Тренеруем пальчики, развиваем речь

Автор: Политова Ирина Сергеевна

 

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский).

 

 

 

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.

 

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

 

Мы должны уделить внимание мелкой моторике рук у ребенка. Ведь развитие рук связано с развитием речи и мышления ребёнка.

 

Иногда дети не любят застегивать пуговицы или шнуровать ботинки. Это свидетельствует о том, что у малыша мелкая моторика развита недостаточно. Ведь моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Поэтому мы воспитатели в нашей группе развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. Ежедневно за 3-5 минут до обеда, сидя на стульях, мы играем с детьми в пальчиковые игры. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно и используются разнообразные приёмы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Все упражнения проводятся в игровой форме.

 

Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать, учат улавливать ритм речи. Их можно проводить как в детском саду, так и дома. Например: «Моя семья»

 

Этот пальчик дедушка,

 

Этот пальчик бабушка,

 

Этот пальчик папочка,

 

Этот пальчик мамочка,

 

Этот пальчик хочет спать.

 

Этот пальчик - прыг в кровать!

 

Этот пальчик прикорнул.

 

Этот пальчик уж заснул.

 

Встали пальчики. Ура!

 

В детский сад идти пора.

 

Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

 

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.     Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики».

 

2.     Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук.

 

3.     Данилова Е. «Пальчиковые игры».

 

4.     Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребёнок в детском саду», №6, 2003г., №1., 2004г.

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x