Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Творческое развитие детей средствами эмоционально-речевой организации | Чебодаева Юлия Константиновна. Работа №240502

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Чебодаева Юлия Константиновна
В настоящее время у многих детей есть трудности с речью. Часто ребёноку даже в 4 года сложно не только запоминать стихи, но и вообще высказаться. Музыкальные занятия как нельзя лучше могут в этом помочь (конечно это кропотливая работа). Систематически используя дыхательные упражнения, пальчиковые игры (так жепальчиковые игры под музыку), валеологические распевки, опыт таких мастеров как Т.Э.Тютюнникова, И.Галянт, К.Орф многие сложности преодолеваются играя. 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Красносельского муниципального района Костромской области

«Детский сад №4 поселка Красное – на – Волге»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Творческое развитие детей средствами эмоционально-речевой организации»

 

 

 

Подготовила музыкальный руководитель

ЧЕБОДАЕВА ЮЛИЯ КОНСТАНТИНОВНА.

 

 

 

 

 

 

 

2018-2019 учебный год.

Одним из главных условий реализации художественно-эстетического развития является создание оптимальной среды для формирования у детей социально-нормативных характеристик, через активное задействование ведущего вида деятельности – игры. С уверенностью можно сказать, что музыкальное творчество детей в форме игры – прямой путь вовлечения их в музыку, активный способ познания закономерностей музыкального языка, эффективный метод формирования комплекса музыкальности в целом.

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. Ранее выявление подобных проблем позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка. Ни кому не секрет, что исследования головного мозга и психического развития детей, доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи.

Работа в соответствии с ФГОСами подразумевает строить образовательный процесс с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Планируемые результат художественно-творческой деятельности характеризуют качества ребёнка: любознательный, активный, отзывчивый, владеющий средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный решать творческие задачи, имеющий первичные представления о мире и природе, о себе.

Деятельность детей в процессе музыкально-творческого воспитания должна быть построена с учётом принципа интеграции (объединения слова, музыки и движения).

Одним из компонентов развития детского творчества является ритм.

Ритм – неотъемлимая часть не только музыки, но и жизни вообще. Ритм рассматривается как один из основных элементов выразительности мелодии, выражающийся в закономерном чередовании звуков различной длительности. Чтобы лучше ощутить ритмические отношения, детям необходимо «пропустить» их через себя. (Приходя в детский сад они включаются в ритм – режим дня. И если этот ритм соблюдается, то ребёнок чувствует себя спокойнее, увереннее.)

С первых музыкальных занятий у детей закладываются основы ощущений речевых и музыкальных сигналов, ритмических импульсов и ритмических реакций, ощущение акцентов, слабых и сильных долей. Метроритмическая единица – доля, соответствует шагу (марш, ходьба), взмаху руки, повороту головы, наклону корпуса (физические упражнения используемые на утренней гимнастике, физкультурных занятиях).

- вырабатывается размеренность темпа движения;

- внутренний ритм, возникающий на основе представления, стимулирующий

двигательную реакцию;

- звуковой ритм музыкальных произведений, воспринимаемый органами слуха;

- зрительный ритм, воспринимаемый органами зрения, имеет воплощение в пространстве

и на плоскости.

Ритмические упражнения являются основой деятельности и позволяют развивать познавательную активность детей, творческую самостоятельность. Ритм объединяет все компоненты интегративной деятельности, к которым относятся речевые игры. Главным центром речевых игр является слово как естественный носитель определённого ритма, подкреплённого эмоциональным воздействием содержания. Тексты в речевых упражнениях выполняют поддерживающую и обучающую функцию, помогая прояснить и интуитивно осознать выразительные средства. В речевых упражнениях восприятие стиха происходит через – зрение, слух, ощущения. Ребёнок выполняет сразу несколько дел: выполняет игровые движения, палочками, пальцами или руками, проговаривает текст, используя при этом различные интонации голоса, координирует свои движения, организует свои действия с действиями партнёра по игре, при этом развивает коммуникативные навыки. Вот сколько педагогических задач решается в одной маленькой речевой игре.

 

Речевая игра «Зайчик».

Для детей старшей группы.

 

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять.

 

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф, паф!

Не попал.

 

Серый зайчик ускакал.

Пять ударов в барабан.

Произвольная игра на металлофоне, имитирующая прыжки зайчика.

Удары в бубен с увеличением темпа и динамики.

Два громких удара в бубен.

Указательным пальцем покачивают из стороны в сторону.

Произвольная игра на металлофоне имитирующая «зайчик убегает».

 

Речевая игра « Снежинки»

Для детей младшей группы.

