"ТРИЗ как технология реализации ФГОС дошкольного образования" | Грачева Мария Анатольевна. Работа №367919. Номер работы: №367919
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
ТРИЗ как технология реализации ФГОС дошкольного образования
В контексте реализации ФГОС ДО, важнейшей задачей педагога стала направленность образовательной деятельности и всего педагогического процесса на развитие познавательных интересов, познавательных действий и навыков, интеллектуальной самостоятельности и инициативности ребенка-дошкольника.
На основании требования ФГОС, реализация программы, должна проходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
На современном этапе для реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО предлагается ряд методов:
методы мотивации и стимулирования;
методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и
опыта поведения в социуме, в сложных ситуациях;
информационно – рецептивные методы;
репродуктивные методы;
методы проблемного изложения;
исследовательский метод.
Прежде всего, в основе используемых в ТРИЗ технологии средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением, т.к. формирование у детей умений выделять проблемную ситуацию, видеть её противоречивые стороны, находить способы её разрешения – одна из главных задач в ТРИЗ для дошкольников. Поскольку эта технология адаптирована для работы с дошкольниками, то её невозможно представить без методов мотивации и стимулирования. Именно поэтому, работа с любым методом ТРИЗ-РТВ имеет игровую форму, будь то знакомство с законами диалектики, или игры с типовыми приемами фантазирования. Однако, помимо этого, здесь достаточно активно применяются информационно рецептивные методы, такие как работа с картами морфтаблиц, системного оператора, Кольца Луллия, базовой модели описания объекта на интерактивной или обычной доске, флипчарте, компьютере с целью классификации и систематизации изучаемых объектов. Это позволяет ребенку собрать большой объем информации о том, что его интересует, и при этом получить достаточно полную картину всех связей, отношений изучаемого объекта с окружающим миром.
Репродуктивная функция методов ТРИЗ-РТВ в познавательном развитии реализуется в процессе самостоятельной работы детей со схемами структурного и функционального подхода, в умении находить объекты, общие по значению, содержанию, действию, каким-либо признакам, решать задачи с недостатком данных по определенному алгоритму в таких играх, как «Да – нет», «Следопыты» и др. В исследовательской деятельности ТРИЗ – технология предполагает не только формировать у детей умение действовать по алгоритму исследования, но и работать с причинно-следственными связями изучаемого объекта, использовать прямой и обратный мозговой штурм, приемы разрешения противоречий и необходимые ресурсы при разрешении проблемных ситуаций, метод моделирования маленькими человечками в процессе изучения объектов, меняющих агрегатное состояние и т. д.
Какие же методы ТРИЗ – технологии наиболее эффективны для решения вышеназванных задач ФГОС ДО в процессе реализации основной образовательной программы?
I. Методы активизации мышления:
1. Мозговой штурм (МШ) – (автор Алекс Осборн) – осуществляется в виде прямой и обратной «мозговой атаки». Прямой МШ проводится с целью поиска положительных факторов, способных разрешить какую-либо возникшую проблему. Обратный мозговой штурм направлен на выявление как можно большего числа недостатков объекта и поиска путей их устранения, т.е., улучшения объекта. Каждый из видов мозгового штурма проводится по собственному алгоритму, но оба нацелены на обучение ребенка приемам работы с проблемными ситуациями.
2. Синектика – (объединение разнородных элементов), автор – Уильям Дж. Гордон, (США, 50-е годы ХХ века). Этот метод основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т. е. устанавливать ассоциативные связи. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение, и т. п. могут вызвать в сознании воспроизведение раннее пережитых мыслей, восприятий, и «включить» богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Аналогия является хорошим возбудителем ассоциаций, которые в свою очередь стимулируют творческие возможности. По Гордону – существует 2 вида механизмов творчества: неоперативные (интуиция, озарение, вдохновение), которыми сложно управлять и операционные, управляемые, к которым относятся различные виды аналогий. Применение аналогий повышает интерес детей к познавательному процессу, т.к. задействует их личный опыт.
