Трудовое воспитание дошкольников в игровой деятельности | Кирьян Виктория Степановна . Работа №321140
Статья посвящена изучению трудового развития и воспитания детей дошкольного возраста в игровой деятельности. В статье рассматриваются особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте, закономерности ее развития и связь с игрой.Дошкольный возраст – очень чувствительный период, для которого характерны быстрые изменения в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста является частью комплексного и многогранного процесса воспитания: активно знакомясь с окружающим миром, дошкольники приобретают трудовые навыки, способствующие наилучшему усвоению знаний и развитию личности в целом.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена изучению трудового развития и воспитания детей дошкольного возраста в игровой деятельности. В статье рассматриваются особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте, закономерности ее развития и связь с игрой.
Ключевые слова: трудовое воспитание дошкольников, игровая деятельность, роль игры в трудовом воспитании.
Дошкольный возраст – очень чувствительный период, для которого характерны быстрые изменения в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Тот положительный опыт, который будет заложен в раннем детстве, создаст прочную основу будущего развития личности дошкольника. Отношение человека к труду впервые закладывается в раннем детстве, поэтому формировать представление о трудовой деятельности и ее необходимости в обществе, прививать детям любовь к труду, нужно начинать именно в дошкольном возрасте.
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста является частью комплексного и многогранного процесса воспитания: активно знакомясь с окружающим миром, дошкольники приобретают трудовые навыки, способствующие наилучшему усвоению знаний и развитию личности в целом. Однако между исследователями нет однозначного мнения, считать ли трудовую деятельность самостоятельным видом деятельности ребенка [1, С. 68].
Психологи (в их числе В.А. Петровский) категоричны в своем мнении, что трудового воспитания нет и быть не может, потому как труд – это физические и умственные способности (усилия) людей, которые могут быть направлены на производство товаров и услуг. В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова и др. уверены, что в дошкольном возрасте еще рано говорить о трудовой деятельности как об особом самостоятельном виде деятельности ребенка.
Напротив, исследования А.С. Макаренко, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, В.Г. Нечаевой говорят о том, что уже к пяти годам ребенок способен отличить труд как серьезное дело от игры, и он психологически готов систематически участвовать в простейших видах трудовой деятельности.
Труды таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др., заложили фундаментальные основы отечественной теории трудового воспитания. Она сводится к тому, что в дошкольном возрасте можно и нужно формировать общие элементы трудовых действий: умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий. Дошкольник не может трудиться профессионально, создавая какие-либо ценности, но значение труда для него заключается не в этом, а в его воспитательном воздействии на личность ребенка. Согласно исследованиям Б.Г. Ананьева, к 5-6 годам ребенок способен полностью охватить весь процесс деятельности от постановки цели до получения результата. Поэтому можно говорить о возможности полного освоения детьми посильных для их возраста трудовых процессов.
Однако для того чтобы труд стал средством воспитания дошкольников, необходимо учитывать его своеобразные характеристики в этом возрасте:
труд имеет тесную связь с игрой;
т
рудовая деятельность
является развивающейся
(цель, мотив, результат, действия,
планирование);
происходит с
тановление специфических видов детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, ручной труд, труд в природе
[6, С. 55]
.
В младшем дошкольном возрасте дети постоянно превращают трудовой процесс в игру. Но и старшие дошкольники, пока не овладеют трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом. Вообще дошкольники с большим интересов и увлеченностью отражают в своих играх труд взрослых и их взаимоотношения. Причем игры у дошкольников меняются закономерно: от игр на бытовые темы, которые составляют примерно 50-70% творческих ролевых игр детей младшего возраста, на игры с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления [5, С. 52].
Детский труд и игра, можно сказать, «вырастают» из предметной деятельности. Изначально трудовая активность не присуща ребенку, но уже в раннем возрасте у него формируются произвольные движения, манипулятивные орудийные действия, а сам он начинает стремиться к самостоятельности в самообслуживании. Ребенку интересен не результат труда, а лишь осуществление наиболее ярких действий с отдельными предметами, постоянное их повторение. Так труд становится игрой: например, мытье игрушек превращается в «игру с водой». По больше части в раннем возрасте труд уступает игре.
