Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Широкая Масленица» | Пирожкова Екатерина Анатольевна, Шумкина Анастасия Валерьевна. Работа №234868

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Пирожкова Екатерина Анатольевна, Шумкина Анастасия Валерьевна
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 

«Широкая Масленица» 

(Краткосрочный)

Воспитатель: Пирожкова Е.А.

Шумкина А.В.

Актуальность темы. 

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

 

 Проблема.

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.  

Тип проекта. 

- Творческий 

          - Краткосрочный 

- Групповой. 

 
        Сроки реализации проекта. 

Одна неделя.  

Методы. 

 Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, хороводные игры, художественная деятельность. 

Участники проекта. 

Дети, воспитатель, музыкальный руководитель,    родители. 

Цель проекта:

формировать у детей представление о русском народном празднике Масленице.

          Задачи проекта: 

         1. Обобщать и систематизировать представления детей о народных традициях, символах праздника, народных гуляньях, играх и забавах праздника Масленицы.

2. Приобщать к ценностям русской культуры.

3. Развивать творческие наклонности детей, желание заниматься интересным творческим делом (лепка, рисование)

4. Воспитывать чувство патриотизма основанного на русских традициях.

Ожидаемые результаты проекта: 

1. Владеют знаниями о традициях, символах праздника, народных гуляньях, играх и забавах праздника Масленицы.

2. Знают и называют времена года, изменения, происходящие весной в жизни людей и в природе.

3. Умеют организовывать народные подвижные игры, выступать в роли организатора, водящего.

4. Знакомы с произведениями народного искусства (заклички, заигрыши, загадки, песни)

5. Создают свои художественные образы в изобразительной деятельности.

6. Выражают эстетические чувства, проявляют эмоции от участия в народных праздниках, прослушивании произведений музыкального фольклора.

Этапы проекта: 

 I.Этап -  Подготовительный.

- определение проблемы; 

- постановка цели, задач; 

- обсуждение проекта с родителями; 

- сбор информации, литературы, дополнительного материала. 

           - составление перспективного плана работы.

  

Перспективный план. 

Понедельник 

«ВСТРЕЧА» 

Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой.

Беседа «Что за праздник, Масленица?» 
Рассматривание альбома «Масленица»
Разучивание закличек
Лепка из соленого теста«Масленичное солнце

 Вторник 

«ЗАИГРЫШ» 

Знакомство детей с русскими народными играми – забавами.

П/и «Горелки».
 «Ровным кругом»
«Заря»
Стихи про Масленицу

Среда 

«ЛАКОМКА» 

Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней. 

Слушание песни «Ой, блины!» 
Тестопластика «Бублики, баранки». 
Рисование «Нарисую солнышко»

Четверг 

«РАЗГУЛЯЙ» 

Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям

Хороводная игра «Карусель».
П/и «Ручеек», «Гори, гори, ясно…» 
Оформление выставки для родителей

Пятница 

«ПОСИДЕЛКИ»

Воспитание уважительного отношения к народным традициям. 

Развлечение «Широкая масленица». 
Оформление выставки

 

II.     Этап –Основной.

Понедельник «Встреча»
Рассказ воспитателя о русском традиционном празднике – Масленице – познакомить детей со значением и обычаями праздника.
Разучивание масленичных закличек – развивать кругозор, память.
Пальчиковая гимнастика «На блины» - развивать мелкую моторику рук, интерес к русскому народному фольклору.
П/И «Заря»- развивать внимание, реакцию, ловкость.
Изготовление чучела Масленицы – познакомить с символом праздника.
Д/и «Когда это бывает» - упражнять детей в различении и назывании времен года по характерным приметам.
Лепка из соленого теста «Масленичное солнце» - учить детей лепить из соленого теста.

Вторник «Заигрыш»
Д/и «Времена года» - обобщать и систематизировать знания детей о временах года, изменениях происходящих в жизни людей и в природе.
П/и «Ровным кругом» - упражнять детей в выполнении основных видов движений.
Чтение стихов про Масленицу
Наблюдение: птицы – учить рассматривать внешний вид птиц, особенности их поведения; активизировать понятия «зимующие», «перелетные» птицы.
П/и  «Заря» - развивать целеустремленность, дружелюбие.
Повторение масленичных закличек – развивать кругозор, память.
П/и «Горелки» - развивать ориентировку в пространстве, умение играть дружно.

