Требования к уровню профессиональной подготовки учителя начальных классов в условиях общеобразовательной школы

Автор: Тарасова Ксения Валерьевна

 

Воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный.

Современное общество требует от системы образования подготовки специалистов высокообразованных, целеустремленных, конкурентоспособных, инициативных, духовно и физически здоровых личностей, знающих технологии воспитания и обучения подрастающего поколения, способного занять достойное место в обществе. Начало обучения в школе - один из самых серьезных моментов в жизни ребенка. От того, в какой образовательной системе он окажется, каким будет его первый учитель, во многом зависит его успешность и самоактуализация личности в будущем.

Процесс совершенствования профессионального мастерства включает не только перестройку и совершенствование знаний, умений и навыков учителя, но и совершенствование его личности. В условиях реализации ФГОС  современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.

Таким образом, строгое соблюдение и выполнение условий и требований ФГОС педагогами, делает тему данной статьи более актуальной. Студент должен четко знать предъявляемые требования к уровню профессиональной подготовки. Функции профессиональной деятельности учителя младших школьников даже шире, чем у учителя-предметника, так как он всегда работает классным руководителем и преподает большее число разнопрофильных учебных дисциплин. В соответствии с ФГОС НОО, учитель, является мудрым воспитателем, союзником психолога, социального педагога, в совершенстве владеет командной, совместной, коллективной и парной формой работы[1].

В соответствии с  ФГОС учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который, во-первых, ни в какой мере, не разрушил бы личный практический опыт, во-вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире. В новом стандарте впервые зафиксированы требования к результатам освоения основной образовательной программы нескольких уровней и трех типов – это предметные результаты, метапредметные и личностные результаты. Для того, чтобы сформировать у детей универсальные учебные действия, учитель должен  владеть технологией, которая способствует развитию детской рефлексии – способность планировать и оценивать свои собственные действия[2:28]. Содержание этой компетенции учителя определяется такими характеристиками, как умение:

         -оценивать текущее состояние и динамику освоения ребенком основной образовательной программы;

-ставить цели на успехи в предметной сфере учащегося;

- ставить цели на достижение учащимися метапредметных результатов;

-адекватно оценивать текущее состояние и динамику интеллектуального, морального, волевого развития ребенка;

-правильно определять причины недостаточно эффективного продвижения ребенком в освоении образовательной программы;

-оценивать сформированность у учащихся универсальных учебных действий;

-анализировать существующие программы, сравнивать их по разным основаниям (целям, используемым средствам и др.);

-выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям.

Еще один момент, о котором нельзя не сказать – это деятельностный характер обучения.  Деятельностный подход, составляющий основу современного образования предполагает, что ученик научится планировать (задавать сам себе вопрос: «Чему мне нужно научиться?») и проектировать («Как мне этому научиться?»). Чтобы быть готовым к этому, учителю следует не просто осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС, но и научиться выстраивать учебную и внеурочную деятельность в рамках этой технологии, проектировать обучение на основе учебных ситуаций, проблемных задач, проектных методов обучения. Учитель должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в информационном пространстве[4:32].

Для того чтобы довести до автоматизма универсальные учебные действия и навыки детей в решении учебных задач, выработать в них особые учебные умения, навыки, необходимо учителю самому обладать компетентностями. Их необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития[5:13]. Поэтому главными показателями качества профессиональной подготовки учителя сегодня являются такие личностные характеристики, как:

-готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию.

-мотивация на работу с учащимися;

-способность и готовность учителя применять полученные знания в профессиональной деятельности;

-знание психологии ребенка, способность к анализу его действий, поступков, оказание психологической поддержки и помощи, особенно в период возрастных кризисов;

-владение современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ;

-знание содержания предмета и владение современной методикой его преподавания.

Новый ФГОС возвращает в школу принципы государственного воспитания. Базисный образовательный план включает в себя программу воспитания и социализации, которые пронизывают всю учебную, внеурочную, внешкольную деятельность образовательного учреждения. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся имеет не только умение воспитывать детей, но и нравственность самого учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам. Однако, следует признать, что обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся педагогу без социально-педагогического партнерства, скорее всего, просто невозможно. Для решения этой задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ. Организация социально-педагогического партнерства может осуществляться путем согласования социально-воспитательных программ социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей, прописанных в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России[3:36]. В этих условиях самостоятельность, а вместе с тем и ответственность педагога заключается в:

·        разработке для своего класса программы развития и воспитания

·        внедрении новой формы накопительной оценки (портфолио)

·        умении выбирать подходящие, конкретно к данному классу, УМК

·        разработке (корректировке) рабочих программ по учебным предметам

·        отборе способов и средств формирования УУД у обучающихся (анализ учебников, отбор системы заданий)

 

·        разработке (отборе) контрольных материалов, обработке результатов диагностических и комплексных работ

На мой взгляд, главными требованиями к уровню подготовки в целом, для каждого учителя, является:

-принятие основных идей ФГОС;

-адаптация (максимальная, продуктивная) к меняющимся условиям деятельности;

-определение способов наиболее конструктивного профессионального и личностного развития;

-осмысление различных аспектов своей деятельности, в плане представлений о себе, своей миссии, своей позиции между ребёнком и обществом.

Таким образом, рассмотренные требования подготовки учителей начальных классов, позволяет нам определить уровень своих профессиональных компетенций и возможность модернизировать свою профессиональную подготовку как учителя начальных классов.

 

Список литературы

1.     Лиховцов С. Е., // Актуальность системы профессионального образования к подготовке специалистов сферы образования//  [http://www.vspc34.ru/]

2.     Неизвестный автор. Актуальные проблемы подготовки учителей начальных классов в современных условиях. – Журнал «Вестник».: 2009/2

3.     Пивненко В. В. Учитель нового поколения. – Журнал «Начальная школа».: 2007/3

4.     Покушалова Л. В., // Проблема качества подготовки современного специалиста // [http://cyberleninka.ru]

 

5.     Шолохова М. А. Проблемы подготовки учителей начальных классов. – Журнал «Педагогика и психология».: 2011/2

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x