Наиболее часто детский труд отражается именно в игре. Главным содержанием игры становится подражание трудовым действиям взрослых, с помощью которого ребенок постепенно сам овладевает этими действиями. Но вначале трудовая деятельность еще очень неустойчива и легко переходит обратно в игру. Очень точно А. А. Люблинская назвала игры малышей «полуигрой-полутрудом». Этот этап активности закономерен и важен для развития дошкольника, становления игровой и трудовой деятельности, но длительная задержка детей на этом этапе препятствует позитивному влиянию игры и детского труда на развитие личности ребенка.
Связь игры и труда сохраняется даже в старшем дошкольном возрасте: дети свои трудом начинают обслуживать игру. Так, например, при необходимости дети легко переключаются от игры к изготовлению недостающих предметов, а затем снова переходят к игре [2, С. 272].
Основные виды игр, с помощью которых дети знакомятся с трудом взрослых:
сюжетно-
ролевая игра;
театрализованная игра;
дидактическая игра.
Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетно-ролевая игра, поэтому она имеет решающее значение для трудового воспитания. Большую роль играет содержание игры, в процессе которой воспитывается правильное отношение к явлениям окружающей жизни: любовь к труду, уважительное отношение к людям труда. Содержание игр сильно влияет на формирование личности ребенка, поэтому необходимо развивать интерес к таким играм, как «Больница», «Магазин», в которых развиваются доброта, забота и вежливость. В ходе сюжетно-ролевой игры воспитатель должен включать трудовые процессы с настоящими инструментами в игровой условный сюжет (шитье одежды для кукол, поделки из различных материалов). При этом еще важно побуждать детей к творческой разработке замысла, поиску необходимого для его реализации материала [4, С. 88].
В театрализованных играх дети обыгрывают сюжет из литературного источника. Они помогают ребенку любого возраста и пола «играть» и обучаться одновременно. Важнейший компонент детской игры и театра – роль как освоение и познание окружающей действительности, что позволяет детям глубже познакомится с трудом.
Дидактическая игра является обучающей и представляет собой средство всестороннего развития ребенка. Ознакомление с трудом в дидактических играх играет важную роль в умственном развитии дошкольника. Содержание игры формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе, систематизирует и углубляет знания ребенка о Родине, людях разных профессий и национальностей. Однако формирование знаний о трудовом воспитании в процессе дидактической игры возможно только в условиях педагогического процесса под руководством взрослого [3, С. 156].
Таким образом, игровая деятельность, будучи ведущей у детей дошкольного возраста, является главным инструментом их всестороннего развития и воспитания, в том числе и трудового. Игра и труд дошкольников неразрывно связаны, т.к. в игре они подражают труду взрослых, а при выполнении самостоятельных трудовых действий легко переключаются на игру. Роль педагогов в трудовом воспитании дошкольников очень велика: зная особенности различных видов игр, он направляет деятельность детей в нужное русло, удерживают их внимание на поставленной задаче, знакомят их с предметами и видами труда, с различными профессиями. Если игра организована правильно, то ребенок не просто приобретает механические навыки трудовой деятельности, но еще и любовь и уважение к труду.
Литература:
Бых
Е.В. Трудовое воспитание дошкольников // Проблемы педагогики, 2019.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
Клюева Е.В. Педагогика: курс лекций по актуальным проблемам общего и дошкольного образования / Е.В. Клюева, Т.В. Наумова, Е.В.
Губанихина
, М.Н.
Корешкова
// Под общ. ред. Е.В. Клюевой., Т.В. Наумовой: Учебное пособие – Арзамас:
Арзамасский
филиал ННГУ, 2013. – 254 с.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 432 с.
Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 251 с.
Шанц
Е.А. Технологии приобщения дошкольников к труду //
Педагогическое образование в России, 2016. – №4.