Среда «Лакомка»
Ритмическая гимнастика «Колобок» - развивать двигательную способность.
Художественное творчество: лепка из соленого теста «Бублики, баранки» - учить детей лепить из соленого теста.
Наблюдение: Весна, весна – иди сюда – учить наблюдать первые признаки весны.
П/и «Два Мороза» - развивать двигательную активность, интерес к народным играм.
Художественное творчество: рисование «Нарисую солнышко» .
Наблюдение: одежда людей – учить устанавливать причинно-следственные связи (погода на улице и одежда людей) .
П/и «Салки-догонялки» - развивать навык бега, ловкость.
Слушание русской народной песни «Ой, блины» - повышать интерес к русскому народному творчеству.

Четверг «Разгуляй»
Пальчиковая гимнастика «Оладушки» - развивать мелкую моторику рук, интерес к русскому народному фольклору.
П/и «Ручеек» - формировать интерес к народным подвижным играм, умение играть дружно.
Слушание русских народных песен «Ах, вы сени, мои сени», «Барыня» - повышать интерес к русскому народному творчеству.
Повторение масленичных закличек – развивать кругозор, память.
Хороводная игра «Карусель» - учить соблюдать правила игры.
П/и «Гори, гори ясно» - формировать интерес к народным подвижным играм, умение играть дружно.

Пятница «Посиделки»
Ритмическая гимнастика «Солнце»
Слушание русской народной песни «Вот уж зимушка проходит» - повышать интерес к русскому народному творчеству.
П/и  «Заря» - развивать целеустремленность, дружелюбие.
Наблюдение: весеннее небо – солнце – учить детей наблюдать за явлениями неживой природы.
П/и «Русская метла» - развивать двигательную активность, основные виды движений.
III.Этап – Заключительный.
- выставка к празднику силами детей и родителей; 
-  развлечение для детей «Широкая масленица»

Формы взаимодействия с родителями 

 Информационный стенд «Широкая Масленица».

Конкурс рисунков «Как на Масленичной неделе…» (семейное творчество), оформление мини-выставки.

Участие в совместном досуге детей, педагогов «Широкая Масленица».

 Итоги, выводы. 

В результате проектной деятельности была подтверждена актуальность темы и сформулированы следующие выводы: 
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. В результате проектной деятельности у детей были сформированы представления о русском народном празднике Масленице, символах праздника, народных гуляньях; повысился интерес к народным подвижным играм; проект способствовал развитию у детей кругозора, любознательности, творческих способностей, двигательной активности; все проводимые мероприятия повлияли на стремление изучить традиции родной страны. Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, была поставлена цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. 

                         

 

 

 

 Приложения к проекту.    

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. 

 

МАСЛЕНИЦА – это фольклорный праздник. Он всегда ярко отмечался на Руси ярмарочными гуляниями со скоморохами. Он знаменует собой прощание с зимой и ожидание весны. Праздник наполнен народными песнями и обычаями. Накануне Масленицы дети лепят из снега городки и крепости, строят снежные горки. В первые дни праздника с гор катаются ребята, к середине недели к ним присоединяются и взрослые. Гуляли все от мала до велика! Повсюду звучали озорные песни, смех, заливались задорные гармошки. Устраивались кулачные молодецкие бои, брали штурмом снежные городки. Очень любили катание на лошадях и санках. На Масленицу водили хороводы, играли в шумные игры. 

А ещё существовал такой обычай. Из соломы, рогожи и тряпок мастерили огромную, в человеческий рост куклу. В руке она держала блин – главный символ Масленицы. Куклу наряжали в девичий наряд и всю неделю катали на санках с гор, мчались в обнимку с ней на тройках, «водили» по улицам. 

