Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Творчество А. П. Бородина | Сычева Валентина Юрьевна. Работа №209135

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Сычева Валентина Юрьевна
Наиболее полно Игорь представляет перед  нами в большой, развернутой арии второго акта, где композитор, следуя традициям Глинки, в ярких музыкальных темах выражает характер Князя Игоря.

Образ князя Игоря.

Князь Игорь и его жена Ярославна – центральные фигуры оперы Бородина – тесно связаны с русским народом. Объединяет их общее дело – защита родной земли от врага.

Игорь – прирожденный воин и полководец, цельная, могучая натура. Подчеркивая его воинскую отвагу и мужество, душевное благородство и верность долгу, Бородин создает героический образ.

С этой стороны Игорь показан уже при первом появлении в опере (пролог, обращение к войску) и особенно – в коротком, решительном ариозо после затмения. Самостоятельной тематической характеристики Игоря здесь еще нет, но некоторые основные его качества уже обрисованы в музыке. Фразы Игоря близки мелодическим оборотам хора «Слава». Такая интонационная близость с самого начала характеризует тесную связь Игоря с народом.

В сцене затмения в минуты общей растерянности и смятения отчетливо проявляются выдающиеся качества Игоря – его непоколебимая воля к борьбе и твердость духа, порожденная уверенностью в правоте своего дела. Едва кончается затмение, как он вновь обращается к окружающим и в ответ на их уговоры воздержаться от похода призывает бесстрашно выступить против врага. Здесь интонации Игоря, становясь еще решительнее, приобретают в то же время большую распевность. Впервые появляются характерные для него трихордовые попевки, одновременно и певучие и энергичные, полные активного движения.

В прологе же, в сцене прощания с Ярославной приоткрываются иные черты характера князя: Бородин наделяет его отзывчивой и щедрой на чувства душой, рисует как любящего, верного супруга.

Наиболее полно Игорь предстает перед нами в большой, развернутой арии второго акта – «музыкальном портрете», где композитор, следуя традициям Глинки, в ярких музыкальных темах, концентрированно выражает все существенное в характере действующего лица. Князь Игорь в плену. Правда он живет не как пленник, он пользуется известной свободой и уважением половцев. Но ничто не мило князю. Скорбные размышления и думы о Родине не покидают его.

Ария построена в трехчастной форме с речитативными вступлением и заключением. Все ее разделы тесно спаяны между собой и переходят один в другой плавно, почти неразличимо.

Начальные фразы оркестра вводят в настроение сосредоточенного, глубокого раздумья. Плавно расходятся голоса, и спускается по ступеням бас – словно развертываются, подобно свитку, мысли Игоря. То же раздумье, наполненное мучительной тоской, выражено в речитативных фразах вступления. Каждая из них (кроме последней) завершается печально ниспадающей концовкой. Господствуют минорные тональности — си-бемоль минор, ля-бемоль минор.

 

Однако настроение мрачного уныния не является основным у Игоря. Воспоминание о битве («И бранной славы пир веселый») пробуждает в его душе порыв к борьбе и свободе. Здесь начинается первый раздел арии, в свою очередь также трехчастный. В начале и в конце его («О дайте, дайте мне свободу») звучит основная тема всей арии — в маршевом ритме, мужественная, волевая, патетически приподнятая. В ней нетрудно узнать те же «богатырские» квартовые (трихордовые) попевки, которые характеризовали Игоря-полководца в прологе (в обращении к народу после затмения), а затем вошли в партию Ярославны. Здесь они звучат более взволнованно, патетически.

 

Середина первого раздела («Погибло все») является самым драматичным эпизодом во всей арии. Возгласы отчаяния («Плен, постыдный плен»), сопровождаемые остро диссонантными аккордами и бурными раскатами в оркестре, передают всю глубину душевной боли.

 

думы о родине естественно приводят Игоря к светлой мысли о Ярославне и второй, центральный раздел арии составляет обращение князя к жене. Тема стремления к свободе, звучащая в оркестре, непосредственно вводит в тему любви к Ярославне («Ты одна, голубка-лада»), и та начинается сразу с квартсекстаккорда I ступени как кульминации предшествующего развития.

 

Проникновенная, необычайно теплая лирическая мелодия второго раздела отличается устойчивостью, светлым колоритом и мягкой певучестью. Она соткана из русских народно-песенных интонаций. Характерна для русской песни и встречающаяся здесь ритмическая фигура ___________ . Она же лежит в основе поступенно нисходящих мелодических фраз оркестрового отыгрыша между двумя проведениями темы. Таким образом, Игорь показан в единстве патриотических и лирических чувств. Он стоек, благороден, возвышен в любви и к Родине и к Ярославне.

 

Контраст между мечтами Игоря и его бедственным положением наиболее ярко и резко очерчен в третьем разделе. Этот раздел начинается сразу повторением наиболее драматичного эпизода душевных терзаний («Ужели день за днем»). Но зато и проходящая вновь тема стремления к свободе звучит здесь с наибольшей страстностью и воодушевлением, на тон выше, чем раньше, и начинается теперь энергичным квартовым призывом.

 

Ария заканчивается повторением речитативного вступления и кодой («Ох, тяжко»), где еще острее переданы душевные страдания Игоря, вызванные сознанием своего бессилия. Вновь появляются аккорды и раскаты в басу из середины первого раздела, и на них накладываются разорванные на отдельные слова бессильно никнущие фразы Игоря. Использование характерного оборота фригийского лада (появление до-бемоль при тонике си-бемоль) усиливает мрачную окраску коды.

 

Таким образом, эпизоды, воплощающие тягостные переживания Игоря, обрамляют всю арию. Но ее «сердцевину», ее ядро, где находит выражение самая сущность образа Игоря, составляют разделы, посвященные патриотизму князя и его верной любви. Подчеркивая остроту и непримиримость противоречия между благородными героическими устремлениями Игоря и его нынешним бедственным положением, Бородин тем самым создает предпосылки для дальнейшего развития действия. Мы верим — Игорь неизбежно должен будет встать на путь борьбы, чтобы искупить свой позор и спасти Русь от недруга.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×