3. Морфологический анализ – один из методов перебора вариантов, способствующих преодолению инерционности мышления и активизации творческих процессов. (Автор – швейцарский астрофизик Фриц Цвикки. Метод разработан в 40-х годах ХХ века). Этот метод решает сразу две большие задачи:
с помощью комбинирования, объединяя предметы (или их отдельные признаки) по осям координат, создавать новые объекты. При этом меняется строение объекта, его функция, его среда обитания, ресурс существования или применения. В процессе такой работы главная цель – развитие воображения и творческих проявлений детей;
вторая большая
задача, которую решает метод
морфанализа
, (в виде
морфтаблицы
) – это обучение приемам систематизации большого количества информации. Думается, что именно формирование навыков классификации и систематизации знаний, как важнейших из познавательных навыков человека, позволяет быстро осваивать большие объемы информации. Далеко не каждый взрослый способен быстро привести в систему, сгруппировать объекты по сходству и отличию, т.к. мало практикуется в анализе признаков объекта. (А именно поиск аналогов, похожестей является важнейшим моментом в процессах запоминания и припоминания, т.к. на этом построены процессы эйдетической памяти). Разновидностями морфологического анализа являются:
морфологическая дорожка;
морфологическая таблица;
кольцо
Луллия
;
базовая модель описания объектов (БМОО).
II. Методы, формирующие основы диалектического мышления ребенка. В дошкольном детстве используются дидактические игры и упражнения, способствующие формированию представлений о причинно-следственных связях между объектами, явлениями, событиями, фактами. При этом поиск причинно-следственных связей можно вести где угодно и в различных формах:
играх;
викторинах;
в процессе обсуждения прочитанной книги;
в ходе наблюдений за жизнью природных объектов;
в процессе знакомства с народными приметами.
Для этих целей очень важно ежедневно играть в такие игры, как: «Хорошо – плохо», «Маятник», «Паучок», которые упражняют ребенка в поиске противоречивых качеств объектов, ситуаций, явлений.
III. Системный подход в работе с дошкольниками как способ формирования системного взгляда на мир. Наверное, каждый из нас хотел бы, чтобы дети проявляли любознательность, устойчивый интерес к изучению природы, техники, предметного мира, искусства и т. д.
IV. Работа с проблемными ситуациями природного, социального, технического характера Существует масса определений понятия, что же такое «проблемная ситуация»? Выберем простейшее – «Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение, возникающее у человека, когда он не может достичь цели известными ему способами». Трудность – это выполнение каких-либо действий с затруднением. ТРИЗ- РТВ своей главной задачей ставит – формирование чувствительности к проблемам и противоречиям, поскольку невозможно сформировать человека с инженерным, т.е. творческим, создающим мышлением, если он не научится формулировать претензию к объекту, выявлять противоречие в нем. Прежде, чем приступать к непосредственной работе с противоречиями, необходима работа с проблемными ситуациями. Мы выделили 4 вида проблемных ситуаций:
ситуации природного характера;
ситуации в предметном мире;
ситуации социального характера;
ситуации в литературных произведениях.
Работа с проблемными ситуациями обучает ребенка не только поиску рациональных или волшебных решений, она способствует формированию навыка рассуждать, видеть положительные и отрицательные стороны любого объекта, любой ситуации. Каждый раз, работая над поиском приемов разрешения противоречий, мы можем формировать тем самым определенный навык у детей, который сделает их значительно увереннее в себе в жизненных ситуациях. Наконец, это развивает начала жизненной философии ребенка, способствует созданию некоего свода жизненных правил и приоритетов. Особенно большую чувствительность к проблемным ситуациям проявляют одаренные дети. Значительно чаще, чем обычные дети, они проявляют склонность рассуждать, спорить, приводить свои доводы в процессе разбора ситуации. И в конце статьи хотелось бы сделать акцент: как важно, чтобы каждый ребенок в процессе такой работы почувствовал удовольствие от самостоятельного решения сложной задачи!.. Не менее важно, чтобы каждый педагог видел и стимулировал динамику развития познавательных интересов ребенка… Также важно, чтобы каждый родитель проявлял внимание к тому, чем интересуется, к чему тяготеет его ребенок.
Список литературы
1. Альтшуллер Г.С. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. – Минск, 1994.
2. Беляков Е.А. 365 развивающих игр / Е.А. Беляков. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.
3. Железнова С.В. Программа развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста на основе ТРИЗ-РТВ / С.В. Железнова. – Обнинск, 1997.
4. Железнова С.В. Внедрение ТРИЗ-РТВ в практику обучения и воспитания дошкольников С.В. Железнова. – Тольятти, 1998.
5. Железнова С.В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении (ТРИЗ-РТВ) / С.В. Железнова, Т.А. Фалькова. – Ульяновск, 2001.
6. Железнова С.В. Тризёнок в доме / С.В. Железнова. – Тольятти, 2002.
7. Железнова С.В. ТРИЗ-РТВ для реализации ФГОС и образовательной программы дошкольников / С.В. Железнова. – Тольятти, 2015.
8. Страунинг А.М. Методы активизации мышления / С.В. Железнова. – Обнинск, 1995.
9. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (утвержден Советом Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам от 28 августа 2013 года).