В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костёр. Веселились, пели и плясали вокруг, прыгали через него. А в завершении праздника на этом костре сжигали чучело Масленицы. Так прощались с нею шутливо, и серьёзно. Ведь потом эту развесёлую неделю опять нужно было ждать целый год. 

Любил Масленицу русский народ – широкую, весёлую, разгульную. 

Для каждого дня её придумал он особое название: 

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВСТРЕЧА 

ВТОРНИК

ЗАИГРЫШ 

СРЕДА

ЛАКОМКА 

ЧЕТВЕРГ

ШИРОКИЙ 

ПЯТНИЦА

ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ 

СУББОТА

ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ – ПРОВОДЫ 

ВОСКРЕСЕНЬЕ  

ПРОЩАНЬЕ, ЦЕЛОВНИКИ, ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ. 

  

ВСТРЕЧА 

С понедельника необходимо готовить вареники и печь блины (первый блин за упокой). Принято посещать друзей, у которых взрослые неженатые дети, и привязывать им колодки к ноге. И, конечно же, угощаться. 

Масленицу возили на санях с причитанием встречи: 

«Душа наша, масленица, перепелочьи косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приходи к нам в гости, с нами поиграться, в блинах поваляться, сердцем потешиться! Приходи к нам в тесовый дом душою потешиться, сердцем повеселиться, речью насладиться!». 

ЗАИГРЫШ 

Во вторник – гуляние: водят хороводы, ходят змейкой, поют песни – заигрыши

Ой, Масленица – кривошейка, мы встречаем тебя хорошенько: 

Сыром, маслом, калачом и печеным яйцом. 

Ой, Масленица, покажися, мы опять – то тебя дождалися

Ой, с сыром, маслом, хлебом, мёдом. 

Ой, Масленица, протянися, ты за дуб да за колоду зацепися

Ой, сказали нашей Масленице семь годиков, а ей – семь деньков. 

Ой, Масленица, протянися, ты за дуб да за колоду зацепися

ЛАКОМКА 

Пекут булочки, пирожки, припевая: 

На – бе - ру  му-чи-цы

Подо – лью во – дицы

Для де-тей хо-ро-ших 

На-пе-ку  ле-пе-шек

Я вкруг печки хожу, вкруг муравчатой. 

Я на печку гляжу, на муравчатую. 

Открывайся, заслон, вынимайся пирог, 

Наедайся, душа, душа зятюшкина

Он наелся, как бык, сам не знает, как  быть

Затем организуется сладкий стол. 

ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ 

В широкий четверг – всеобщее карнавальное гуляние, водят хороводы, играют в игры. 

ИГРА 1.    Дети в кругу, водящий ходит внутри круга, все поют:  

«Я горю, горю, горю на калиновом мосту. 

А кто любит меня, тот и выберет меня. 

За правую ручку возьмёт, да вдоль круга поведёт. 

Да поклонимся, да поцелуемся». 

Затем водящий меняется. 

ИГРА 2.  В кругу, движения в соответствии с текстом: 

«По двору гуляет царь, царь, царь 

Царевну выбирает царь, царь, царь 

Наступил на ножку, показал дорожку. 

Царевну провожает царь, царь, царь». 

Водящий меняется, «Царевна» становится «царём». 

ИГРА 3.  «Кошка и мышка». По считалке выбирают Кота и мышку. Кот ходит вне круга, мышка – внутри. Все поют: 

« Кот усатый ходит, всё за мышкой бродит. Мышка, мышка, берегись, смотри коту не попадись». На последних словах кот ловит мышку, дети помогают ей убежать. 

ИГРА 4.  «Сковорода». На снегу рисуется круг. Дети, взявшись за руки, прыгают на одной ноге, толкают друг друга в круг. Кто попался в круг, тот «спёкся». 

ИГРА 5.  «Взятие снежной крепости». Заранее из снега строится крепость, дети разбиваются на две группы: одна внутри крепости, другая – снаружи, дети скачут на конях – палочках и снежками атакуют крепость. В конце игры появляются расписные саночки с наряженной Масленицей, дети поют песню: 

«Едет Масленица дорогая, наша 

гостьюшка годовая. 

На саночках расписных, на кониках вороных. 

