни, завораживают они нас своей искренностью и глубиной. К сожалению, практически не осталось песельниц, сказительниц в деревнях России, говорить о передаче песен из уст в уста мы не можем. Современные фольклорные ансамбли являются продолжателями национальных художественных традиций, маленькими очагами народного творчества. Хочется детям передать эту любовь к искусству, познакомить их с лучшими образцами творчества народа, научить любить свою Землю, своё Отечество, свой Народ. Только объединяя в своей работе современные методы обучения народному пению и традиции, заложенные в культуре народа, можно пробудить интерес, научить и приобщить детей к песенному фольклору своего народа.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Орехова Н.А. Методика работы с детским фольклорным ансамблем (учебное пособие для учащихся и студентов учебных заведений и руководителей народно-хоровых коллективов) –С.: департамент культуры мэрии г.Тольятти, 2002г.
2. Земцовский И.И. О современном фольклоризме ( Традиционный фольклор в современной художественной жизни.) Сб. научных тр./Сост. И отв. Ред. Земцовский И.И.-ЛГИТМК, 1984.
3. Шамина Л.В. Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных коллективах: Метод. пособие /Сост. И отв. Ред. Л.В.Шамина,-М: ВНМЦ, 1984.
4. Менабени А.Г. Вокально-педагогические знания и умения -М.: Прометей, 1995г.
5. Вопросы физиологии пения и вокальной методики: Тр.ГМПИ им.Гнесиных /отв.ред. Е.Баринова Вып.25, -М:ГМПИ им.Гнесиных, 1975г.
6. Гармаев А.Ц. Этапы нравственно-психологического становления личности ребёнка.-М.1991.
7. Терентьева Л.А. Детский фольклор Самарского края: Методические рекомендации в помощь руководителям самодеятельных коллективов –Самара,: НМЦНТ,1991 г.
8. Покровский В.А. Детские игры, преимущественно русские /История, этнография, педагогика и гигиена. - Санкт-Петербург, 1994г.
9. Шамина Л.В. Школа русского народного пения -М.: Гос. фольл.центр Русская песня Всерос. Муз. Общество, 1997г.
10. Касьянова И.А. Духовное наследие народов Поволжья: Антология. Т-4 Русская свадьба Самарской губернии. –Самара, 2015г.
14