 

Снежинки кружатся,

кружатся, кружатся,

На землю ложатся,

ложатся, ложатся,

Из них вырастут

большие сугробы.

Спать до весны в них

снежинки готовы.

дети ритмично кружатся.

 

плавно опускают ладони.

 

поднимают руки вверх.

 

приседают, руки кладут под щёку.

 

К речевым играм относятся так же широко применяемые в практике пальчиковые игры. О значимости и актуальности использования этих упражнений в дошкольной педагогике сказано немало. Все знают о положительном влиянии пальчиковой гимнастики на развитие речи, памяти, внимания.

Основными задачами пальчиковых игр:

Выполнение

упраж

нений и р

итмиче

ских движений

пальцами индуктивно приводит у возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Пальчиковые игры положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. В игре малыш учится подражать, а для подражания просто необходимо внимательно слушать и ясно понимать смысл того, о чём говорит взрослый. Тем самым происходит речевая активация, расширяется словарный запас.

Пальчиковые игры требуют о ребёнка довольно высокого уровня концентрации внимания на происходящее, тем самым ребёнок учится фокусировать, удерживать и правильно распределять внимание.

При выполнении упражнений ребёнок использует сложные последовательности движений, положений рук и слова, что благотворно влияет на развитие памяти.

Пальчиковая гимнастика развивает и укрепляет мышцы кистей и пальцев рук, они приобретают гибкость и подвижность, что является необходимым условием при подготовке руки ребёнка к письму.

Пальчиковые игры дают ребёнку ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счёте сформировать схему тела.

Т.о., используя речевые и пальчиковые игры в процессе музыкальной деятельности с детьми, работа ведётся в трёх направлениях:

- произнесение звуков (а значит и распознавание их в речи)

- движение (а значит моторика звука)

- инсценирование (то есть слышание и образное представлениевсего звучащего)

В период подготовки ребёнка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук. Многие исследования позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать ещё одной речевой областью мозга.

 

Примеры пальчиковых игр.

 

«ДОМ»

 

На опушке дом стоит,

На дверях замок висит,

За дверями стоит стол,

Вокруг дома частокол.

 

- Тук, тук, тук, дверь открой!

- Заходите, я не слой!

сложить ладони «домиком» над головой;

сомкнуть ладони в «замок»;

накрыть правой ладонью кулачок левой руки;

ладони поставить вертикально перед собой, пальцы растопырить;

постучать кулачком по ладони;

распахнуть руки в стороны.

 

«БОРОВИКИ»

 

В тёмном лесу

Стоят дубки.

Там растут боровики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пойдём их собирать.

поднять руки над головой, пальцы растопырить;

соединить руки над головой;

накрыть правой ладонью кулачок левой рукой;

ритмичные хлопки;

сложить ладони в «корзиночку».

 

«РАКЕТА»

 

Раз, два – стоит ракета,

 

Три, четыре – самолёт.

Раз, два – хлоп в ладоши,

Три, четыре – ножкой топ.

сжать кулачки, ритмично поднимать и опускать большие пальцы;

ритмично сжимать и разжимать кулачки;

хлопать в ладоши;

топать ногами.

 

Следующий компонент интегративной деятельности звучащие жесты. Термин «звучащие жесты» принадлежит соратнице Карла Орфа Гунильд Кетман. Звучащие жесты – это игра звуками своего тела. Звуки жестов возникают при ударах, шлепках, притопах, щелчках по своему телу. Звучащие жесты в соответствии с речью и движениями (темброво-ритмическое развитие), используется для сопровождения текстов, что вносит элемент движения, необходимый для ощущения ритма в музыке. Темброво-ритмическое воспитание на основе звучащих жестов позволяет создавать аккомпанементы, сопровождение к музыке, целые композиции. Игра с жестами представляет собой способ ритмической регуляции дикции, способствует плавному гармоничному слиянию ритма речи с акцентированными долями тактов. Её можно рассматривать как предварительную работу в процессе подготовки к игре на музыкальном инструменте.

Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы, щелчки пальцами и др. Для каждого из звучащих жестов существуют варианты исполнения. Хлопки: звонкие – всей ладонь, тихие – согнутыми ладонями, удары верхними частями кистей, удары одним или несколькими пальцами по нижней части ладони. Помимо этого, для воспроизведения тихих шелестящих звуков можно использовать потирание ладонями, верхними частями кистей, фалангами согнутых пальцев, ногтями. Притопы: всей стопой, пяткой, носком. Шлепки: по коленям, по груди, по бокам. Щелчки: пальцами в воздухе, по коленям, по натянутым щёчкам.