Живёт Масленица семь деньков, 

Оставайся, Масленица, семь годков». 

Затем начинается катание детей на саночках с Масленицей. 

ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ 

Пекутся блины, надевают русские народные костюмы, поют песню «Ой, блины, блины, блины», угощаются блинами и душистым сладким чаем из самовара. Играют в масленичные игры. 

ИГРА «Прянична доска». Играющие сидят в ряд. Вдоль ходит водящий и поёт: 

«Прянична доска из елового пенька, 

Из елового пенька, сбрось-ка паренька!» 

На последнем слове водящий ударяет по колену одного из сидящих, и они вместе бегут вокруг лавки. Кто первый добежит до освободившегося места – садится, оставшийся – водит.

В субботу – ПРОВОДЫ 

 Масленицы со всеми присущими этому событию атрибутами. 

Солнце звени, снег гони, 

Холстину земли на свет тяни. 

Снег как мел, с неба летел, 

Зиму пролежал, 

Ручьями пробежал. 

До свиданья, Масленица! 

До свиданья, Зима! 

ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ 

В этот день просили друг у друга прощение за причиненные ранее обиды, обнимали друг друга и целовали. 

В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костёр. Веселились, пели и плясали вокруг, прыгали через костёр. А в завершение праздника на этом костре сжигали чучело Масленицы. Так прощались с нею шутливо и серьёзно. Ведь потом эту развесёлую неделю опять нужно было ждать целый год. 

«Ты прощай, прощай, наша Масленица, 

Ты прощай, прощай, наша широкая. 

Мы катаемся с горы от зари и до зари. 

А сегодня в воскресенье наше кончится веселье. 

Ты прощай, прощай, наша Масленица!». 

  

Беседа про масленицу. 

Задачи: 

1.Познакомить детей с праздником – Масленицей. 

2.Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской культуры 

 3. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры. 

Предварительная работа: чтение сказок, пословиц, лепка снежной бабы, рассматривание иллюстраций с празднованием масленицы. 

Ход беседы: 

Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице. Конец зимы. Дни становятся  длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, древний  символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой. А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!". Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день — блинища, во второй — блины, в третий — блины, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.  

Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжало всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" — сжигают чучело, изображающее Масленицу. 

 

 

 

Поговорки про Масленицу. 

Не житье, а Масленица. 

Не все коту Масленица, будет и Великий пост. 

Масленица семь дней гуляет. 

Масленица объедуха, деньгами приберуха

Это Масленица идет, блин да мед несет. 

Без блинов - не Масленица. 

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны. 

Стихи про Масленицу

 

Широкая Масленица - Сырная неделя! 
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. 
Печь блины и развлекаться будем всю неделю, 
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать! 

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА". 
Яркие салазки с горочек скользят. 
Целый день веселье. Наступает вечер... 
Накатавшись вволю, все блины едят. 

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада. 
Все гулять, резвиться вышли, как один! 
Игры и потехи, а за них - награда: 
Сдобный и румяный масленичный блин! 

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся. 
Каждая хозяюшка колдует у печи. 
Кулебяки, сырники - всё им удаётся. 
Пироги и блинчики - всё на стол мечи! 

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит. 
Ледяные крепости, снежные бои... 
Тройки с бубенцами на поля выходят. 
Парни ищут девушек - суженых своих. 

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"... 
Тёща приглашает зятя на блины! 
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще, 
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы. 

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ". 
Вся родня встречается, водит хоровод. 
Праздник продолжается, общее веселье. 
Славно провожает Зимушку народ! 

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает. 
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ". 
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают, 
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень... 

Пышные гуляния Ярмарка венчает. 
До свиданья, Масленица, приходи опять! 
Через год Красавицу снова повстречаем. 
Снова будем праздновать, блинами угощать! 

*** 
Как на масленой неделе 
Из печи блины летели! 
С пылу, с жару, из печи, 
Все румяны, горячи! 
Масленица, угощай! 
Всем блиночков подавай. 
С пылу, с жару - разбирайте! 
Похвалить не забывайте.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×