Со временем звучащие жесты принято «переносить» на инструменты. Обычно за каждым «природным» тембром условно закрепляется какой-либо инструмент, например, щелчки пальцами – пальчиковые тарелочки,, треугольник; хлопки – деревянные шумовые; шлепки по бёдрам – ручные барабаны или металлофон; притопы – большие барабаны и басовые инструменты. В игре одни дети исполняют ритм в звучащих жестах, другие тут же воспроизводят его на условленных инструментах.

Основные задачи упражнений со звучащими жестами:

Дать понятие детям о первом инструменте - о человеческом теле;

Учить детей находить и узнавать природные инструменты своего тела;

Развивать у детей внимание и координацию движений;

Развивать детей озвучивать тексты звучащими жестами;

Учить детей создавать ритмические модели из звучащих жестов;

Научить «переносить» звучащие жесты на музыкальные инструменты.

 

 

Примеры упражнений со звучащими жестами.

 

«ЁЖИК И БЫЧОК»

 

Встретил ёжика бычок

 

И лизнул его в бочок.

 

А лизнув его в бочок

 

Уколол свой язычок.

Поочерёдно шлепки правой рукой

по коленям (себе - соседу)

Поочерёдно шлепки левой рукой

по коленям (себе – соседу).

Притопы.

 

Пальчиками по коленям.

 

 

«СКОК – СКОК – ПОСКОК»

 

Скок, скок, поскок

 

Сколочу мосток.

 

Серебром замощу

 

Всех ребят пущу.

Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.

 

Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.

 

Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.

 

Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.

 

 

 

«ЕДЕТ, ЕДЕТ ПАРОВОЗ»

 

Едет, едет паровоз

Две трубы и сто колёс.

Две трубы, сто колёс,

Машинистом рыжий пёс.

Две трубы, сто колёс,

Машинистом рыжий пёс.

Поочерёдно притопы ногами, 3 шлепка по коленям.

Поочерёдно притопы ногами, 3 шлепка по коленям.

2 шлепка – хлопок, 2 шлепка – хлопок.

Поочерёдно притопы, 3 шлепка по коленям.

2 шлепка – хлопок, 2 шлепка – хлопок.

Поочерёдно притопы, 3 шлепка по коленям.

 

Так можно взять любое стихотворение, любую песенку и вместе, проявив фантазию можно придумать сопровождение.

 

 

 

Следующий компонент интегративной деятельности – игры с палочками является подготовительным этапом в игре на музыкальных инструментах. Палочки являются первым музыкальным инструментом, с помощью которого дети передают ритм. Палочки изготавливаются из «поющего» дерева: бука или дуба. Длина палочек – 15 см., диаметр – 1,5 -2 см.

Ритмичные удары палочками подготавливают ребёнка к умению чувствовать метр и ритм музыки. Манипулируя палочками, ребёнок изобретает способ игры, прислушивается к различному звучанию.

Основные задачи игр с палочками:

Учить детей манипулировать палочками, развивать координацию рук;

Учить детей реагировать на смену движений по показу ведущего;

Учить детей находить различные приёмы звукоизвлечения на палочках;

Учить детей ритмично передавать метр и ритм стиха;

Развивать у детей ритмический слух, память, реакцию, наблюдательность;

Способствовать развитию творческой активности у детей в изобретении ритмовна элементарных деревянных инструментах.

 

 

 

 

 

Вот самые используемые приёмы игры на палочках:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРЫ ИГР С ПАЛОЧКАМИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В последние годы возникает интерес к развитию детской одарённости. Мировая педагогика доказывает, что развитие одарённости детей необходимо начинать на материале искусства и всевозможных детских игр. Учёные считают, что одарённость необходимо связать с особенностями собственно творческой детельности, проявлением творчества. Речевое развитие дошкольников становится актуальным не только в области коррекционной деятельности, но и средствами раннего выявления и развития детской одарённости. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому речевые, пальчиковые игры и игры с палочками благотворно сказываются на развитие речи, интеллекта, целостного и гармоничного развития личности ребёнка.

 

 

 

 

 

Используемая литература:

Музыкальные пальчиковые игры / Е.А.Поддубная. – Изд. 5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 39 с. – (школа развития).

Палочки-стукалочки и весёлые пальчики : учеьно-методическое пособие / И.Г.Галянт. – Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. Пед. Уе-та, 2013.-83 с.

Т.Э. Тютюнникова «Учись творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» М.2009.- 32с.

Т.Э. Тютюнникова

Бим – БАМ – бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. Игры звуками: Учебно-методическое пособие.: СПб.: ЛОИРО, 2003. – 100с.

Т.Э.Тютюнникова «Доноткино. часть 2 Квадратный апельсин» : СПб.: ЛОИРО, 2003. – 90с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×